И.А.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.bunin_listopad.rar | 26.54 КБ |
i.bunin_listopad.rar | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Казачелокнянская СОШ»
Учитель:Марченко Е.В.
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Урок чтения в 4 классе по теме «И. А. Бунин «Листопад»
Цели:
1. Создать условия для представления в воображении школьника поэтической картины природы, описываемой автором, осмысления
состояния души; помочь детям найти художественные средства, изображающие природу осенью, и увидеть роль языка
в создании поэтического образа леса.
2. Создать условия для развития творческого общения, для совершенствования умения работы с текстом, навыков выразительного
чтения.
- Создать условия для воспитания чувства любви к природе, интереса к поэзии, духовности; совершенствовать умение выражать
свои мысли и слушать других.
Оборудование: портрет поэта, рисунки детей, музыкальные отрывки из «Времён года» П.И. Чайковского, листы со статьёй, карточки с
ребусами, ветки листьев, листья из бумаги, альбомные листы, фломастеры (для творческого задания)
Предварительный просмотр:
МКОУ «Казачелокнянская СОШ»
Учитель:Марченко Е.В.
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Урок чтения в 4 классе по теме «И. А. Бунин «Листопад»
Цели:
1. Создать условия для представления в воображении школьника поэтической картины природы, описываемой автором, осмысления
состояния души; помочь детям найти художественные средства, изображающие природу осенью, и увидеть роль языка
в создании поэтического образа леса.
2. Создать условия для развития творческого общения, для совершенствования умения работы с текстом, навыков выразительного
чтения.
- Создать условия для воспитания чувства любви к природе, интереса к поэзии, духовности; совершенствовать умение выражать
свои мысли и слушать других.
Оборудование: портрет поэта, рисунки детей, музыкальные отрывки из «Времён года» П.И. Чайковского, листы со статьёй, карточки с
ребусами, ветки листьев, листья из бумаги, альбомные листы, фломастеры (для творческого задания)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Речевая разминка 2.Подготовка к художественному восприятию. А) Работа с рисунками. Б) Работа с портретом писателя. В) Работа с текстом. Г) Мотивационный настрой. 2. Художественное восприятие. 3. Художественный анализ. 4. Словарная работа Физкультминутка. 5. Художественные средства 6. Художники и осень 7..Художественное исполнение. 8.. Художественное творчество. 9. Синквейн 10. Рефлексия Домашнее задание. | Вот и осень наступила Вслед за летом, точно в срок, И в садах позолотила Каждый маленький листок. Листья стайками летят В нашем парке … (листопад). - Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить? - Как образовалось слово “листопад”? - Назовите имена существительные. (Подчеркнуть) - Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах. - Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные. - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. ЭПИГРАФ (слова Блока) - Давайте вспомним всё, что мы знаем о его стихах, в этом нам помогут ваши рисунки. - Какая основная тема стихотворений И.А. Бунина? - Посмотрите на портрет поэта. Вглядитесь в его глаза. Что вы можете прочитать в его взгляде? - О жизни И.А. Бунина мы узнаем из статьи. Прочитайте данную статью, Отметьте те сведения, которые вам не известны. Потомок старинного, но обедневшего дворянского рода И.А. Бунин провёл свои ранние детские годы в имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. В 11 лет Иван Бунин поступил в гимназию, но проучился меньше четырёх классов – продолжать образование не позволила бедность. А в 19 лет юноша покинул родное гнездо – работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом. Писал Бунин не только стихи, но и прозу (рассказы, повести). Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. С начала XX века И.А. Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как прозаик, и как поэт. В 1933 году поэт стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Умер в Париже. Последние годы очень тосковал по Родине. - Тему нового стихотворения И.А. Бунина, которое мы будем читать на уроке, вы узнаете, разгадав кроссворд Что выше леса, Краше света, Без огня горит? (солнце) Он стоит среди травы В шляпе, но без головы. У него одна нога, Но и та без сапога. (гриб) Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! (сентябрь) Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй? (октябрь)
