Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Куталина Вера Борисовна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса. УМК  "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_lit._chteniyu_2_klass.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Гимназия №2» 

РАССМОТРЕНО:                                   СОГЛАСОВАНО:                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

на заседании кафедры                            Зам директора по УВР                                                                            Директор МАОУ гимназии №2                            начальных классов                                                

Протокол №_________                           ____________М.Р.Соколова                                                                   ______________Т.С.Калинина                             «___» _________20____г.                                «___» ________ 20__ г.                                                                    «___»  20__ г.                                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературному чтению

2 а  класса

(4 часа в неделю, всего 136 часов)

Программа по литературному чтению: Программа. Планирование учебного материала. Литературное чтение .             1 – 4 классы   [авт.-сост. О. В. Кубасова]. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век, 2013г.

Учебник: « Литературное чтение 2 класс» в 3 ч. авт.-сост.О. В. Кубасова Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век, 2013г.

Составитель: Куталина Вера Борисовна

учитель  начальных классов

2014-2015 учебный год,

Нижний Новгород

Пояснительная записка

 Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы 1.Основная образовательная программа начального общего образования  МАОУ гимназия № 2

   Программы общеобразовательных учреждений Литературное чтение: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы / О. В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

4.Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

Учебник «Литературное чтение. Любимые страницы» для 2 класса общеобразовательных учреждений в трёх частях. О.В.Кубасова. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.

Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Литературное чтение. Любимые страницы» в двух частях. О.В. Кубасова.- Смоленск: - « Ассоциация ХХI век», 2013 г.

Литературное чтение является базовым гуманитарным учебным курсом в начальной школе, направленным на решение не только предметных задач, но и на общие для всех предметов задачи развития ребёнка. Это касается прежде всего духовно-нравственного воспитания и формирования универсальных учебных способностей. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. В соответствии образовательным стандартом нового поколения курс «Литературное чтение» опирается на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования

развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности.

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. В основе обучения чтению лежит модель литературного общения «АВТОР _ ТЕКСТ _ ЧИТАТЕЛЬ». Отсюда вытекают базовые позиции предмета «Литературное чтение»:

• обеспечение мотивационной стороны (желания вступить в общение с писателем посредством чтения);

• внимание к личности писателя;

• бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и в придании ему формы;

• наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

При создании литературно-методических материалов курса «Литературное чтение» особое внимание уделено гармоничному сочетанию двух педагогических направлений: всестороннего развития личности учащегося и формирования у него определенных образовательным стандартом читательских компетенций с приоритетом первого из них.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

        Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
  • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения  прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в  книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;  
  • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам. Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6 -10 лет.

          2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

           3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

           4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Программа  рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)

Цели и задачи изучения учебного предмета «Литературное чтение»

2 класс

Цель: формирование базовых читательских компетенций.

Задачи:

  • углубление читательского опыта детей;
  • создание  условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»;
  • развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушателя произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
  • развивать творческие способности учащихся: сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу; письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Планируемые результаты формирования

универсальных учебных действий средствами предмета

«Литературное чтение», конец 2 класса

Личностные качества:

  • положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;
  • нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений;
  • развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации;
  •  развитие дружеского отношения к другим детям.

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;
  •  прогнозировать;
  • осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или

письменной;

  • осуществлять самоконтроль при чтении.

Познавательные УУД:

  • понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
  • выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;
  • выделять главное;
  • составлять небольшой план;
  • ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию

(оглавлению);

  • ориентироваться в книгах (П-1.);
  • устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
  • выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;
  •  сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;
  •  выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; анализировать особенности языкового оформления текста; ранжировать книги и произведения;
  • обосновывать свои утверждения (П-2.).

Коммуникативные УУД:

  • согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
  • готовность оказать помощь товарищу;
  • способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации;
  • выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

Читательские умения

Осмысленность чтения:

Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:

  • выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
  • пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
  • отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
  • определять эмоциональный характер текста;
  • выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
  • опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
  • определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
  • уметь прогнозировать содержание читаемого текста;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • формулировать тему небольшого текста;
  • работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
  • выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
  • определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте;
  • определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Правильность чтения:

  • плавное воспроизведение написанного без искажений звукобуквенного состава слов в  соответствии с орфоэпическими нормами.

Скорость чтения:

К концу учебного года — 50–60 слов в минуту. Формирование способа чтения «по догадке».

Выразительность чтения:

Обучающиеся должны уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;
  •  передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
  • выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

Работа с текстом и книгой

Школьники должны уметь:

  • выявлять роль авторского начала в произведении;
  • по произведению представлять образ автора;
  • определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение;
  • выявлять авторское отношение к персонажам;
  • определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;
  • характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
  • выделять эпизод из текста;
  • озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
  • восстанавливать деформированный картинный план;
  • подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
  • составлять картинный план;
  • пересказывать с опорой на картинный план;
  • последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
  • составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
  • заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
  • правильно называть книгу (автор, заглавие);
  • составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
  • ориентироваться в книге;
  • работать с Содержанием (оглавлением);
  • ориентироваться в группе книг (5–6 книг).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся должны:

  • расширить базу видожанровых и тематических литературных впечатлений;
  • осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);
  • воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);
  • получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.

Развитие творческих способностей

Обучающиеся должны уметь:

  • говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
  •  читать по ролям;
  • инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;
  • графически иллюстрировать прочитанное;
  • составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
  • готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.

Содержание курса «Литературное чтение» 2 класс

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний, художественных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух

Планомерный переход от слогового к плавному осмысленному беглому чтению целыми словами. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Формирование способа чтения «по догадке».

Воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

Выразительное чтение с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпоритма; передача эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера произведения в целом.

Чтение «про себя»

Осознание при чтении «про себя» смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текстов: художественных и научно-познавательных, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

Развитие способности к антиципации.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным и вербальным планом.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия с содержанием текста. Определение темы и идеи произведения.

Определение, от какого лица ведётся повествование (осознание образа рассказчика), способность представлять образ автора на основе его произведения. Выявление роли авторского присутствия в произведении.

Осознание роли пейзажа и портрета в художественном произведении.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Определение собственного отношения к поступкам персонажей. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств читаемого текста.

Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение.

Выделение опорных (ключевых) слов. Деление текста на части, озаглавливание, составление картинного и вербального плана. Воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: пересказ (частичный, подробный, творческий), рассказ по иллюстрациям.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с научно-познавательными текстами

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Опорные (ключевые) слова. Выделение главного в содержании текста. Схема, модель текста. Воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему. Подробный, частичный и выборочный пересказ текста.

Библиографическая культура

Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и источник знаний. Элементы книги: содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Умение составлять представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной книге и в группе книг (5—6 книг).

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание и освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: способность понимать, отвечать

и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Построение плана собственного высказывания с помощью учителя. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога).

Отражение основной мысли текста в высказывании.

Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном сообщении (описание, рассуждение, повествование).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине либо на заданную тему.

Круг чтения

Второклассники знакомятся с литературными произведениями по всем основным темам детского чтения: о родине, о подвигах, о детях, о природе (о растениях и животных, о временах года), о приключениях и волшебстве.

Во втором классе, где приоритетным является формирование навыка чтения, литературные произведения сгруппированы по методической цели обучения.

Те тексты, при работе над которыми основное внимание уделяется формированию осознанности чтения, входят в раздел под названием «Читая — думаем».

Произведения, при чтении которых необходима специальная работа над правильностью чтения (по предупреждению орфоэпических ошибок, а также ошибок, искажающих звуко-буквенный состав слов), включены в раздел под названием «Читаем правильно».

В раздел «Читаем быстро» входят такие произведения, при чтении которых целесообразно применение беглого чтения. Это, например, скороговорки (народные и литературные), «бесконечные» стихи и небольшие по объёму прозаические произведения, преимущественно современных авторов, написанные в разговорном стиле.

При чтении произведений, расположенных в разделе «Читаем выразительно», проводится целенаправленная работа над интонационной выразительностью речи. В силу этого сюда в первую очередь включены эмоционально окрашенные стихотворения и басни, а также сказки и рассказы, содержащие диалоги.

Таким образом, во втором классе при акценте на активном формировании навыка чтения дети накапливают разнообразные литературные впечатления — о темах, жанрах, авторах.

Тематическое планирование

Учимся читать: Читая  - думаем (29 часов)

М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное»*; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка»; Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»*; М. Юдалевич «Три плюс пять»; В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев «Кто сло во найдёт»; В. Берестов «Если хочешь пить»*, «Гололедица»; Б. Заходер «Как Волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»; B. Зотов «За двумя зайцами»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Н. Толстой «Косточка»; C. Прокофьева «Когда можно плакать?»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой»; В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук»; С. Козлов «После долгой разлуки...»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку...», Э. Мошковская «Всего труднее дело...»*; русская народная сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два Мороза»; белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»; Братья Гримм «Звёздные талеры».

Учимся читать: Читаем правильно (10 часов)

В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; Н. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орёл и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер «Муравей»; Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка».

       

Учимся читать: Читаем быстро (8 часов)

Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Р. Сеф «Апчхи!»; М. Яснов «Чучело-мяучело»; Р. Сеф «Бесконечные стихи»*; Э. Мошковская «Болельщик»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик»; Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения».

Раздел 4. Учимся читать: Читаем выразительно (20 часов)

А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...»*; С. Воронин «Храбрый клоун»; С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Всё в порядке»; В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине»*; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; В. Орлов «Светлячок-маячок»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев».

Учимся работать с текстом: Автор и его герои (21 час)

В. Голявкин «Про весёлую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»; Л. Пантелеев «Карусели», «Как поросёнок говорить научился»; В. Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар «Совесть»; Б. Юнгер «Белая роза»; Г. Цыферов «Град»; Г. Горбовский «Розовый слон»*; Ф. Кривин «Родная коробка»; В. Чаплина «Мушка»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк «Волшебные краски»; С. Михалков «Аисты и лягушки»; С. Козлов «Вольный осенний ветер»; Л. Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская народная сказка «Заяц-хваста».

Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... (9 часов)

Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка*; Б. Шергин «Рифмы»; М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»; Б. Заходер «Дырки в сыре»; А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звёзды?»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»*; И. Пивоварова «Картинка на земле»; А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; А. К. Толстой «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики».

Учимся работать с текстом: План и пересказ (19 часов)

Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утёнок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»; Ю. Ермолаев «Проговорился»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; С. Михалков «Бараны»*; К. Ушинский «Два козлика»; С. Козлов «Черный Омут»; М. Пляцковский «Как Утёнок свою тень поте рял»; Е. Карганова «Как Цыпленок голос искал».

В мире книг (20 часов)

К. Ушинский «Два плуга»; Л. Н. Толстой «Филипок»; В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»; русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»; Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке»; М. Пришвин «Ёж»; Б. Заходер «Птичья школа»; Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Емельянов «Зелёная букашина»; Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (Глава 1. Преступница Алиса).

