Упражнения по развитию навыков чтения
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Очевидно, что овладение чтением – процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный. Обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения и развитию озвучивающего чтения. Это процесс двусторонний, включающий в себя технику чтения и понимание прочитанного. В представленном мною материале привожу примерные упражнения, способствующие развитию скорости и качества чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Гулькевичский район
МБОУСОШ № 14
«Упражнения по развитию
навыков чтения»
( заседание круглого стола учителей начальных классов)
Учитель
Пахомова О.В.
с. Соколовское
Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающим мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.
Процессом чтения все дети овладевают по разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает в начальной школе, где первоклассник на уроках грамоте учится читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется лишь техническая сторона чтения, чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Задача учителя значительно шире: сформировать у детей смысловое, сознательное, а не « озвучивающие» чтение. В первоначальном обучении чтению крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание смысла слова является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля за правильностью чтения в этот период. Уровень чтения, достигает ребенок, овладевший грамотой, - по слоговое чтение с темпом в 20-30 слов в минуту. Такой уровень, естественно, не может обеспечить ребенку глубокое понимание текста при самостоятельном чтении.
Бытует ошибочное мнение, что ребёнку, владеющему слоговым чтением, достаточно предоставить тексты, и навык чтения у него будет формироваться сам. При таком подходе навык чтения стихийно формироваться долгие годы. Поэтому первостепенная задача учителя – обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся во II – IV классах. Учащиеся должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и понимания прочитанного в единый процесс, освоить так называемое чтение и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентировочным темпом 90-100 слов в минуту.
Очевидно, что овладение чтением – процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный.
На уроках чтения во II – IV классах, кроме развития навыка чтения, необходимо сформировать и другие общеучебные умения: умение пересказывать, выделять главную мысль, делить текст на части, составлять план и др. В этот же период дети учатся работать с литературно- художественными произведениями, которые всегда были в центре внимания на уроках чтения, не смотря на то что традиционно литература как учебный предмет не была в начальной школе. Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, уроки, где в комплексе решались задачи образования, воспитания и развития.
Обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения и развитию озвучивающего чтения. Это процесс двусторонний, включающий в себя технику чтения и понимание прочитанного.
Однако это единство складывается не сразу, а постепенно, когда ребенок переходит на чтение целыми словами. В это время начинает формироваться смысловое чтение. При слоговом же чтении, чтобы понять прочитанное, ребенку требуется неоднократное повторение читаемого. Вся текстовая работа в этот период может вестись только в совместной деятельности с учителем.
Пока учащиеся не овладели синтезом слова видимого и слова звучащего с пониманием его значения, всякая работа с текстом потребует дополнительных разъяснений и пространственного комментария со стороны учителя. Не следует исключать в этот период проговаривания ребенком слов, которые обеспечивают ему лучшее понимание, так как звучащее слово, которое он воссоздает при чтении, тесно связанно в его предшествующем опыте со значением.
В этот период, когда ребенок научился читать словами, важно обратить внимание на развитие темпового чтения, которое благоприятно сказывается на быстроте понимания прочитанного. При темпе 50-60 слов в мин внимание ребенка начинает постепенно переключаться с техники чтения на содержание прочитанного, и большую часть текстовой работы ребенок может выполнить самостоятельно.
Психологи наметили основные этапы восприятия художественных произведений:
- подготовка к восприятию ( демонстрируются репродукции картин, диа- и кинофильмы, но главное – слово учителя, создающего эффект ожидания)
- первичное эмоциональное восприятие ( целостное восприятие произведения, обеспечивающее общее впечатление, сопереживание. Усилить его можно таким приемом: остановить чтение на кульминационных, проблемных моментах рассказа и предложить детям подумать, как будет разрешаться та или иная ситуация). Важно, чтобы после восприятия текста дети поделились своими впечатлениями;
- осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражения, а не критика прочитанного ( организация диалогов: читатель – писатель, писатель- читатель).
