Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 1.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Корюков Юрий Георгиевич

Первый урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 72._paustovskiy._rastrepannyy_vorobey._plan_uroka.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

72. К.Паустовский «Растрепанный воробей»

План урока

Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 1.

Автор разработки Корюков Ю.Г., консультант по компьютерным технологиям в школе

uraspb@hotmail.ru, vk.com/uraspb 

Первый урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС

Здесь выложен только конспект урока.

Презентацию + фото воробьев + вальс из балета Прокофьева Золушка можно скачать по ссылке http://www.twirpx.com/file/1852254/ 

Данное и другие произведения Паустовского для внеклассного чтения можно скачать по ссылке http://www.twirpx.com/file/938552/. В интернете имеется аудио-вариант данного произведения (ссылку подскажет Google). Рекомендую всей семьей посмотреть мультфильм «Растрепанный воробей» (18,5 минут http://mults.info/mults/?id=1867)

Полный комплект материалов по данному и другим урокам «Литературное чтение за 3 четверть 3-го класса» могу предоставить на компакт-дисках (два DVD-диска) или выложить на один из «облачных» сервисов в интернет.

Имеются компьютерные материалы по всем предметам, всем классам.

Цели:

  • Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте.
  • Познакомить с биографией К. Г. Паустовского, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;
  • Ознакомить с рассказом К. Паустовского «Растрепанный воробей»;
  • Учить понимать поступки и состояние героев;
  • Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.
  • Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.
  • Учить эмоциональному восприятию текста.
  • совершенствовать умение давать характеристику персонажа.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
  • Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
  • Составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.

Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации и аудио системой.

I. Организационный момент

Учащиеся входят под музыку из балета «Золушка» С. С. Прокофьева

(запустить со слайда 1 или из папки урока "Вальс из балета Прокофьева Золушка")

 Мы начинаем урок под этот вальс из балета «Золушка» С. С. Прокофьева, а в конце урока вы сами скажете, почему. Рассаживайтесь по местам и успокаивайтесь.

(Как только дети успокоятся и усядутся убавляем постепенно звук и выключаем проигрывание)

II. Проверка домашнего задания

— Домашним заданием было придумать продолжение сказки «Случай с Евсейкой». Кто хочет получить пятерку и придумал продолжение этой сказки?

Учитель выбирает 1-2 учеников, подготовивших свой рассказ.

III. Сообщение темы и целей урока

Изображения воробьев (Слайд 1)

— Кто на этих фотографиях? (воробьи)

 Как вы думаете, зачем они прилетели к нам на экран? (Наверное, хотят что-то рассказать)

 Как вы думаете, о чем они могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)

 Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм. А если воробей сыт, то ему и не холодно)

 Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться?

 Ребята, один из воробьев поможет ответить на вопрос: «Что же такое счастье?» Это герой сказки К. Г. Паустовского, а как она называется, догадайтесь сами: (Слайд 2)

На доске: «нпаврорастрепанный смворобейшнгой»

 Верно, это сказка «Растрепанный воробей». (Лишние буквы убираются)

— Сегодня на уроке мы будем учиться правильному и осознанному чтению, учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией К. Г. Паустовского.

IV. Речевая разминка

(Слайд 3). Читаем со слайда

Я - веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

И пуглив,

Чив-чив.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитер и шаловлив,

Суетлив,

Чив-чив.

—  Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» (еще: выделяя главные слова, с ускорением, медленно, выразительно).

V. Паустовский и его творчество

(Слайд 4). Читает учитель:

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая. Детство Константин Георгиевич провел на Украине у бабушки и дедушки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.

Паустовский очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

С 1921 года Паустовский активно начинает заниматься писательским трудом. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр Паустовского - короткий  рассказ. Во всех его произведениях - любовь к родной земле,  людям, живущим нам ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».

Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки.

На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много  значительного  и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До  конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трем основным темам – людям, искусству и природе.

VI. Физкультминутка

(Слайд 5). Читаем со слайда, учитель показывает упражнения

Отдых наш — физкультминутка.      

Занимай свои места:

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз, два, раз, два!

И под ноги не смотрите,

Раз, два, раз, два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз, два, раз, два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

VII. Введение в тему

—  Сегодня мы начинаем читать рассказ Константина Паустовского «Растрепанный воробей».(Слайд 6).

 К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Растрепанный воробей». Как вы думаете, почему? (Он –  герой, спасший ситуацию).

VIII. Работа по теме урока

 Ребята, сейчас мы с вами будем читать текст и делить его на части – «кадры». Каждому кадру мы дадим название и у нас получится небольшой диафильм к прочитанному тексту.

