Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 2 класс "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zapiska_literatura.docx | 43.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана в соответствии с ФГОС НОО на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Н.А. Чураковой (УМК «Перспективная начальная школа», издательство «Академкнига / Учебник», 2011), а также на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы).
Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи:
-осваивать общекультурные навыки чтения и понимания текста, воспитывать интерес к чтению и книге;
-овладевать речевой, письменной и коммуникативной культурой;
-воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе;
-формировать нравственное сознание и эстетический вкус младшего школьника, понимание духовной сущности произведений.
Объём и сроки изучения
Программа рассчитана на 136 часов. Из них 99 часов отведено на изучение авторской литературы, на знакомство с народным творчеством - 16 часов и на формирование библиографической культуры - 16 часов.
Количество часов в неделю - 4.
Количество часов в 1 четверти - 36.
Количество часов во 2 четверти - 28.
Количество часов в 3 четверти - 40.
Количество часов в 4 четверти - 32.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения курса «Литературное чтение» во 2 классе у учащихся формируются читательские навыки и умения, осмысленность чтения.
В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик должен уметь:
- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных в учебнике, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик должен уметь:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы - длинные и короткие - в зависимости от смысла читаемого;
- передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
- выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
При работе с текстом и книгой второклассники научатся:
- выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;
- определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
- выявлять авторское отношение к персонажам;
- определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам;
- выделять эпизод из текста;
- озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
- восстанавливать деформированный картинный план;
- подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
- составлять картинный план;
- пересказывать с опорой на картинный план;
- последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
- составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
- заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
- правильно называть книгу (автор, заглавие);
- составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
- ориентироваться в книге;
- работать с содержанием (оглавлением);
- ориентироваться в группе книг (5-6 книг).
В ходе изучения курса «Литературное чтение» обучающиеся должны:
- расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;
- осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);
- воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);
- получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.
Выполняя задания творческого характера на уроках литературного чтения, обу-
чающиеся должны уметь:
- говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
- читать по ролям;
- инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;
- графически иллюстрировать прочитанное;
- составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
- готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.
Планируемые результаты освоения предмет
К концу изучения во 2 классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Второклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и в дальнейшей жизни;
- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух - не менее 50-60 слов в
минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения; - применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее,
поисковое); - полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной
сущности; - определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его по-
ступкам; - устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную
мысль произведения; характеризовать героев; - отличать поэтический текст от прозаического;
- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.); - осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
- делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа
(полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов; - высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение)
на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; - осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-
популярном текстах; - ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке.
Второклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте
личностные и регулятивные универсальные учебные действия; - испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоя-
- тельной читательской деятельности.
Перечисленные требования к результатам начального общего образования определяют критерии оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов на ступени начального обучения литературному чтению.
Учебно- тематический план
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
В гостях у Ученого Кота (16 часов) | ||
Народные и авторские сказки. Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения. Особенности волшебной сказки: наличие двух миров (земного и волшебного; присутствие волшебных вещей и волшебного помощника). Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Деление текста на части. Сходство авторской сказки и народной сказки-цепочки. Сравнительный анализ народных сказок и зарубежных сказок о животных Сравнительный анализ русских народных сказок «Лисичка- сестричка», «Кот и лиса». Сравнительный анализ героев русских народных и зарубежных авторских сказок о животных. Главный герой произведения. Признаки волшебной сказки. Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них. Сходство и отличие русских и китайских волшебных народных сказок. Роль волшебных предметов в волшебной сказке. Связь поэтических текстов с народным творчеством. Ритм стихотворения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. | Знакомство с библиотекой Ученого Кота. Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Русские народные сказки о животных. «Петушок - золотой гребешок». Сказки «Лисичка- сестричк?" «Кот и лиса». Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост». Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали». Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо». Роль волшебных предметов. Современные поэтические тексты: И. Пивоварова «Жила- была собака», «Мост и сом». Жанр произведения. Г. Лагздынь «Утренняя кричал ка». Поход в «Музейный дом». Иллюстрации к сказке «Репка». Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки». | Определять названия и авторов литературных произведений. Работать с дополнительной литературой. Различать имена русских классиков. Исследовать произведения А.С. Пушкина. Определять специфику сказочного жанра. Ориентироваться по содержанию учебника. Иметь представление о вступлении. Определять концовку в произведении, объяснять авторские обороты, осуществлять чтение про себя. Различать жанры художественных произведений. Представлять прием «олицетворение». Устанавливать сходство в построении сказки А.С. Пушкина и народной сказки. Выделять в сказке два мира: земной и волшебный. Осознанно читать текст художественного произведения. Анализировать народные сказки о животных. Воспринимать на слух художественные произведения. Различать сказки народные и авторские. Характеризовать главных героев. Исследовать текст. Делить его на части. Анализировать волшебные сказки, выражать свое отношение к содержанию. Сравнивать героев русской и китайской сказок. Определять связь поэтического текста с народным творчеством. |
В гостях у Незнайки (11 часов) | ||
Оценочные высказывания о прочитанном произведении. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Произведения зарубежной литературы. Современные юмористические произведения для детей. Современные авторские сказки для детей. Различение жанров произведений. Сходство и различие авторской и народной сказки. Герой произведения. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. | В гостях у Незнайки. Н. Носов «Фантазеры». Рассказ Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!». Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Если грачи закричали». Б. Окуджава «Прелестные приключения». Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь...» Обобщение по теме «В гостях у Незнайки». | Проводить грань между выдумкой и ложью. Осуществлять пересказ текста. Характеризовать и давать оценку. Передавать характер героя. Анализировать поступки. Определять тему произведения. Проводить грань между выдумкой и обманом. Работать со словарем. Проводить анализ построения сказок, соотносить прочитанное с иллюстрациями. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
В гостях у Барсука (21 час) | ||
Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Сравнение героев японских сказок «Барсук - любитель стихов» и «Лу на на ветке». Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Высказывание оценочных суждений. Пересказ текста, деление текста на части. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Создание условий для сравнения характеров героев. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Чтение вслух доступного теста целыми словами. | Секреты чайного домика. С. Козлов «Ежик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Т.Мавриной «Полумесяц». Японские сказки «Барсук - любитель стихов», «Луна на ветке» Поэт - тот, кто создает и ценит красоту. Поход в «Музейный дом». Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка». С. Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Травы». Японское хокку. Иллюстрация А. Васнецова «Жнецы». Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле».
М. Бородицкой. Обобщение по теме. | Представлять картины природы. Осознанно читать текст художественного произведения. Определять тему и главную мысль. Определять идею иллюстрации и соотносить её с художественным произведением. Передавать содержание сказки, делить текст на части, определять характеры героев. Видеть красивое в обычном. Узнавать изобразительно- выразительные средства литературного языка, находить их в произведении. Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Выражать своё отношение к прочитанному. Анализировать и выделять об- | щее в произведениях разных поэтов. Представлять единство понятий «красота», «любовь». |
В гостях у Ежика и Медвежонка (11 часов) | ||
Связь названия с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стихотворения. Позиции автора и героев стихотворения. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Тема и главная мысль произведения. Произведения выдающихся представителей русской литературы. Герои произведения. Жанры произведений. События, составляющие основу произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями живописи. | И. Тургенев «Воробей». М. Карем «Ослик». М. Бородицкая «Котенок». Э. Мошковская «Кому хорошо». В. Драгунский «Друг детства». В. Лунин «Кукла». Р. Сеф «Я сделал крылья и летал». Л. Толстой «Прыжок», «Акула». Э. Мошковская «Если такой закат». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация П.Брейгеля «Охотники на снегу». Обобщение по теме. | Анализировать произведение. Работать со словарем. Различать позицию автора и героев стихотворений. Ориентироваться в тексте. Понимать и чувствовать смысл интонации. Определять связь между названием и содержанием произведений. Различать понятия: «сказка», «рассказ», «быль». Выполнять структурно- содержательное деление текста. Осмысливать мотивы и последствия поступков, чувств героев. Анализировать характер героев. Определять содержание книги и осуществлять самостоятельное чтение |
Точка зрения (36 часов) | ||
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь названия с темой текста, главная мысль текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Тема, идея произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении. Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения. Мотивы поведения героев произведения. Прием увеличения. Связь произведений литературы с произведениями живописи. Сравнительный анализ литературного и художественного произведений,которые имеют одинаковое название. Произведения выдающихся представителей русской литературы. Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Поэтический текст.
