Г.Х. Андерсен "Ель"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_el.doc457.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: «Ганс Христиан Андерсен «Ель» (слушание)

 Цель – создать условия для ознакомления с новым литературным произведением Х.-К. Андерсена «Ель»; способствовать развитию умения составлять личное мнение о произведении; формировать систему читательских умений; активизировать «вдумчивое» чтение.

Предметные УУД: получат возможность научиться: строению собственных высказываний,  анализировать и оценивать поведение героев в соответствии с авторским замыслом, делать характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом.

Метапредметные УУД: 

познавательные – общеучебные: осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного и прочитанного произведения; логические: осуществляют анализ, сравнение; делают выводы; строят цепь логических рассуждений. 

коммуникативные - планировать решение учебной задачи; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; выстраивать последовательность необходимых операций.  

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют своё действие.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения.

Вид деятельности – работа с художественным текстом.

Тип урока: урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Класс: 2

Средства обучения:  сборники сказок Андерсена, портрет сказочника Г.Х. Андерсена; карточки-подсказки; рисунок ели; иллюстрации к сказке «Ель»; иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена; «елочные шарики» для рефлексии; ель для рефлексии; презентация к уроку.

Технические средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Учитель: Леуткина Т.А.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1 мин.)

У. - Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом. 

                                       Подарите каждому

                                       По кусочку Солнышка,

                                       Пусть добром наполнятся

                                       Души их до донышка.

II. Речевая разминка (5 мин).

1.  Жужжащее чтение.    

     Весёлый старичок (Даниил Иванович Хармс)   СЛАЙД

III. Активизация имеющихся у детей знаний. 

1.  Мотивация учебной деятельности.  (6 мин.) 

Не бойся сказки, бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет

Тихонько сказку расскажи

И в мире добра больше станет!

 Ребята, вы любите слушать и читать сказки? Почему?

- Чем отличается сказка от других произведений?

(главное в сказке - вымысел, фантазия)

 - А сейчас проверим, как вы знаете сказки всеми любимого сказочника. А кто он вы скажите потом.

2. Викторина по сказкам  Г.Х. Андерсена.    

- Я зачитываю отрывки, а вы  угадываете из какой он сказки.

 1) «...- Ах, очень дурно! - сказала принцесса.- Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках! Просто ужасно!» ( «Принцесса на горошине»)

(показ иллюстрации к сказке)СЛАЙД

2) «В стручке сидело пять горошинок; они были зелены, и стручок зелёный, - вот они и решили, что весь мир тоже зелёный, и решили правильно».                                                              («Пятеро из одного стручка»)

(показ иллюстрации к сказке) СЛАЙД

3) «Кай и Герда взялись за руки и вышли из дворца. Они говорили о бабушке и розах, что росли дома под самой крышей. И повсюду, где они шли, стихали буйные ветры, а солнышко выглядывало из-за туч. У куста с красными ягодами их поджидал северный олень...» («Снежная королева»)

(показ иллюстрации к сказке) СЛАЙД

4)  «А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец, солнцё перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот тогда они сыграют свадьбу...» ( «Дюймовочка»)

(показ иллюстрации к сказке) СЛАЙД

 5)  «Появился на птичьем дворе маленький птенец — утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не
приняли его в свою стаю».
(«Гадкий утенок»)

(показ иллюстрации к сказке) СЛАЙД

- Кто же автор этих сказок? (ответ: Г.-Х. Андерсен)        

Показ портрета СЛАЙД

У.: Ганс Христиан Андерсен – великий датский сказочник. Он подарил детям много интересных сказок, которые читаются взрослыми и детьми во всем мире.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

IV. Постановка темы и задач урока. (1-2 мин.)

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новой сказкой Г.-Х. Андерсена.

Отгадав загадку, вы узнаете, с какой сказкой мы сегодня познакомимся.

Что же это за девица:

не швея, не мастерица,

ничего сама не шьет,

а в иголках круглый год?  (ель)

- Прочитайте тему урока:  «Г.- Х. Андерсен «Ель» СЛАЙД

- Давайте определим цели урока, используя опорные слова: СЛАЙД

1. Мы познакомимся с ...произведением Андерсена «Ель»

2. Мы узнаем..., о чем это произведение

3. Мы вспомним..., что такое ель

 4. Мы сможем поразмышлять...над содержание сказки

V. Подготовка к первичному восприятию. (5 мин)

- А что вы уже знаете о ели? (Дети рассказывают о ели.)