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):

  • расширение базы видожанровых и тематических литературных впечатлений.
  • осознание условности литературного творения, его отличия от реальности (прежде всего в силу внимания к личности автора).
  • ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, идея; персонаж (его портрет, речь, мысли, поступки, мотивы поведения), лирический герой произведения, отношение автора к герою.
  • нахождение в тексте и определение значения в художественной речи средств выразительности: звукописи, эпитетов, художественных повторов, сравнений, олицетворений.
  • прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
  • жанровое разнообразие произведений: народная и литературная (авторская) сказка, рассказ, стихотворение, басня общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность (на основе литературных произведений):

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование, творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного.

Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения

Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения).

Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству В.ЛО. Драгунского, А. Л. Барто, В. А. Осеевой.

Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам. Участие в конкурсе чтецов.

Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)». Участие в работе кружка «Юный театрал». Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей. Создание спектакля по сказке «Два Мороза» или «Мороз ко».

Создание сборника произведений о Родине. Создание сборника произведений о зайцах. Создание сборника любимых стихотворений. Сочинение собственных произведений в жанре рассказа, сказки.

Участие в конкурсе «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

Участие в конкурсах рисунков «С чего начинается Родина?» (после чтения стихотворений о родине), «Улица сказочных домиков» (по мотивам сказки Г. М. Цыферова «Как Цыплёнок впервые сочинил сказку»).

Участие в читательской конференции по теме «С чего начинается родина?» (Образ Родины в произведениях писателей и в картинах художников.)

Формы проведения аттестации обучающихся 2 класса

       Промежуточная аттестация по литературному чтению  проводится согласно  Положения  «О промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс»  на основании итогов  четвертей и учебного года.  

- текущая  аттестация  - по текущим оценкам, результатам контрольных, практических и творческих работ;

-  аттестация  по итогам периода (содержание и  формы  этого вида контроля определены в учебной программе).

 - аттестация  по итогам года осуществляется на основе оценок за периоды по данному курсу и итоговых контрольных работ.

Индивидуальные достижения учащихся фиксируются в дневниках, в классных журналах.

Методы обучения

  • словесные (беседа, сообщение),
  • наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
  • практические,
  • метод проблемного обучения,
  • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
  • методы контроля и самоконтроля.

Формы  работы на уроках

  • учебный диалог
  • коллективное составление плана предстоящей  деятельности;
  • самостоятельная организация  деятельности;
  • работа в паре;
  • работа в микрогруппе;
  • конструирование и моделирование.

Список литературы

Для учащихся:

  1. О. В. Кубасова. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония») в трёх частях. - Смоленск: «Ассоциация  ХХI век», 2012 г.
  2. О.В. Кубасова. Рабочая тетрадь к учебнику литературное чтение для 2 класса. Любимые страницы. (УМК «Гармония») в двух частях.  – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013
  3. Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 2 класс. –2007
  4. Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 2 класса. – 2009
  5. Кубасова О. В. Итоговые проверочные работы по литературному чтению. 1–4 классы. – 2013

Для учителя:

  1. Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
  2. Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009
  3. Кубасова О. В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной системы «Гармония». – 2013
  4. Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.
  5. Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям
  • Материалы для учащихся
  • Материалы для учителя

Интернет-ресурсы:

Календарно – тематическое планирование

по литературному чтению 2 класс

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Дата

Примечания

по плану

фактическая

Учимся читать: Читая — думаем (29ч.)

1

М. Бородицкая «Первое сентября»;

В. Берестов «Читалочка»*

Воспринимают на слух художественное произведение.

Определяют эмоциональное состояние персонажа и эмоциональный характер текста.

Читают выразительно, передавая эмоциональный характер читаемого и соблюдая логические ударения.

Рассуждают о пользе и необходимости обучения и умения хорошо читать.

Заучивают наизусть и декламируют стихотворный текст.

 01.09

2

К.Ушинский «Наше Отечество»;  

В.Орлов «Родное»*

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Читают выборочно.

Подбирают пословицы, соответствующие смыслу прочитанного произведения.

Заучивают наизусть и декламируют стихотворный текст.

Иллюстрируют прочитанное.

Составляют рассказ на заданную тему.

Выбирают и читают книги на заданную тему.

 03.09

3

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»;  

П. Воронько «Лучше нет родного края»;

О.Дриз «Загадка».

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Осваивают орфоэпические нормы.

Соблюдают при чтении логическое ударение.

Определяют подтекст, причинно-следственные связи.

Сравнивают произведения.

Подбирают пословицы, соответствующие смыслу прочитанного произведения.

Иллюстрируют прочитанное.

 04.09

4

Б.Заходер «Два и три»;  

Р. Сеф «Считалка»*

 М. Юдалевич «Три плюс пять».  

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Определяют тему текста.

Определяют эмоциональный характер текста.

Озаглавливают произведения способом соотнесения заголовков с текстами.

Сравнивают три произведения, находя в них общее.

 06.09

5

В. Левин «Чудеса в авоське»;

С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег...»,  

«Зимой Ваня сделал кормушку...».  

Воспринимают на слух стихотворное произведение в исполнении учителя.

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Дополняют тексты недостающими по смыслу словами.

 08.09

6

А. Шибаев «Кто слово найдёт?».

Воспринимают на слух стихотворное произведение в исполнении учителя.

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Дополняют тексты недостающими по смыслу словами.

 10.09

7

В. Берестов «Если хочешь пить...»*,  «Гололедица».  

Воспринимают на слух стихотворное произведение в исполнении учителя.

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Прогнозируют читаемое по содержанию и эмоциональной окраске.

Подбирают пословицы к тексту.

Соотносят рисунок с текстом.

Отвечают на вопросы к тексту.

Заучивают наизусть и декламируют стихотворный текст.

Ищут и читают книги на заданную тему.

 11.09

8-9

Б. Заходер «Как Волк песни пел».  