Настоящее переживание и глубокое понимание художественного произведения возможно только при перечитывании.
Перечитывание текста – это тот прием, тот узел, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученик ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь.
Работа с художественным произведением, занимая центральную часть урока, должна быть тесно связана с различными видами перечитывания: выборочным, повтором, индивидуальным, групповым и хоровым чтением, «птичьим базаром» и др. и, конечно, выразительным чтением.
Интенсивному развитию навыка могут способствовать и целенаправленные упражнения для обучения детей чтению в определенном темпе, для увеличения « поля чтения». Известно, что восприятие текста при чтении происходит во время пауз, остановки глаз ( фиксации глаз). От количества слов, которое будет воспринято читателем во время остановки, и будет зависеть скорость чтения. Темп чтения зависит также и от умения быстро понимать значения слов, словосочетаний и предложений. Учитывая эти особенности восприятия текста, учитель по желанию может подобрать систему упражнений на быстрое восприятие слов.
Полноценно читать, по мнению профессора Н.Н.Светловской, - это значит, думать над книгой до ее чтения, в процессе чтения и после того, как книга закрыта. Думать и о книге, и о себе. Думать, с тем чтобы, вглядываясь, вживаясь в чужой опыт, приобретать знания о том, что бывает, что, в каком случае и как кончается в зависимости от нашего собственного поведения; думать для того, чтобы определять, кто и почему тебе мил, а кто неприятен; думать над тем, какие люди, события, явления из окружающего мира тебя занимают, а какие нет…
Для шести-, семи-, восьми-, девяти- и даже десятилетнего ребенка, которому почти ничего неизвестно, прежде всего, о себе и для которого сверхзадачей является своевременное и возможно более раннее пробуждение заложенных в нем природой ( а не надуманных кем-то) задатков и способностей, надежный путь «очеловечивания», так как оно позволяет предельно расширить ограниченный реальной жизнью круг общения ребенка и, помогая ему, вглядываясь, как в зеркало, в «чужой» опыт, проходя школу освоения «чужой» речи – мысли, чувств, оценок, - искать и находить себя и свое место в жизни.
Поскольку при чтении речь идет о человеческом общении, то основу системы обучения чтению составляют два субъекта, которые обмениваются наблюдениями, знаниями, мыслями, чувствами, словом, опытом: один из них свой опыт раскрывает, отдает; другой – этот чужой опыт воспринимает, осваивает и «присваивает» ( т.е. ценой затраченных усилий делает своим). Когда общение реализуется дистанционно, через книгу, то этот другой и есть читатель, причем в зависимости от качества освоения чужого опыта он, как известно, может быть либо квалифицированным (хорошим), либо не квалифицированным (плохим).
А кто первый? Первый – это тот, кого в момент общения как бы и нет, но кто остановил второму свою речь в виде письменного сообщения.
Чтобы общаться со столь специфичным собеседником, которого нет рядом ( и о котором второму пока, может быть, совсем ничего неизвестно), начинающий читатель должен иметь перед собой и видеть хотя бы что-то иное, но вполне материальное, осязаемое – замещающее и одновременно в известной мере представляющее отсутствующего автора – собеседника прежде всего через зафиксированную определенной знаковой системой форму его « говорения»: рассказ, сообщение, размышление… Сам письменный текст таким заместителем практически быть не может, так как все тексты, написанные на одном языке, внешне очень похожи и авторской специфики до их прочтения не выражают. Однако, к счастью, общественно значимые тексты хранятся в специальных приспособлениях для чтения – в книгах, а книги даже внешне резко отличаются друг от друга. Следовательно, чтобы дистанционное речевое общение состоялось, читателю надо увидеть в книге своего собеседника, предварительно в целом представить его себе и лишь затем восстановить закодированную этим собеседником – автором текста – пока не известную читателю, но обращенную именно к нему «чужую речь». Такова суть акта чтения – общения, т.е. того самого творческого чтения, о котором мы все печемся, ибо нетворческого общения быть не может.
