И.А.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок литературного чтения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.bunin_listopad.rar26.54 КБ
Файл i.bunin_listopad.rar26.54 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  «Казачелокнянская СОШ»

                        

Учитель:Марченко Е.В.                                                                                                                

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Урок чтения в 4 классе по теме «И. А. Бунин «Листопад»

Цели:

            1. Создать условия для представления в воображении школьника поэтической картины природы, описываемой автором, осмысления

               состояния души; помочь детям найти художественные средства, изображающие природу осенью, и увидеть роль языка

               в создании поэтического образа леса.

            2.  Создать условия для развития творческого общения, для совершенствования умения работы с текстом, навыков выразительного

               чтения.

  1. Создать условия для воспитания чувства любви к природе, интереса к поэзии, духовности; совершенствовать умение выражать

               свои мысли и слушать других.

 

Оборудование: портрет поэта, рисунки детей, музыкальные отрывки из «Времён года» П.И. Чайковского, листы со статьёй, карточки с

                           ребусами, ветки листьев, листья из бумаги, альбомные листы, фломастеры (для творческого задания)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1. Речевая разминка

2.Подготовка к художественному восприятию.

А) Работа с рисунками.

Б) Работа с портретом писателя.

В) Работа с текстом.

Г) Мотивационный настрой.

2. Художественное восприятие.

3. Художественный анализ.

4. Словарная работа

Физкультминутка.

5. Художественные средства

6. Художники и осень

7..Художественное исполнение.

8.. Художественное творчество.

9. Синквейн

10. Рефлексия

Домашнее задание.

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке … (листопад).

- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?

- Как образовалось слово “листопад”?

- Назовите имена существительные. (Подчеркнуть)

- Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.

- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные.

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством  Ивана Алексеевича Бунина.

ЭПИГРАФ (слова Блока)

- Давайте вспомним всё, что мы знаем о его стихах, в этом нам помогут ваши рисунки.

 - Какая основная тема стихотворений И.А. Бунина?

- Посмотрите на портрет поэта. Вглядитесь в его глаза. Что вы можете прочитать в его взгляде?

- О жизни И.А. Бунина мы узнаем из статьи. Прочитайте данную статью, Отметьте те сведения, которые вам не известны.  

    Потомок старинного, но обедневшего дворянского рода И.А. Бунин провёл свои ранние детские годы в имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии.

     В 11 лет Иван Бунин поступил в гимназию, но проучился меньше четырёх классов – продолжать образование не позволила бедность. А в 19 лет юноша покинул родное гнездо – работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом.

     Писал Бунин не только стихи, но и прозу (рассказы, повести).

     Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

     С начала XX века И.А. Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как прозаик, и как поэт.

      В 1933 году поэт стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Умер в Париже. Последние годы очень тосковал по Родине.

- Тему нового стихотворения И.А. Бунина, которое мы будем читать на уроке, вы узнаете, разгадав кроссворд

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

(солнце)

Он стоит среди травы

В шляпе, но без головы.

У него одна нога,

Но и та без сапога.

(гриб)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь)

С

г

о

О

р

к

л

и

с

т

Н

б

е

я

Ц

н

б

Е

т

р

я

ь

б

р

ь

- Какое главное слово получилось? (лист)

- Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья – главные герои этого времени. Какое явление мы наблюдаем в природе осенью? (листопад)

- Произнесите громко слово листопад.

- А теперь тише.

- А какое звучание больше подходит к этому слову?

- И вот мы подошли к теме нашего урока. Стихотворение «Листопад».

Послушайте его.

Чтение стихотворения хорошо читающими детьми

-Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья – главные герои этого времени. Какое явление мы наблюдаем в природе?

-Произнесите громко слово листопад.

-А теперь тише.

-А какое звучание больше подходит к этому слову?

-Послушайте стихотворение И.А.Бунина «Листопад».

Учитель читает стихотворение.

-Какие картины вы представили, когда слушали это стихотворение?

-Какую картину вы представили ярче всего?

-Какие чувства настроение у вас вызывает эта картина?

