Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyas.chtenie_1.docx | 70.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературному чтению 3 класс.
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании Российской Федерации»,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Устава образовательного учреждения, в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияс учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава 3 класса, на основе примерной программы, а также выбранного комплекта учебников авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы».
Нормативно- правовыми документами реализации ФГОС являются:
1. Федеральный закон «Образование в Российской Федерации»
2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г №373, зарегистрирован в Минюсте России 22декабря 2009года №17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010г.№1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля2011г №19707)
3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ
Минобразования РФ от 06.10.2009 года №363);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.
№ 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
5. 5.На базе «Регионального учебного плана Республики Бурятия» о внесении изменений от 12.07.2011г.№10-93;
6. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо Минобразования РФ от 19.11.1998 года № 1561/14-15);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г
№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» )
8. Примерные программы по учебным предметам в 2-х частях / М.: Просвещение, 2012г.
Программа рекомендована учащимся для обучения литературному чтению в 3 классе общеобразовательной школы.
Программа по литературному чтению общим объёмом 136 часов изучается в течение учебного года согласно учебному плану МБОУ «Куйтунская ООШ».
Учебно-методический комплекс.
УМК «Школа России»
- Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
2.Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 3 класс. М.: Просвещение,2013 г.
3.Кутявина С.В., Поурочные разработки по литературному чтению. Книга для учителя. М.:, Просвещение, 2013г.
4. Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 3 класс
(Диск CD-ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко
Контрольно-измерительные материалы
- ФГОС О Г.В.Шубинаа. КИМ по литературному чтению.3 класс– М.: Экзамен, 2014.
- Образовательный мониторинг. Оценка достижений учащихся «Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД» 3 класс. Авторы-составители Т.М.Лаврентьева, О.А.Исакова. – Волгоград: Учитель,2014.
- Образовательный мониторинг. Оценка достижений учащихся. Комплексные итоговые работы. 3 класс. Авторы составители: Е.А.Болотова, Т.А.Воронцова. Волгоград: Учитель,2014.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3
класс. – М.: Просвещение, 2012.
Программа учитывает и объединяет в своём содержании и структуре опыт, накопленный российским образованием, и новейшие достижения в области филологии, педагогики, психологии и методики преподавания литературного чтения , в том числе современные подходы, выработанные в ходе модернизации процесса образования:
Цели и задачи обучения:
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно- нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
В ходе освоения программы школы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
-закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
-формируются универсальные учебные действия;
-развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Обоснование целесообразности изменений
Данная программа не имеет отличительных особенностей по сравнению с примерной Государственной.
А) Структурная перестановка порядка изучения тем не планируется.
Б) Количество часов на изучение отдельных тем не меняется.
В) Расширение учебного материала не планируется.
Валеологический компонент.
Среди трудностей,с которыми сталкиваются ученики,оказывается объективное снижение двигательной активности. Это влияет как на освоение школьной программы, так и на развитие растущего организма ребёнка младшего школьного возраста,
поскольку процесс формирования важных для школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательногоаппарата) ещё продолжается.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей в 8,5 лет анатомо – физические изменения в организме младшего школьного возраста, быструю утомляемость во время урока проводить:
- 2 – 3 физминутки, так как помогают:
- снять психическое напряжениеу учащихся путём переключения на другой вид деятельности;
- добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;
- возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;
- сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
- Гимнастику для глаз(1-2мин):
- способствовать оздоровительномуэффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
- предупредитьзрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения: гимнастика для глаз включает в себя комплекс из 4-5 упражнений, сочетающих разные способы снятия зрительного напряжения:
растирания, массирования. Можно использовать гимнастику для глаз по методу Г.А.Шичко. ( Верх-вниз, влево-вправо. Круг. Буратино.т.д).
- Гимнастика для пальчиков рук.
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»,- это высказывание Иммануила Канта. Практикой доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук имеет особое значение:
- стимуляция развития речи у детей;
- подготовка руки к письму у школьников;
- тренировка внимания;
- координация движений;
- адаптация маленьких левшей в мире праворуких.
Комплекс включает 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо.
- Комплекс упражнений на мышечное расслабление(релаксацию):
- способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения, облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения;
- эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы.
Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3-5 мин.