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Читают выборочно, находя нужный фрагмент по заданному параметру.

Прогнозируют предстоящее чтение по теме, жанру и эмоциональному характеру.

Выявляют подтекст.

Характеризуют персонажей.

Отвечают на вопросы к тексту.

Наблюдают за применением приема звукозаписи (ассонанса).

Обращаются к словарям.

Составляют словарик произведения.

Читают по ролям.

13.09

15.09

10

С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали  Серого Волка».

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Прогнозируют предстоящее чтение по теме и жанру.

Определяют главную мысль произведения.

Выбирают пословицу, выражающую главную мысль текста.

Находят фрагмент текста, соответствующий иллюстрации.

Озаглавливают иллюстрацию.

Сравнивают тексты.

Сочиняют сказочный текст.

Определяют по обложке характер книги.

 17.09

11

В. Зотов «За двумя зайцами».

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Расширяют словарный запас.

Выявляют главную мысль произведения.

Составляют картинный план.

Читают по ролям.

Создают высказывание по заданной пословице.

 18.09

12

Э. Шим «Жук на ниточке».

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выявляют главную мысль произведения.

Читают по ролям.

Анализируют и оценивают свою деятельность в игре «Радиотеатр».

 20.09

13

Э. Шим «Очень вредная крапива».

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выявляют главную мысль произведения.

Читают по ролям.

Сравнивают два произведения.

Собирают информацию по заданной теме.

Составляют связный текст на определенную тему.

Соотносят прочитанное произведение с обложкой книги.

 22.09

14

Л. Н. Толстой «Косточка» (Быль).

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Выявляют подтекст и идею произведения.

Выявляют отношение автора к персонажу.

Определяют свое отношение к персонажу.

Читают по ролям.

Определяют жанр произведения.

Ориентируются в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Находят и читают книги по заданной теме.

 24.09

15

С. Прокофьева «Когда можно плакать?»

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Прогнозируют содержание текста перед его чтением и во время чтения.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют и обосновывают жанр произведения.

Создают небольшой связный текст в форме ответа на вопрос.

Составляют картинный план.

Пересказывают в опоре на картинный план.

 25.09

16

Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выявляют подтекст.

Выявляют причинно-следственные связи.

Рассуждают, опираясь на прочитанное.

27.09

17

В. Сухомлинский «Пусть будут  и Соловей и Жук».

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Прогнозируют в процессе чтения.

Определяют личное отношение к персонажам.

Выявляют идею текста.

Выделяют эпизод из текста.

Читают по ролям.

29.09.

18

С. Козлов «После долгой разлуки…»;  

В. Осеева «Сторож»

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Прогнозируют читаемое.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выявляют подтекст и причинно-следственные связи произведения.

Инсценируют фрагмент произведения.

Сравнивают произведения одного автора на одну тему.

Находят и читают книги по заданной теме.

 01.10

19

В. Осеева «Кто наказал его?»;  

А. Барто «Рыцари».

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Прогнозируют читаемое.

Читают выборочно.

Выявляют подтекст.

Определяют отношение автора к персонажам.

Отвечают на вопросы к произведению.

Находят и читают книги по заданной теме.

 02.10

20

В. Осеева «Плохо»;

Д. Хармс «Удивительная кошка».

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Прогнозируют эмоциональную окраску текста до его чтения.

Определяют эмоциональный характер текста.

Выявляют причинно-следственные связи.

Выявляют подтекст.

Характеризуют персонажей.

Отвечают на вопросы к тексту.

Иллюстрируют прочитанное, стремясь к передаче эмоционального характера текста.

 04.10

21

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Работают с опорными словами.

Озаглавливают произведение.

Объясняют значения слов, исходя из контекста.

Выявляют подтекст.

Инсценируют прочитанное.

 06.10

22

Индийская сказка «Ссора птиц».

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к тексту.

Определяют идею произведения.

Делают творческий пересказ с изменением концовки текста.

 08.10

23

В. Берестов «Посадили игрушку на полку…»;

Э. Мошковская «Всего труднее дело...».

Читают молча, а также вслух и выразительно.

Определяют эмоциональный характер произведений.

Выбирают пословицу, подходящую по смыслу к прочитанному тексту.

Заучивают наизусть и декламируют стихотворный текст.

 09.10

24

Русская народная сказка  «Самое дорогое».

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к тексту.

Читают по ролям.

Словесно и графически иллюстрируют прочитанное.

Составляют связное высказывание.

 11.10

25

С. Баруздин Кузнец»;

Б. Заходер «Петя мечтает».

Читают молча, а также вслух плавно и выразительно.

Читают выборочно.

Соотносят рисунок с текстом.

Выявляют идею произведения.

Сравнивают произведения по главной мысли.

Соотносят пословицы с текстом.

Читают по ролям.

Выбирают и читают книги по заданной теме.

 13.10

26-27

Русская народная сказка  «Два Мороза».

Читают выразительно.

Читают выборочно.

Определяют идею произведения.

Словесно иллюстрируют текст.

Определяют эмоциональную окраску реплик персонажей.

Инсценируют прочитанное.

15.10

16.10

28

Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь».

Читают молча, а также вслух выразительно.

Учатся соблюдать орфоэпические нормы.

Выявляют главную мысль произведения.

Прогнозируют развитие событий.

Наблюдают за использованием такого средства выразительности, как сравнение.

Соотносят текст с пословицами.

 18.10

29

Братья Гримм. «Звёздные талеры».

Читают  про себя, а также вслух плавно и выразительно.

Учатся соблюдать орфоэпические нормы.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выявляют подтекст.

Определяют идею произведения.

 20.10

Учимся читать:   Читаем правильно  (10 ч.)

