Час чтения "Поэтическое творчество Юрия Черных"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Разработка внеклассного мероприятия в помощь учителю начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeticheskoe_tvorchestvo_yuriya_chernyh_-_kopiya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новоилимская общеобразовательная средняя школа имени Н.И.Черных»

Поэтическое творчество

Юрия Черных

                           

                               Составила:

                                                                Учитель начальных классов

                                                                         Сердюкова Наталья Феликсовна

Цель: познакомить детей с творчеством Ю.Е. Черных;

               приобщить детей к литературе писателей Сибири.

НА ДОСКЕ: портрет Ю. Е. Черных (1936 – 1994г.), выставка книг поэта, детские рисунки, цветная вкладка и материал в журнале «Сибирячок» № 6 за 2008 год;

УЧИТЕЛЬ:

                Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством нашего сибирского поэта Ю. Е. Черных. Посмотрите, какие книги он написал для вас. Глядя на их иллюстрации, можно сказать, что его стихи весёлые, озорные. В них много выдумки. Их можно не только читать, с ними можно играть.

               Родился Юрий Егорович в 27 ноября 1936  г. в г. Усть – Куте. Жил в городе Братске, работал на заводе инженером.

               Детство Юрия прошло в далёком таёжном селе Нижне – Илимске – среди таких же, как и он, босоногих сверстников… Живописная река Илим, богатая рыбой, и щедрая сибирская природа не только помогли им выжить в то голодное, жуткое время, но и помогали будущему поэту развить его раннее литературное дарование.

             У него не было периода ученичества, что так свойственно обычно начинающим поэтам. Он не ходил в чине начинающего, он сразу возник как уже сложившийся поэт. Объяснение тут может быть единственное. Значит, исподволь, подспудно давно уже шла в душе интенсивная поэтическая работа. Сам поэт вспоминал, что не помнил того отрезка жизни, когда бы он не умел сочинять стихов.

            Цепко держится в памяти случай из военного детства: он и его сестра сидят за столом под чёрным репродуктором и слушают последнюю фронтовую сводку. И вот губы мальчика вдруг зашевелились и что-то зашептали.

- Юра, ты, что там бормочешь? – спрашивает сестра.

- Стихи, кажется.

- Какие стихи?

- А которые сочиняются.

- Как это сочиняются? Ну-ка, что там у тебя сочиняется? – заинтересовалась сестра.

И 6-летний братишка повторил то, что сочинилось, а сестра запомнила. Это, это действительно оказались стихи, ритмически правильные и со смыслом: про ненавистных гитлеровцев и про Красную Армию, которая их победит. Вот эти стихи.

По дороге быстро

Едет паровоз

Он немецких Фрицев

В армию повёз

Это было летом

В самый жаркий день

Паровоз нечаянно

Налетел на пень

Паровоз подпрыгнул

А потом упал

Вывалились немцы

За ними генерал

Талант, конечно, был и остался на всю жизнь.

А вот Черных стал взрослым, сочинил своё первое стихотворение, которое дало название его первой книжки.

1-Й УЧЕНИК.

           Гулял молодой папа с дочкой где-то за городом. Благо для Братска тех лет «за городом»- это близко, рядом, перешагнул бордюр шоссе- вот и «за городом», в лесу, на поляне.  Правда, на сей раз папа с дочкой ушли подальше. И произошло вот что. Папа увидел вдали на лугу пасущуюся живность. Сам удивлённый и обрадованный, отвыкший от таких видов, он подхватил дочку на руки и состоялся примерно такой вот разговор:

- Дочка, смотри, кто там пасётся на лугу?

- Где?

- Вон там, подальше, далеко-далеко! Ну, кто там пасётся? Подсказать? Ко…

- Козы?

- Нет, не козы! Ко…

- Кони?

- Нет, не кони! Ко…

- Коровы?

- Правильно коровы.

УЧИТЕЛЬ.

               И молодец папа, а мы смеем уточнить - молодой поэт - понял, что не только наткнулся на тему для стихотворения, но и почти сочинил его. К вечеру нашлись и последние заключительные, сразу не давшиеся строчки, потребовавшие уже не экспромтных способностей, а неизбежных в творчестве усилий поиска, вариантной разработки. И концовка «Пейте, дети, молоко- будете здоровы» оказалась самой удачной, то есть самой детской и существенной.

2-ОЙ УЧЕНИК.

                В августе 1965 года стихотворение «Кто пасётся на лугу?» было опубликовано в газете «Огни Ангары». Спустя какие-то дни, номер этот попал в Москву и каким-то чудом- в Братске происходят приятные неожиданности!- оказался на столе у Александры Пахмутовой, композитора. Стихотворение в миг очаровало её и вскоре родилась песня, ставшая лауреатом международного конкурса детской песни в Софии. ( Звучит песня в грамзаписи, если её нет, то один ученик читает стихотворение.)

