Игра «Литературное лото» на тему «Стихи русского поэта XIX века А.А. Фета»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Мероприятие способствует развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции, в увлекательной игровой форме закрепляются знания по литературному чтению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра «Литературное лото»
НА ТЕМУ «СТИХИ РУССКОГО ПОЭТА XIX ВЕКА А.А. ФЕТА»
Методическая разработка
Князевой Надежды Ивановны
учителя начальных классов
Игра «Литературное лото» – для учащихся начальных классов.
Правила данной игры несколько отличаются от правил игры в обычное лото.
Правила игры:
1.Участвуют две команды (можно больше).
2.На груди каждого игрока его порядковый номер.
3. Число игроков каждой команды должно совпадать с числом заданий и числом клеток на игровом поле.
4. Ведущий достаёт из мешочка бочонок и называет число.
5. Игрок с названным номером (по одному из каждой команды) подходит к ведущему и выполняет задание, помещённое в конверт с тем же номером.
6. Если игрок правильно ответил на вопрос сам (без помощи команды), он получает 2 очка (число на игровом поле закрывается фишкой красного цвета).
7. Если игрок правильно ответил на вопрос с помощью команды, он получает 1 очко (число на игровом поле закрывается фишкой оранжевого цвета).
8. Если игрок неверно выполнил задание, он получает 0 баллов (число на игровом поле закрывается фишкой жёлтого цвета).
(Пример. Ведущий достал из мешочка бочонок с числом 5.Из каждой команды выходят игроки с номером 5 и выполняют задание из конверта № 5. После того, как задание выполнено, оно проверяется ведущим, оценивается, а на игровом поле закрывается клетка с соответствующим числом 5 фишкой того или иного цвета.
9. Игра заканчивается, когда закрыты все клетки игрового поля.
10. Итоги подводятся подсчётом набранных баллов.
Реквизит:
1.Игровое поле (по количеству команд), которое чертится на доске или крепится на ней.
2. Фишки красного, оранжевого, жёлтого цвета (вырезаны из цветной бумаги).
3. Конверты с заданиями.
4. Номерок для каждого игрока.
5. Мешочек с бочонками (от обычного лото).
6. Бумага, фломастеры, ручки.
7.Компьютер.
Ход игры.
Вначале ведущий знакомит учащихся с правилами игры. (Правила игры даны выше.)
Ведущий. Начинаем играть в литературное лото.
Задания в нашей игре будут связаны с творчеством известного поэта 19 века. Выполнив первое задание, вы узнаете, о ком пойдёт речь.
Задания в конвертах.
Задание №1
Зачеркните буквы, обозначающие непарные согласные (сонорные) и гласные, состоящие из одного звука. Из оставшихся букв сложите фамилию известного поэта.
Ы | М | О |
Й | Н | Е |
А | Ф | Л |
Т | Р | У |
Ответ. Известный поэт 19 века – это Афанасий Афанасьевич Фет.
Задание №2
Соедините имя поэта и название стихотворения, которое он написал.
«Осенняя радость»
«Ласточки пропали…»↖
«Нивы сжаты, рощи голы…»
«Перед дождём»
«Листья» ↖А.А. Фет
«Уж небо осенью дышало…»
«Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»
Задание №3
Здесь даны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Соедините имя автора и строки, которые ему принадлежат.
«Весь день стоит как бы хрустальный»
«Кисти ярко-красные вянущих рябин»
«И отдалённые седой зимы угрозы»
«Скоро осень проснётся ↙А.А. Фет
И заплачет спросонья»
«Ночью ветер злится↙
Да стучит в окно»
«Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес»
Задание №4
Листопад засыпал листьями слова в некоторых строчках из стихотворений. Найдите строчки из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета. Откройте их, вспомните пропущенные строки.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но ❧❧ пора… (Дивная. Ф.И. Тютчев)
_______________________________
Уже ❧❧ осень клёны,
А ельник зелен и тернист;
Осинник жёлтый бьёт тревогу;
Осыпался с берёзы лист. (Румянит. А.Н. Майков)
________________________________
Осень. Обсыпается весь наш ❧❧ сад.
