Методические приемы формирования УУД у младших школьников на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению ( класс) по теме

Ефимова Елена Владимировна

Методические приемы формирования УУД у младших школьников на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_priemy_formirovaniya_poznavat._uud.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приемы формирования познавательных

универсальных учебных действий у младших школьников

на уроках литературного чтения.

 Цель педагога на уроках литературного чтения приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным.

На уроках литературного чтения формируются следующие универсальные учебные действия:

  • Личностные.
  • Регулятивные.
  • Познавательные.
  • Коммуникативные.

Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

В свою очередь познавательные ууд делятся на

Общеучебные

  • формирование учебной задачи,
  • поиск информации,
  • выбор способа решения,
  • постановка и формулировка проблемы,
  • создание алгоритма деятельности,
  • умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Логические

  • сравнение,
  • анализ,
  • синтез,
  • сериация (упорядочивание предметов по какому-либо признаку),
  • классификация,
  • обобщение,
  • доказательство,
  • выводы,
  • установка аналогий.

Другими словами, обучающийся на уроках литературного чтения должен овладеть умениями осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Учебники по «Литературному чтению» различных УМК содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания, сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным под вопросами, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста». 

Но каждый учитель ищет дополнительные эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной и творческой активности. 

Методические приемы для формирования познавательных действий на уроках литературного чтения

Прием

Описание

Пример

Прием моделирования

 

Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность и каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями. Прием реализуется через упражнения.

  • расположи модели по порядку,
  • определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,
  • прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,
  • прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,
  • какие части сказки совпадают,
  • нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,
  • составь несколько вопросов для самых внимательных читателей в предложенной части сказки,
  • соотнеси иллюстрации с моделями,
  • перескажи предложенную часть,
  • соотнеси план пересказа с моделями,
  • найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса,
  • определи, из какой части сказки взяты строки,
  • соответствует ли отрывок сказки данной модели.
  • разложи модели по тексту произведения;
  • найди ошибку в наложении моделей на текст.

Повторяем с контролем.

ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов. 

Опрос «по цепочке»

учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому. 

«ТРИЗ - технология»

При формировании логических познавательных УУД мне помогает «ТРИЗ - технология» (теория решений изобретательских задач, наука о том, как решать проблемы).

Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мышления. 

Удивляй

учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. 

чтобы привлечь внимание ученика к учебному материалу на уроках используются интересные факты биографии отдельного писателя (поэта), которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.
Учитель не просто читает (рассказывает) удивительные истории, его цель – через анализ этих материалов добиться более глубокого понимания особенности той эпохи, личности поэта, его творчества.

Например, Антон Павлович Чехов в школе плохо писал сочинения и учителя ставили ему плохие оценки, но это не помешало ему стать великим писателем.

Дядя Федор у Э. Успенского сначала был взрослым, работал лесником, который жил с котом и собачкой. Писатель Борис Заходер посоветовал ему сделать главного героя мальчиком. Писателю потом пришлось переписать всю книжку.

Фантастическая добавка

учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина). 

Задание: Пофантазируйте немного и попробуйте пересказать сказку В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница» от имени прутика, с помощью которого она путешествовала.

Раскадровка

При чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета.

Алгоритм:

  • вспомни последовательность событий;
  • раздели текст на части;
  • определи главную мысль каждой части.

Да и нет

Учитель зачитывает утверждения (дети друг другу), связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы или отвечают устно: «да» или «нет». Благодаря этому вырабатывается умение осмысленно задавать вопросы по сюжету сказки, а впоследствии и любого другого произведения

М. Пришвин "Лягушонок"

 Описание ночной природы соответствует настроению мальчика? да

Мальчик свалил свою вину из-за вредности? нет

В рассказе собаку звали Бим? нет

Мама сильно расстроилась, увидев разбитую чашку? да

Мама поняла, кто разбил чашку? да

Ты свалил бы вину за проступок на своего друга? нет

А как вы считаете, чему учит нас этот рассказ?

Хорошо – плохо

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); 
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

При работе над сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дается задание определить черты характера Рукодельницы, Ленивицы и Мороза Ивановича.

 Дать ребятам такое задание: «Найдите положительные черты характера у Ленивицы».

Отсроченная отгадка

приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.
  1. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
  2.  Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем.

Например, перед чтением сказки Ш. Перро «Бременские музыканты» задать вопрос “Какой город славится “поющим” животным?” (В Германии город Бремен)

Загадалки

закодированный или таинственный текст о героях этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то».

Н. Носов «Шляпа»

Однажды я попал под предмет одежды и ужасно напугал двух мальчиков: Вовку и Вадика

Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма

"Синквейн"

Это стихотворение из пяти строк, в котором человек выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли обучающиеся смысл изученного материала.

К произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

Тарас.

Добрый, старый.

Ухаживает, наблюдает, переживает.

Многое в жизни Тарас понимает.

Горе.

Лебедь.

Учёная, гордая.

Плавает, играет, тоскует. Лебедь должен жить на свободе.

Улетел.

Соболько.

Пёстрый, преданный. Озорничает, воет, ищет. Соболько тоже жалеет друга. Тоска.

Паспорт

Итогом изучения темы будет паспорт жанра, героя.

Имя ___________________________

Создатель______________________

Прописка_______________________
_______________________________

Внешний вид (особые приметы) ______

__________________________________

Личные качества ____________________________________________________________________

П.П. Ершова «Конек-Горбунок» 

Имя – Иван

Автор (создатель) – Пётр Павлович Ершов

Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»

Где живет – в град-столице

Кем служит – конюхом у царя

Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)

По составленным паспортам героев можно провести с учащимися викторину, для этого перемешиваются левые и правые части паспорта. Обучающиеся должны восстановить их.

Можно составить сказочные письма, в которых описываются события, происходящие с героем, но не называют его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение.

Использование вышеперечисленных приёмов и технологий на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, эффективность восприятия информации, обучающиеся учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является главной задачей современной системы образования.

Список литературы

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – Просвещение, 1991. – 160 с.

  1. Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения // Нач. шк. 2008. – №1. – с. 60 – 63.
  2. Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. 2009 №11. – с. 41 – 44.
  3. Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я. и др.; Под ред. Чернец Л.В. – 2 – е изд. прераб. И доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 680 с.
  4. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
  6. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с
  7. Горев П.М., Утёмов В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: Учебно-методическое пособие. – Книжный дом ЛИБРОКОМ", 2014. – 112 с.
  8. Михайлов В.А., Горев П.М., Утёмов В. В. Научное творчество: методы конструирования новых идей: Учебное пособие. – Киров: ЦИТО, 2014. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

"Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения."

Статья об итспользовании на уроках литературного чтения птехнологии развития критического мышления с примерами...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ

С целью формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения посредством активных методов и приемов обучения  нами были разработаны методические рекомендации, кот...