Программа по лит. чтению "Школа России" 1-4
рабочая программа по чтению на тему

Бочкарёва  Надежда  Борисовна

Программа  содержит  пояснительную  записку,  содержание  курса  по  классам,  место  курса   в  учебном  плане,  тематическое  планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_cht_1-4.docx86.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования     на основе авторской  программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».

Литературное чтение — один из основных предметов в об учении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.»

                                                                            2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части,  озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащие ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

                                                                   

                                                             

                                                                       

                                                                     3.МЕСТО   КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

        Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2 – 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель), во 2 – 4 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

                                                                       

                                                                    4 .ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ   КУРСА.

Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что  литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.

                                                                                                                                                           

           5. Личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты   освоения  предмета  «Литературное   чтение.»

Личностными  результатами  изучения  предмета   «Литературное   чтение»  являются  следующие:

1 класс

Дети   научатся:

- оценивать   конкретные   поступки   как   хорошие   и   плохие;

- понимать   эмоции других   людей,  сочувствовать,   сопереживать;

- высказывать   своё   отношение   к   героям   прочитанных   произведений,  к   их   поступкам;

Дети  получат   возможность   научиться:

- оценивать   поступки   людей ,   жизненные   ситуации  с   точки   зрения   общепринятых   норм  и   ценностей;

-эмоционально   «проживать»   текст , выражать   свои   эмоции.

2 класс

Дети   научатся:

- оценивать   конкретные   поступки   как   хорошие   и   плохие;

- понимать   эмоции других   людей,  сочувствовать,   сопереживать;

- высказывать   своё   отношение   к   героям   прочитанных   произведений,  к   их   поступкам;

Дети  получат   возможность   научиться:

- оценивать   поступки   людей ,   жизненные   ситуации  с   точки   зрения   общепринятых   норм  и   ценностей;

-эмоционально   «проживать»   текст , выражать   свои   эмоции.

3 класс

Дети   научатся:

 - осознавать   и   определять  свои  эмоции;

- осознавать    и   определять  эмоции других   людей,  сопереживать;

- чувствовать   прекрасное  ,  воспринимать   красоту   природы;

- чувствовать  красоту   художественного   слова,  высказывать  своё  мнение,  отношение  к   прочитанному;

- ценить  отношения   в   семье,  чувствовать  ответственность  за   свои   поступки;

Дети  получат   возможность   научиться:

- сопереживать,   сострадать  героям   произведений;

- высказывать   своё   мнение   и   стремиться   к   совершенствованию   своей   речи;

- чувствовать   потребность   в   чтении;

- оценивать   своё   поведение  в   сравнении   с   героями   произведений,  испытывать   чувства   совести,  вины,   стыда -  как регуляторов   морального   поведения.

4 класс

Дети   научатся:

-  осознавать   и   определять  свои  эмоции;

- осознавать    и   определять  эмоции других   людей,  сопереживать;

- чувствовать   прекрасное  ,  воспринимать   красоту   природы;

- чувствовать  красоту   художественного   слова,  высказывать  своё  мнение,  отношение  к   прочитанному;

- характеризовать   поступки   героев  , анализировать   текст;

- чувствовать  красоту   художественного   слова,  высказывать  своё  мнение,  отношение  к   прочитанному;

- ценить  отношения   в   семье,  чувствовать  ответственность  за   свои   поступки;

-  ценить правильную   речь;

-уважать свою  культуру,   язык,  историю;

Дети  получат   возможность   научиться:

- сопереживать,   сострадать  героям   произведений;

- высказывать   своё   мнение   и   стремиться   к   совершенствованию   своей   речи;

- чувствовать   потребность   в   чтении;   рассказывать  о прочитанном;

- определять собственные читательские   приоритеты;

- уважительно   относится   к   предпочтениям  других   людей;

- любить  и   уважать  своё  Отечество;

- оценивать   своё   поведение  в   сравнении   с   героями   произведений,  испытывать   чувства   совести,  вины,   стыда -  как регуляторов   морального   поведения.

 

Метапредметными   результатами   изучения   предмета   «Литературное   чтение»   являются   следующие:

1 класс

Дети   научатся:

- ценить  и  принимать   базовые   ценности :  «добро»,   «терпение»,  «природа»,  «семья»,  «родина»;

- организовывать   своё   рабочее   место   под   руководством  учителя;

-ориентироваться   в   учебнике,   определять  ,   что   узнают    в   данном  разделе;

- отвечать   на   простые   вопросы   учителя ,   находить   информацию   в   учебнике;

- участвовать   в   диалоге   на   уроке  и   в   жизненных   ситуациях;

- слушать   и   понимать   речь   других;

- соблюдать   простейшие   нормы   речевого   этикета;

-  быть   в   роли  учащегося,  соблюдать   правила   поведения   в  школе;

-  пересказывать   прочитанное   с   помощью   учителя  и  без,   определять   тему;

Дети  получат   возможность   научиться:

-  определять   план   выполнения   заданий   на   уроке;

- оценивать   жизненные   ситуации   и   поступки   героев   художественных   произведений   с   точки   зрения   общечеловеческих   норм;

- работать   в   паре;

- определять   цель   выполнения   заданий   на   уроке   под  руководством   учителя.

2 класс

 Дети   научатся:

- ценить  и  принимать   базовые   ценности :  «добро»,   «терпение»,  «природа»,  «семья»,  «родина»,   «мир»,  «настоящий   друг».

-  понимать   смысл  учения;

- самостоятельно   организовывать   своё   рабочее   место;

- определять  цель   учебной  деятельности   с   помощью   учителя  и  самостоятельно;

- соотносить   выполненное  задание  с   образцом;

-ориентироваться   в   учебнике,   определять  ,   что   узнают    в   данном  разделе;

- отвечать   на   простые   и  сложные   вопросы   учителя ,   находить   информацию   в   учебнике;

- подробно   пересказывать   прочитанное   с   помощью   учителя;

- определять   в   каких   источниках  можно   найти   информацию   для   выполнения   задания;

-  участвовать   в   диалоге   на   уроке  и   в   жизненных   ситуациях;

- читать   вслух   и   про   себя   тексты   учебников,  других   книг,   понимать   прочитанное;

Дети  получат   возможность   научиться:

- оценивать   жизненные   ситуации  и   поступки  героев  с  точки   зрения   общечеловеческих   норм;

- корректировать    выполнения   задания;

- оценивать   своё   задания   по  параметрам:  легко   выполнять   ,   возникли  сложности;

-  пересказывать   прочитанное   подробно   без  помощи   учителя;

- находить   необходимую   информацию   как   в   учебнике,   так  и  в   словарях;

- наблюдать   и   делать   самостоятельные   простые  выводы.