Что значит полноценно раскодировать – восстановить по языковым знакам книги обращенную к тебе речь вполне конкретного, хотя и отсутствующего человека – « невидимки»?..
Чтобы полноценно общаться с таким собеседником, от которого осталась только его речь, надо эту « чужую речь» не просто раскодировать, а озвучить, да не бесстрастно, а в том ритмико-мелодичном ключе, в котором она поражена автором: спокойно или взволновано, весело или трагически, печально или шутливо, иронически, саркастически т.п. Читатель должен услышать живой голос отсутствующего собеседника – хотя бы внутренне ( про себя). Этот голос должен либо звенеть для читателя, как колокольчик, либо « скрипеть, как несмазанное колесо»; звучать, как приказ или как призыв; убаюкивать, настраивать на раздумье, успокаивать или раздражать…
Ведь не секрет, что при непосредственном общении интонации говорящего нередко важнее фактического значения употребляемой им лексики ( во всяком случае, то, как сказано, не менее важно для живой реакции на « чужую речь», чем то, что сказано, т.е. ее формальный смысл). Понятно, что для такого прочтения « чужую речь» надо уметь сначала воспринять в целом – предвосхитить; затем «услышать», запомнить ее содержание, пережить его, осмыслить то, что и как сказано собеседником, и, осознав свою реакцию на то, о чем узнал, оценив сказанное, обогатиться опытом общения, присвоив то, чего тебе (читателю) недоставало, или отвергнуть как неприемлемое.
Итак, первая цепочка понятий науки о читателе такова:
Книга, замещающая для читателя отсутствующего собеседника, только потому и может играть столь важную роль, что она не просто место хранящейся в ней «чужой речи», и даже не только « опыт, написанный и брошенный в общее употребление» (по А.И.Герцену), но и инструмент для вычерпывания этого опыта: иначе как можно было бы предвосхитить специфику неизвестной читателю по содержанию «чужой речи» в целом, как услышать ее и воссоздать в том виде, в котором она была обращена к читателю ее автором?! Не научившись пользоваться книгой как инструментом для чтения, самостоятельно, т.е. без помощи кого-то, кто уже умеет это делать, восстановить « чужую речь» и услышать ее нельзя, а следовательно, нельзя и вступить в чтение – общение, невозможно и обогатить себя чужим опытом, стать (читая книгу!) культурнее и образованнее. Зато, читая книги кое-как, можно нанести себе непоправимый вред – «и телесный, и душевный».
Метод, т.е. путь, с помощью которого читатель предвосхищает «чужой» опыт, переданный через «чужую речь», заключенную в книги, получил название чтение – рассматривание, так как он позволяет читателю еще до чтения основного текста, выделив внешние приметы содержания книги и сопоставив их с важнейшими надписями, с достаточной степенью достоверности ответить на вопросы: кто с ним будет говорить, о чем пойдет речь, как, в какой манере, в каком стиле, жанре и даже эмоциональной окраске поведет собеседник свой рассказ или исповедь. Следовательно, понятие « чтение – рассматривание» как метод полноценного вхождения в книгу (т.е. в беседу с дистанцированным собеседником) – это тоже неотъемлемый компонент понятийной научной системы, раскрывающей учителю – профессионалу специфику читательской деятельности.
Упражнения, способствующие развитию скорости
и качества чтения.
У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идет не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперед и понимание осуществляется вместе с чтением.
- Первый этап каждого урока Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ-ЗУБ, ДОМ-ЗУБ-НОС, ДОМ – ЗУБ-НОС-ЛЕС, ДОМ-ЗУБ-НОС-ЛЕС-СЫР,…
- Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся.. Например: в лесу; по реке; и сказала.
- Читай скороговорку многократно от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секундомера.
- Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово еще раз, прочитай второе; повторив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ». Старайся каждый раз читать предыдущие слова все быстрее и, дойдя до конца предложения, еще раз прочитай его.
- Выполни упражнения на расстановку логического ударения ( выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова.)