 Что такое диафильм? (предположения детей). Диафильм - (от греч. diá — приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм),короткометражный фильм, составленный из ряда изображений, объединённых общей тематикой.  Сначала мы прочитаем по очереди часть сказки. (Остановились на слайде 6, просим детей прочитать вслух, каждый ребенок читает по 1 странице из учебника: стр.12, 13, 14 полностью, стр. 15 до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке»)

IX. Коллективная работа по оглавлению кадров.

(Слайды 7-14)

Теперь мы начнем составлять слайд-фильм и давать названия каждому кадру. Деление произведения на части полезно для простоты дальнейшего пересказа.

Вниманию учителя.  Подписи к слайдам анимированы и изначально скрыты. Запуск этих слайдов производится следующим образом:

На эскизах этих слайдов рядом с номером имеется звездочка. Если навести на нее мышку, то возникает подпись «Воспроизвести эффекты анимации». Для перехода на слайд нужно щелкать мышкой по этой звездочке. Тогда через 25 секунд появится название слайда. Это время отводится для обдумывания детьми. Если дети дали правильный ответ раньше – щелкаем на слайде – текст появится сразу.

—  С чего начинается сказка?(Он начинается с описания стенных часов. Они необычны. В чем их особенность – кузнец бил по наковальне столько раз, сколько часов исполнялось)

Как мы назовем эту часть сказки?(Слайд 7).(Старые стенные часы)

Прочитайте описание кузнеца.

—  Как зовут девочку?(Ее зовут Маша.) и нянюшку? (Нянюшка Петровна.)

Как мы назовем эту часть сказки?(Слайд 8). (Одни дома)

— Почему эпизод грустный(Они остались дома одни, без мамы.)

—  Что вы узнали о родителях девочки? (Мама ее танцевала в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр. А папа  сейчас в плавании на Камчатке.)

Как мы назовем эту часть сказки?(Слайд 9). (Большой театр)

—  С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала?( Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».)

Как мы назовем эту часть сказки?(Слайд 10).  (Разговор с букетом)

— Поняла ли Маша ценность этого букета?(Поняла, что букетик – это воспоминание о папе)

Как мы назовем эту часть сказки?(Слайд 11).  (Воспоминание о папе)

— Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…»(последний абзац стр.14)

— Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? (Автор одушевляет не только Машу, но и достижение цивилизации и явление природы.)

— Прочитайте в сказке эти слова.(Отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)

— Почему мы узнаем, что мы попали в сказку?(Предметы  описываются так, будто они живые).

— Кто был у окна? (Это была ворона.)Чего она ждала?(ждала, когда Петровна откроет форточку)

Как мы назовем эту часть сказки?(Слайд 12).  (Ворона – хитрая)

— Зачем ворона ждала, когда Петровна откроет форточку?(Чтобы что-нибудь стащить).

Как мы назовем эту часть сказки?(Слайд 13). (Ворона – воровка)

— Как Петровна и Маша реагировали на проказы вороны?(Сетовали, всплескивали руками)

Как мы назовем эту часть сказки?(Слайд 14).  (Разбойница!)

X. Рефлексия

(Слайд 15) (тоже с анимацией, для запуска анимации нажимаем на звездочку)

—  Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

XI. Подведение итогов урока

 С каким писателем мы сегодня познакомились?

 Какое произведение начали читать? О чем оно?

—  Как бы вы назвали это стихотворение?(Воробей. Воробьишка. Маленький воришка и др.)

—  Произведения каких писателей о животных читали мы на уроках?(Рассказы Л.Я. Толстого, сказки В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка.)

 Посмотрите на слайд(Слайд 16) (тоже с анимацией, для запуска анимации нажимаем на звездочку)и скажите, какие книги еще написал К.Г. Паустовский, какие из его книг и рассказов вы читали?

 Оцените свою работу на уроке и работу своего соседа по парте.(Слайд 17) (тоже с анимацией, для запуска анимации нажимаем на звездочку).

Разноцветные кружки, выбрать для себя и для соседа по парте

                                

         Отлично                              хорошо                  не очень хорошо

XII. Домашнее задание

(Слайд 18)

— Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала...» (с. 19) и подготовить пересказ. Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.

Литература.

  1. Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. ФГОС.
  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2014 г.
  3. Материалы интернет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 2.

Второй урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...

Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 3.

Третий урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...

Тест по литературному чтению. По произведению К. Паустовского Растрепанный воробей

Тест по литературному чтению. Программа "Школа России"По произведению К. Паустовского Растрепанный воробейЦель: проверка осознанности прочтения...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей” (3-й урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей” (3-й урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....