"В чем счастье?"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Сравнительный анализ жизни и творчества Л.Н.Толстого и чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_chem_schaste.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе на тему «В чем счастье?»
(Сравнительный анализ жизни и творчества Л.Н.Толстого и чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева)
1. Самоопределение к деятельности.
Я рада приветствовать вас сегодня на уроке литературного чтения. Давайте вместе прочитаем стихотворение на слайде.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Будь это стих или рассказ,
Мы учим их, они учат нас.
Литературное чтение, действительно, прекрасный урок и из строк литературных произведений мы постараемся извлечь много полезного.
2.. Определение темы и цели урока.
Ребята, перед вами ребус. Угадайте его.
Отгадка - СЧАСТЬЕ
Ваши ассоциации со словом «счастье». ( Что вы подразумеваете, когда слышите слово «счастье»?)
На доске рисую кластер «счастье»
Попробуйте сформулировать тему урока в соответствии с угаданным словом и вашими ассоциациями.
Тема урока «В чем счастье?»
Значит, что мы должны сделать на уроке исходя из его темы.
- Мы должны ответить на вопрос.
Поскольку, у нас урок литературного чтения мы через литературные произведения попробуем ответить на этот вопрос.
3. Актуализация знаний.
Вашему вниманию я предлагаю отрывки из произведений. Ваша задача по заданному отрывку угадать его название и автора. Работаем в парах.
Есть у нас большой красный петух. Каждый раз ровно в полдень взлетает он на телегу и громко поет: «Кука-ре-ку-у!» Голос у него прям заслушаешься, хвост –загляденье, колесом. Гребешок у петуха большой, ноги мохнатые и, шпоры длиннющие.
А ваш петух каков?
Название произведения________________
Автор_______________________
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Название произведения________________
Автор_______________________
Давайте проверим, что у вас получилось.
Дети зачитывают отрывки, названия произведений и называют автора.
Что вы знаете о Л.Н.Толстом? Какие произведения Л.Толстого вы читали?
( Я вывешиваю портрет Толстого Л.Н.)
А что вам известно об И.Я.Яковлеве?
(Вывешиваю портрет И.Я.Яковлева)
Как вы думаете, что у них общего?
Вот несколько книг, где собраны их произведения для детей. В библиотеке вы можете взять эти книги и почитать.
4. Работа над раскрытием темы.
Итак, ребята, сегодня на уроке попробуем раскрыть секрет счастья Льва Толстого и Ивана Яковлевича Яковлева через их биографии и некоторые произведения.
И сейчас мы поиграем в игру «Биографическое лото».
Вам знакома игра «лото»?
- Лото- игра на особых картах с номерами, которые закрываются фишками или картинками.
Что значит «биографическое»?
Давайте познакомимся с правилами игры: перед вами таблица, изучим ее. Прочитайте верхнюю строку таблицы, первый столбец. Все ли здесь понятно? Как понимаете словосочетание «педагогическая и просветительская деятельность».
Теперь я вам раздаю карточки, вы их внимательно и вдумчиво читаете и заполняете таблицу этими карточками. Время на выполнение задания – 3 минуты.
Работа в группах.
Л.Н.Толстой | И.Я.Яковлев | |
Годы жизни | 1828-1910 | 1848-1930 |
Рождение | Родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По своему происхождению принадлежал к знаменитому роду. | Родился 25 апреля 1848 года в селе Кошки-НовотимбаевоТетюшского района Республики Татрстан. |
Воспитание | Мама умерла, когда ему было 1,5 (полтора) года, а отец через 7 лет. Воспитывала детей дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. | Отец умер до рождения сына, матери не стало на третий день после его появления на свет. Мальчика воспитывали соседи. |
Педагогическая и просветительская деятельность | Он был богат, но не отворачивался от бедных крестьянских ребятишек. И когда ему исполнилось 22 года, решил открыть в своем имении школу для бедных необразованных детей. Он объявил, что школа бесплатная. Помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей написал рассказы, басни, сказки и поместил их в одну большую книгу «Азбуку».(18…) | Поступил он в гимназию и после долгих размышлений 28 октября 1868 года открыл в Симбирске чувашскую школу. На тот момент ему было 20 лет. В 1871 году им была создана новая чувашская письменность. Издается «Букварь» (19..). Он не только создал чувашскую письменность и литературный язык, но и был писателем, выдающимся мыслителем, переводчиком, издавал книги и распространял их. Им открыто 400 школ в разных селениях с преподаванием на родном языке. |
Произведения для детей | Филипок. Птичка. Косточка. Лев и собачка. Акула. Прыжок. Лгун. Девочка и грибы. Два товарища. Дойная корова. Ворон и лисица. | Петух. Сармандей. Кнут. Калач. Пустая обида. Мое раскаяние. Лгун. Ворона и лисица. Мышь. Дойная корова. Хведер. |
Отношение к труду | Все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Считал, что всякий труд полезен и нужен. | Пас лошадей, бороновал поле, жал рожь. |
- Ребята, давайте проверим, что у нас получилось.