- Прочитай, расставляя логические ударения:
а) БА БЯ БЬЯ? БА БЯ БЬЯ? БА БЯ БЬЯ?
б) Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе
и ответе:
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
в) Прочитай, определи логическое ударение в вопросе
соответствии с ответом:
Они были вчера в кино? - Да, они.
Они были вчера в кино? - Да, были.
Они были вчера в кино? - Нет, позавчера.
Они были вчера в кино? - Нет, они были в театре.
г) Прочитай фразу: « Купи, пожалуйста, мороженное».
Ласково, мягко попроси. Попроси, досадуя. Резко
прикажи.
- Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
Темпы чтения:
МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно.
СРЕДНЕ – норма чтения со всеми правилами выразительности.
БЫСТРО скороговорка.
- Совместное хоровое чтение небольших отрывков. Дети, читающие по слогам, работая с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и начинают читать целыми словами.
- Чтение отрывков в разных темпах.
а) Чтение, с изменением силы звучания голоса:
ТИХО- ОБЫЧНО-ГРОМКО; ГРОМКО-ТИХО-ОБЫЧНО;
б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения:
МЕДЛЕННО- ГРОМКО; БЫСТРО-ТИХО;
- Читай только вперед, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать свое отношение к прочитанному.
а) Выбери 2-3 предложения, Ребенок первый раз читает их
вслух медленно. Запиши время. Второй раз он читает на 2-3
секунды быстрее, третий еще быстрее и т. д. Доведи скорость
чтения до предела возможностей.
б) Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрослым,
записывая время:
Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.
Ребенок: 1 мин. 16 сек, 1 мин, 50 сек, 46 сек.
Ниже прилагаются группы упражнений, составленных на фонетике и лексике одного небольшого рассказа.
Для улучшения техники чтения в классе постоянно должна вестись работа по развитию у детей периферического зрения (умения видеть без движения зрачков глаз одновременно по несколько слов). Для этого можно использовать упражнения с буквенными, цифровыми таблицами, предложенные А.Т. Степанищевым в его книге « Читать можно быстрее». Для тренировок заготавливаются таблицы для каждого ребенка с крупными знаками, причем таблицы различаются количеством знаков в мелких квадратах. Сначала работают с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак ( букву или цифру), а потом два знака(2 буквы; см. табл. 1 и 2).
Затем три знака ( буквы); ( см. табл. 3 ) и наконец переходят к таблицам со смешанными знаками ( буквы и цифры) одновременно ( см. табл. 4 ).
Работа с этими таблицами проводится следующим образом: на уроке русского языка или математики во время игровой паузы дети считывают таблицу, удерживая взгляд в ее центральном квадрате. На это отводится 90 сек. Скорость считывания у всех разная – от 2 до 6 знаков. Со временем она увеличивается в среднем на 3-4 знака. Работа с одной таблицей ведется до тех пор, пока ребенок не выучивался считывать в таблице все знаки.
Приведу еще один тип упражнения для развития периферического зрения. Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях:
Х П О
/ | \
М Я Ч
/ | \
С М И
/ | \
Т Ь Б
/ | \
Ф Ы В
/ | \
А П Р
Таким образом, дети учатся одним взглядом охватывать 2-3 слова и поэтому скорость чтения у них значительно увеличивается.
Таблица № 1
Ш | К | Х | Ч | Б |
Ц | О | А | Ж | Х |
З | У | Ф | Р | Д |
Ф | П | И | Н | Л |
М | Г | В | С | Е |
ДЕ | ИЛ | ПУ | ТА | МА |
АЧ | ИЛ | ТА | АП | ПУ |
ЯЧ | СМ | ТИ | БЮ | ВА |
ФЫ | ВА | ПР | ОЛ | ДЖ |
УК | КЕ | РО | ЛД | ОТ |
Таблица № 2
Таблица № 3
НЕТ | НАП | ТИК | ЛУЧ | ШЕН |
ЧАЯ | ЯЫЧ | ЧВС | САМ | МПИ |
ПИР | ИРТ | ОТР | ТОБ | БОЛ |
ФЦЫ | ВУФ | ВКА | ПЕА | РЕП |
ЯЦЧ | СУЧ | МКЯ | СЕИ | ТШБ |
Таблица № 4
А | 33 | И | 90 | Д |
22 | 4 | Я | 7 | 1 |
Л | 10 | У | Е | 18 |
24 | Ю | 2 | 0 | К |
9 | 3 | М | 23 | В |
Береги учебники
- Читай быстро целыми словами « по кругу ».