- работать   в   паре,   в   группе.

 

3 класс

Дети   научатся:

- ценить  и  принимать   базовые   ценности :  «добро»,   «терпение»,  «природа»,  «семья»,  «родина»,   «мир»,  «настоящий   друг»,   «справедливость»,  «желание   понимать   друг   друга»;

- уважать  свой   народ,  уважать  традиции  и   обычаи   другого   народа;

- самостоятельно   организовывать   своё   рабочее   место   в   соответствии   с   целью   выполнения   заданий;

- определять  цель   учебной  деятельности   с   помощью   учителя  и  самостоятельно;

- определять   план   выполнения   заданий   на   уроке;

- соотносить   выполненное  задание  с   образцом,  с   предыдущими   заданиями,   помогающими   определить   правильность   выполнения;

- использовать   в   работе   дополнительную   литературу;

-ориентироваться   в   учебнике,   определять  ,   что   узнают    в   данном  разделе;

- определять   в   каких   источниках  можно   найти   информацию   для   выполнения   задания;  отбирать необходимые   источники из  предложенных учителем;

- анализировать, сравнивать   поступки   героев;

-  участвовать   в   диалоге   на   уроке  , высказывать свою   точку   зрения; - читать   вслух   и   про   себя   тексты   учебников,  других   книг,   понимать   прочитанное;

- участвовать   в   работе   группы,   распределять   роли,   договариваться  друг  с   другом;

-  пересказывать   прочитанное   подробно   без  помощи   учителя;

Дети  получат   возможность   научиться:

- понимать  смысл   учения;

- оценивать   жизненные   ситуации  и   поступки  героев  с  точки   зрения   общечеловеческих   норм;

- корректировать    выполнения   задания;

- оценивать   своё   задания   по заранее   определённым   параметрам;

-  использовать   в   работе   дополнительную   литературу;

- представлять   информацию   в   виде   схемы,   таблицы;

- выполнять  различные   роли   в   группе,  сотрудничать   друг   с   другом,   понимать   точку   зрения   другого;

4 класс

Дети   научатся:

-  ценить  и  принимать   базовые   ценности :  «добро»,   «терпение»,  «природа»,  «семья»,  «родина»,   «мир»,  «понимать   позицию   другого»,  « народ»,  «национальность»;

- уважать  свой   народ,  уважать  традиции  и   обычаи   другого   народа;

- оценивать   жизненные   ситуации  и   поступки  героев  с  точки   зрения   общечеловеческих   норм,   нравственных   и   этических   ценностей,   ценностей   гражданина   России;

- самостоятельно   формулировать   задание:  определять   цель,   планировать   алгоритм  его   выполнения,   корректировать   работу   по   ходу   его   выполнения;

-  оценивать   своё   задания   по заранее   определённым   параметрам;

- использовать   в   работе   дополнительную   литературу,  ИКТ,   инструменты   и   приборы;

- ориентироваться   в   учебнике,   определять  ,   что   узнают    в   данном  разделе,  определять   круг   своего   незнания;

- самостоятельно   предполагать,   какая   информация   дополнительно   нужна   для   изучения   незнакомого   материала,   отбирать   необходимые   источники;

-  самостоятельно  делать   выводы,   перерабатывать   информацию ,  представлять  её   в   виде  схем,  сообщений,   моделей;

-   составлять   простой   план,   пересказывать   текст сжато   выборочно   или   подробно;

-   участвовать   в   диалоге   на   уроке  , высказывать свою   точку   зрения;

-  оформлять   свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме

-  читать   вслух   и   про   себя   тексты   учебников,  других   книг,   понимать   прочитанное;

-  выполнять  различные   роли   в   группе,  сотрудничать   друг   с   другом,   понимать   точку   зрения   другого;

- критично   относиться   к   своему   мнению,   уметь  взглянуть   на   ситуацию   с   иной   позиции;

Дети  получат   возможность   научиться:

- определять   дальнейший   смысл   учения4

- составлять   сложный   план   с   учителем  и   самостоятельно;

-  отстаивать   свою   точку   зрения,   соблюдая   правила   речевого   этикета,  аргументировать   свою   точку   зрения   с   помощью   фактов   и   дополнительных   сведений;

Предметными   результатами   изучения    предмета   «Литературное   чтение»   являются   следующие:

1 класс

Дети   научатся:

- воспринимать   на   слух   художественный   текст    в   исполнении   учителя,   учащихся,   аудиозаписи;

- осмысленно,   правильно   читать   по   слогам  и   целыми   словами;

- подробно   пересказывать   текст (  возможна   помощь   учителя);

- заучивать   наизусть   небольшие   стихи;

- соотносить   автора,   название   и   героев   произведения;

- различать  рассказ   и   стихотворение;

- составлять   устный   рассказ   по   картинке ( при   затруднении   с   помощью   учителя);

Дети  получат   возможность   научиться:

- составлять   рассказ   по   картинке  самостоятельно,   рассказывать;

- осмысленно ,   правильно   читать   целыми   словами,  передавая   нужную   интонацию;

- кратко   рассказывать   о  героях,  прочитанном  произведении;

2 класс

Дети   научатся:

- воспринимать   на   слух   художественный   текст    в   исполнении   учителя,   учащихся,   аудиозаписи;

- осознанно,  правильно,   выразительно   читать   целыми   словами;

- понимать   смысл   заглавия   произведения,   подбирать   наиболее   подходящее   заглавие   из   данных,   самостоятельно   озаглавливать   текст;

- делить   текст   на   части,   озаглавливать   их;

- выбирать   наиболее   точную   формулировку   главной   мысли   из   представленных;

- подробно   пересказывать   текст;

- составлять   устный   рассказ   о   герое  (с  помощью   учителя,   слов- помощников);

-  соотносить   автора,   название   и   героев   произведения;

- относит   произведение   к   одному   из   жанров:   сказка,   пословица,   загадка,   песенка,   скороговорка,   сказка.

 Дети  получат   возможность   научиться:

- размышлять   о   характере   и   поступках   героя;

- самостоятельно   составлять   рассказ   о  герое   по   плану;

- определять   главную   мысль   произведения;

- подробно   и   выборочно   пересказывать   текст.