- Какое главное слово получилось? (лист) - Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья – главные герои этого времени. Какое явление мы наблюдаем в природе осенью? (листопад) - Произнесите громко слово листопад. - А теперь тише. - А какое звучание больше подходит к этому слову? - И вот мы подошли к теме нашего урока. Стихотворение «Листопад». Послушайте его. Чтение стихотворения хорошо читающими детьми -Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья – главные герои этого времени. Какое явление мы наблюдаем в природе? -Произнесите громко слово листопад. -А теперь тише. -А какое звучание больше подходит к этому слову? -Послушайте стихотворение И.А.Бунина «Листопад». Учитель читает стихотворение. -Какие картины вы представили, когда слушали это стихотворение? -Какую картину вы представили ярче всего? -Какие чувства настроение у вас вызывает эта картина? -А полностью стихотворение? -С чем сравнивает поэт лес? -Какие использует краски для описания леса? - Только ли глазами воспринимает лес поэт, только ли зрительные образы нам передаёт? -Найдите и прочитайте, что говорит поэт о запахах и звуках. - какие звуки услышал автор в осеннем лесу? - а разве тишину можно услышать? - а почему о тишине автор говорит, что она мертвая? - а еще, чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: - а можете вы услышать эти звуки в стихотворении? - были ли в тексте слова или выражения малознакомые вам? Багряный - то же, что багровый - красный густого, темного оттенка. Пестрый - с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов. Резьба - резной - с неровными, как будто вырезанными краями, очертаниями. В дворе - во дворе. Лазурь - светло - синий цвет, синева Давайте попробуем вместе прочитать первую картину в произведении. -Теперь прочитаем вторую картину. -Заключительная часть. Дети под музыку изображают падающие листочки и игру мотылька. -А сейчас я предлагаю поработать в группах. -На ваши парты опускаются осенние листья. Учитель опускает каждой группе листок. На обратной стороне листа написано слово. -Сейчас каждая группа будет находить в стихотворении и вписывать в тетрадь олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения. -Давайте послушаем, что у вас получилось? -Как вы думаете, почему поэт не «оживил» лес? Учитель комментирует выступления. Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников И.С. Остроухова и И.И. Левитана, которые имеют одинаковое название «Золотая осень». Рассмотрите картины и скажите, с какими чувствами писали художники картины? -можно ли соотнести строки Бунина с картинами русских художников? -красивое в природе привлекает любого человека , - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно -Назовите главные инструменты чтеца? -Давайте подготовимся к выразительному чтению стихотворения. Что значит выразительно? -Работа с таблицей «Словарь настроений»
-А сейчас посовещайтесь в группе и попробуйте нарисовать на листе бумаги то, что описывает Бунин, так чтобы, соединив ваши работы, у нас получилась полная картина прочитанного.
-Понравился ли вам урок? Чем? -Что особенно запомнилось? -Какие открытия сделали? -Что бы хотели ещё выполнить? -Дома выучите наизусть отрывок из стихотворения. Спасибо за урок. | Дети читают стихотворение, подчеркивают существительные, читают с разными итнонациями Рассматривают рисунки. Называют те стихотворения, которые узнали по рисункам: «Детство», «Шире грудь, распахнись для принятия», «Гаснет вечер, даль синеет…», «Листопад». - Поэт писал о природе, родном крае. Дети высказывают своё мнение. Дети работают с текстом, делают пометки на листах Примерный план выполненной работы
Один ученик рассказывает о жизни И.А.Бунина, другой зачитывает выписки. -Листопад. Дети произносят громко, затем тише. Тихое, спокойное. Дети слушают. -Лес, одетый в разноцветную листву -Пустую солнечную поляну с игривым мотыльком и т.д. -задумчивость, умиротворённость, печаль и т.д. -с расписным теремом; -лиловый, золотой, багряный, жёлтый, синий; не только; Лес пахнет дубом и сосной, Такое мёртвое молчанье, Расслышать листика шуршанье, Заворожённый тишиной. - мертвую тишину - можно - чтобы мы поняли, что в лесу нету никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и синей вышине»… - здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика: Молчанье – ч Вышине – ш Можно – ж Тишине – ш Расслышать – ш Шуршание – ш Дети читают хором, вместе с учителем до слов «Сегодня на пустой поляне…..» До слов «Сегодня так светло кругом…» Прочитывают до конца. Дети группируются. Дети рассматривают лист, читают написанное на нём слово. 1 группа – олицетворение. 2 группа – метафора. 3 группа – эпитет. 4 группа – сравнение. Дети по группам работают с текстом, делают записи в тетрадь.
Выступление учащихся 1 группа – олицетворения
Выступление учащихся 2 группа – метафоры 1. Лес….пёстрою стеной стоит. 2. ….Берёзы жёлтою резьбой….
Выступление учащихся 3 группа – эпитеты. 1. …В листве сквозной…. 2. …Воздушной паутины…. 3. …Мёртвое молчанье….
Выступление учащихся 4 группа – сравнения
Бунин – Остроухов: То здесь, то там в листве сквозной просветы в небо, что оконца.. -поэт и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились -Жесты, мимика, голос, тембр, интонация. - Точно передать настроение. Выразительное чтение 2 учащихся. (один раз) 1 группа – лес 2 группа – солнце 3 группа – поляна 4 группа – мотылёк Дети выполняют творческое задание (рисуют, вырезают). На большом листе приклеивают свои работы. Получается особая картина. Дети отвечают. | Стихи у каждого ученика, проверка на доске На доске рисунки к стихотворениям И.А. Бунина, выполненные детьми Статья даётся каждому учащемуся. Звучит плавная музыка П.И. Чайковский «Времена года» Звучит музыка. П.И. Чайковский «Времена года» Работа в группах. Значение слов можно не повторять, так как работали с ними на предыдущих уроках. Работа в группе. |