- Комплекс упражнений для формирования правильной осанки:
- научить школьника заботиться о правильном положении тела;
- развивать координацию движений;
- обучить правильному сочетанию движений с дыханием.
Используя дополнительную литературу:
- В.И.Ковалько «Школа физминуток»;
- ресурсы интернета.
Следить за осанкой во время урока. Укреплять здоровье детей, при этом учитывать:
- индивидуально-психологические свойства личности младшего возраста;
- типы высшей нервной деятельности, темперамент, характер, способности;
- анатомо- физические изменения в организме младшего школьника и их отражение в его психике.
Общая характеристика предмета
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель) и 92 часа в период обучения грамоте, во 2 – 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержания учебного материала по литературному чтению ориентирован на формирование базовых национальных ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте материал для характеристики героя;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять рассказ-характеристику героя;
- составлять устные и письменные описания;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Содержание курса:
Виды речевой и читательской деятельности.Умение слушать (аудирование)
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Работа с разными видами текста. Библиографическая культура
Работа с текстом художественного произведения
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Умение говорить (культура речевого общения)
Письмо (культура письменной речи)
Круг детского чтения. Литературоведческая пропедевтика. Творческая деятельность обучающихся.
В программу 3 класса включены следующие разделы.
Вводный урок-1ч
Самое велико чудо на свете-4
Устное народное творчество-14
Поэтическая тетрадь 1-
Великие русские писатели-24
Поэтическая тетрадь 2.
Литературные сказки-8
Были и небылицы -10
Поэтическая тетрадь1.
Люби живое -10
Поэтическая тетрадь2.
Собирай по ягодке- наберешь кузовок-12
По страницам детских журналов "Мурзилка" и "Веселые картинки"-8
Зарубежная литература-8
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
4 часа в неделю136 часов в год
№ урока | Тема урока | Основные виды деятельности |
Вводный урок (1ч) | ||
1 | Знакомство с учебником 3 клаccа. Знакомство с названием раздела. | |
Раздел 1. Самое великое чудо на свете (4ч) | ||
1 | Прогнозирование содержания раздела | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
2 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | |
3 | Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. | |
4 | Урок - обобщение. Оценка достижений. Тест. | Урок контроля. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы |
Раздел 2. Устное народное творчество (14ч.) | ||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
2 | Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические и шуточные. | |
3 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | |
4 | Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | |
5 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | |
6 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана. | |
7 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | |
8 9 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Деление текста на части. Составление плана. Сравнение художественного и живописного текстов. | |
10 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | |
11 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Деление текста на части. Составление плана | |
12 | Художники иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. Обобщение по теме: УНТ Оценка достижений. Тест | Урок контроля. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы |
13 | Внеклассное чтение. Бурятские народные сказки. НРК | |
14 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | Защита проектов |
Раздел 3. Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) | ||
1 | Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Весенняя гроза». | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Урок контроля. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Поиск материала в разных источниках. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. |
2 | Знакомство со стихотворением Ф.И.Тютчева «Листья». Выразительное чтение. Любовь к природе в стихотворении. | |
3 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой». Анализ стихотворений. | |
4 | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». Анализ стихотворения. | |
5 | И. Никитин «Встреча зимы». | |
6 | И. Никитин «Встреча зимы» Анализ стихотворения. | |
7 | И. Суриков «Детство». Работа над характеристикой главного образа. | |
8 | И. Суриков «Зима» Анализ стихотворения. | |
9 | Проверим себя и оценим свои достижения | |
10 | Путешествие в литературную страну. | |
11 | Внеклассное чтение. Урок-концерт по стихам русских поэтов . НРК Стихи бур.авторов | |
Раздел 4. Великие русские писатели (24 ч.) | ||
1 | Знакомство с названием раздела | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирические и прозаические произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведения литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Подбор музыкального сопровождения к лирическому произведению. Составление различных планов к рассказу «Акула». |
2 | А. С. Пушкин .Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | |
3 | Лирические стихи А. С. Пушкина о природе. | |
4 | А. С. Пушкин «Зимнее утро», | |
5 | «Зимний вечер». Настроение стихотворения и прием контраста | |
6 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки. | |