лист бери не бери
книга береги не береги
учебник рисуй не рисуй
надень загибай не загибай
обложка вырывай не вырывай
страница только на учебник
- Прочитай текст, выделяя голосом, подчёркнутые слова.
Береги учебники.
Береги свои учебники. Не загибай страницы. Не вырывай страницы. Не рисуй в книге. Надень на учебник чистую обложку. Бери книгу только чистыми руками.
- Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.
осы мак
кот усы
рот кит
рак рог
- Перескажи текст « Береги учебники».
- Слова, близкие по значению соедини стрелками.
беречь взять
завернуть отгибать
загибать обернуть
брать сохранить
Испугались зайца
- Читай целыми словами « по кругу».
дубы за дубы схоронились
грибы по грибы спрятались
зайцы про зайца скрывались
ходили все грибы не ходили
смеялся смеялись растеряли
а потом испугались потеряли
- Читай, выделяя голосом подчёркнутые слова.
Ходили по грибы? Ходили по грибы.
Ходили по грибы? Ходили по грибы.
- Прочитай стихотворение, перескажи его.
Испугались зайца.
Мы ходили по грибы,
Зайца испугались.
Схоронились за дубы, Растеряли все грибы.
А потом смеялись-
Зайца испугались.
П.Воронько.
- Читай скороговорку.
Заяц косой сидит за осокой травой, смотрит косой, как девушка с косой косит траву косой.
- Прочитай стихотворение « Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова.
- Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука: медленно- громко, средне- обычного, быстро- тихо.
Сад
- Читай быстро целыми словами « по кругу».
сады корзины растут
яблони мальчики срывают
сливы девочки работают
вишни школьники кладут
- Научись читать как одно слово.
в саду, на яблоне, сливы и вишни.
- Каждый последующий слог произноси всё тише, а затем всё тише:
Ра-ру-ры-ри рэ-ре. за- зу-зы-зи-за-зя
- Прочитай рассказ. Скажи, что делают в саду мальчики и девочки?
Сад.
Возле школы сад. Там растут яблони, сливы и вишни. Школьники работают в саду. Мальчики срывают яблоки. Девочки кладут яблоки в корзины.
- Прочитай рассказ «Сад» ещё раз. Подчеркни группы слов, которые читаешь как одно слово.
- Прочитай рассказ « Сад» и придумай к нему три вопроса.
Грачи
- Читай целыми словами « по кругу».
грачи грачей улетают
зимой вместе улетают на юг
можно живут но не все
сядет осенью с воронами
ворон видеть а с ними
- Прочитай, выделяя голосом подчёркнутые слова в вопросе и ответе.
На ню нью? На ню нью.
На ню нью? На ню нью.
На ню нью ? На ню нью.
- Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.
Осенью грачи улетают на юг.
Осенью грачи улетают на юг.
Осенью грачи улетают на юг.
Осенью грачи улетают на юг.
- Прочитай рассказ целыми словами.
Грачи.
Осенью грачи улетают на юг. Но не все. Зимой тоже можно видеть грачей. Живут они вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними – грач.
- Найди в рассказе группы слов, которые читаются как одно слово, и обведи по образцу.
- Присмотритесь к выделенным словам и найдите в них ответы на вопросы.
Какой цветок вручили чемпиону?
Какое блюдо приготовила стряпуха?
Как называют водный поток, у которого растёт гречка?
Куда забросили хомут?
- Почитай первое предложение рассказа « Грачи», прочитывая по одному слову.