3 класс

Дети   научатся:

-  воспринимать   на   слух   художественный   текст    в   исполнении   учителя,   учащихся,   аудиозаписи;

- осознанно,  правильно,   выразительно   читать   целыми   словами;

- прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,   фамилии   автора,   иллюстрациям,   ключевым   словам;

- самостоятельно   читать   про   себя   текст;

- делить   текст   на   части,   составлять   простой   план;

- определять   главную   мысль   произведения;

- находить   в   тексте   материал   для   характеристики   героя,  составлять   устные   описания;

-  соотносить   автора,   название   и   героев   произведения;

- относит   произведение   к   одному   из   жанров:   сказка,   пословица,   загадка,   песенка,   скороговорка,   сказка;

- различать   в   прозаическом   произведении   героев,  рассказчика  и   автора;

- по   ходу   чтения  представлять   картины,   устно   выражать,   что  представили;

- высказывать   своё   мнение   о   прочитанном;

Дети  получат   возможность   научиться:

- составлять   рассказ- характеристику   героя;

- высказывать   своё   отношение   к   прочитанному,   в   том   числе  к   художественной   стороне   текста;

- видеть   в   художественном   тексте   сравнения,   эпитеты,   олицетворения;

- составлять   устные   и   письменные   описания   героев;

- читать  текст   про   себя,  проводить   словарную  работу,  объяснять   непонятные  слова   с   помощью   жизненного   опыта   и   словаря;

- делить   текст   на   части   самостоятельно   и   озаглавливать   их.

4 класс

Дети   научатся:

-  воспринимать   на   слух   художественный   текст    в   исполнении   учителя,   учащихся,   аудиозаписи;

- осознанно,  правильно,   выразительно   читать   целыми   словами;

- прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,   фамилии   автора,   иллюстрациям;

- самостоятельно   находить   ключевые  слова;

-  определять   главную   мысль   произведения;

- составлять  простой   план   текста;

- самостоятельно   осваивать   незнакомый   текст;

- пересказывать   текст   подробно,   выборочно   и   сжато;

- писать   сочинение   по   материалам   прочитанного   с   предварительной   подготовкой;

- активно   использовать   речь   для   решения  коммуникативных   и   познавательных   задач;

- разрешать   проблемные   ситуации   посредством   учёта   интересов   сторон,  сотрудничества;

- высказывать   своё   отношение   к   прочитанному,   в   том   числе  к   художественной   стороне   текста;

- видеть   в   художественном   тексте   сравнения,   эпитеты,   олицетворения;

Дети  получат   возможность   научиться:

- составлять   простой  и   сложный   план;

-осуществлять   взаимоконтроль  в  совместной   деятельности, осмысливать  свою  и   чужую  точку  зрения;

- использовать   различные  источники  информации;

- понимать  и  формулировать  своё  отношение   к   авторской   манере

                                                           

                                                         Результаты   изучения   курса   начальной   школы.  

Личностные          

Метапредметные

Предметные

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто рию, российский народ, становление гуманистических и де мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

                                                                                                        6.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

                                                                                                           Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное  понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного  произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение  задавать вопросы по услышанному художественному произведению.

Ч т е н и е

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми  словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение  скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с  интонационным выделением знаков препинания. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру  произведений), осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей. Понимание особенностей  разного вида чтения: факта, описания, дополнения, высказывания и др.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их  сравнение. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли по вопросам и самостоятельное деление текста на  смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендованного списка, алфавитного и тематического каталога, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, поэте, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героев произведений с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов, причин. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные поступки и речь. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, имен героев, авторских пометок. Формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,  озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление  эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с учебными и научно-популярными текстами . Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Говорение (умение говорить) (культура речевого общения) .Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: умение понимать вопроса собеседника, отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учётом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении. Работа со словом: умение распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной

                                                                                                     

                                                                                                        Содержание курса  по  классам.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Вводный урок

(1 ч)

Вводный   урок. (1 ч)

Вводный урок

(1ч)

Вводный урок

(1ч)

Жили – были буквы (7 ч)

Самое великое чудо на свете

(4 ч)

Самое великое чудо на свете

(2 ч)

Летописи, былины, жития

(8 ч)

Сказки, загадки, небылицы

(7 ч)

Устное народное творчество

(15 ч)

Устное народное творчество

(10 ч)

Чудесный мир классики

(17 ч)

Апрель, апрель. Звенит капель!

(5 ч)

Люблю природу русскую. Осень

(8 ч)

Поэтическая тетрадь 1

(7 ч)

Поэтическая тетрадь

(8 ч)

И в шутку и всерьёз (6 ч)

Русские писатели

(14 ч)

Великие русские писатели

(17 ч)

Литературные сказки

(13 ч)

Я и мои друзья

(5 ч)

О братьях наших меньших

(12 ч)

Поэтическая тетрадь 2

(5 ч)

Делу время – потехе час

(7ч)

О братьях наших меньших

(5 ч)

Из детских журналов

(9 ч)

Литературные сказки

(7 ч)

Страна детства

(7 ч)

Люблю природу русскую. Зима

(9 ч)

Были – небылицы (9 ч)

Поэтическая тетрадь

(4 ч)

Писатели детям

(17 ч)

Поэтическая тетрадь 1

(4 ч)

Природа и мы

(9 ч)

Я и мои друзья

(10 ч)

Люби живое

(14 ч)

Поэтическая тетрадь

(7 ч)

Люблю природу русскую. Весна

(9 ч)

Поэтическая тетрадь 2

(5 ч)

Родина

(7ч)

И в шутку и всерьёз (14 ч)

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (9 ч)

Страна фантазия

(5 ч)

Литература зарубежных стран (12 ч)

По страницам детских журналов

(5 ч)

Зарубежная литература

(8 ч)

Зарубежная литература

(7 ч)

Резервные

(4 ч)

-

-

Резервные

(1 ч)

40 часов

136 часов

102 часов

102 часов

             

                           7. Тематическое   планирование   с   определением   основных   видов   деятельности.

      класс

№ по порядку

                                                           

                    Тема раздела

                                      Основные виды деятельности

1 класс

1.

2.

3.

4.

Вводный   урок.(1 ч)

Жили-были   буквы.(7 ч)

Сказки,   загадки,   небылицы.(7ч)

Апрель,   апрель.  Звенит   капель!

(5 ч)

Ориентировка   в   учебнике,   нахождение   нужных   глав.  Предположение   на   основе   названия   содержания   главы.  Знакомство   с   условными   обозначениями.