- А сейчас ребята нам помогут узнать о ели побольше.

На доске иллюстрация ели

1-й ученик:  дает характеристику ели как дереву, используя иллюстрацию «Ель»

      Вечнозеленое хвойное дерево высотой до 25-30 м. Относится к семейству сосновых. Крона дерева пирамидальная, ветвление мутовчатое. Ствол покрыт серой или красновато-бурой чешуйчатой корой. Хвоя блестящая, остроконечная, темно-зеленая, четырехгранная.

 - Какой вывод мы сделаем?

Вывод: ель – хвойное, вечнозелёное дерево.(на доску)

2-й ученик: читает отрывок из произведения научно-популярного характера «Что делают из ели?»

     Ель – дерево исключительное по своим свойствам. Одним из таких свойств является музыкальность. Из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты.

       Древесина ели употребляется как строительный материал (доски, брусья).

  Ель используется для производства бумаги и картона.  

Какой вывод сделаем?

Вывод: ель – широко используется человеком. (на доску)

3-й ученик: читает стихотворение «Ёлка».

            Елка
Елка летом просто елка:
Тронешь ветку — пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придет,
Елка будто оживет:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не медом,
Елка пахнет Новым годом!
     

  • Какой вывод сделаем?

Вывод: Ёлка – символ Нового года.(на доску)

Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный рассказ.

- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием?  

Дети высказывают свои предположения.

- Кто же окажется прав? Давайте проверим наши предсказания. Но сначала отдохнем. Физкультминутку проведем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз – согнуться-разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

2) Знакомство с произведением (16 мин)

1. Словарная работа (запись слов на экране)

Прежде, чем начать слушание сказки, познакомимся со словами, которые встретятся в сказке. СЛАЙД

Рождество — церковный праздник.

Талеры — монеты, деньги.

Сусальное золото — позолоченные листочки бумаги для украшения ёлочных игрушек.

Горничная — прислуга, убирающая комнаты.

Сочельник — день перед Рождеством.

2. Чтение произведения (12-15 мин)

  • Читает учитель (до слов «приволью»)

«Как будут развиваться события дальше?»

«Чем все закончится?»

  • Чтение учителем (продолжение) до слов «прошло, прошло»

3. Работа в парах.

А сейчас самостоятельно прочитайте, чем же закончилась сказка. Читаем от слов, обозначенных в тексте.

Чтение концовки сказки

 VI.  Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. (3 мин.)

- Какое настроение сложилось у вас после знакомства со сказкой Г.Х.Андерсена «Ель»? Объясните почему?

- О чём мечтала ель?

- Была ли счастлива ель?

- Что её советовали солнечные лучи? Прочтите.

- О чём пожалела елочка?

- Какой совет вы дали бы ёлочке, когда она ещё жила в лесу?

У.: Верно. Нужно ценить то, что у тебя есть сейчас.

Прочитаем концовку сказки.  

Какая интонация должна быть при чтении?

- Как бы вы хотели, чтобы сказка закончилась?

- Что нужно делать, чтобы бы ели в лесу жили и не умирали?

VII. Работа с иллюстрациями  сказки. (2 мин)    

  1. Работа в группах (по рядам)

-  Рассмотрите иллюстрации к произведению прокомментируйте их.

VIII. Подведение итога. (1 мин.).

- С какой сказкой Г.Х. Андерсена вы познакомились?

- Назовите главного героя сказки?

Давайте дадим характеристику Ели. Какая она?

- Подтвердились ли ваши предположения, которые вы высказали в начале урока?

- О чём заставила вас задуматься сказка Г. Х. Андерсена?

Вывод: нужно беречь то, что у тебе есть. СЛАЙД

IX. Рефлексия (1 мин.)

А сейчас мы разукрасим нашу ёлочку «шарами» такого цвета, который соответствует вашей работе на уроке: (СЛАЙД)

Красный – урок полезный, все понятно!

Желтый – лишь кое-что чуть-чуть неясно!

Зеленый – Еще придётся потрудиться.

Синий – Да, трудно всё-таки учиться…

Объективно оценивайте свою работу.

XI. Домашнее задание. (1 мин.) 

- Придумать другую концовку к сказке «Ель» или проиллюстрировать понравившийся эпизод из сказки (СЛАЙД)

-Спасибо вам за урок! 




Ель – хвойное, вечнозелёное дерево.

Ель широко используется человеком.

Ёлка – символ Нового года.