Тема: К.И.Чуковский. «Путаница» | Тип: Изучение нового материала. |
Задачи: - учить определять тему выставки книг; - учить характеризовать героев произведения; - учить сравнивать стихотворение К. Чуковского с небылицей |
|
Планируемые результаты |
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
- знать произведения для детей К. Чуковского;
- характеризовать героев произведения;
- составлять тематическую выставку книг;
| - классифицировать книги по существенным признакам;
- сравнивать авторские произведения с произведениями устного народного творчества;
| - проявлять интерес к чтению детской литературы;
- понимать, что детские книги утверждают принятые в обществе морально-этические ценности;
|
Межпредметные связи: окружающий мир, тема «Где мы живем?»; русский язык, тема: «Текст» |
Ресурсы урока: |
Для учителя: - Рабочая программа
- Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климанова и др.
| Для учащихся: - Учебник «Литературное чтение», часть 2, с. 4 - 10.
|
Ход урока |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: активизация учащихся | Настраивает детей на работу. - Сегодня у нас необычный урок литературного чтения, к нам пришли гости. - Давайте поздороваемся с нашими гостями. Громко прозвенел звонок, Давайте настроимся все на урок, Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям, Чудесных открытий желаю всем вам! -Проверьте готовность к уроку: - Вспомним с вами правила поведения на уроке. - Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? | Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их. |
Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания полученные ранее. | - Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать. Речевая разминка: а) На слайде 3 незаконченных предложения. Нужно найти концовку предложений и объяснить смысл. б) Работаем в парах. Каждой паре достается одно предложение и 3 варианта концовки. Найдите верное соответствие. Золото добывают из земли, | да плод его сладок. | Корень учения горек, | тот много знает. | Кто много читает, | а знания из книги. |
в)-проверка на слайде г) –Как можно одним словом назвать эти предложения? - Что вы о них знаете? Что такое пословица? д) Мы много говорили о русском фольклоре, теперь проверим, как хорошо вы знаете жанры УНТ. Работаем в группах. -Перед вами конверт, взяли оттуда задание №1 на листочке записаны три произведения, относящиеся к УНТ. Ваша задача- прочитать, посовещаться и определить к какому жанру относится каждое произведение. е) проверка с листом самооценки (проверка по эталону на компьютере) 1 группа читает первый текст и объясняет свой выбор -Что такое загадка? -Назовите отгадку. 2 группа -что такое потешка? 3 группа Что такое небылица? Сравниваем лист самооценки, подсчитайте свои + и оцените свою работу Если вы ни разу не ошиблись- ставите отметку 5, одна ошибка-4, две ошибки-3… -Какие еще жанры УНТ вы знаете? | Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке
(пословицы)
ПОСЛОВИЦА - ЭТО ОДИН ИЗ ЖАНРОВ …(УНТ)
Загадка - замысловатый вопрос в форме описания предмета или явления
Пословица, загадка, небылица, потешка, поговорка, |
Постановка учебной проблемы
Цель: организовать постановку цели урока | Создаёт условия для формирования цели урока. - Мы повторили то, что нам потребуется на уроке. - Вспомните, строчки этого произведения и определите его жанр: «По поднебесью, братцы, медведь летит, Медведь летит, хвостом вертит» -Докажите, что это небылица. Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка. 1) То, чего не бывает в действительности; вымысел. 2) Вранье, сплетня. -Где мы можем найти необходимую нам информацию? - Сегодня, мы познакомимся с авторской небылицей. -Как вы думаете, что будет отличать её от народной небылицы. - Угадайте автора по произведениям, отрывки из которых я подобрала. И купила – самовар
на велосипеде А за ними кот Задом наперёд
Из болота тащить бегемота - Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой. - Узнали, кто автор этих строк. - Конечно, это К.И. Чуковский. - Что вы знаете о жизни писателя? - Каким он был человеком? | Дают всевозможные ответы. Ставим цель урока, составляем план построения новых знаний. Под руководством учителя формулируют тему и цель урока. небылица
Стихотворение - загадка. яйцо и цыплёнок
Мы не изучали это произведение.
Ставим цель Узнать автора загадки, познакомиться с новыми произведениями этого автора.
