Методические приемы формирования УУД у младших школьников на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению ( класс) по теме
Методические приемы формирования УУД у младших школьников на уроках литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_priemy_formirovaniya_poznavat._uud.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приемы формирования познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников
на уроках литературного чтения.
Цель педагога на уроках литературного чтения приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием.
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным.
На уроках литературного чтения формируются следующие универсальные учебные действия:
- Личностные.
- Регулятивные.
- Познавательные.
- Коммуникативные.
Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
В свою очередь познавательные ууд делятся на
Общеучебные
| Логические
|
Другими словами, обучающийся на уроках литературного чтения должен овладеть умениями осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Учебники по «Литературному чтению» различных УМК содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания, сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным под вопросами, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста».
Но каждый учитель ищет дополнительные эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной и творческой активности.
Методические приемы для формирования познавательных действий на уроках литературного чтения
Использование вышеперечисленных приёмов и технологий на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, эффективность восприятия информации, обучающиеся учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является главной задачей современной системы образования.
Список литературы
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – Просвещение, 1991. – 160 с.
- Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения // Нач. шк. 2008. – №1. – с. 60 – 63.
- Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. 2009 №11. – с. 41 – 44.
- Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я. и др.; Под ред. Чернец Л.В. – 2 – е изд. прераб. И доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 680 с.
- Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с
- Горев П.М., Утёмов В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: Учебно-методическое пособие. – Книжный дом ЛИБРОКОМ", 2014. – 112 с.
- Михайлов В.А., Горев П.М., Утёмов В. В. Научное творчество: методы конструирования новых идей: Учебное пособие. – Киров: ЦИТО, 2014. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»
В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...
"Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения."
Статья об итспользовании на уроках литературного чтения птехнологии развития критического мышления с примерами...
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...
Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"
Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ
С целью формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения посредством активных методов и приемов обучения нами были разработаны методические рекомендации, кот...