30

В. Бардадым   «Мы читаем!»;  

В. Гусев   «Вот так кот!»;  

Н. Бурсов   «Кот и крот».  

Читают правильно и выразительно вслух.

Учатся соблюдать орфоэпические нормы.

Читают по ролям.

Выбирают и читают книги на заданную тему.

 22.10

31

Д. Биссет «Орёл и овечка».

Читают правильно и выразительно вслух.

Учатся соблюдать орфоэпические нормы.

Выявляют подтекст.

Выявляют и формулируют идею произведения.

Отвечают на вопросы к тексту.

23.10

32-33

В. Драгунский «Заколдованная буква».

Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы.

Определяют, от чьего имени ведется повествование.

Делают словесное описание.

Читают по ролям.

Инсценируют прочитанное

Находят и читают книги по заданной теме.

25.10

27.10

34

В. Драгунский   «Когда я был  маленький».

Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы.

Определяют эмоциональный характер текста.

Определяют жанр произведения.

Обмениваются читательским опытом.

 29.10

35-36

В. Драгунский   «Не пиф, не паф!».

Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы.

Определяют эмоциональный характер текста.

Характеризуют персонаж.

Пересказывают прочитанное

Сочиняют песенку по образцу.

Определяют жанр произведения.

Ориентируются в книгах.

 30.10

01.11

37

Н. Носов «Находчивость».

Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы.

Характеризуют персонажей.

Подбирают фрагменты текста в соответствии с иллюстрациями.

Читают по ролям.

10.11

38

Дж. Родари  «Машинка для приготовления уроков».

Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы.

Рисуют словесный портрет персонажа.

Графически иллюстрируют прочитанное.

Читают по ролям.

Сочиняют сказочную историю.

12.11.

39

Б. Заходер  «Муравей». (Из Яна Бжехвы);

Ю. Мориц  «Трудолюбивая старушка».

Читают правильно, соблюдая орфоэпические нормы.

Читают выразительно, решая поставленную исполнительскую задачу.

Отвечают на вопросы к тексту.

Определяют эмоциональный характер произведения.

Определяют идею произведения.

Составляют  картинный план.

13.11

Учимся читать: Читаем быстро (8 ч.)

40

Скороговорки;

И. Мазнин  «Шла лисица».

Читают вслух бегло, правильно и выразительно.

Отвечают на вопросы, выявляющие жанровую специфику скороговорок.

Сравнивают два произведения – народное и авторское.

Иллюстрируют прочитанное.

Находят и читают книги.

Участвуют в конкурсе.

15.11

41

Р. Сеф  «Апчхи!»;

М. Яснов  «Чучело-мяучело».

Читают вслух бегло и правильно.

Отвечают на вопросы к произведениям.

Определяют жанровое своеобразие произведений.

17.11

42

Р. Сеф «Бесконечные стихи»*;

Э. Мошковская  «Болельщик».

Читают вслух бегло, правильно и выразительно.

Анализируют заголовок.

Прогнозируют тематику текста перед чтением.

Определяют образ лирического героя и характеризуют его.

Выявляют идейное содержание произведения.

Отвечают на вопросы к произведениям.

Заучивают наизусть стихотворный текст.

19.11

43

Ю. Ермолаев  «Угодили»;

В. Осеева  «Просто старушка».

Читают вслух бегло, правильно и выразительно.

Прогнозируют на уровне предложения и текста.

Отвечают на вопросы к текстам.

Выявляют мотивацию поведения персонажа.

Определяют свое отношение к персонажу.

Определяют эмоциональный характер текста.

Читают по ролям.

20.11

44

В. Голявкин  «Как я под партой сидел»,

«Про то, для кого Вовка учится».

Читают вслух бегло, правильно и выразительно.

Определяют причинно-следственные связи.

Читают по ролям.

Рассуждают на заданную тему.

Находят и читают книги по заданной теме.

22.11

45

Дагестанская сказка  «Храбрый мальчик».

Читают вслух бегло, правильно и выразительно.

Характеризуют персонажей.

Озаглавливают текст.

Наблюдают над использованием художественного повтора и определяют его роль в тексте.

Иллюстрируют прочитанное.

Определяют жанр произведения.

Ориентируются в содержании (оглавлении).

24.11.

46-47

Г. Балл   «Москвичок, который не знал правил уличного движения».

Читают вслух бегло, правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Прогнозируют жанр произведения по его заголовку.

Обсуждают характер отношения рассказчика к персонажу.

Характеризуют персонаж.

Определяют личное отношение к персонажу.

Делают пересказ эпизода от иного лица.

26.11.

27.11

Учимся читать: Читаем выразительно (20 ч.)

48

А. Прокофьев   «Как на горке, на горе»;  А. Фет «Чудная картина...».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Тренируют мелодику разговорного голоса.

Участвуют в обсуждении заданной темы.

Словесно иллюстрируют произведение.

Учат наизусть стихотворение.

Выбирают и читают книги на заданную тему.

29.11.

49-50

С. Воронин  «Храбрый клоун».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Выявляют причинно-следственные связи.

Отвечают на вопросы к тексту.

Сочиняют на заданную тему и жанр.

01.12.

03.12.

51

С. Маршак  «Жадина»;  

О. Григорьев  «Яма»;  

Э. Успенский  «Разгром».  

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Характеризуют персонажей.

Определяют эмоциональное состояние персонажей.

Словесно описывают интерьер.

Читают по ролям.

Рассказывают о своих предпочтениях.

04.12

52

В. Осеева «Три товарища»;  

Н. Матвеева «Девочка и пластилин».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Отвечают на вопросы к тексту.

Выделяют главное в содержании текста.

Определяют эмоциональный характер произведения.

Характеризуют персонажей.