Листья пожелтелые по ветру летят… (Бедный. А.К. Толстой)
________________________________
И ❧❧ солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы. (Редкий. А.С. Пушкин)
_______________________________
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В ❧❧ уборе. (Разноцветном. К.Д. Бальмонт)
_______________________________
С вечера всё спится,
На дворе темно,
Лист ❧❧ валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (Сухой. А.А. Фет)
________________________________
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце ❧❧ скатилось. (Тихое. С.А. Есенин)
Задание №5
О каком времени года говорится в стихотворении А.А. Фета «Чудная картина».
Ответ. В стихотворении А.А. Фета говорится о зиме.
Задание №6
Вставьте правильно буквы.
А.А.Фет
«Кот поет, глаза прищуря…»
Кот п_ет, гл_за прищ_ря,
Мальчик дремлет на к_вре,
На дв_ре играет буря,
Ветер свищет-на дв_ре.
«Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощ_ться,
Да и спать себе ступай».
Мальчик встал. А кот гл_зами
Пов_дил и всё п_ет;
В _кна сне_ валит кл_ками,
Буря свищет у ворот.
Задание №7
Посмотрите видео ролик. (Можно использовать наушники.) Объясните значение данных слов: тороватый, убрал, салазки.
А.А.Фет
«Мама! глянь-ка из окошка»
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
Ответ. Тороватый – щедрый. Убрал – украсил, придал нарядный вид. Салазки – санки.
Задание №8 (Можно использовать наушники.)
Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом».
Прочитайте одно из данных стихотворений выразительно.
А.А.Фет
ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.
* * *
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Подведение итогов.
Награждение
Литература и интернет ресурсы:
- Газета «ПедСовет» №6 2002 г.
- Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. М.ВАКО, 2012 г.
- http://doc4web.ru/literatura/okritiy-urok-po-literaturnomu-chteniyu-v-klasse-tema-chudesnie-o.html
- http://rupoem.ru/fet/ya-prishel-k.aspx
- http://rupoem.ru/fet/esche-svetlo-pered.aspx
- http://www.youtube.com/watch?v=aInitnaa_vw
Предварительный просмотр:
Игра «Литературное лото»
НА ТЕМУ «СТИХИ РУССКОГО ПОЭТА XIX ВЕКА А.А. ФЕТА»
Методическая разработка
Князевой Надежды Ивановны
учителя начальных классов
Игра «Литературное лото» – для учащихся начальных классов.
Правила данной игры несколько отличаются от правил игры в обычное лото.
Правила игры:
1.Участвуют две команды (можно больше).
2.На груди каждого игрока его порядковый номер.
3. Число игроков каждой команды должно совпадать с числом заданий и числом клеток на игровом поле.
4. Ведущий достаёт из мешочка бочонок и называет число.
5. Игрок с названным номером (по одному из каждой команды) подходит к ведущему и выполняет задание, помещённое в конверт с тем же номером.
6. Если игрок правильно ответил на вопрос сам (без помощи команды), он получает 2 очка (число на игровом поле закрывается фишкой красного цвета).
7. Если игрок правильно ответил на вопрос с помощью команды, он получает 1 очко (число на игровом поле закрывается фишкой оранжевого цвета).
8. Если игрок неверно выполнил задание, он получает 0 баллов (число на игровом поле закрывается фишкой жёлтого цвета).
(Пример. Ведущий достал из мешочка бочонок с числом 5.Из каждой команды выходят игроки с номером 5 и выполняют задание из конверта № 5. После того, как задание выполнено, оно проверяется ведущим, оценивается, а на игровом поле закрывается клетка с соответствующим числом 5 фишкой того или иного цвета.
9. Игра заканчивается, когда закрыты все клетки игрового поля.
10. Итоги подводятся подсчётом набранных баллов.
Реквизит:
1.Игровое поле (по количеству команд), которое чертится на доске или крепится на ней.
2. Фишки красного, оранжевого, жёлтого цвета (вырезаны из цветной бумаги).
3. Конверты с заданиями.
4. Номерок для каждого игрока.
5. Мешочек с бочонками (от обычного лото).
6. Бумага, фломастеры, ручки.
7.Компьютер.
Ход игры.
Вначале ведущий знакомит учащихся с правилами игры. (Правила игры даны выше.)
Ведущий. Начинаем играть в литературное лото.
Задания в нашей игре будут связаны с творчеством известного поэта 19 века. Выполнив первое задание, вы узнаете, о ком пойдёт речь.
Задания в конвертах.
Задание №1
Зачеркните буквы, обозначающие непарные согласные (сонорные) и гласные, состоящие из одного звука. Из оставшихся букв сложите фамилию известного поэта.