УЧИТЕЛЬ.

               Так нежданно негаданно родился детский поэт Юрий Черных. Сначала шли стихи для дочки и по поводу тех или иных происшествий, связанных с дочкой, что естественно и вполне объяснимо. ( Ученики читают стихи «Познакомь» и «Жили-были»)

УЧИТЕЛЬ.

               Постепенно творчество стало раскрепощаться, освобождаться от чрезмерных отцовских пут, и пошли стихи не только для и по случаю, а стихи вообще, для всех детей.

3-Й УЧЕНИК.

            Мне нравятся у Ю. Черных стихи-загадки. Послушайте. «Загадки на грядках» (читает).

4-Й УЧЕНИК.

             Я очень люблю скороговорки. И в книге «На кудыкиной горе» есть стихотворения «Егоркина скороговорка» (читает).

          -  Кто сможет быстро и чётко произнести некоторые Егоркины скороговорки?

                                       ( ученики повторяют те, что запомнили).

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

Мышь шуршит у шалаша,

Векше шишку шелуша.

5-Й УЧЕНИК.

Читает стихотворение «Николкины слова»

УЧИТЕЛЬ.

 -  А как вы думаете, ребята, почему Николка называет различные инструменты своими словами?

 -  Почему у него -

                                                                              ножик-режик

молоток-колоток

лопатка- копатка

                                                                               топор- рубанок

         Маленькие дети часто называют по подобию, которое производят. Об этом говорил в своё время и К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти».

Одна девочка вазелин называла- мазелин, язык-лижик, а мальчик, увидев, как папа подписал какой-то документ, сказал: «Папа подфамилил бумагу». (т.е. подписал, поставил свою фамилию).

6-Й УЧЕНИК.

      Есть у Ю. Черных стихи-игры. Поэт играет в слова. Послушайте стихотворение «Встреча на косе» и подумайте, какие значения у слова косой?

УЧИТЕЛЬ.

-  Правильно!

 Косой- заяц,

Коса- девичья причёска,

Коса- сельскохозяйственное орудие труда,

 Коса- узкая полоса земли вдоль берега реки.

          У поэта есть много весёлых, задорных стихов о наших братьях меньших

 ( ученики читают «Кошачье семейство», «Зарядка», «Братья и сёстры».)

7-Й УЧЕНИК.

       Есть в книгах Черных много озорных стихов о детях. Мне нравится стихотворение «Как умеет читать Эля» (читает).

УЧИТЕЛЬ.

                                  Послушайте стихотворение «Тараторка» (читает).

         Как вы думаете, автор выдумал таких героев, или он в жизни их, возможно, встречал? Читает ещё несколько стихотворений из книги «Весёлый разговор» и «На кудыкиной горе».

      -  Вам понравились стихи Ю. Черных? ( дети отвечают, обосновывая ответы).

    А теперь давайте разгадаем кроссворд.

        Если вы были внимательны, то быстро разгадаете и по вертикали прочитаете кличку кота из стихотворения «Зарядка».

  1. Кого напугали летучие мыши?
  2. Кто приходил к нам в гости и помог починить табурет?
  3. Какое слово прочла Эля?
  4. Кого называли Хохлаткою в стихотворении «Жили-были»?
  5. Как прозвали Тамару за очень быструю речь?
  6. Про что поёт ёж в своей песне?
  7. Какие сочные загадки выросли на грядке?
  8. Что Николка называл рубанком?

К

о

в

е

р

к

о

т

УЧИТЕЛЬ.

         Молодцы ребята, я надеюсь, вы теперь не забудете стихи нашего поэта- земляка Ю. Черных, в грустные минуты они вас развеселят, научат трудиться и любить всё, что нас окружает- животных, растения, цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юрий Гагарин - наш герой

Работа предназначена для учащихся начальных классов, способствующая расширению кругозора  и общему развитию детей младшего возраста.   При создании презентации использовались различные ...

Первый космонавт земли Юрий Алексеевич Гагарин

Биография и фотоматериалы о Юрии Гагарине....

Фрагмент проекта "Он сказал: "Поехали" к 50-летию полета в космос Юрия Гагарина

В видеоролике  содержится иллюстрационный материал о Гагарине и его речь перед стартом ...

Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?

Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный  "Что ты тискаешь утенка?"...

Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?

Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный "Что ты тискаешь утенка?"...

Презентация "Жизнь и творчество Юрия Ивановича Ермолаева"

Данная презентация может быть использована на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении раздела "По страницам детских журналов"....