7 8 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки. | |
9 10 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. Рисунки И.Билибина к сказке, соотнесение рисунков с текстом. | |
11 | Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет Крылову. | |
12 | Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». | |
13 | Нравственный урок и мораль басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна». | |
14 | Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев басен И. А. Крылова на основе их поступков. | |
15 | Инсценирование басен И. А. Крылова. | |
16 | М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи В.Воскобойникова. | |
17 | М. Ю. Лермонтов. Лирические стих- ния ( «Горные вершины) | |
18 | «Утес», «Осень». настроение и образность. | |
19 | Подготовка сообщения на основе статьи о детстве и творчестве Л. Н. Толстом. | |
20 | Тема и главная мысль рассказа «Акула». | |
21 | Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема. | |
22 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема. | |
23 | Особенности прозаического лирического текста. « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». | Наблюдение ,сравнение рассказов. Сравнение текстов разных видов (текст-рассуждение, текст-описание). |
24 | Обобщение по теме. Оценка достижений. Тест. | Урок контроля. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы |
Раздел 5. Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.) | ||
1 | Знакомство с названием раздела. Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!» , | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. |
2 | Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором..» | |
3 | Повествовательное произведение в стихах Дедушка Мазай и зайцы». | |
4 | А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги». Картины природы. | |
5 | Внеклассное чтение.НРК | |
6 | Оценка достижений. Тест. | Урок контроля. |
Раздел 6. Литературные сказки (8 ч). | ||
1 | Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. Педагогические заповеди в сказке. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
2 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чтение и анализ. | |
4 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Работа над содержанием текста. | |
5 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Пересказ текста по плану. | |
6 | В. Одоевский «Мороз Иванович». Работа над содержанием текста. | |
7 | Внеклассное чтение. Литературные сказки. | |
8 | Обобщающий урок по теме «Литературные сказки». Тест № 6. | Урок контроля. |
Раздел 7. Были-небылицы (10 ч) | ||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать были- небылицы выразительно по ролям. |
2 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Чтение и анализ рассказа. | |
3 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Работа над содержанием текста. | |
4 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Анализ поступков и состояние героев. Работа над содержанием первой части. | |
5 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Работа над содержанием второй части. | |
6 | К.Г.Паустовский. «Растрёпанный воробей». Работа над содержанием третьей части. Выборочное чтение. | |
7 | А. Куприн «Слон». Анализ характеров и поступков героев. Деление текста на части. | |
8 | А. Куприн «Слон». Составление плана. Чтение по ролям. | |
9 | Обобщающий урок по теме «Были – небылицы». Тест №7 | Урок контроля. |
10 | Внеклассное чтение | |
Раздел 8. Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | ||
1 | Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения. |
2 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». Выразительное чтение. Анализ стихотворений. | |
3 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». Чтение и анализ стихотворений. | |
4 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». Совершенствование умения читать стихотворное произведение. | |
5 | С. Есенин «Черёмуха» | |
6 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 8 | Урок контроля. |
Раздел 9. Люби живое (16 ч.) | ||
1 | Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. М. Пришвин «Моя Родина». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Делить текст на части. Составление плана. Составлять план рассказа на основе названия глав. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана.(краткий, сжатый, Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. |
2 | Развитие речи: составление устных рассказов о родине, о семье, о детстве на основе рассказа М. Пришвина «Моя Родина». | |
3 | Знакомство с жизнью и творчеством И.Соколова-Микитова. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | |
4 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | |
5 | Знакомство с жизнью и творчеством В.И.Белова. В. Белов «Малька провинилась» | |
6 | В. Белов «Ещё про Мальку». | |
7 | В. Бианки «Мышонок Пик». | |
8 | В. Бианки «Мышонок Пик». | |
9 | Внеклассное чтение | |
10 | Знакомство с жизнью и творчеством Б.С.Житкова. Б. Житков «Про обезьянку». | |
11 | Б. Житков «Про обезьянку». | |
12 | Б. Житков «Про обезьянку». | |
13 | Знакомство с жизнью и творчеством В.П.Астафьева. В. Астафьев «Капалуха». | |
14 | Развитие речи: обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь на основе рассказа В. Драгунского «Он живой и светится…» | |
15 | Внеклассное чтение НРК | |
16 | Обобщающий урок по теме «Люби живое». Тест № 9 | Урок контроля. |
Раздел 10. Поэтическая тетрадь 2 (8ч) | ||
1 | Знакомство с названием раздела. Запуск проекта «Праздник поэзии». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты, отражая поэзию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
