Игра «Литературное лото» на тему «Стихи русского поэта XIX века А.А. Фета»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Князева Надежда Ивановна

Мероприятие способствует развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции,  в увлекательной игровой форме закрепляются знания по литературному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Игра «Литературное лото»

НА ТЕМУ «СТИХИ РУССКОГО ПОЭТА XIX ВЕКА  А.А. ФЕТА»                    

Методическая разработка

Князевой Надежды Ивановны

учителя начальных классов  

                                                                         

Игра «Литературное лото» – для учащихся начальных классов.

 Правила данной игры несколько отличаются от правил игры в обычное лото.

Правила игры:

1.Участвуют две команды (можно больше).

2.На груди каждого игрока его порядковый номер.

3. Число игроков каждой команды должно совпадать с числом заданий и числом клеток на игровом  поле.

4. Ведущий достаёт из мешочка бочонок и называет число.

5. Игрок с названным номером (по одному из каждой команды) подходит к ведущему и выполняет задание, помещённое в конверт с тем же номером.

6. Если игрок правильно ответил на вопрос сам (без помощи команды), он получает  2 очка (число на игровом поле закрывается фишкой красного цвета).

7. Если игрок правильно ответил на вопрос   с помощью команды, он получает  1 очко (число на игровом поле закрывается фишкой оранжевого цвета).

8. Если игрок неверно выполнил задание, он получает  0 баллов  (число на игровом поле закрывается фишкой жёлтого цвета).

(Пример. Ведущий достал из мешочка бочонок с числом 5.Из каждой команды выходят игроки с номером 5 и выполняют задание из конверта № 5. После того, как задание выполнено, оно проверяется ведущим, оценивается, а на игровом поле закрывается клетка с соответствующим числом  5 фишкой того или иного цвета.

9. Игра заканчивается, когда закрыты все клетки игрового поля.

10. Итоги подводятся подсчётом набранных баллов.

Реквизит:

1.Игровое поле (по количеству команд), которое чертится на доске или крепится на ней.

2. Фишки красного, оранжевого, жёлтого цвета (вырезаны из цветной бумаги).

3. Конверты с заданиями.

4. Номерок для каждого игрока.

5. Мешочек с бочонками (от обычного лото).

6. Бумага, фломастеры, ручки.

7.Компьютер.

Ход игры.

Вначале ведущий знакомит учащихся с правилами игры. (Правила игры даны выше.)

Ведущий. Начинаем играть в литературное лото.

Задания в нашей игре будут связаны с  творчеством известного поэта 19 века. Выполнив первое задание, вы узнаете, о ком пойдёт речь.

        Задания в конвертах.

Задание №1

Зачеркните буквы, обозначающие непарные согласные (сонорные) и гласные, состоящие из одного звука. Из оставшихся букв сложите фамилию известного поэта.

Ы

М

О

Й

Н

Е

А

Ф

Л

Т

Р

У

  Ответ. Известный поэт  19 века  – это Афанасий Афанасьевич  Фет.

Задание №2

Соедините имя поэта и название стихотворения, которое он написал.

«Осенняя радость»        

«Ласточки пропали…»         

«Нивы сжаты, рощи голы…»        

«Перед дождём»        

«Листья»                                                                        А.А. Фет

«Уж небо осенью дышало…»        

«Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»

         

Задание №3

Здесь даны  яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Соедините имя автора и строки, которые ему принадлежат.

«Весь день стоит как бы хрустальный»

«Кисти ярко-красные вянущих рябин»

«И отдалённые седой зимы угрозы»

«Скоро осень проснётся        А.А. Фет

И заплачет спросонья»

«Ночью ветер злится

Да стучит в окно»

«Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес»

Задание №4

    Листопад засыпал листьями слова в некоторых строчках из стихотворений. Найдите строчки из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета. Откройте их, вспомните пропущенные строки.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но ❧❧ пора…     (Дивная. Ф.И. Тютчев)

_______________________________

Уже ❧❧  осень клёны,

А ельник зелен и тернист;

Осинник жёлтый бьёт тревогу;

Осыпался с берёзы лист. (Румянит. А.Н. Майков)

________________________________

Осень. Обсыпается весь наш  ❧❧  сад.

Листья пожелтелые по ветру летят…  (Бедный. А.К. Толстой)

________________________________

И ❧❧  солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.  (Редкий. А.С. Пушкин)

_______________________________

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В ❧❧ уборе.   (Разноцветном. К.Д. Бальмонт)

_______________________________

С вечера всё спится,

На дворе темно,

Лист ❧❧  валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.  (Сухой. А.А. Фет)

________________________________

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце ❧❧ скатилось.  (Тихое. С.А. Есенин)

Задание №5

О каком времени года говорится в стихотворении А.А. Фета «Чудная картина».

