Крылов И.А. «Стрекоза и Муравей»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ . 3 КЛАСС.
УМК «ГАРМОНИЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «БАСНИ И. А. КРЫЛОВА ». | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ . 3 КЛАСС.
УМК «ГАРМОНИЯ».
ТЕМА УРОКА: «БАСНИ И. А. КРЫЛОВА».
Учитель: Гончарова О.И.
Крылов И.А. «Стрекоза и Муравей»
Цель. Создать условия для осознания и осмысления глубокого смысла басни с помощью средств технологии развития критического мышления.
Задачи:
познакомить с новым произведением;
развивать творческое воображение, умение анализировать и делать выводы; совершенствовать навыки чтения (способ, скорость, выразительность, правильность);
воспитывать интерес к чтению;
воспитывать трудолюбие, сострадание, желание помочь нуждающимся.
Оборудование: учебник «Литературное чтение: любимые страницы» 3 класс часть 1 (автор О. В. Кубасова), памятка по составлению синквейна; выставка книг И.А.Крылова, «Атлас-определитель» А.А.Плешакова, презентация Microsoft PowerPoint.
Ход урока
На перемене дети рассматривают выставку книг, составленную ими.
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Стадия вызова.
Работа с выставкой книг по вопросам
У. К какому жанру относятся произведения, которые вы читали дома?
Дети. Басня.
У. Что такое БАСНЯ?
- Кто зачастую является героем басни?
- О ком иносказательно говорит баснописец?
- Какие пороки высмеивал Крылов в баснях?
- Содержится ли в какой - нибудь книге предисловие или послесловие, в котором рассказывается о баснописце?
- Читали ли вы его?
- Что интересного узнали? (фрагменты предисловий читают хорошо подготовленные дети)
- Каким человеком вы представляете себе Ивана Андреевича Крылова? (мудрым, талантливым).
Дети забирают свои книги с выставки.
Проводится беседа:
- Какие басни вам особенно понравились?
- Постарайтесь прочитать басню так, чтобы и нам, и слушателям она понравилась.
- Какие мудрые мысли, крылатые слова из басен И. А. Крылова вы хотите прочитать (сказать)?
ΙΙ. Постановка темы урока.
У. Ребята, попробуйте определить тему урока.
Д. Мы познакомимся с новой басней И. А. Крылова
Слайд 1.
У. Ребята, мы сегодня продолжаем знакомиться с произведениями замечательного поэта-баснописца Ивана Андреевича Крылова - мудрого, проницательного и доброго к людям человека.
ΙΙΙ. Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей»
У. Ребята откройте учебник, прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком пойдёт речь в рассказе?
1. Слайд 2.
У. Что вы знаете об этих насекомых? (Ответы детей)
У. Вот что об этих животных вы можете прочитать в «Атласе - определителе» А.А.Плешакова.
Стрекоза Большое коромысло.
Обитает возле водоёмов, порхает, перелетает с цветка на цветок.
Муравей Рыжий лесной.
Трудолюбивое насекомое, строит в лесу большие муравейники.
Чтение первых строк басни.
Дерево предсказаний.
Работа по группам.
1 группа Что будет дальше?
2 группа Чем закончится басня?
3 группа Что может произойти в басне с таким названием?
2. Слайд 3. Знакомство с содержанием басни с использованием приёма разночтения текста.
У. Ребята, сейчас ваши одноклассники прочитают эту басню по-разному. Постарайтесь услышать эту разницу.
Читает 1-й подготовленный ученик ЛЮБУЯСЬ СТРЕКОЗОЙ.
Читает 2-й подготовленный ученик ОСУЖДАЯ СТРЕКОЗУ.
У. Удалось ли вам услышать разницу в чтении?
-На чьей стороне ваши симпатии?
3. Слайд 3. Лексическая работа. Работа в парах.
попрыгунья - кто вертится, прыгает, не сидит на месте
нужда - бедность
удручена - огорчена
кум - (здесь) дальний родственник
до вешних дней - до весны
в муравах - в народной поэзии: мурава - молодая трава.
4. Повторное чтение басни. Приём Двойной дневник»
Логический анализ.
У. – Почему Стрекоза «злой тоской удручена»?
- Что вы можете сказать о Стрекозе?
- Почему она просит Муравья о корме и жилье?
- Что вы можете сказать о Муравье?
- Как он принял Стрекозу?
- Справедлив ли был его ответ?
-Перечитайте басню, найдите мораль.
-Как вы думаете, кому сочувствует автор?
Физкультминутка
Слайд 4.
–Какое из этих выражений вам больше нравится и почему?
Зима пришла внезапно, быстро. ...оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза
Завяла, пожухла трава. Помертвело чисто поле
Убита страшным горем Злой тоской удручена
В мягкой траве у нас В мягкой мураве у нас
Беззаботно веселилась Так, что голову вскружило
Слайд 5.
–Какие черты характера присущи героям?
Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Какие недостатки людей высмеивались?
Составление кластера Стрекоза
МУРАВЕЙ СТРЕКОЗА
трудолюбивый весёлая
хозяйственный беспечная
запасливый легкомысленная
бессердечный ветреная
эгоист
У. Могут ли люди совершать такие поступки?
Слайд 6.
У. Какая из пословиц подходит героям басни? Кому? (Работа в парах.)
Труд кормит, а лень портит.
Горька работа, да хлеб сладок.
Кончил дело – гуляй смело.
Ушёл несолоно хлебавши.
У него среди зимы снега не выпросишь.
Бедного обижать – себе добра не желать.
У. – Какую из этих пословиц вам приходилось слышать чаще?
ΙY. Рефлексия.
Слайд 7,8. Составление синквейнов о Стрекозе и Муравье.
Y. Знакомство с баснями Эзопа и Л. Н. Толстого.
МУРАВЕЙ И ЖУК Эзоп.
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму.
Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.
Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он попросить у муравья корму.
Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ Л.Н. Толстой
Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили.
Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собрала корму?»
Она сказала: «Некогда было: песни пела».
Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».
У. Похожи ли эти басни? Чем?
YΙ. Рефлексия
- Оправдались ли ваши предсказания?
- Повторите идею басни.
- Как бы вы поступили на месте Муравья?
YΙΙ. Домашнее задание:
-выучить басню наизусть
-желающие могут подготовиться к игре «Радиотеатр» (чтение наизусть по ролям), к инсценированию (разыгрыванию сценки)
-продолжите работу с книгами: к заключительному уроку по теме «Труд человека кормит, а лень портит» найдите и прочитайте в детских журналах, в книгах, в том числе в изданиях справочного характера, произведения о труде и трудолюбии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И. Крылов !Стрекоза и муравей"
Презентация к уроку. Мультфильм можно скачать: http://teramult.org.ua/mult/1961_su_strekoza.i.muravej...
Презентация к уроку литературного чтения: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"
Презентация создана с целью знакомства с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей", обучения выразительному чтению с последующим чтением по ролям. Презентация выполнена: Power Point 2007. После...
Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....
презентация к уроку Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....
Презентация "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Презентация содержит материал не только по содержанию басни, но и о баснописцах, отличиях басен от других произведений, пословицы, фотографии насекомых....
И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"
Урок литературного чтения во втором классе: И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» в свете решения стандартов второго поколения....
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»
Современные требования к качеству обучения в компетентностном подходе смещают акценты от области знаний к области умений. В связи с этим в школе появляются различного рода инновац...