2 | С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». | |
3 | А. Барто «Разлука», «В театре». | |
4 | С.В.Михалкова. «Если». | |
5 | Е. Благинина «Кукушка». | |
6 | Е. Благинина«Котёнок». | |
7 | . Презентация проектов. | Защита проекта. |
8 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Тест № 10 | Урок контроля. |
Раздел 11. Собирай по ягодке - соберёшь в кузовок (12 ч). | ||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Работа над содержанием текста. | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
2 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Смысл пословицы в заглавии произведения. | |
3 | А. Платонов «Цветок на земле». Работа над содержанием текста. | |
4 | А.П.Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям. Уважение к пожилым людям в рассказе. | |
5 | А. Платонов «Ещё мама» Развитие речи: выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. | |
6 | М. Зощенко «Золотые слова». Работа над содержанием текста. | |
7 | М. Зощенко «Золотые слова». | |
8 | М. Зощенко «Путешественники».. | |
9 | М. Зощенко «Путешественники». | |
10 | Знакомство с жизнью и творчеством Н.Носова. «Федина задача». | |
11 | Н. Носов «Телефон». Обобщающий урок «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11 | Урок контроля. |
12 | Внеклассное чтение | |
Раздел 11. По страницам детских журналов (8 ч) | ||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка детской периодики. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи» Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
2 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | |
3 | Развитие речи: составление вопросов по содержанию рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», развёрнутые ответы на составленные вопросы. | |
4 | Знакомство с детскими журналами. Ю. Ермолаев «Проговорился». | |
5 | Знакомство с детскими журналами. Ю. Ермолаев «Воспитатели» | |
6 | Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Составление вопросов к тексту. | |
7 | Р.Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение и анализ произведений. | |
8 | Обобщение.Читательская конференция. «По страницам детских журналов». Тест № 12 НРК Бурятские детские издания | Урок контроля. |
Раздел 12. Зарубежная литература (8ч) | ||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
2 | Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Мифологические образы и сюжеты. | |
3 | Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Работа над содержанием текста. | |
4 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Составление вопросов к тексту. | |
5 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Работа над содержанием текста. | |
6 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Деление текста на части, составление плана. | |
7 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Итоговый тест № 13 | Урок контроля. |
8 | Внеклассное чтение. Зарубежная литература. | Задание на лето. |
136 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество | наличие | Примечания | |
Книгопечатная продукция | |||||
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 | Программа Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа Л.Ф. Климанова В.Г. Горецкий Рабочая программа. 1- 4 классы. 2011 Учебники Л.Ф. Климанова. Литературное чтение 3класс. Учебник.В 2 ч. – М.: Просвещение,2012 Рабочие тетради М.В.Бойкина, Л.А. Виноградская Литературное чтение Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2014 Методическое пособие. Кутявина С.В Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. К учебнику Л.Ф. Климановой.2012 М.: Просвещение. | Д Д К К Д Д | 1 1 1 1 | + + + + + | В программах определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания литературного чтения и результаты его усвоения. В учебниках представлены практические задания, технологически е карты, чертежи и др., культурно-исторические материалы, разнообразный иллюстративный материал. Задания практических работ. Рабочие тетради включают практические и тестовые задания к темам учебника. Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации. |
2. Компьютерные и информационно – коммуникативные средства | |||||
2.1 | Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение» | К | 1 | + | Диски предназначены для самостоятельной работы учащихся на уроках ( если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. |
3.Технические средства обучения | |||||
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 | Аудиторная доска. Интерактивная доска. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Принтер. Ксерокс. | Д Д Д Д Д Д | 1 1 1 1 1 1 | - - - - - - | |
4.Оборудование класса | |||||
4.1 4.2 4.3 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | + + + + | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литературное чтение. УМК «Школа России»
1. Роль и место дисциплиныИзучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.2. Адреса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2
Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2...
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....
Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе
Рабочая программа по лпредмету "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе...
Рабочая программа по чтению. ФГОС, "Школа России", 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению....
Рабочая программа по чтению. ФГОС, "Школа России", 2 класс
Календарно-тематическое планирование по чтению, 2 класс, по программе "Школа России"...