 Ответ. В стихотворении А.А. Фета говорится о зиме.

Задание №6

Вставьте правильно буквы.

А.А.Фет

 «Кот поет, глаза прищуря…»

Кот п_ет, гл_за прищ_ря,

Мальчик дремлет на к_вре,

На дв_ре играет буря,

Ветер свищет-на дв_ре.

«Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощ_ться,

Да и спать себе ступай».

Мальчик встал. А кот гл_зами

Пов_дил и всё п_ет;

В _кна сне_  валит кл_ками,

Буря свищет у ворот.

Задание №7

  Посмотрите видео ролик. (Можно использовать наушники.) Объясните значение данных слов: тороватый, убрал, салазки.

А.А.Фет 

 «Мама! глянь-ка из окошка»

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,

Ответ. Тороватый – щедрый. Убрал – украсил, придал нарядный вид. Салазки – санки.

Задание №8 (Можно использовать наушники.)

     Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности  и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом».

Прочитайте одно из данных стихотворений  выразительно.

А.А.Фет 

 ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.

 * * *

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

Подведение итогов.

Награждение

Литература  и  интернет ресурсы:

  1. Газета «ПедСовет» №6 2002 г.
  2. Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. М.ВАКО, 2012 г.
  3. http://doc4web.ru/literatura/okritiy-urok-po-literaturnomu-chteniyu-v-klasse-tema-chudesnie-o.html
  4. http://rupoem.ru/fet/ya-prishel-k.aspx
  5. http://rupoem.ru/fet/esche-svetlo-pered.aspx
  6. http://www.youtube.com/watch?v=aInitnaa_vw

        



Предварительный просмотр:

 

Игра «Литературное лото»

НА ТЕМУ «СТИХИ РУССКОГО ПОЭТА XIX ВЕКА  А.А. ФЕТА»                    

Методическая разработка

Князевой Надежды Ивановны

учителя начальных классов  

                                                                         

Игра «Литературное лото» – для учащихся начальных классов.

 Правила данной игры несколько отличаются от правил игры в обычное лото.

Правила игры:

1.Участвуют две команды (можно больше).

2.На груди каждого игрока его порядковый номер.

3. Число игроков каждой команды должно совпадать с числом заданий и числом клеток на игровом  поле.

4. Ведущий достаёт из мешочка бочонок и называет число.

5. Игрок с названным номером (по одному из каждой команды) подходит к ведущему и выполняет задание, помещённое в конверт с тем же номером.

6. Если игрок правильно ответил на вопрос сам (без помощи команды), он получает  2 очка (число на игровом поле закрывается фишкой красного цвета).

7. Если игрок правильно ответил на вопрос   с помощью команды, он получает  1 очко (число на игровом поле закрывается фишкой оранжевого цвета).

8. Если игрок неверно выполнил задание, он получает  0 баллов  (число на игровом поле закрывается фишкой жёлтого цвета).

(Пример. Ведущий достал из мешочка бочонок с числом 5.Из каждой команды выходят игроки с номером 5 и выполняют задание из конверта № 5. После того, как задание выполнено, оно проверяется ведущим, оценивается, а на игровом поле закрывается клетка с соответствующим числом  5 фишкой того или иного цвета.

9. Игра заканчивается, когда закрыты все клетки игрового поля.

10. Итоги подводятся подсчётом набранных баллов.

Реквизит:

1.Игровое поле (по количеству команд), которое чертится на доске или крепится на ней.

2. Фишки красного, оранжевого, жёлтого цвета (вырезаны из цветной бумаги).

3. Конверты с заданиями.

4. Номерок для каждого игрока.

5. Мешочек с бочонками (от обычного лото).

6. Бумага, фломастеры, ручки.

7.Компьютер.

Ход игры.

Вначале ведущий знакомит учащихся с правилами игры. (Правила игры даны выше.)

Ведущий. Начинаем играть в литературное лото.

Задания в нашей игре будут связаны с  творчеством известного поэта 19 века. Выполнив первое задание, вы узнаете, о ком пойдёт речь.

        Задания в конвертах.

Задание №1

Зачеркните буквы, обозначающие непарные согласные (сонорные) и гласные, состоящие из одного звука. Из оставшихся букв сложите фамилию известного поэта.