-А полностью стихотворение?

-С чем сравнивает поэт лес?

-Какие использует краски для описания леса?

- Только ли глазами воспринимает лес поэт, только ли зрительные образы нам передаёт?

-Найдите и прочитайте, что говорит поэт о запахах и звуках.

- какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

- а разве тишину можно услышать?

- а почему о  тишине автор говорит, что она мертвая?

- а еще, чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

- а можете вы услышать эти звуки в стихотворении?

- были ли в тексте слова или выражения малознакомые вам?

Багряный  - то же, что багровый - красный густого, темного оттенка.

Пестрый  - с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов.

Резьба - резной  - с неровными, как будто вырезанными краями, очертаниями.

В дворе  -  во дворе.

Лазурь - светло - синий цвет, синева

Давайте попробуем вместе прочитать первую картину в произведении.

-Теперь прочитаем вторую картину.

-Заключительная часть.

Дети под музыку изображают падающие листочки и игру мотылька.

-А сейчас я предлагаю поработать в группах.

-На ваши парты опускаются осенние листья.

Учитель опускает каждой группе листок. На обратной стороне листа написано слово.

-Сейчас каждая группа будет находить в стихотворении и вписывать в тетрадь олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения.

-Давайте послушаем, что у вас получилось?

-Как вы думаете, почему поэт не «оживил» лес?

Учитель комментирует выступления.

Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников И.С. Остроухова и И.И. Левитана, которые имеют одинаковое название «Золотая осень».

Рассмотрите картины и скажите, с какими чувствами писали художники картины?

-можно ли соотнести строки Бунина с картинами русских художников?

-красивое в природе привлекает любого человека , - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно

-Назовите главные инструменты чтеца?

-Давайте подготовимся к выразительному чтению стихотворения. Что значит выразительно?

-Работа с таблицей «Словарь настроений»

 

-А сейчас посовещайтесь в группе и попробуйте нарисовать на листе бумаги то, что описывает Бунин, так чтобы, соединив ваши работы, у нас получилась полная картина прочитанного.

  1. я строка сущ.
  2. я – прилагат.
  3. Я-глаголы
  4. Предложение
  5. Общее понятие

-Понравился ли вам урок? Чем?

-Что особенно запомнилось?

-Какие открытия сделали?

-Что бы хотели ещё выполнить?

-Дома выучите наизусть отрывок из стихотворения.

Спасибо за урок.

Дети читают стихотворение, подчеркивают существительные, читают с разными итнонациями

Рассматривают рисунки. Называют те стихотворения, которые узнали по рисункам: «Детство», «Шире грудь, распахнись для принятия», «Гаснет вечер, даль синеет…», «Листопад».

- Поэт писал о природе, родном крае.

Дети высказывают своё мнение.

Дети работают с текстом, делают пометки на листах

Примерный план выполненной работы

  1. Детские годы на хуторе Бутырки.
  2. В 11 лет поступил в гимназию, окончил меньше 4-х классов.
  3. Работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом.
  4. Знал языки, делал переводы.
  5. В 1933 году получил Нобелевскую премию.
  6. Умер в Париже.

Один ученик рассказывает о жизни И.А.Бунина, другой зачитывает выписки.

-Листопад.

Дети произносят громко, затем тише.

Тихое, спокойное.

Дети слушают.

-Лес, одетый в разноцветную листву

-Пустую солнечную поляну с игривым мотыльком и т.д.

-задумчивость, умиротворённость, печаль и т.д.

-с расписным теремом;

-лиловый, золотой, багряный, жёлтый, синий;

не только;

Лес пахнет дубом и сосной,

Такое мёртвое молчанье,

Расслышать листика шуршанье,

Заворожённый тишиной.

- мертвую тишину

- можно

- чтобы мы поняли, что в лесу нету никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и синей вышине»…

- здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

Молчанье – ч

Вышине – ш

Можно – ж

Тишине – ш

Расслышать – ш

Шуршание – ш

Дети читают хором, вместе с учителем до слов «Сегодня на пустой поляне…..»