Прогнозирование   содержания   раздела. Сравнение   книг   на   выставке,   рассказывание   о  книге. Чтение   вслух   плавно   по   слогам   и   целым   словом. Восприятие   на   слух   произведения. Объяснение   названия   произведения. Описывание   героя(  внешний   вид,  характер). Изображение   героев  с помощью   жестов,   мимики,  и  с   помощью   рисунка.  Определение  главной   мысли   произведения,   соотнесение   с   содержанием   произведения.  Нахождение   в   стихах   слов   с   созвучным    окончанием.  Чтение  стихов   наизусть.  Оценивание   своих   достижений   с   помощью   учителя.

Прогнозирование   содержания   раздела. Подбор   книг   на   выставку    в   соответствии   с   темой   раздела,   коллективно   составленным   планом,   обсуждение   прочитанного. Выбор  нужной   книги   по   заданным   параметрам.  Чтение   известной    сказки   плавно,   при   повторении  -  выразительно. Восприятие   на   слух  художественного   произведения. Анализ   картинного  плана  из   учебника,   соотнесение   иллюстрации   с   содержанием   произведения.  Рассказывание   сказки   на   основе   картинного   плана   и   по   памяти.  Сравнение   народной   и   литературной   сказки.  Отгадывание   загадок   на   основе   ключевых   слов.  Сочинение   загадок,   небылиц.  Работа   в  паре,   проверка   чтения   друг   друга. Оценивание   своих   достижений.  Чтение   по   ролям.

Прогнозирование   содержания   раздела. Восприятие   на   слух  художественного   произведения. . Подбор   книг   на   выставку     в   соответствии   с   темой   раздела. Рассказывание   о   книге   с   выставки   в   соответствии   с   коллективно   составленным   планом. Чтение   вслух   лирического   стихотворения,   передавая  настроение. Нахождение   слов   в   стихотворении  ,   которые   помогают   передать   настроение.  Наблюдение   за   ритмом   стихотворения. Сравнение   разных   стихотворений   на   одну   и   ту   же   тему. Нахождение   слов   для   сравнения,   придумывание   своих   сравнений.  Отгадывание   загадок.   Сочинение   загадок   на   основе  подсказки   в   учебнике. Проверка   чтения   друг   друга,   оценивание   своих   достижений.

5.

6.

7.

И   в   шутку   и   всерьёз.(6 ч)

Я   и   мои   друзья. (5 ч)

О   братьях   наших   меньших. (5 ч)

Прогнозирование   содержания   раздела. Восприятие   на   слух  художественного   произведения. . Подбор   книг   на   выставку     в   соответствии   с   темой   раздела. Рассказывание   о   книге. .  Работа   в  паре, обсуждение   прочитанного.  Чтение  стихов   с   разным   подтекстом,   выражая   удивление,   радость,   испуг.  Определение   настроения   автора. Придумывание   своих   заголовков.  Нахождение   слов,  отражающих   характер   героя. Сравнение  произведений   на   одну   и   ту   же   тему,   нахождение   сходств   и   различий.  Определение   характерных   черт  юмористического   текста. .  Чтение   по   ролям,

отражая   характер   героя   произведения  .

Прогнозирование   содержания   раздела. .Восприятие   на   слух  художественного   произведения. Обсуждение   с   друзьями,   что   такое  настоящая   дружба. Обсуждение   доброжелательного   способа   общения.  Анализ   книг   с   выставки. Представление   книги   с   выставки   в   соответствии   с   коллективно   составленным   планом.  Сравнение   рассказов   и  стихов. Составление   плана   рассказа  с  помощью  учителя.  Оценивание   своего   опыта   в   соответствии   с   образцом. Работа   в  паре,    обсуждение   прочитанного   .  Работа   в   группе,   распределение   работы   в   группе,   нахождение   нужной   информации   в   соответствии   с   заданием. Представление   найденной   информации.

Планирование   работы   на  уроке .Анализ   книг   с   выставки   в   соответствии   с   темой     раздела. Рассказывание   о   книге   в   соответствии   с коллективно   составленным   планом.

Прогнозирование   содержания   раздела. .Восприятие   на   слух  художественного   произведения.   Работа   в  паре,    обсуждение   прочитанного  ,   проявление   внимания   к   друг   другу. Чтение   произведения   с   выражением.  Сравнение   художественного   и   научно-популярного   текста. Определение   особенностей   этих   текстов. Рассказывание   с   опорой   на   иллюстрации.   Характеристика   героя   на   основе   его   поступков.  Оценивание   своего   ответа   в   соответствии   с   образцом.  Рассказывание   историй   из   жизни   братьев   наших   меньших,   высказывание   своего  мнения   при   обсуждение   проблемных   ситуаций.

40 часов,  4 ч -  резервные.

      класс

№ по порядку

              Тема раздела.

                                       Основные виды деятельности

2  класс

1.

2.

3.

Вводный   урок. (1 ч)

Самое   великое   чудо   на   свете. (4ч)

Устное   народное   творчество.

 (15 ч)

Ориентировка   в   учебнике,   нахождение   нужных   глав,   нужных   произведений.  Рассматривание   иллюстраций  ,   соотнесение  их   содержанием   текста   в   учебнике.  Применение   системы   условных   обозначений   при   выполнении   заданий.  Предположение   на   основе   названия   содержания   главы. Пользование  словарём   в   конце   учебника.

Прогнозирование   содержания  раздела. Планирование   работы   с   произведением   на   уроке.  Представление   выставки   книг,   прочитанных   летом. Представление   любимой   книги   и   любимых   героев. Нахождение   нужной   книги   в   библиотеке. Рассказывание   о  прочитанной  книге   по   коллективно   составленному   плану. Составление   списка   прочитанных  книг.  Нахождение   нужной   информации  о   библиотеке в   различных   источниках  информации.  Подготовка   выступления   на   заданную  тему.  Чтение   вслух   с  переходом   на   чтение   про   себя,   размышление   о   прочитанном.  Нахождение   информации   о  старинных  книгах   из   учебника.  Выступление   с   сообщениями   о   старинных   книгах.  Обсуждение   в   парах   и   группе   высказываний   великих   людей   о   книге   и   о   чтении,   сравнение   этих   высказываний.

