Техника чтения Что понимают под техникой чтения? Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны: 1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста 2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения. Осмысленность чтения
предполагает понимание читающим: - значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; - содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; - содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); - основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному. Правильность чтения выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста. Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно. Характеристика чтения: Скорость (темп) чтения характеризуется количеством слов, произносимых в минуту. Ориентировочные показатели по скорости чтения в начальных классах 1 класс 1 полугодие: 25 - 30 слов в минуту 2 полугодие: 30-40 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения – от 60 слов в минуту. 2 класс 1 полугодие: 40-50 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения- 85-90 слов в минуту. 2 полугодие: 50-60 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 90-95 сл./мин. 3 класс 1 полугодие: 60-70 сл./мин. 2 полугодие: 70 80 сл./мин. В классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 95 – 105 сл./мин. Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. 4 класс 1 полугодие: 80-90 сл./мин 2 полугодие: 100-120 сл./мин. Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтение вслух.
Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения. Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении. Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе. Считается, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения. От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА Прочитай сказку. Про чудака лягушонка Каждый хочет быть больше. Вот козлик – он хочет быть бараном. Баран хочет быть быком. Бык – слоном. А маленький лягушонок тоже хотел стать больше. Но как, как это сделать? Потянуть себя за лапку? – не получается. За ушко – тоже. А хвостика нет... И тогда он вышел в большое поле, сел на маленький бугорок и стал ждать, когда будет заходить солнце. А когда солнце покатилось к закату, от лягушонка начала расти тень. Вначале она была, как козлик; потом – как баран; потом – как бык; а потом – как большой-большой слон. Тут лягушонок обрадовался и закричал: – А я большой слон! Только большой слон очень обиделся. – И никакой ты не слон, – сказал он лягушонку. – Это твоя тень – большой слон. А ты, ты просто так – большой чудак на закате дня. (По Г. М. Цыферову) После прочтения сказки «Про чудака лягушонка» ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать сказку. 1. О ком рассказывается в этой сказке? Отметь ответ . ▢ о козлике и баране ▢ о большом слоне ▢ о чудаке-лягушонке ▢ о большой лягушке 2. О чём мечтал маленький лягушонок? ▢ стать красивее ▢ стать больше ▢ научиться летать ▢ отправиться в путешествие 3. Что сделал лягушонок в большом поле? ▢ искупался в пруду ▢ запел песни ▢ начал прыгать по траве ▢ сел на бугорок и стал ждать захода солнца 4. Впиши нужное слово. Потянуть себя за ________________? – не получается. 5. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4. Большой слон очень обиделся. От лягушонка начала расти тень. 1 Лягушонок захотел стать больше. Лягушонок назвал себя слоном. 6. Допиши предложение. А когда солнце покатилось к закату, _____________________________________________________. 7. Отметь ответ. Слон обиделся на лягушонка, потому что: ▢ лягушонок дразнил слона ▢ лягушонок назвал себя слоном ▢ лягушонок не пришёл к слону в гости ▢ слон обижался на всех без разбора 8. Как ты думаешь, почему слон назвал лягушонка чудаком? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Как ты думаешь, лягушонок обрадовался, когда увидел большую тень? ▢ Да ▢ Нет Обязательно объясни, почему ты так думаешь. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Маленький лягушонок пытался разными способами стать больше. Что в тексте помогло тебе это понять? Приведи два примера. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ПЛАН РАБОТЫ № задания | Контролируемые умения | Уровень сложности задания | Тип задания | Примерное время выполнения | Основная часть работы – обязательные задания | Чтение текста про себя | 10 мин |
|
|
| № 1 | Общее понимание содержания текста | базовый | с выбором ответа | 1 мин | № 2 | Умение находить информацию, заданную в явном виде | базовый | с выбором ответа | 1 мин | № 3 | Умение находить информацию, заданную в явном виде | базовый | с выбором ответа | 1 мин | № 4 | Умение находить информацию, заданную в явном виде | базовый | с кратким ответом | 3 мин | № 5 | Умение выделить последовательность событий, описанных в сказке | базовый | с самостоятельным вписыванием цифр | 4 мин | № 6 | Умение находить информацию, заданную в явном виде | базовый | с кратким ответом | 3 мин | № 7 | Умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод | базовый | с выбором ответа | 1 мин | № 8 | Умение интерпретировать содержание прочитанного | базовый | с развернутым ответом | 3 мин | Дополнительная часть работы | № 9 | Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста | повышенный | с развернутым ответом | 4 мин | № 10 | Умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде, сделать на основе прочитанного несложный вывод | повышенный | с развернутым ответом | 4 мин
|
Практикующие учителя о нормах чтения в начальной школе: Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтение, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе стения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени. 1 класс 2 четверть: меньше 10 слов - " 1 уровень", 10-15 слов - "2 уровень", 16-19 слов "3 уровень", 20 и больше слов - "4 уровень". 3 четверть: меньше 20 слов "1 уровень ", 20-25 слов "2 уровень ", 26-34 слов "3 уровень ", 35 и больше слов "4 уровень ". 4 четверть: меньше 25 слов "1 уровень ", 25-30 слов "2 уровень ", 31-39 слов "3 уровень ", 40 и больше слов "4 уровень ".
2 класс 1 четверть : меньше 25 слов "2", 25-34 слов "3", 35 - 44 слов "4", 45 и больше слов "5". 2 четверть: меньше 25 слов - "2", 25-39 слов - "3", 40 - 54 слов "4", 55 и больше слов - "5". 3 четверть: меньше 35 слов "2", 35-49 слов "3", 50-64 слов "4", 65 и больше слов "5". 4 четверть:меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55-69 слов "4", 70 и больше слов "5".
3 класс 1 четверть : меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55 - 65 слов "4", 66 и больше слов "5". 2 четверть: меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3", 60 - 74 слов "4", больше 75 слов - "5". 3 четверть: меньше 55 слов "2", 55-69 слов "3", 70-85 слов "4", больше 85 слов "5". 4 четверть: меньше 60слов "2", 60-74 слова "3", 75-90 слов "4", больше 90 слов "5".
4 класс 1 четверть : меньше 65 слов "2", 65-74 слов "3", 75 -89 слов "4", 90 и больше слов "5". 2 четверть: меньше 70 слов - "2", 70-84 слов - "3", 85 -99 слов "4", 100 и больше слов - "5". 3 четверть: меньше 80 слов "2", 80 - 94 слов "3", 95-109 слов "4", 110 и больше слов "5". 4 четверть: меньше 90 слов "2", 90-104 слова "3", 105-119 слов "4", 120 и больше слов "5".
|
|