Ы | М | О |
Й | Н | Е |
А | Ф | Л |
Т | Р | У |
Ответ. Известный поэт 19 века – это Афанасий Афанасьевич Фет.
Задание №2
Соедините имя поэта и название стихотворения, которое он написал.
«Осенняя радость»
«Ласточки пропали…»↖
«Нивы сжаты, рощи голы…»
«Перед дождём»
«Листья» ↖А.А. Фет
«Уж небо осенью дышало…»
«Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»
Задание №3
Здесь даны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Соедините имя автора и строки, которые ему принадлежат.
«Весь день стоит как бы хрустальный»
«Кисти ярко-красные вянущих рябин»
«И отдалённые седой зимы угрозы»
«Скоро осень проснётся ↙А.А. Фет
И заплачет спросонья»
«Ночью ветер злится↙
Да стучит в окно»
«Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес»
Задание №4
Листопад засыпал листьями слова в некоторых строчках из стихотворений. Найдите строчки из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета. Откройте их, вспомните пропущенные строки.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но ❧❧ пора… (Дивная. Ф.И. Тютчев)
_______________________________
Уже ❧❧ осень клёны,
А ельник зелен и тернист;
Осинник жёлтый бьёт тревогу;
Осыпался с берёзы лист. (Румянит. А.Н. Майков)
________________________________
Осень. Обсыпается весь наш ❧❧ сад.
Листья пожелтелые по ветру летят… (Бедный. А.К. Толстой)
________________________________
И ❧❧ солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы. (Редкий. А.С. Пушкин)
_______________________________
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В ❧❧ уборе. (Разноцветном. К.Д. Бальмонт)
_______________________________
С вечера всё спится,
На дворе темно,
Лист ❧❧ валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (Сухой. А.А. Фет)
________________________________
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце ❧❧ скатилось. (Тихое. С.А. Есенин)
Задание №5
О каком времени года говорится в стихотворении А.А. Фета «Чудная картина».
Ответ. В стихотворении А.А. Фета говорится о зиме.
Задание №6
Вставьте правильно буквы.
А.А.Фет
«Кот поет, глаза прищуря…»
Кот п_ет, гл_за прищ_ря,
Мальчик дремлет на к_вре,
На дв_ре играет буря,
Ветер свищет-на дв_ре.
«Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощ_ться,
Да и спать себе ступай».
Мальчик встал. А кот гл_зами
Пов_дил и всё п_ет;
В _кна сне_ валит кл_ками,
Буря свищет у ворот.
Задание №7
Посмотрите видео ролик. (Можно использовать наушники.) Объясните значение данных слов: тороватый, убрал, салазки.
А.А.Фет
«Мама! глянь-ка из окошка»
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
Ответ. Тороватый – щедрый. Убрал – украсил, придал нарядный вид. Салазки – санки.
Задание №8 (Можно использовать наушники.)
Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом».
Прочитайте одно из данных стихотворений выразительно.
А.А.Фет
ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.
* * *
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Подведение итогов.
Награждение
Литература и интернет ресурсы:
- Газета «ПедСовет» №6 2002 г.
- Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. М.ВАКО, 2012 г.
- http://doc4web.ru/literatura/okritiy-urok-po-literaturnomu-chteniyu-v-klasse-tema-chudesnie-o.html
- http://rupoem.ru/fet/ya-prishel-k.aspx
- http://rupoem.ru/fet/esche-svetlo-pered.aspx
- http://www.youtube.com/watch?v=aInitnaa_vw
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...
Презентация урока литературного чтения в форме игры "Литературное лото"
Игра проводится на уроке литературного чтения (урок закрепления и систематизации знаний).•Класс делится на команды (по 2-3 человека)•Учитель заранее готовит игровое поле и фишки (для каждой кома...
Конспект по литературному чтению по теме: "Стихи К.И.Чуковского".
Тема: Стихи К. И. Чуковского.Цели : формирование навыков выразительного чтения / послогового и целыми словами /, познакомить уч-ся с...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"
На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"
На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание &ndash...
Урок литературного слушания по теме "Стихи о животных. А.Блок «Зайчик»"
УМК "Школа 21 века" Предмет: Литературное чтение . Класс:1 бУрок литературного слушания по теме "Стихи о животных. А.Блок «Зайчик»"...
Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией
Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией. На уроке...