Прогнозирование   содержания  раздела.   Планирование   работы   с   произведением    в   соответствии   с   условными   обозначениями   видов   деятельности. .  Чтение   вслух   с  переходом   на   чтение   про   себя,   размышление   о   прочитанном.  Чтение  ,  выражающее  настроение   произведения,   его   ритм.  Объяснения   смысла   пословиц.  Соотнесение   пословиц   с   содержанием    книг  и   жизненным   опытом.  Придумывание   рассказа   по   пословице.  Нахождение   созвучных   окончаний   слов   в   песне.  Сочинение   колыбельных   песен,   потешек,   прибауток,  небылиц.  Нахождение    различий   в   потешках   и   прибаутках,   схожих   по  теме.  Нахождение   слов,   которые   помогают   представить  героя   устного   творчества. Анализ   загадки. Распределение   загадок   и   пословиц   по   тематическим   группам.  Характеристика   героев   сказки.  Называние   других   народных   сказок   перечисление   героев   сказок.   Рассказывание   сказки   по  иллюстрациям,   по   плану,   от   лица   другого   героя   сказки. Соотнесение   рисунка   и   содержания   сказки.  Придумывание   своих   собственных   сказочных  сюжетов.   Исправление   своих   собственных   ошибок   при   повторном   чтении.  Самостоятельное   оценивание   своих   достижений.

   класс

№по  порядку

                Тема раздела

                                                 Основные виды деятельности

4.

5.

6.

7.

Люблю   природу    русскую. Осень.

(8 ч)

Русские   писатели. (14 ч)

О   братьях   наших   меньших.

 (12 ч)

Из   детских   журналов.(9ч)

Прогнозирование   содержания  раздела.    Чтение   с   передачей   интонацией    настроения   поэта. Сравнение   стихов   разных   поэтов   на   одну   тему.  Выбор   понравившегося,   объяснение   своего   выбора.  Отличие   стихотворного   и   прозаического  текста. Сравнение   художественного   и   научно- познавательного   текста.  Наблюдение   за   жизнью   слов   в   художественном   тексте. Объяснение   интересных   выражений   в   лирическом   тексте.  Придумывание   собственных   сравнений.  Анализ   стихов (  нахождение  средств   художественной   выразительности,  подбор   своих   собственных   слов.) Подбор   музыкального   сопровождения   к   стихотворному   тексту.  Представление   картин   осенней   природы,   словесное   рисование.  Наблюдение   за   рифмой   и   ритмом   стиха. Исправление   ошибок   при   повторном   чтении. Оценивание   своих   достижений.

Прогнозирование   содержания  раздела.   .  Чтение   вслух   с  переходом   на   чтение   про   себя,   размышление   о   прочитанном. Нахождение   и   называние   волшебных   предметов   в   сказках. Сравнение   авторских   и   народных   сказок. Сравнение   басни   со   стихотворением   и   рассказом.  Соотнесение   пословиц   и   смысла   басенного   текста.  Характеристика  басенных   героев   с   опорой   на   текст. Анализ   басни,   стихотворения (средства   художественной   выразительности:  сравнения,   эпитеты).  Составление   своих   текстов   ( текста-описания   и   текста-рассуждения).  Восприятие   на   слух   художественного   произведения. Соотнесение   пословиц   и   смысла   прозаического   текста.  Оценивание   своих   достижений.  Пересказывание   текста   подробно ,   выборочно.

 Прогнозирование   содержания  раздела.   Планирование   работы   с   произведением. Чтение   вслух   с  переходом   на   чтение   про   себя.  Восприятие   на   слух   прочитанное. Сравнение   художественного   и   научно- популярного   текста.   Сравнение   сказок   и   рассказов   о   животных. Составление   плана.  Пересказ   подробный   по   плану. Характеристика   героев   произведения. Оценивание   своего   ответа. Выбор   книг   по   темам   и   авторам.   Высказывание   нравственная   оценки   поступков   героев.

Прогнозирование   содержания  раздела . . Планирование   работы    на уроке. .  Чтение   в.слух   с  переходом   на   чтение   про   себя,   размышление   о   прочитанном. Придумывание   своих   вопросов   по   содержанию,   сравнение   с   вопросами   из   журналов.  Сравнение   журнала   и   книги.  Ориентировка   в   журнале,   нахождение   нужных  статей. Нахождение   определённой   информации   в   журнале. Участие   в   проекте   «Мой   любимый   журнал.»

Создание   собственного  журнала (устно  -  план).  Рисование   иллюстраций   для  собственного   журнала.  Письмо   рассказов,  статей   для   собственного   журнала.

     класс

№ по  порядку

               

              Тема раздела

                                               

                                                   Основные виды деятельности

8.

9.

10.

11.

Люблю   природу   русскую.   Зима.

(9ч)                        

Писатели   детям.(17 ч)

Я   и   мои  друзья.(10ч)

Люблю   природу   русскую.  Весна. (9 ч).

Прогнозирование   содержания  раздела . Рассматривание   сборников  стихов,  определение   их   содержания   по   названию.  Соотнесение   загадок   и   отгадок. Выразительное   чтение.

Восприятие   на   слух   художественного   текста. Соотнесение   пословицы   с   главной   мыслью. Сравнение   произведений   разных   поэтов   на   одну   тему. Рисование   словесных   картин   зимней   природы. Подбор   музыкального   сопровождения   и   соотнесение   музыки   и   стиха.Чтение   стихов   наизусть. Характеристика   и   сравнение  героев   произведения   на   основе   их   поступков.

Прогнозирование   содержания  раздела .Восприятие   на   слух   художественного   текста. Определение   смысла   произведения. Соотнесение   пословицы   с   главной   мыслью.   Объяснение   лексического  значения   некоторых   слов   на   основе   словаря   учебника,   толкового   словаря   и  собственных   знаний.  Определение   особенностей   юмористического   произведения. Выразительное   чтение   эпизодов   из   произведений.   Рассказывание   о   героях. Составление   плана,   пересказывание   текста.(подробно) Чтение   текстов   в   паре,   взаимоконтроль.  Оценивание   своего  чтения   и  чтения   товарища.

Прогнозирование   содержания  раздела . Восприятие   на   слух   художественного   текста.

.  Чтение   вслух   с  переходом   на   чтение   про   себя,   размышление   о   прочитанном.Определение   последовательности   событий   в   произведении.  . Соотнесение   пословицы   с   главной   мыслью. Придумывание   продолжения   рассказа.  Составление   плана   рассказа,   пересказ   по   плану.   Характеристика   героев   произведения. Оценивание   своего   опыта   в   соответствии   с   образцом. Планирование   возможного   варианта   исправления   ошибок.  Составление   коротких   рассказов   на   определённую   тему.