Определяют эмоциональное состояние персонажей.

Читают по ролям.

Инсценируют прочитанное.

Иллюстрируют прочитанное.

06.12

53

Ю. Ермолаев  «Два пирожных».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Определяют эмоциональное состояние персонажей.

Читают по ролям.

08.12

54

Э.  Мошковская   «Обида»,  

«Трудный путь».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Определяют эмоциональный характер фрагментов текста.

Определяют настроение персонажа.

Выбирают и читают книги на заданную тему.

10.12

55

Е. Благинина «Посидим в тишине».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Характеризуют персонаж.

Работают над партитурой для выразительного чтения (отмечают паузы).

Заучивают наизусть стихотворный текст и декламируют его.

Систематизируют книги по жанрам.

11.12.

56-57

И. Дик  «Красные яблоки»;

А. Барто  «Перед сном».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Выявляют мотивацию персонажей.

Определяют эмоциональное состояние персонажей.

Читают по ролям.

Составляют партитуру для выразительного чтения.

Словесно иллюстрируют прочитанное.

13.12.

15.12.

58

В. Орлов «Светлячок-маячок».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Определяют эмоциональное состояние персонажей.

Отвечают на вопросы к тексту.

Инсценируют прочитанное.

17.12

59

C. Козлов «Заяц и Медвежонок»;

И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Характеризуют прочитанное произведение.

Наблюдают за использованием художественного приема звукописи. Используют прием музыкального иллюстрирования.

Читают по ролям.

18.12

60

К. Ушинский «Гусь и журавль»,

«Кто дерёт нос кверху».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Определяют эмоциональное состояние персонажей.

Характеризуют персонажей.

Определяют мораль басни.

Читают по ролям.

20.12

61

Н. Юсупов «Серый волк». 

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Отвечают на вопросы к тексту.

Выявляют идею произведения.

Определяют жанр.

Читают по ролям.

22.12.

62

Дж. Родари «Рыбы»;

Б. Заходер «Кискино горе».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Наблюдают за ролью логического ударения.

Определяют эмоциональный характер текста.

Отвечают на вопросы к произведению.

Читают по ролям.

12.01.

63

Э. Мошковская  «Говорящая кошка»;  

А. Фройденберг  «Великан и мышь».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Определяют эмоциональный характер текста.

Определяют эмоциональное состояние персонажа.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выбирают и читают книги на заданную тему.

14.01.

64-65

Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого

исчезли полоски».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Составляют картинный план.

Соотносят иллюстрацию с фрагментом текста.

Читают по ролям.

Создают комикс по изученному тексту.

Ориентируются по обложке книги.

15.01.

66

К. Ушинский  «Спор деревьев».

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Составляют картинный план.

Определяют жанр произведения.

Инсценируют прочитанное.

Создают связный текст.

17.01

67

Обобщающий урок

Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Актуализируют читательский опыт.

Определяют тематику произведений.

Оценивают свои читательские достижения.

19.01

Учимся работать  с текстом: Автор и его герои (21 ч.)

68-69

В. Голявкин  «Про весёлую книжку»;

С. Баруздин  «Стихи о человеке  и его делах».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Выявляют причинно-следственные связи.

Определяют отношение автора к персонажу.

Отвечают на вопросы к произведению.

Читают по ролям.

 21.01

22.01

70

Л. Пантелеев «Карусели».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выявляют в произведении рассказчика и характеризуют его.

Составляют картинный план.

Сочиняют продолжение описанной в рассказе игры

Находят и читают книги на заданную тему.

24.01.

71

Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют, кто является рассказчиком в повествовательном произведении.

Выявляют отношение автора к персонажу.

Читают по ролям.

Определяют жанр.

Создают сказочное произведение на заданную тему.

26.01.

72-73

В. Голявкин «В шкафу».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выполняют словесное рисование портрета персонажа.

Определяют эмоциональный характер текста.

Определяют образ рассказчика.

Характеризую персонажей.

Читают по ролям.

Определяют эмоциональное состояние персонажа.

Инсценируют прочитанное.

28.01.

29.01.

74

А. Гайдар «Совесть».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Анализируют заголовок.

Характеризуют персонаж.

Выявляют мотивацию поступка персонажа.

Определяют личное отношение к персонажу.

Находят и читают книги на заданную тему.

31.01.

75

Б. Юнгер «Белая роза».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют идею произведения.

В устной и письменной форме выражают свои мысли по поводу прочитанного.

02.02.

76

Г. Цыферов «Град»

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Характеризуют персонаж.

Выявляют мотивацию поступка персонажа.

Определяют авторское отношение к персонажу.

Определяют личное отношение к персонажу.

Составляют план.

Сочиняют продолжение сказки.

04.02.

77

Г. Горбовский «Розовый слон»*.

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют авторское отношение к персонажу.

Учат стихотворение наизусть.

Создают высказывание в форме продолжения прочитанного.

Сочиняют сказку с заданным персонажем.

 05.02.

78

Ф. Кривин «Родная коробка».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Характеризуют персонаж.

Иллюстрируют прочитанное.

Читают по ролям.

07.02.

79-80

В. Чаплина «Мушка».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Характеризуют персонаж.

Определяют, кто является рассказчиком в произведении.

Определяют жанр.

Составляют картинный план.

Создают связный текст.

09.02

11.02

81

Л. Пантелеев «Две лягушки».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Характеризуют персонаж.

Выявляют главную мысль текста.

Делают выборочный пересказ.

Делают творческий пересказ.

12.02.

82-83

Е. Пермяк «Волшебные краски».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выделяют эпизод по заданному параметру.

Раскрывают смысл метафоры (без термина).

Определяют главную мысль.

Сравнивают персонажей разных произведений.