С. Матохин «Фотограф». И. Пивоварова «Картина».
А. Усачев «Бинокль» Е. Чеповецкий «В тихой речке». М. Бородицкая «Булочная П. Синявский «Федина конфе- Н. Крылов «Зимний пейзаж». | Работать с толковым словарём. Передавать характер героя. Определять связь между на- ведений. Определять тему и главную Определять идею иллюстрации Передавать характер героя. Представлять картины природы |
Детские журналы (7 часов) | ||
Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. Выразительное чтение, ответы на вопросы. | С. Михалков «А что у вас?» Что такое новости? Кто расска- По страницам детских журна- | Представлять картины природы. Осознанно читать текст художественного произведения. Составлять высказывания с опорой на текст. Анализировать характер и мотивы поведения героев. Воспринимать эмоционально и адекватно на слух художественные произведения. Определять содержание книги по её элементам. Иметь представление о детской периодике. Анализировать и определять тематику журналов. Ориентироваться по страницам журналов. Анализировать произведение. Работать со словарем. |
Природа для поэта - любимая и живая (17 часов) | ||
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь названия с темой текста, мысль текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Участие в диалоге о прочитанном. Связь названия с темой текста, мысль текста. Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух, пересказ, беседа. Связь названия с темой текста, мысль текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Произведения выдающихся представителей русской литературы. Произведения зарубежной литературы. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. Выразительное чтение, ответы на вопросы. | Л. Яхнин «Музыка леса». Ю. Коваль «Три сойки». Иллюстрация А. Дюрера «Заяц». Р. Сеф «Добрый человек». Л. Яхнин «Пустяки». Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны». Г. Юдин « Вытри лапы и входи». М. Пришвин «Разговор деревьев». Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето». М. Пришвин «Золотой луг». Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи». С. Козлов «Жёлудь». М. Лермонтов «Утёс». Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи». Обобщение по теме. | Различать позицию автора и героев стихотворений. Ориентироваться в тексте. Понимать и чувствовать смыа интонации. Определять связь между названием и содержанием произведений. Составлять высказывания с опорой на текст. Анализировать характер и мотивы поведения героев. |
Почему нам бывает смешно (17 часов) | ||
Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, главная мысль текста. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения:тема, главная мысль, события, их последовательность. Приемы смешного в литературных произведениях. Связь названия с темой текста, мысль текста. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение, ответы на вопросы. | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Доктор», «Обида».
Л. Квитко, С. Махотин.
П. Синявский, Л. Яхнин, А. Усачёв. Работа по хрестоматии. Итоговое занятие клуба «Ключ и заря». | Анализировать характер и мотивы поведения героев. Воспринимать эмоционально и адекватно на слух художественные произведения. Осмысленно читать целыми словами. Определять содержание книги по её элементам. Самостоятельно читать книги. |
Формы организации учебного процесса
Изучение курса «Литературное чтение» предполагает использование разнообразных
форм организации учебного процесса: уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки – творческие отчёты, уроки-исследования; дидактические игры, уроки-путешествия, уроки-конференции; уроки-викторины. Формированию универсальных учебных умений способствует проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время.
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
Программа предусматривает многоуровневую систему контроля:
- самоконтроль (при введении нового материала),
- взаимоконтроль (в процессе его отработки),
- текущий тематический контроль (при проведении проверочных работ),
- итоговый контроль (итоговая тестовая работа).
В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, работать в малых группах.
Для реализации программного содержания используются:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига, 2012.
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия / Под ред. Н.А. Чура-
ковой. - М.: Академкнига / Учебник, 2012. - Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое посо-
бие. - М.: Академкнига / Учебник, 2012. - Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной ра-
боты №1 и №2. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению во 2 классе ("Школа России", ФГОС)
В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, предметные результаты изучения...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 1 класс Школа России
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературное чтение" 1 класс Школа России...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению для 4 класса по УМК "Школа России"
Пояснительная записка к рабочей программе составлена на основе требований ФГОС НОО...
Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской ...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России"
В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") по ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, описание личностных, метапредметн...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 1-4 класс Начальная школа 21 века
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области Примерной основной обр...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению. УМК «Школа России». 1 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Литературное чтение» разработана для 1 класса общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями федерального государст...