Прогнозирование   содержания  раздела. Соотнесение   загадок   и   отгадок. Сочинение   собственных   загадок   о   весне.  Отгадывание   загадок. Чтение   стихов    и   загадок   с   выражением,  передавая   настроение   с   помощью   интонации. Представление   картины   весенней   природы. Придумывание   самостоятельно   вопросов   к   стихотворению. Оценивание   своего  чтения   и  чтения   товарища. Сравнение  стихотворений   о   весне   разных   поэтов. Контроль   и   оценивание   своего   чтения,   своих   достижений.  Объяснение   отдельных   выражений   в   стихах,   частичный   анализ. С

 

     класс

 № по  порядку

           

                 Тема раздела

                    Основные виды деятельности

12.

13.

И   в   шутку   и   всерьёз.(14 ч)

Литература   зарубежных   стран.(12 ч)

Прогнозирование   содержания  раздела . Планирование   видов  работ   с   текстом.  Чтение   вслух   с   постепенным   увеличением   темпа   чтения   и   переход   на   чтение   про   себя.  Выявление   особенностей   юмористического   произведения.  Анализ   заголовков   произведения. Сравнение   героев   произведения. Характеристика   героев.  Восстановление   событий   на   основе   вопросов.  Выразительное   чтение   отрывков.  Инсценирование   стихотворений   и   фрагментов   рассказов. Придумывание   собственных   весёлых   историй. Оценивание   своего   ответа.

Прогнозирование   содержания  раздела. Выбор   книги   для   самостоятельного   чтения.  Восприятие   на   слух   художественного   текста. Сравнение   песенок  разных  народов   с  русскими  песенками. Толкование   незнакомых   слов.  Определение   героев   произведений. Сравнение   героев   зарубежных   сказок   с   героями   русских  сказок,   нахождение   сходств   и   отличий. Сравнение   сюжетов   сказок.   Составление   плана   сказки,   определение   последовательности   событий. Придумывание   окончания   сказки.  Пересказ   сказки   подробно   на   основе   плана.   Называние   волшебных   событий   и   предметов   в   сказке. Инсценировка   сказок. Оценивание   своего  ответа.   Составление   списка  для  летнего  чтения  (с   учителем).Нахождение   книг   в   библиотеке.

136 часов, 2ч  -    резервные

3   класс

1.

2.

Вводный   урок.(1 ч)

Самое   великое   чудо   на  свете.

(2 ч)

Знакомство   с   учебником.  Ориентировка   в   учебнике   по   литературному   чтению.  Применение   системы   условных   знаков.  Предположение   на   основе   названия   содержание   главы. Использование   словаря   в   конце   учебника.  Составление   высказываний   по   иллюстрациям   в   учебнике  .

Прогнозирование   содержания  раздела. Планирование   работы   по   теме,  использование   условных   обозначений.   Чтение   текста   вслух   целыми   словами,   увеличение   темпа   чтения  при   повторном   чтении. Выборочное   чтение   про   себя. Нахождение   информации   в   книге. Обобщение   полученной   информации  по   истории   создания   книги.   Осмысление   значения   книги   для   прошлого,   настоящего   и   будущего.  Нахождение   книг   в   школьной   библиотеке.   Чтение   аннотаций   к   книгам.  Придумывание   рассказов   о   книгах,   используя   различные   источники   информации. Работа   в   паре   и   группе (принятие   позиции   собеседника   ,  проявление   уважения   к   чужому   мнению). Оценивание   себя.

Класс

№ по  порядку

               

                  Тема раздела

                   

                                                         Основные виды деятельности

3.

4.

5.

6.

Устное    народное   творчество.

(10 ч)

Поэтическая    тетрадь  1. (7 ч)

Великие   русские   писатели .(17 ч)

Поэтическая   тетрадь 2.(5 ч)

Прогнозирование   содержания  раздела. . Планирование   работы    на уроке.  Сравнение  малых   и   больших   жанров   устного   народного   творчества. Воспроизведение   наизусть   текстов  русских   народных   песен.  Прослушивание      пение   песен (по   желанию).

Отличие    докучных   сказок   от   других   видов   сказок,   выявление   их   особенностей. Чтение   и   осмысливание   текстов. Сравнение   содержания   сказок . Определение   особенностей    волшебных   сказок. Деление   текста   на   части,    пересказ   текста   по   самостоятельно   составленному   плану. Характеристика   героев,   использование  при  ха-ке   слов-антонимов. Инсценирование   эпизодов   из   сказок. Называние   видов   прикладного   искусства.  Сравнение   произведений   музыкального,   словесного,    изобразительного    искусства.   Работа   в   парах,   в   группах.   Оценивание   своих   достижений   и   достижений    товарищей.

Прогнозирование   содержания  раздела.  Выразительное   чтение.  Чтение   с   передачей   интонацией    настроения   поэта. Наблюдение   над   ритмом   стихотворения.   Сочинение   своих   стихов,    используя   различные   средства   художественной    выразительности.  Работа   в   паре,   чтение   стихов   друг   другу,   самостоятельное   оценивание   своих   достижений.

Прогнозирование   содержания  раздела.   . Планирование   работы    на уроке.  Чтение   текста   вслух   целыми   словами,   увеличение   темпа   чтения  при   повторном   чтении. Различие   лирического   и   прозаического   произведения. Анализ    прочитанного. Выявление   нравственного   смысла   литературной   сказки.  Выявление   особенностей   литературной   сказки. Работа   с   толковым   словарём.  Характеристика   героев   литературной   сказки. Сравнение   рассказа-описания   и   рассказа-рассуждения. Определение   особенностей   басни. Инсценирование   басен. Определение   скрытого   смысла   басни.

Прогнозирование   содержания  раздела. .  Чтение   с   передачей   интонацией    настроения   поэта. Восприятие   стихов   на   слух.  Сравнение   текста-описания   и   текста-повествования. Нахождение   средств   художественной   выразительности:  сравнений,   эпитетов,   олицетворений. Работа   над   непонытными   словами   с   помощью   словаря   и   без   него. Высказывание   своего   собственного   впечатления   о   прочитанном   стихотворении. Нахождение   среди   стихов   произведения   с   использованием    текста-повествования.  Оценивание   своих   достижений  .

Класс

№ по  порядку

                 

                Тема раздела.

          Основные виды деятельности.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Литературные    сказки.  (7 ч)

Были-небылицы. (9  ч)

Поэтическая   тетрадь 1. (4 ч)

Люби   живое.(14 ч)

Поэтическая   тетрадь 2. (5 ч)

Собирай   по   ягодке – наберёшь

кузовок. (9 ч)

Прогнозирование   содержания  раздела. Восприятие   на   слух   художественного   текста.  Высказывание   своего   мнения,   впечатления. Чтение   текста   вслух     и   про   себя  ,   увеличение   темпа   чтения  при   повторном   чтении. Сравнение   содержания   народной   и   литературной   сказок. Работа   с   непонятными   словами,   использование   словаря. Сравнение   героев   в   литературной   сказке.  Характеристика   героев.   Определение   авторского   отношения.   Чтение   сказок   в   лицах.  Оценивание   себя   на   основе   диагностической   работы   в   учебнике.