До слов «Сегодня так светло кругом…»

Прочитывают до конца.

Дети группируются.

Дети рассматривают лист, читают написанное на нём слово.

1 группа – олицетворение.

2 группа – метафора.

3 группа – эпитет.

4 группа – сравнение.

Дети по группам работают с текстом, делают записи в тетрадь.

   

Выступление учащихся

1 группа – олицетворения

  1. Осень….вступает в терем свой.
  2. ….Играет…..мотылёк.

   

Выступление учащихся

2 группа – метафоры

1. Лес….пёстрою стеной стоит.

2. ….Берёзы жёлтою резьбой….

  1. …И осень … вдовой.

Выступление учащихся

3 группа – эпитеты.

1. …В листве сквозной….

2. …Воздушной паутины….

3. …Мёртвое молчанье….

  1. Лес….лиловый, золотой, багряный.
  2. Лес, заворожённый тишиной.

Выступление учащихся

4 группа – сравнения

  1. Лес, точно терем…
  2. Как вышки, ёлочки темнеют…
  3. Просветы …, что оконца.
  4. … мотылёк … точно … лепесток

Бунин – Остроухов:

То здесь, то там в листве сквозной просветы в небо, что оконца..

-поэт и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились

-Жесты, мимика, голос, тембр, интонация.

- Точно передать настроение.

Выразительное чтение 2 учащихся. (один раз)

1 группа – лес

2 группа – солнце

3 группа – поляна

4 группа – мотылёк

Дети выполняют творческое задание (рисуют, вырезают). На большом листе приклеивают свои работы. Получается особая картина.

Дети отвечают.

Стихи у каждого ученика, проверка на доске

На доске рисунки к стихотворениям И.А. Бунина, выполненные детьми

Статья даётся каждому учащемуся.

Звучит плавная музыка П.И. Чайковский «Времена года»

Звучит музыка. П.И. Чайковский «Времена года»

Работа в группах.

Значение слов можно не повторять, так как работали с ними на предыдущих уроках.

Работа в группе.

 



Предварительный просмотр:

МКОУ  «Казачелокнянская СОШ»

                        

Учитель:Марченко Е.В.                                                                                                                

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Урок чтения в 4 классе по теме «И. А. Бунин «Листопад»

Цели:

            1. Создать условия для представления в воображении школьника поэтической картины природы, описываемой автором, осмысления

               состояния души; помочь детям найти художественные средства, изображающие природу осенью, и увидеть роль языка

               в создании поэтического образа леса.

            2.  Создать условия для развития творческого общения, для совершенствования умения работы с текстом, навыков выразительного

               чтения.

  1. Создать условия для воспитания чувства любви к природе, интереса к поэзии, духовности; совершенствовать умение выражать

               свои мысли и слушать других.

 

Оборудование: портрет поэта, рисунки детей, музыкальные отрывки из «Времён года» П.И. Чайковского, листы со статьёй, карточки с

                           ребусами, ветки листьев, листья из бумаги, альбомные листы, фломастеры (для творческого задания)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1. Речевая разминка

2.Подготовка к художественному восприятию.

А) Работа с рисунками.

Б) Работа с портретом писателя.

В) Работа с текстом.

Г) Мотивационный настрой.

2. Художественное восприятие.

3. Художественный анализ.

4. Словарная работа

Физкультминутка.

5. Художественные средства

6. Художники и осень

7..Художественное исполнение.

8.. Художественное творчество.

9. Синквейн

10. Рефлексия

Домашнее задание.

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке … (листопад).

- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?

- Как образовалось слово “листопад”?

- Назовите имена существительные. (Подчеркнуть)

- Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.

- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные.

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством  Ивана Алексеевича Бунина.

ЭПИГРАФ (слова Блока)

- Давайте вспомним всё, что мы знаем о его стихах, в этом нам помогут ваши рисунки.

 - Какая основная тема стихотворений И.А. Бунина?

- Посмотрите на портрет поэта. Вглядитесь в его глаза. Что вы можете прочитать в его взгляде?