- Сосчитайте, сколько лет жили Толстой и Яковлев?
- Что можете сказать об их воспитании?
- Что интересного узнали из раздела «педагогическая и просветительская деятельность»?
- Как они относились к труду?
- Вы обратили внимание, что названия некоторых произведений совпадают. Как вы думаете, почему?
Дети проговаривают.
А теперь, переверните карточки. У вас должны получиться 2 сюжетные картинки из произведений Толстого и Яковлева, с которыми мы сегодня познакомимся.
Но прежде после такой кропотливой и серьезной работы давайте отдохнем. Встали все.
Физкультминутка для глаз. Следим глазами за солнышком.
5. Физкультминутка для глаз.
(Я во время физкультминутки раздаю листы с произведениями)
6. Дальнейшая работа над темой.
Ребята, пред вами басня Льва Толстого «Садовник и сыновья». Я предлагаю вам послушать аудиозапись, вы можете следить по вашим листам. Ваша задача – внимательно слушать басню.
А) Прослушивание аудиозаписи басни Толстого «Садовник и сыновья» с последующим обсуждением.
- О ком шла речь в басне Толстого?
-Кто такой садовник?
- Почему садовник оставил сыновьям такое напутствие?
-Как вы думаете, какова главная мысль басни?
- Какая из данных пословиц отражает главную мысль басни?
- Работай до поту, так и поешь в охоту.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Счастье не в богатстве, а в труде.
- Где охота и труд, там поля цветут.
А теперь познакомимся с рассказом И.Я.Яковлева «Калач». Читать будем по цепочке.
Б) Чтение и обсуждение рассказа И.Я.Яковлева «Калач»
1) чтение цепочкой
2) – Кто главные герои рассказа?
-Что такое калач?
- В какой русской пословице вы встречали это слово?
-Почему рассказ назван именно так?
-В каком предложении заключена главная мысль рассказа.
- Какая пословица подходит к данному рассказу?
- Что общего в этих произведениях?
Д. Главные герои – отец и сыновья; отец и сын. Главная мысль похожа.
-Как вы думаете, главные герои произведений стали счастливыми?
-Что принесло им счастье?
- Значит, в чем счастье?
Д. Счастье в труде.
-Давайте, еще раз вернемся к И.Я.Яковлеву и Л.Н.Толстому и узнаем, что они говорили о труде.
Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится.
Л.Н.Толстой
Верьте в силу мирного труда и любите его.
И.Я.Яковлев
- Итак, какая была тема урока?
- Мы ответили на вопрос?
(Значит мы с вами раскрыли тему урока).
6. Задание на дом.
Теперь перейдем к домашнему заданию. Перед вами известная вам русская поговорка, читаем ее хором.
Домашнее задание на ваш выбор.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Придумайте свою историю, в которой главной мыслью были бы слова из этой поговорки.
- Нарисуйте сюжетную картинку, иллюстрирующую поговорку.
- Подберите 5 пословиц на чувашском языке, близкие по смыслу данной поговорке.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия
Вернемся к стихотворению, с которого начали урок.
-Что полезного было в рассказах?
-Чему они нас научили?
Соберите слово из названий произведений Л.Толстого и И.Яковлева, которое будет ключевым для оценки вашего труда на уроке.
- Мышь.
- Мое раскаяние.
- Калач.
- Пустая обида.
- Два товарища.
- Отец и сыновья.
- Садовник и сыновья.
Ключевое слово – «МОЛОДЦЫ»
Ребята, вы все молодцы. Очень хорошо поработали. Спасибо за урок.
-На память о сегодняшнем уроке хочу подарить вашему классу завещание И.Я.Яковлева детям. Думаю, что вы будете руководствоваться в своей жизни этим завещанием.
И книгу Л.Толстого, в рассказах которого вы будете искать и находить ответы на многие жизненные вопросы.
А каждому из вас я дарю ручки. Пишите красиво, трудитесь много. И поверьте мне, вы тоже будете счастливы.