Прогнозирование   содержания  раздела. Определение   особенностей   сказки   и   рассказа. Характеристика   героя,   оценивание   его   поступков,   определение   нравственного   смысла. Высказывание   своего   собственного   отношения. Нахождение   средств   художественной   выразительности   в   прозаичеком   произведении.  Составление   плана   для   полного   и   краткого   пересказов. Пересказ    подробно,   кратко,   выборочно.  Чтение   сказки   по   ролям.  Придумывание    собственных   сказочных   и   реальных   историй.

Прогнозирование   содержания  раздела. Чтение   стихов,   отражая    настроение. Анализ   стихов. Сравнение   стихов   разных   поэтов   на   одну   и   ту   же   тему. Выбор   стихов   на   свой   вкус   и   выразительное   чтение. Объяснение   смысла   выражений  с   опорой   на    текст. Придумывание   стихов.

Прогнозирование   содержания  раздела. Планирование   работы   с    произведением   на   уроке. Восприятие   на   слух   и   чтение   произведения. Определение   жанра   произведения. Работа    по    выявлению   нравственного   смысла.  Определение   основной   мысли рассказа. Характеристика   героев.    Сравнение   своих   наблюдений   за   жизнью   животных   и   рассказа   автора.  Придумывание   своих   рассказов.  Пересказ   на   основе   плана,   проверка    плана.   .  Оценивание   своих   достижений  .

Прогнозирование   содержания  раздела. Планирование   работы . Чтение   и   восприятие   на   слух   лирических   текстов. Сравнение   названия   и   содержания   стихотворения. Анализ    стихотворений. Сочинение   стихов. Заучивание   стихов   наизусть. Оценивание   своих   достижений  .

 Прогнозирование   содержания  раздела. Подбор   книг   по   теме.

Класс

№ по порядку

                Тема раздела.

        Основные виды деятельности.

13.

14.

По   страницам   детских   журналов.(5 ч)

Зарубежная   литература. (7 ч)

Планирование    работы   с   произведением   с   использованием   условных   обозначений.  Восприятие   на   слух   художественного   произведения. Чтение   вслух   и   про   себя. Анализ   произведения. Определение   главной   мысли.  Придумывание   своих   вопросов   к   тексту .Наблюдение   за   особенностями   речи   героев. Вы явление   особенностей    юмористического   произведения. Определение   отношения   автора   к   событиям   и   героям.

. Оценивание   своих   достижений  .

 

Прогнозирование   содержания  раздела. Планирование    работы    на   уроке. Выбор   для   себя   необходимого   и   интересного   журнала. Определение   темы   для   чтения.  Нахождение   в   библиотеке   этих   журналов. Восприятие   на   слух   прочитанного   и   ответы   на   вопросы. Чтение   текста .Нахождение   необходимой    информации   в   журнале.  Придумывание    вопросов   по   содержанию .  Выступление   с   сообщениями   по   теме   ,   используя   журнал. Проверка   себя   и   оценивание   своих   достижений.        

Прогнозирование   содержания  раздела. Планирование    работы    на   уроке.  Восприятие   на   слух   и   чтение   произведения. Составление   рассказа   о   творчестве   писателя.  Пересказ   произведения  (выборочно).  Сравнение   сказок   разных   народов. Сочинение   своих   сказок.  

Определение   нравственного   смысла   сказки.  Подбор   книг   по   рекомендованному   списку  и   собственному   выбору. Проверка   себя   и   оценивание   своих   достижений.        

 

136 часов

4 класс

1.

2.

Вводный   урок. (1 ч)

Летописи,    былины,    жития. (8ч)

Знакомство   с   учебником.  Называние   условных   обозначений   при   выполнении   заданий. Припоминание   фамилий,   имён,   отчеств   писателей,   произведения   которых    читали   в 1 -3   классах. Использование    словаря   учебника. Предположение   с   помощью   названия    содержания    главы.

Прогнозирование   содержания  раздела.         Планирование    работы    на   уроке. Беседа   о   ценности   и   значимости   литературы    для   сохранения    русской   культуры.  Чтение  отрывков

Класс

№ по порядку

     Тема раздела.

                        Основные виды деятельности.

3.

4.

5.

Чудесный   мир   классики .(17 ч)

Поэтическая   тетрадь .(8 ч)

Литературные   сказки. (13 ч)

из  древнерусских   летописей,   былин,    жития   Сергия   Радонежского.  Нахождение   в   тексте    летописи   данных    о   различных    исторических   фактах. Сравнение   текста   летописи    с   художественном   текстом.  Пересказ   былины   от    лица   героя. Сравнение   поэтического   и    прозаического    текста   былины. Определение    героя   былины   и   характеристика   его   с   опорой   на   текст.  Сравнение   былин   и   волшебных   сказок. Составление    рассказа   по   репродукции   картин   известных   художников.  Нахождение   интересных    фактов   из   жизни   святого   человека. Составление    летописи   современных   событий   (  с   помощью   учителя). Рассказ   об   известном   историческом    событии   на   основе   опорных   слов   и   других   источников   информации.  Самостоятельная   проверка   и   оценка   своих   достижений.

Прогнозирование   содержания  раздела. .         Планирование    работы    на   уроке. Восприятие   на   слух   художественного   произведения. Чтение   текста   в   темпе   разговорной    речи. Анализ   сказки.  Самостоятельное   составление   плана. Пересказ   сказки. Характеристика   героев   разных   жанров.  Сравнение   произведений  разных   жанров,   произведений   словесного   и   изобразительного    искусств. Высказывание   своего   отношения   о   значении   произведений  русских классиков  для   России   и  русской   культуры. Высказывание  суждений   о   значении   произведений   русских   классиков   для   России и русской   культуры. Проверка   себя   и   оценивание   своих   достижений.        

Прогнозирование   содержания  раздела. . Подбор  стихов   русских   поэтов. Восприятие   на   слух   художественного   произведения.  Чтение   стихов  по   тексту   и   наизусть. Определение   средств   художественной   выразительности   в   лирическом    тексте. Определение   наиболее   подходящей   для   стихов   интонации,   определение   по   тексту   переживаний   поэта. Высказывание   своего   мнения   о   герое   стихотворения   и  событиях .Самостоятельное   оценивание   своего   чтения.