- О жизни И.А. Бунина мы узнаем из статьи. Прочитайте данную статью, Отметьте те сведения, которые вам не известны.  

    Потомок старинного, но обедневшего дворянского рода И.А. Бунин провёл свои ранние детские годы в имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии.

     В 11 лет Иван Бунин поступил в гимназию, но проучился меньше четырёх классов – продолжать образование не позволила бедность. А в 19 лет юноша покинул родное гнездо – работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом.

     Писал Бунин не только стихи, но и прозу (рассказы, повести).

     Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

     С начала XX века И.А. Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как прозаик, и как поэт.

      В 1933 году поэт стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Умер в Париже. Последние годы очень тосковал по Родине.

- Тему нового стихотворения И.А. Бунина, которое мы будем читать на уроке, вы узнаете, разгадав кроссворд

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

(солнце)

Он стоит среди травы

В шляпе, но без головы.

У него одна нога,

Но и та без сапога.

(гриб)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь)

С

г

о

О

р

к

л

и

с

т

Н

б

е

я

Ц

н

б

Е

т

р

я

ь

б

р

ь

- Какое главное слово получилось? (лист)

- Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья – главные герои этого времени. Какое явление мы наблюдаем в природе осенью? (листопад)

- Произнесите громко слово листопад.

- А теперь тише.

- А какое звучание больше подходит к этому слову?

- И вот мы подошли к теме нашего урока. Стихотворение «Листопад».

Послушайте его.

Чтение стихотворения хорошо читающими детьми

-Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья – главные герои этого времени. Какое явление мы наблюдаем в природе?

-Произнесите громко слово листопад.

-А теперь тише.

-А какое звучание больше подходит к этому слову?

-Послушайте стихотворение И.А.Бунина «Листопад».

Учитель читает стихотворение.

-Какие картины вы представили, когда слушали это стихотворение?

-Какую картину вы представили ярче всего?

-Какие чувства настроение у вас вызывает эта картина?

-А полностью стихотворение?

-С чем сравнивает поэт лес?

-Какие использует краски для описания леса?

- Только ли глазами воспринимает лес поэт, только ли зрительные образы нам передаёт?

-Найдите и прочитайте, что говорит поэт о запахах и звуках.

- какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

- а разве тишину можно услышать?

- а почему о  тишине автор говорит, что она мертвая?

- а еще, чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

- а можете вы услышать эти звуки в стихотворении?

- были ли в тексте слова или выражения малознакомые вам?

Багряный  - то же, что багровый - красный густого, темного оттенка.

Пестрый  - с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов.

Резьба - резной  - с неровными, как будто вырезанными краями, очертаниями.

В дворе  -  во дворе.

Лазурь - светло - синий цвет, синева

Давайте попробуем вместе прочитать первую картину в произведении.

-Теперь прочитаем вторую картину.

-Заключительная часть.

Дети под музыку изображают падающие листочки и игру мотылька.

-А сейчас я предлагаю поработать в группах.

-На ваши парты опускаются осенние листья.

Учитель опускает каждой группе листок. На обратной стороне листа написано слово.

-Сейчас каждая группа будет находить в стихотворении и вписывать в тетрадь олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения.

-Давайте послушаем, что у вас получилось?

-Как вы думаете, почему поэт не «оживил» лес?

Учитель комментирует выступления.

Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников И.С. Остроухова и И.И. Левитана, которые имеют одинаковое название «Золотая осень».

Рассмотрите картины и скажите, с какими чувствами писали художники картины?

-можно ли соотнести строки Бунина с картинами русских художников?

-красивое в природе привлекает любого человека , - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно

-Назовите главные инструменты чтеца?

-Давайте подготовимся к выразительному чтению стихотворения. Что значит выразительно?

-Работа с таблицей «Словарь настроений»

 

-А сейчас посовещайтесь в группе и попробуйте нарисовать на листе бумаги то, что описывает Бунин, так чтобы, соединив ваши работы, у нас получилась полная картина прочитанного.