Ы

М

О

Й

Н

Е

А

Ф

Л

Т

Р

У

  Ответ. Известный поэт  19 века  – это Афанасий Афанасьевич  Фет.

Задание №2

Соедините имя поэта и название стихотворения, которое он написал.

«Осенняя радость»        

«Ласточки пропали…»         

«Нивы сжаты, рощи голы…»        

«Перед дождём»        

«Листья»                                                                        А.А. Фет

«Уж небо осенью дышало…»        

«Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»

         

Задание №3

Здесь даны  яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Соедините имя автора и строки, которые ему принадлежат.

«Весь день стоит как бы хрустальный»

«Кисти ярко-красные вянущих рябин»

«И отдалённые седой зимы угрозы»

«Скоро осень проснётся        А.А. Фет

И заплачет спросонья»

«Ночью ветер злится

Да стучит в окно»

«Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес»

Задание №4

    Листопад засыпал листьями слова в некоторых строчках из стихотворений. Найдите строчки из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета. Откройте их, вспомните пропущенные строки.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но ❧❧ пора…     (Дивная. Ф.И. Тютчев)

_______________________________

Уже ❧❧  осень клёны,

А ельник зелен и тернист;

Осинник жёлтый бьёт тревогу;

Осыпался с берёзы лист. (Румянит. А.Н. Майков)

________________________________

Осень. Обсыпается весь наш  ❧❧  сад.

Листья пожелтелые по ветру летят…  (Бедный. А.К. Толстой)

________________________________

И ❧❧  солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.  (Редкий. А.С. Пушкин)

_______________________________

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В ❧❧ уборе.   (Разноцветном. К.Д. Бальмонт)

_______________________________

С вечера всё спится,

На дворе темно,

Лист ❧❧  валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.  (Сухой. А.А. Фет)

________________________________

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце ❧❧ скатилось.  (Тихое. С.А. Есенин)

Задание №5

О каком времени года говорится в стихотворении А.А. Фета «Чудная картина».

 Ответ. В стихотворении А.А. Фета говорится о зиме.

Задание №6

Вставьте правильно буквы.

А.А.Фет

 «Кот поет, глаза прищуря…»

Кот п_ет, гл_за прищ_ря,

Мальчик дремлет на к_вре,

На дв_ре играет буря,

Ветер свищет-на дв_ре.

«Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощ_ться,

Да и спать себе ступай».

Мальчик встал. А кот гл_зами

Пов_дил и всё п_ет;

В _кна сне_  валит кл_ками,

Буря свищет у ворот.

Задание №7

  Посмотрите видео ролик. (Можно использовать наушники.) Объясните значение данных слов: тороватый, убрал, салазки.

А.А.Фет 

 «Мама! глянь-ка из окошка»

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,

Ответ. Тороватый – щедрый. Убрал – украсил, придал нарядный вид. Салазки – санки.

Задание №8 (Можно использовать наушники.)

     Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности  и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом».

Прочитайте одно из данных стихотворений  выразительно.

А.А.Фет 

 ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.

 * * *

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

Подведение итогов.

Награждение

Литература  и  интернет ресурсы:

  1. Газета «ПедСовет» №6 2002 г.
  2. Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. М.ВАКО, 2012 г.
  3. http://doc4web.ru/literatura/okritiy-urok-po-literaturnomu-chteniyu-v-klasse-tema-chudesnie-o.html
  4. http://rupoem.ru/fet/ya-prishel-k.aspx
  5. http://rupoem.ru/fet/esche-svetlo-pered.aspx
  6. http://www.youtube.com/watch?v=aInitnaa_vw

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Презентация урока литературного чтения в форме игры "Литературное лото"

Игра проводится на уроке литературного чтения (урок закрепления и систематизации знаний).•Класс делится на команды (по 2-3 человека)•Учитель заранее готовит игровое поле и фишки (для каждой кома...

Конспект по литературному чтению по теме: "Стихи К.И.Чуковского".

Тема: Стихи К. И. Чуковского.Цели : формирование навыков выразительного чтения / послогового и целыми словами /,    познакомить уч-ся с...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"

На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"

На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание &ndash...

Урок литературного слушания по теме "Стихи о животных. А.Блок «Зайчик»"

УМК "Школа 21 века" Предмет: Литературное чтение . Класс:1 бУрок литературного слушания по теме "Стихи о животных. А.Блок «Зайчик»"...

Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией

Проект   урока   литературного   чтения   по  теме  "Стихи  Есенина  о  Родине"   с  презентацией.  На  уроке...