14.02

16.02

84

С. Михалков «Аисты и лягушки».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют эмоциональное состояние персонажей.

Выявляют отношение автора к персонажам.

Определяют идею.

Читают по ролям.

Находят и читают книги по заданной теме.

18.02

85

С. Козлов «Вольный осенний ветер».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Составляют рассказ о персонаже.

Наблюдают за использованием эпитетов.

Находят и читают книги по заданной теме.

19.02.

86

Л. Н. Толстой «Зайцы»;

Н. Рубцов «Про зайца».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Сравнивают познавательное и художественное произведения по цели высказывания.

Выявляют отношение рассказчика к персонажу.

Пересказывают познавательный текст.

Определяют место в тексте пауз и логического ударения.

Заучивают наизусть стихотворное произведение.

21.02.

87

Русская народная сказка «Заяц-хваста».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Соотносят иллюстрации с фрагментами произведения.

Читают по ролям.

Озаглавливают эпизод.

 25.02.

88

Обобщающий урок.

Читают молча и вслух.

Отвечают на вопросы к произведению.

Пересказывают текст, передавая художественное своеобразие языка.

Сравнивают произведения по цели высказывания

 26.02.

Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... (9 ч.)

89

Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»;

«Шотландская песенка»*.

Читают выразительно вслух, акцентируя голосом логическое ударение.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Наблюдают за точностью использования слов в художественном произведении.

Наблюдают за использованием художественного повтора в художественно организованной речи.

Иллюстрируют прочитанное графически.

Применяют прием музыкального иллюстрирования.

Создают текст на заданную тему.

Учат наизусть стихотворный текст и выразительно декламируют его.

28.02.

90

Б. Шергин «Рифмы».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Наблюдают за использованием рифм в художественно организованной речи.

Подбирают рифмы к заданным словам.

02.03.

91

М. Бородицкая  «Разговор с пчелой»;  

В. Даль «Кузовок» (Игра);  

А. Барто «Игра в слова».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Наблюдают за использованием рифм в художественно организованной речи.

Подбирают рифмы к заданным словам.

Наблюдают за использованием звукописи в художественно организованной речи.

04.03

92

И. Токмакова «Лягушки»;  

В. Берестов «Курица»;  

Б. Заходер «Дырки в сыре» (Из Яна Бжехвы).

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют тему текста.

Озаглавливают произведение.

Наблюдают за использованием приема звукоподражания  в художественно организованной речи.

Пользуются оглавлением учебника.

 05.03.

93

А. Шибаев «Переполох»,  

«Прислушайся к слову».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Наблюдают за использованием приема звукоподражания  в художественно организованной речи.

 07.03.

94

Р. Сеф «Кактус»,    «На свете всё на всё похоже...»;  

Г. Цыферов «Что такое звёзды?».  

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Наблюдают за использованием сравнения  в художественно организованной речи.

Делают подбор сравнений.

Заучивают наизусть и декламируют стихотворный текст.

11.03.

95

А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»*;  

И. Пивоварова «Картинка на земле»;  

А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...».

Читают  молча и выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Наблюдают за использованием приема звукоподражания  в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием метафоры (без термина)  в художественно организованной речи.

12.03.

96

А. К. Толстой «Колокольчики мои...»;

С. Есенин «Черёмуха»;

М. Исаковский «Ветер».

Читают  молча и выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют эмоциональный характер текста.

Наблюдают за точностью использования слов в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием олицетворения  в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием эпитета  в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием сравнения  в художественно организованной речи.

Иллюстрируют прочитанное.

Выбирают и читают книги.

14.03

97

В. Рахманов «Одуванчики»;

обобщающий урок.

Читают  выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Наблюдают за использованием художественного повтора в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием сравнения и метафоры в художественно организованной речи.

Делают подбор сравнений к заданному объекту.

Иллюстрируют почитанное.

Систематизируют книги.

 16.03.

Учимся работать с текстом: План и пересказ (19 ч.)

98

Н. Сладков «Медведь и Солнце».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Наблюдают за точностью использования глаголов в художественно организованной речи.

Составляют картинный план

 18.03.

99

В. Осеева «Добрая хозяюшка».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Анализируют заголовок произведения с целью выявления эмоционального подтекста.

Составляют картинный план.

Исполняют роль персонажа.

 19.03.

100

Б. Житков «Храбрый утёнок».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют жанр текста.

Озаглавливают произведение.

Озаглавливают иллюстрацию.

Соотносят иллюстрацию с текстом.

Ориентируются в оглавлении учебника.

Ориентируются в книге по обложке.

21.03

101

Э. Мошковская «Жадина».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выявляют главного персонажа произведения.

Характеризуют главного персонажа.

Озаглавливают текст.

Составляют картинный план

01.04.

102-103

Русская народная сказка «Мена».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Читают по ролям.

Составляют картинный план

02.04.

04.04.

104

В. Сухомлинский «Вьюга»;  

Ю. Ермолаев «Проговорился».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Озаглавливают эпизоды.

Делают словесное описание иллюстрации.

Соотносят рисунок с текстом.

Пересказывают.

Определяют жанр.

06.04.

105-106

Н. Носов «На горке».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют идею.

Соотносят пословицы с идеей.

Составляют картинный план.

Читают по ролям.

Инсценируют.

 08.04.

09.04.

107

В. Осеева «Хорошее».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Выявляют идею произведения.

Соотносят пословицы с текстом.

Соотносят иллюстрации с текстом.

Озаглавливают иллюстрации.

Составляют картинный и вербальный  план.

Пересказывают по плану.

Инсценируют рассказ.

 11.04

108

Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Соотносят иллюстрацию с текстом.

Озаглавливают иллюстрацию.