  1. я строка сущ.
  2. я – прилагат.
  3. Я-глаголы
  4. Предложение
  5. Общее понятие

-Понравился ли вам урок? Чем?

-Что особенно запомнилось?

-Какие открытия сделали?

-Что бы хотели ещё выполнить?

-Дома выучите наизусть отрывок из стихотворения.

Спасибо за урок.

Дети читают стихотворение, подчеркивают существительные, читают с разными итнонациями

Рассматривают рисунки. Называют те стихотворения, которые узнали по рисункам: «Детство», «Шире грудь, распахнись для принятия», «Гаснет вечер, даль синеет…», «Листопад».

- Поэт писал о природе, родном крае.

Дети высказывают своё мнение.

Дети работают с текстом, делают пометки на листах

Примерный план выполненной работы

  1. Детские годы на хуторе Бутырки.
  2. В 11 лет поступил в гимназию, окончил меньше 4-х классов.
  3. Работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом.
  4. Знал языки, делал переводы.
  5. В 1933 году получил Нобелевскую премию.
  6. Умер в Париже.

Один ученик рассказывает о жизни И.А.Бунина, другой зачитывает выписки.

-Листопад.

Дети произносят громко, затем тише.

Тихое, спокойное.

Дети слушают.

-Лес, одетый в разноцветную листву

-Пустую солнечную поляну с игривым мотыльком и т.д.

-задумчивость, умиротворённость, печаль и т.д.

-с расписным теремом;

-лиловый, золотой, багряный, жёлтый, синий;

не только;

Лес пахнет дубом и сосной,

Такое мёртвое молчанье,

Расслышать листика шуршанье,

Заворожённый тишиной.

- мертвую тишину

- можно

- чтобы мы поняли, что в лесу нету никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и синей вышине»…

- здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

Молчанье – ч

Вышине – ш

Можно – ж

Тишине – ш

Расслышать – ш

Шуршание – ш

Дети читают хором, вместе с учителем до слов «Сегодня на пустой поляне…..»

До слов «Сегодня так светло кругом…»

Прочитывают до конца.

Дети группируются.

Дети рассматривают лист, читают написанное на нём слово.

1 группа – олицетворение.

2 группа – метафора.

3 группа – эпитет.

4 группа – сравнение.

Дети по группам работают с текстом, делают записи в тетрадь.

   

Выступление учащихся

1 группа – олицетворения

  1. Осень….вступает в терем свой.
  2. ….Играет…..мотылёк.

   

Выступление учащихся

2 группа – метафоры

1. Лес….пёстрою стеной стоит.

2. ….Берёзы жёлтою резьбой….

  1. …И осень … вдовой.

Выступление учащихся

3 группа – эпитеты.

1. …В листве сквозной….

2. …Воздушной паутины….

3. …Мёртвое молчанье….

  1. Лес….лиловый, золотой, багряный.
  2. Лес, заворожённый тишиной.

Выступление учащихся

4 группа – сравнения

  1. Лес, точно терем…
  2. Как вышки, ёлочки темнеют…
  3. Просветы …, что оконца.
  4. … мотылёк … точно … лепесток

Бунин – Остроухов:

То здесь, то там в листве сквозной просветы в небо, что оконца..

-поэт и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились

-Жесты, мимика, голос, тембр, интонация.

- Точно передать настроение.

Выразительное чтение 2 учащихся. (один раз)

1 группа – лес

2 группа – солнце

3 группа – поляна

4 группа – мотылёк

Дети выполняют творческое задание (рисуют, вырезают). На большом листе приклеивают свои работы. Получается особая картина.

Дети отвечают.

Стихи у каждого ученика, проверка на доске

На доске рисунки к стихотворениям И.А. Бунина, выполненные детьми

Статья даётся каждому учащемуся.

Звучит плавная музыка П.И. Чайковский «Времена года»

Звучит музыка. П.И. Чайковский «Времена года»

Работа в группах.

Значение слов можно не повторять, так как работали с ними на предыдущих уроках.

Работа в группе.