- Читай рассказ « Грачи» в трёх темпах: медленно, средне, быстро.
Зима в лесу
- Читай целыми словами « по кругу».
снег высятся накрылся
зима сугробы накрылась
чистой тяжёлой отдыхает
белой молодой согнулись
притих глубокие скатерть
берёзы кружева кружевные
- Научись читать как одно слово:
- Прочитай рассказ. Подчёркнутые слова выделяй голосом.
Зима в лесу
Выпал снег. Чистой, белой скатертью накрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес… Кружевными белыми арками согнулись стволы молодых берёз…
И. Соколов – Микитов.
- Прочитай второе предложение рассказа « Зима в лесу», причитывая по одному слову.
- Поставь к выделенным словам вопросы по образцу:
Густой выпал снег зимой. Какой снег выпал?
Густой выпал снег зимой.
Густой выпал снег зимой.
- Перескажи рассказ «Зима в лесу».
Щенки
- Читай быстро целыми словами « по кругу».
Сеня назвал Гриша и Сеня
Гриша вырос научил
Шарик подарил научился
Дружок баловал был строг
щенки не баловал и не научился
собака хорошая дал кличку
- Научись читать как одно слово.
с Шариком а Дружок
так ничему и не научился
- Прочитай, выделяя голосом подчёркнутые слова.
Грише и Сене подарили щенков?
Да, Грише и Сене.
Грише и Сене подарили Щенков?
Нет, не подарили.
Грише и Сене подарили щенков?
Нет, кошек.
- Составь предложения из данных слов.
Шарик, своего, назвал, Гриша, щенка.
- Поставь вопрос к подчёркнутому слову.
Гриша назвал своего щенка Шарик.
Как Гриша назвал своего щенка?
Сеня дал своему щенку кличку Дружок.
- Прочитай рассказ, выделяя голосом подчёркнутые слова.
Щенки
Грише и Сене подарили щенков. Гриша назвал своего щенка Щарик. Сеня дал своему щенку кличку Дружок. Сеня баловал Дружка. Гриша был с Шариком строг. Шарик вырос хорошей собакой. А Дружок так ничему и не научился.
- Перескажи рассказ « Щенки».
Про лису
- Читай целыми словами.
Лиса лисичка охотница
ловит услышит готово
мышь мышей мышкует
пенёк пискнет попалась
зубок заметит пушистый
видно кинется шевельнёт
рыжая смотрит шевельнётся
- Читай скороговорку « по кругу», увеличивая скорость чтения.
Я рыжая лисица, Я зайку догоняла
Я бегать мастерица, И в ямку бух!
Я по лесу бежала, А там петух.
- Читай, выделяя голосом подчёркнутые слова.
Лисичка зимой мышкует? Лисичка зимой мышкует.
Лисичка зимой мышкует? Лисичка зимой мышкует.
Лисичка зимой мышкует? Лисичка зимой мышкует.
- Прочитай рассказ. Подчеркни пары слов, которые читаешь как одно слово.
Про лису.
Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице.
Е.Чарушин.
- Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах
Ли-са-ды-ра-ки-ты _______________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
ла-па-ра-но-ша-лун ______________________________________
_______________________________________________________
_____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/30/picture-44496.jpg)
Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"
Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....
Упражнения для развития навыков чтения 1-ков
Данный материал поможет учителю и родителямоказать практическую помощь ученикам, имеющим затруднения в овладении навыками чтения....
Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы.
Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/07/picture-130413-1404755638.jpg)
Упражнения для развития навыка чтения
Материал полезен для работы во время уроков грамоты в 1 классе,а также в предшкольной подготовке....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/07/picture-56952.jpg)
Упражнения для развития навыка чтения
Ежедневные упражнения, применение котоорых поможет учащимся успешно овладеть навыками чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-184128-1363011569.jpg)
Упражнения для развития навыка чтения
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, формирующие и развивающие осознанность чтения, развивающие оперативное поле чтения и память....