Прогнозирование   содержания  раздела.  Планирование    работы    на   уроке. Чтение   и   восприятие   на   слух   прочитанного.Сравнение   народной   и   литературной   сказки. Определение   отличительных   особенностей   литературной  сказки. Характеристика   героя   с   опорой   на   текст .Деление   текста   на   части. Составление   плана    сказки,   пересказ   по  плану   подробно   и   кратко. Придумывание   своего   варианта   сказки ,  используя   литературные   приёмы. Составление   рекомендованного   списка   литературы. Проверка   себя   и   оценивание   своих   достижений.        

 

класс

№ по порядку

              Тема раздела.

                                    Основные виды деятельности.

6.

7.

8.

9.

10.

Делу   время – потехе   час. (7 ч)

Страна   детства.(7 ч)

Поэтическая   тетрадь  (4 ч)

Природа    и   мы. (9 ч)

Поэтическая   тетрадь .(7 ч)

Прогнозирование   содержания  раздела.  Восприятие   на   слух   художественного   произведения. Чтение   текста   в   темпе   разговорной    речи.  Определение  жанра  произведения   и   нравственного   смысла   произведения. Анализ   заголовка   произведения   ,  соотнесение   его   с   темой   и   главной   мыслью    произведения. Определение  прямого   и   переносного   значения   слов. Анализ   поступков   героя.  Инсценирование   произведения    пересказ   текста  от   лица   автора   и   одного   из   героев. Нахождение   информации   об  авторе,   выступление   с   сообщением. . Проверка   себя   и   оценивание   своих   достижений. Подбор  книг  по   теме.        

 

Прогнозирование   содержания  раздела.  .  Планирование    работы    на   уроке. . Подбор  книг  по   теме, рассказывание  об  их  содержании. Чтение    и   восприятие   на   слух   прочитанного.        

 Выразительное   чтение   диалогов  ,  в т.ч.  по   ролям. Нахождение   смешных   эпизодов,  определение ,  что  важное   и   серьёзное   скрывается   за   усмешкой   автора. Анализ   возможных   заголовков   произведения. Использование   в   своей   речи   средств   художественной   выразительности. Пересказ   текста   на   основе   плана. Подбор   и   придумывание   музыкального   сопровождения.  Придумывание   смешных   историй   о   школьной   жизни. Самостоятельная   проверка   и   оценка   своих   достижений.

 Прогнозирование   содержания  раздела.  Подбор   любимых  стихов   к   теме. Восприятие   на   слух   художественного   произведения.   Сравнение  стихов   разных   поэтов. Определение   особенностей   поэтического   творчества,  высказывание   своего   отношения. Рассказ  об  эпизодах   своего   детства.  Участие   в   конкурсе   чтецов.

 

Прогнозирование   содержания  раздела.   .  Планирование    работы    на   уроке. .  Восприятие   на   слух   художественного   произведения. Чтение   вслух  и   про   себя,   выяснение  смысла   прочитанного. .Анализ   возможных   заголовков   произведения. Характеристика   героев,  выявление  авторского   отношения,  анализ   произведения. Деление   текста   на   части. Пересказ   текста   подробный   и   краткий. Выразительное  чтение   диалогов   из   текста. Наблюдение   за   красотой   природы,   переданной   с   помощью   авторского   слова.

. Проверка   себя   и   оценивание   своих   достижений.

Прогнозирование   содержания  раздела.  Подбор   сборников   стихов   к   выставке   книг. .Восприятие   на   слух   художественного   произведения.  Чтение   стихов  по   тексту   и   наизусть.

Класс

№ по порядку

              Тема раздела.

                         Основные виды деятельности.

11.

12.

13.

Родина.(7 ч)

Страна    Фантазия.(5 ч)

Зарубежная   литература. (8 ч)

Рассказывание   стихов   наизусть.  Определение   настроения   поэта   и   героя. Наблюдение   за   особенностями   оформления  стихотворной   речи. Нахождение   средств   худ-ой   выразительности,  их   сравнение   и   дополнение. Сравнение  произведений   живописи,   музыки,   и   литературы. Проверка   себя   и    оценка   с   помощью   диагностической   работы   в   учебнике.

Прогнозирование   содержания  раздела.  Планирование   работы   на   уроке,   подбор   книг   по   теме. .  Восприятие   на   слух   художественного   произведения. Выразительное   чтение   стихов,   предавая   чувство   гордости    за   своих   предков. Рассказ   о   своей   Родине   на   основе  прочитанных   произведений. Предположение   содержания   произведения   по   его   названию. Письмо   сценария   поэтического   вечера. Работа   в   группе,   паре. Возможное   составление   и   участие   в   проекте   «Они   защищали    Родину.»  Проверка   себя   и   оценивние   своих   достижений.        

 

Прогнозирование   содержания  раздела.   .  Восприятие   на   слух   художественного   произведения. Чтение   вслух  и   про   себя,   выяснение  смысла   прочитанного. Определение   особенностей   фантастического   жанра. Придумывание   фан-их  историй. Работа   в   группе.

. Самостоятельная   проверка   и   оценка   своих   достижений.

 

Прогнозирование   содержания  раздела.  Планирование   работы   на   уроке. Подготовка   выставки   книг. .  Восприятие   на   слух   художественного   произведения. Чтение   вслух  и   про   себя,   выяснение  смысла   прочитанного. Выразительное,  по   ролям   чтение   диалогов. Пересказ   наиболее   интересных   эпизодов. Характеристика   поступков   героев,   высказывание   своего   мнения. Составление   рассказа    герое,   используя   авторский   текст. Использование   списка  для   подбора   книг.   Проверка   и   оценка   своих   достижений.

102  часов,   1ч резервный.

                                                                       8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

№ п/п

         Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

2

3

4

5


6

7

8

9

11

12

13

14

УЧЕБНИКИ

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.

Учебник. 1 класс. Часть 1, 2.

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.

Учебник. 2 класс. Часть 1, 2.

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.

Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.

Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.

2. Печатные пособия

15

16

17
18

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению .

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению .

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

3. Технические средства обучения

19
20
21
22

23

Персональный  ПК  у  учителя.
Экспозиционный экран.
Телевизор.
Мультимедийный проектор (по  возможности).

Интерактивная   доска (по возможности)

4. Экранно-звуковые пособия

24

25

26

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

 Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).

6. Игры и игрушки.

27

Мягкие   игрушки,   развивающие   игры.

7. Оборудование класса

28

29

30

31

32

33

Ученические столы  с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставка для книг, держатели для схем и таблиц.

Полки для книг.