Рассказывают биографию. Познакомить с авторской небылицей
|
Поиск решения проблемы
Цель: ознакомить с новым произведением и автором | - Корней Иванович Чуковский-это известный детский писатель, удивительно веселый и добрый человек, он очень любил детей и писал для них. К сожаленью его жизненный путь завершен, но его произведения всегда будут жить среди нас. -Сегодня мы познакомимся с новым произведением, но прежде, чем его прочитать, обратимся к иллюстрациям и попробуем отгадать, о чем это произведение? Может быть даже определим жанр этого произведения. - Что вы видите на рисунке? Может ли быть такое на самом деле? Как вы думаете о чем пойдет речь в этом произведении? Оно, по вашему мнению, веселое или грустное? - К какому жанру можно предварительно отнести это произведение? -Прочтите название. Что означает ПУТАНИЦА? -Назовите тему урока: «К.И.Чуковский небылица» - Какую цель поставим? -Познакомиться с авторской небылицей | Корней Чуковский. Это детский писатель. К.И.Чуковского. Знакомство с творчеством К.Чуковского.
К.И.Чуковский «Путаница»
|
Проверка домашнего задания | Давайте проверим ваше домашнее задание. Молодцы, вы правильно организовали выставку. | Дети показывают выставку книг К. Чуковского |
Физ.минутка | - электронное приложение | Дети выполняют физ.минутку |
Воспроизведение нового знания Цель: включение нового знания в систему знаний. | - Одна из любимейших детских сказок – «Путаница». - Сейчас мы послушаем чтение «Путаницы» самим К.И. Чуковским. - Вы следите за текстом, в тексте встретятся слова, значение которых может быть непонятно запомните их. - Кому что не понятно? У кого какие вопросы возникли? |
Звучит запись |
Словарная работа
| Какие слова были непонятны? Как узнать лексическое значение этих слов? Давайте поработаем со словариками в учебнике ковш, кадка, бочка, ушат). Какое настроение создаёт поэт? |
с.214:паинька, лопотал |
Работа над произведением | - К какому жанру мы отнесем путаницу? Докажите. - Что случилось с героями сказки? - Почему им надоело говорить своими голосами? - Что говорил им зайка? Зачитайте. - К чему привела шалость? Зачитайте. - Ребята, можно ли баловаться спичками? К чему это может привести? - Расскажите, как звери восприняли пожар? Испугались ли они? - Смогли бы звери потушить пожар в море? Почему? - Кто потушил море? Прочитайте. - Почему ей удалось затушить? - Как вы думаете, какими словами можно закончить сказку? Чтение учащимися стихотворения по «цепочке» по 4 строчки и по ролям (котята-2, утята-2, свинки-2, курочки-2, медведь, кукушка, заинька, кит, гуси-2, воробышки, лошади-2, мухи, лягушата) – 19, а в конце все: «Баюшки-баю!». - Постарайтесь прочитать текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей». Корней Иванович Чуковский писал не только стихи и сказки есть у него и загадки для детей. Попробуйте их сейчас отгадать. 1. Я одинокая старуха, Я прыгаю по полотну, И нитку длинную из уха, Как паутину, я тяну. (иголка) 2. Я лаю со всякой собакой. Я вою со всякой совою, И каждую песню твою Я вместе с тобою пою. Когда же вдали пароход Быком на реке заревёт, Я тоже реву: «У-у!» (эхо) 3. Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт- Заплачет она и умрёт. (сосулька) 4. Ах, не трогайте меня. Обожгу и без огня! (крапива) 5. Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, Баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну обезьяна, Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало) 6. Лежу у вас под ногами, Топчите меня сапогами, А завтра во двор унесите меня, И бейте меня. Колотите меня, Чтоб дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковёр) 7. Паровоз Без колёс! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошёл – Прямо по морю пошёл! (пароход) | Небылица Закапризничали, стали говорить не своими голосами Баловаться хотели
читают выразительно
|
Творческое задание. Игра «Подберите рифмы».
| Работа в парах (раздать карточки). Подберите рифмы к словам: Пирожок (творожок) Котёнок (мамонтёнок, утёнок) Ушко (подушка, лягушка, кружка, мушка) |
|
Рефлексия деятельности. Цель: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - оценить собственную деятельность; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. | -Назовите тему урока -Какую цель поставили - Что вы узнали о К.И. Чуковском? Что больше всего запомнилось? -Какое у вас после этого урока настроение? Домашнее задание Подготовить выразительное чтение по ролям. По желанию – выучить понравившийся отрывок наизусть. С. 6 – 10 -Закончить урок хочу строчками из сказки К.Чуковского, которую автор написал для своей больной дочери Муры «Чудо - дерево» А у наших у ворот Чудо-дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А чулки да башмаки Словно яблоки! -Давайте украсим наше Чудо-дерево сапожками разного цвета: Урок прошёл плодотворно, всё понятно Есть небольшие проблемы
Скучно, неинтересно |
|