Развитие самостоятельной творческой деятельности обучающихся начальных классов.
статья по чтению на тему

Харлова Галина Николаевна

Статья опубликованная в сборнике по итогам « Форума инноваторов» . 2010г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья опубликованная в сборнике по итогам « Форума инноваторов» . 2010г.

Развитие самостоятельной творческой деятельности обучающихся начальных классов.

Харлова Г.Н., учитель начальных классов

МАОУ « Тогурская начальная школа».

Прогрессивные педагоги прошлого, исследования и опыт системы развивающего обучения Л.В.Занкова убедительно доказали, что овладеть прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной деятельности. К.Д.Ушинский неоднократно подчёркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда проявит самостоятельность в их приобретении. Основное требование к организации учебного процесса им было сформулировано так: «Нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». И это действительно так. Это требование не утратило своего значения и в настоящее время.

Для того чтобы у учащихся развить самостоятельную познавательную деятельность в учебном процессе, нужно соблюдать определённые психологические условия. На уроке необходимо создать бодрую, эмоциональную атмосферу, позволяющую ученикам осознать пользу и значимость изучаемого материала и выполняемой работы, пережить свой личный успех и успех товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового. Важно, чтобы на уроке царили доброжелательное отношение между учителем и учениками, между учащимися, взаимопонимание, вера в силы и возможности каждого ученика. Создание эмоциональной атмосферы в классе способствует активному творческому поиску детей, повышает их интерес к знаниям. Необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные силы и способности. На уроке детей надо учить думать и рассуждать, спорить и доказывать. Им будет интересно друг с другом. Таким образом будет идти развитие совместной творческой познавательной деятельности.  Особая роль в самостоятельной познавательной деятельности учащихся принадлежит развитию их творческих способностей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, стремление к творчеству характерно для школ наших дней. Творчество доступно каждому ребёнку, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует её. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Творчество следует развивать на различных занятиях. Для развития творческих способностей на уроках необходима система творческих заданий как основа для развития креативности. Она существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребёнка.

Большую роль в развитии творчества играют сочинения. Сочинять, создавать сочинения – значит приводить в порядок свои мысли, свои знания. Именно сочинения – высшая форма проявления творческих способностей  ребёнка. Дети очень тонко чувствуют  и понимают прекрасное. Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. Детям нравится писать сочинения, даже тем, чей литературный опыт не совсем удачен.

Уже с первого класса мы пробовали писать сказки. « Через сказку, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка», - утверждал В.А.Сухомлинский. Вначале мы учились подбирать « слова – находки» для точного описания героев, читали много сказок, анализировали их с точки зрения языка, особенностей сюжета. Сочинения дети писали на отдельных листочках и  по своему желанию художественно их оформляли. Все сочинения с согласия авторов мы читали вслух и обсуждали. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников. Мы все  вместе  в каждом  сочинении искали удачные моменты, думали, как исправить недостатки. При разборе сочинений стараюсь меньше комментировать, а предоставляю возможность самим ребятам выступать с оценкой ( всегда обоснованной), самим определять достоинства и недостатки работ.

Сказка о двух друзьях.

Кубарева Анастасия (2 класс).

Жили – были два друг: котёнок Мурлыка и щенок Шарик. Они были очень дружные, даже кушали вместе и никогда не ссорились. Но вот однажды, Шарик пролил молоко Мурлыки, которое ему принесли на обед, а Мурлыка спрятал косточку Шарика.Однако кот не знал, что эта кость принадлежит Шарику. Друзья поссорились и решили поодиночке уйти в лес. А в этом лесу жила баба – Яга. Она давно ждала, чтобы кто – нибудь забрёл в лес на её опушку. Сидит баба у окошка, смотрит, котёнок идёт. Заманила его баба –Яга в дом и заперла в кладовой, а сама опять у окошка села. Глядит, щеночек бежит. Она и его заманила и в ту же кладовую заперла. Увидев друг друга, друзья очень обрадовались встрече и сразу же помирились. Шарик говорит: « Мурлыка, надо выбираться отсюда». Вдруг друзья увидели в углу волшебную палочку, а рядом с ней книгу. Баба – Яга по своей забывчивости не убрала эти волшебные вещи из кладовой.Мурлыка и Шарик взяли книгу и прочитали, что если  дотронуться  до кого – нибудь волшебной палочкой и произнести заклинание, то этот человек исчезнет. Мурлыка начал громко барабанить в дверь. Как только баба –Яга открыла дверь, Шарик дотронулся до неё волшебной палочкой, а Мурлыка прочёл заклинание. Баба – Яга вмиг исчезла. Адрузья отправились домой и больше никогда уже не ссорились.

Со 2 –го класса стали пробовать писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше нравится ребятам самим быть в роли  поэтов. На уроках чтения дети очень любят минутки поэзии, ан которых читают свои стихи. Я не ставлю задачей научить детей писать стихи, это идёт от самого ребёнка. Результаты поисков толкают детей к новым знаниям, рождаются новые идеи, нужно только поверить ребёнку и поддержать его. Всё чаще ребята демонстрируют « шедевры» творчества, которые становятся предметом всеобщего внимания.

Весна.

Барсукова Светлана (3 класс)

Ручеёк побежал. Ура!

Значит, наступила весна.

Весною вся природа просыпается,

Весною всё хорошее сбывается.

Весна красива по-своему.

Весна красива по твоему.

Надо за весной хорошенько следить,

Тогда будет ещё веселее жить.

Приглядитесь и увидите сами,

Весна полна чудесами!

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование их в младшем школьном возрасте. « Формирование человека, - пишет Л.В.Занков, - проходит множество ступеней. Начальные ступени формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путём самостоятельной мысли и живого чувства, в этом – верный залог достижения цели. Следовательно, чем раньше будем формировать этот опыт, тем успешнее будет развиваться личность ребёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках технологии.

Научно-методическая  публикация по проблемам  образования обучающихся....

Методы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроке.

Из материалов выступления на августовской педагогической конференции учителей начальных классов....

Методы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроке

Из выступления на августовской конференции  в секции учителей начальных классов....

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"...

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмет...

Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Создание инструментария учителя начальных классов, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни....

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной статье предложены различные универсальные методы, приёмы и упражнения, способствующие развитию интеллектуальной и творческой активности детей, созданию эмоционально положительной атмосферы в ...