Составляют вербальный  план.

Пересказывают по плану.

13.04.

109-110

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Читают правильно, бегло и выразительно вслух.

Обсуждают прочитанное.

Делают творческий пересказ (от иного лица).

15.04.

16.04.

111

С. Михалков «Бараны»;  

К. Ушинский «Два козлика».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Составляют партитуру для выразительного чтения (паузы, логическое ударение).

Делают подробный пересказ.

Делают творческий пересказ по измененному плану.

Сравнивают произведения, посвященные одной теме.

Заучивают наизусть и декламируют стихотворение.

Читают по ролям.

18.04

112-113

С. Козлов «Чёрный Омут».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Анализируют заглавие произведения.

Применяют прием словесного рисования.

Выявляет причинно-следственные связи.

Иллюстрируют прочитанное.

Пересказывают с опорой на картинный план.

Инсценируют эпизоды.

20.04.

22.04.

114

М. Пляцковский  «Как Утёнок свою тень потерял».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Соотносят иллюстрации с текстом.

Озаглавливают иллюстрацию.

Наблюдают над использованием приема звукоподражания в художественно организованной речи.

Составляют картинный план.

Читают по ролям

23.04.

115

Е. Карганова  «Как Цыплёнок голос искал».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют место логического ударения во фразе.

Наблюдают над использованием приема звукоподражания.

Составляют картинный план.

Читают по ролям.

25.04.

116

Обобщающий урок.

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведениям.

Сравнивают произведения одного раздела.

Читают по ролям.

27.04

В мире книг (20 ч.)

117

К. Ушинский «Два плуга».

Читают молча и вслух.

Анализируют иллюстрации.

Выявляют идею произведения.

Выбирают пословицы, созвучные с идеей произведения.

Ориентируются в книгах по обложкам.

29.04

118

Л. Н. Толстой  «Филипок».

Читают молча и вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к тексту.

Характеризуют персонаж.

Определяют личное отношение к персонажу.

Обращаются к толковым словарям.

Ориентируются  в книгах по обложкам.

30.04

119

В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга».

Читают молча и вслух.

Прогнозируют содержание читаемого.

Отвечают на вопросы к тексту.

Определяют мотивацию персонажа.

Иллюстрируют прочитанное (словесно и графически).

Читают по ролям.

Ориентируются в книгах по обложкам.

06.05

120

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к тексту.

Определяют мотивацию персонажа.

Читают по ролям.

Инсценируют прочитанное.

Ориентируются в книгах по обложкам.

Находят и читают книги по заданной теме.

07.05.

121

Д. Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго Зайца».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к тексту.

Определяют главных и второстепенных персонажей.

Характеризуют главного героя.

Наблюдают над использованием в тексте художественного повтора.

Инсценируют эпизод.

Делают художественный пересказ.

Выполняют упражнения по ориентировке в группе книг.

 11.05.

122

Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Характеризуют главного героя.

Определяют идею произведения.

Составляют картинный план.

Знакомятся с титульным листом.

Учатся пользоваться оглавлением.

Выбирают и читают книги по заданным жанру и теме.

 13.05

123

М. Пришвин  «Ёж».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Выявляют мотивацию персонажа.

Выявляют причинно-следственные связи.

Знакомятся с титульным листом.

Учатся пользоваться оглавлением.

Иллюстрируют прочитанное.

Выбирают и читают книги по заданным жанру и теме.

14.05.

124

Б. Заходер «Птичья школа».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Прогнозируют характер  книги по ее обложке.

Ориентируются в книгах по обложкам, форме текста, иллюстрациям.

Выбирают книги по заданным параметрам и самостоятельно читают их.

Учат наизусть и декламируют стихотворный текст.

16.05

125

Н. Носов «Затейники».

Читают выразительно вслух.

Читают выборочно.

Определяют рассказчика в повествовании.

Прогнозируют характер книги по обложке.

Ориентируются в книгах по обложкам и иллюстрациям.

Читают по ролям.

18.05.

126

Н. Носов «Живая шляпа».

Читают выразительно.

Читают выборочно.

Определяют тему произведения.

Характеризуют персонажей.

Читают по ролям.

Прогнозируют характер книги по ее обложке.

Ориентируются в книгах по обложкам и иллюстрациям.

20.05.

127

Е. Пермяк «Торопливый ножик»,  «Самое страшное».

Читают правильно и выразительно.

Определяют тему текста.

Определяют идею произведения.

Ориентируются в книгах по обложкам, предисловию и книжным иллюстрациям.

Выбирают книги по заданным параметрам.

21.05

128-129

Н. Носов «Фантазёры».

Читают правильно и выразительно.

Читают выборочно.

23.05

130

Б. Емельянов «Зеленая букашина».

Читают правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Выявляют функции предисловия.

Ориентируются в книге по обложке, титульному листу и предисловию.

 Выбирают книги по заданным параметрам.

25.05.

131

Тема «Книги о детях».

Классифицируют книги, имеющиеся на выставке.

 Читают выразительно вслух.

Отвечают на вопросы обобщенного характера к прочитанным книгам.

Читают выборочно.

Пересказывают прочитанное.

27.05

132-134

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Глава 1.  

Читают осмысленно и выразительно вслух.

Прогнозируют характер текста перед его чтением.

Читают выборочно.

Знакомятся с жанром фантастического рассказа.

Отвечают на вопросы к тексту.

Определяют характер эмоционального воздействия событий, описанных в произведении.

Ориентируются в книгах.

 28.05

135

Обобщающе-установочный урок.

Читают выборочно.

Обсуждают прочитанное.

Определяют главную мысль.

Составляют устное и письменное связное высказывание.

Планируют летнее чтение.

 30.05

136

Резервный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...