С.Я.Маршак "Декабрь"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению 2 класс УМК Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.ya_._marshak_dekabr.doc | 62.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения "Декабрь" С.Я. Маршака
Цели:
Личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию занятия;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять основную мысль текста;
- подбирать близкие по значению слова
- обогащать читательский опыт учащихся
коммуникативные:
- выполнять правила работы в группе.
Предметные:
- познакомить с произведением С.Маршака, с литературными приёмами (олицетворение)
- вырабатывать навык выразительного чтения, совершенствовать навык плавного беглого чтения целыми словами
- формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения
Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием .
Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
- Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:
Подарите каждому по кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся души их до донышка.
И тогда увидите вы картины светлые,
Облака небесные, легкие, несмелые.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно?
- Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке? (теплая, добрая, прекрасная…)
- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка…Легкая, пушистая, красивая…
- Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка это визитная карточка зимы?
- Как вы это понимаете? ( Снежинка - снег – сугробы - зима)
- Сегодня мы будем говорить о зиме. Вы прочитали много произведений о зиме, и сейчас мы вспомним имена поэтов, которые подарили нам стихотворения о зиме.
- Молодцы! А сейчас для вас есть ещё один подарок, который я вам сейчас и подарю.
- стихотворение К.Бальмонта «К зиме». (клип)
- что вы представили, слушая это стихотворение?
- нарисуйте словесную картину.
- как вы понимаете фразу «Лес совсем уж стал сквозистый»? (на доске)
Сквозистый – пропускающий сквозь себя свет.
- Речевая разминка. Слайд 1
- прочитайте ещё одно стихотворение К.Бальмонта.
- как бы вы по-своему назвали это стихотворение?
- о чём говорится в стихотворении?
- как автор называет снежинку?
- начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- начните читать шёпотом и постепенно увеличивайте силу голоса.
-прочитайте стихотворение выразительно.
4. Проектирование и фиксация нового задания.
- Продолжим наш урок. Вспомним правила общения: - Мы не выкрикиваем.
- Даём право высказываться каждому.
-
1) Дидактическая игра «Доскажи словечко»
- Серый еж был очень тих и ежиха тоже.
И ребенок был у них очень тихий ………..(ёжик)
- Сел он утром на кровать стал рубашку надевать, В рукава просунул руки оказалось, это………… (брюки)
- Собирались лодыри на урок, А попали лодыри ……………..(на каток)
- Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку
И маленькую ……….. (собачонку)
- Эти отрывки из произведений одного очень известного детского поэта.
- Кто этот человек? (С.Я. Маршак)
- как вы думаете, почему мы сейчас вспомнили произведения этого автора?
- посмотрите на выставку книг, это только малая часть работ этого автора.
- и сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением С.Я.Маршака.
- Зимой люди празднуют Новый год. Об этом празднике написано много веселых стихов и песен, сказок и рассказов. У этого праздника есть символ. А что это за символ мы узнаем из стихотворения С. Я. Маршака «Декабрь». Слайд 2
- что вы можете сказать о декабре? Как говорили о декабре в народе?
(сообщение Полица А.)
- какие пословицы и поговорки, посвященные этому месяцу, вы знаете?
- у вас на столах снежинки, возьмите первую снежинку.
(чтение поговорок детьми)
2) Работа по учебнику («Литературное чтение» ч.1 с. 168 – 169).
Первичное чтение стихотворения учителем. Слайд 3-4
- что вы представили, слушая это стихотворение? Нарисуйте словесную картину.
- Какое чувство вызывает это стихотворение?
Радость, грусть, веселье, гордость _________,_______ . (на доске)
Укажите ответ или напишите свой на второй снежинке.
- Физкультурная минутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
3) Словарная работа.
- Какие картины природы рисует поэт? Прочитайте.
- «Все деревья в серебре»… (прием – мета́фора - «перенос», «переносное значение»). Слайд 5
- салазки – маленькие деревянные санки. Слайд 6
- Докажите, что о елке поэт говорит так же, как о человеке?
- Как называется этот прием в литературе? (олицетворение-перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые) слайд 7
- Подумайте, почему елка «плакала сначала». (Это простое природное явление – когда хвойное дерево заносишь в тепло, то из него начинает выделяться смола и идти резкий хвойный запах.)
- найдите в стихотворении олицетворения.
(вымостил мороз, обновил, привёз; ёлка плакала, утром плакать перестала, задышала, ожила; иголки дрожат, огни зажглись, огоньки взбегают.)
6. Первичное закрепление с проговариванием
Упражнение в выразительном чтении
-Давайте вспомним, что значит читать выразительно:
Соблюдение знаков препинания Интонация (восклицательная, повествовательная, вопросительная) Громкость Темп чтения чтение плавное целыми словами соблюдение ударений в словах
- приготовьтесь читать выразительно.
Елка ___________ сначала слайд 8
От домашнего __________,
Утром плакать _________,
Задышала, ______________.
- В учебнике найдите такое же четверостишье, отметьте его карандашом, вставьте пропущенные слова.
- найдите рифмующиеся слова. (декабре – серебре. Сказке – салазки, мороз – привёз. Сначала – перестала, тепла – ожила. Зажглись – высь. Хлопушки – верхушки, зажёг – огонёк)
- Подведение итогов урока. Слайд 9
- С каким произведением работали? - Кто автор? - Что запомнили? - Какая работа понравилась больше? Чем больше всего понравилось заниматься на уроке?
Предлагаю ребятам поставить знак, передавая своё отношение к стихотворению:
. – ровное, спокойное настроение
! – стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось
? – не почувствовали красоту стихотворения.
Поставьте знак на снежинках, которые лежат у вас на столе.
- Рефлексия слайд 10
Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом.
Домашнее задание. слайд 11
Учебник с.168 наизусть стихотворение «Декабрь».
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самуил Яковлевич Маршак «Декабрь»
Метафора - это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения. Все деревья в серебре…
Салазки – маленькие деревянные санки.
Олицетворение - это литературный приём, когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа Вымостил мороз, обновил, привёз. Ёлка плакала, утром плакать перестала, задышала, ожила. Иголки дрожат, огни зажглись, огоньки взбегают.
поставьте знак, передавая своё отношение к стихотворению: . – ровное, спокойное настроение ! – стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось ? – не почувствовали красоту стихотворения. Поставьте знак на снежинках, которые лежат у вас на столе. Итог урока
Рефлексия Если вам было интересно и комфортно на уроке ,то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом.
Домашнее задание Подготовить чтение наизусть стихотворение «Декабрь» с. 168