рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 72.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»: «Согласовано»: «Утверждено:
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «БСОШ»
начальных классов __________ /Кулагина Г.В. / ____________ /Кулагин И.А./
Руководитель МО
_________ /Гуськова Л.Я./ « » __________ 2015 г. «___»_________ 2015 г.
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
в 4 «Б» классе
УМК «Гармония»
Составитель программы: Буянкина Н.А.,
учитель начальных классов
Большие Березники
2015г
Пояснительная записка
Цели учебного предмета:
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова: совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– овладение основным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Общая характеристика учебного предмета
Краткая характеристика
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе учебной программы по литературному чтению из учебно-методического комплекта «Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед. наук, доцент О. В. Кубасова) с учетом федерального комплекта государственного стандарта начального общего образования.
Изменения внесены не были.
Общий объём часов: на изучение учебного предмета в 4 классе отводится 136 часов ( 4 часа в неделю )
Место учебного предмета в базисном учебном плане: Предмет «Литературное чтение» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. На данный предмет в учебном плане отводится 136 часов ( 4 часа в неделю ).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает
огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм
и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста.
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др.
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
Результаты освоения курса
Планируемые результаты формирования
универсальных учебных действий
Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смыслообразование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов других стран; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование дружеского отношения к другим детям.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности ; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и их языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги, произведения, информацию; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем .
Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнером; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, кратко, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определенном программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
Тематическое планирование
Литературное чтение
4 класс
№ п/п | Наименование разделов | Макси-маль-ная нагруз- ка на уч-ся,ч | Из них | ||
Теорет. обуч-е, ч. | Обобщающий урок | Самостоятель- ная работа | |||
С.Михалков «Гимн Российской Федерации» | 1 | 30м. | 15м. | ||
1. | Что за прелесть эти сказки | 19 | 13 | 1 | 5 |
2. | О доблестях, о подвигах, о славе… Былины | 4 | 2 | 1 | 1 |
3. | Уж сколько раз твердили миру… Басни | 6 | 4 | 1 | 1 |
4. | Оглянись вокруг… Рассказы | 28 | 20 | 1 | 7 |
5. | Золотая колесница. Мифы Древней Греции | 6 | 4 | 1 | 1 |
6. | Вначале было слово, и слово было Бог | 11 | 7 | 1 | 3 |
7. | Самого главного глазами не увидишь | 12 | 8 | 1 | 3 |
8. | Мир – театр, люди – актёры… Пьесы | 7 | 4 | 1 | 2 |
9. | Мир волшебных звуков. Поэзия | 17 | 11 | 2 | 4 |
10. | Когда, зачем и почему? Познавательная литература | 25 | 17 | 1 | 7 |
Итого: | 136ч | 90ч30м | 11ч | 34ч15м | |
Содержание учебного предмета
Гимн РФ. Знать текст гимна, воспитывать чувство патриотизма.
- «Что за прелесть эти сказки» .
Краткое описание содержания раздела
И.Токмакова и её сказки. Повторение понятие термина «сказка».
Рассмотреть виды сказок и их отличия. Учить правильному и вдумчивому чтению сказок. Работа над выразительностью чтения сказок.
Проведение урока-КВН .Цель: воспитание любви к сказкам.
Знакомство со сказками народов разных стран. Чтение сказок Андерсена.
Знакомство со сказками А.Пушкина. Отработка навыка выразительного чтения.
Знакомство с терминами «зачин», «концовка» в сказках Толстого, Джекобс.
Повторение сказок Чуковского. Знакомство с произведениями А. Линдгрен, Д.Родари, К. Драгунской – воспитание нравственных качеств.
Ученик научится:
знать
-текст Гимна РФ;
-понятия «сказка», «виды сказок».
Ученик получит возможность научиться:
- выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию;
– читать по ролям;
– работать с текстом;
- последовательно воспроизводить содержание сказки;
– пересказывать от лица одного из героев;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
- участвовать в литературной викторине.
2. «О доблести, о подвигах, о славе…» Былины.
Краткое описание содержания раздела
Познакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения
былин- «Добрыня и Змей», «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»,
« Илья Муромец» и «Соловей Разбойник». Раскрыть понятие
термина «былина». Знать учащимся образ былинных героев.
Ученик научится:
Знать
– понятие «былина»;
– особенности былинных сказов;
– правила чтения былин.
Ученик получит возможность научиться:
– анализировать текст, делить на части;
- пересказывать былину по плану;
– работать над содержанием;
– находить в тексте слова-подтверждения;
– анализировать картину В. М. Васнецова «Богатыри»;
– делать выводы.
3.«Уж сколько раз твердили миру…».Басни.
Краткое описание содержания раздела
Формировать понятие термина «басня». Провести работу над баснями Эзопа «Лисица и Козёл»,«Ворона и кувшин».
Развивать логическое мышление учащихся с помощью басен И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки». Работать над выразительностью.
Знакомство с баснями Л.Толстого и С.Михалкова. Воспитание нравственных качеств.
Ученик научится:
знать
– понятие «басня»;
– содержание басен.
Ученик получит возможность научиться:
-проводить аналогию между пословицами и баснями;
– работать с текстом басни;
– читать по ролям;
– инсценировать басню;
– отвечать на вопросы по содержанию;
– находить основную мысль.
4. «Оглянись вокруг…».Рассказы.
Краткое описание содержания раздела
Провести работу над содержанием рассказов М.Пришвина , Н. Сладкова,
К. Паустовского. Раскрыть понятие термина «рассказ». Прививать любовь к природе. Воспитание чувства сострадания, сопереживания и милосердия.
Воспитание волевых качеств у детей с помощью образа казахской девочки из сказки Р.Фраермана «Девочка с камнем».
Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой»- развивать речь, умение работать с текстом.
Совершенствовать навык чтения и воображения с помощью рассказов Ю.Яковлева, А.Платонова.
Воспитание любви к музыке с помощью рассказа К.Паустовского « Корзина с еловыми шишками».
Расширение кругозора детей, воспитание нравственных качеств с помощью рассказов Н.Носова «Огородники», «Клякса». Учить детей передавать при чтении различные интонации.
Знакомство с творчеством М.Зощенко, Ю.Ермакова, С.Алексеева, А.Чехова, Г.Сенкевича. Воспитание у учащихся чувств сострадания к героям рассказов этих авторов.
Продолжить работу над содержанием рассказа Д.Мамин-Сибиряк «Вертел»-умение выделять главную мысль.
Воспитание решительности, стойкости, честности с помощью рассказов
Л. Кассиля «У классной доски» и В.Лидина «Завет».
Ученик научится:
знать
-понятие «рассказ».
Ученик получит возможность научиться:
– работать с текстом и анализировать прочитанное;
– отвечать на вопросы, подтверждать свои ответы словами из текста;
– озаглавливать части рассказа;
- передавать содержание прочитанного;
– пересказывать текст;
- делить текст на части;
– читать осмысленно про себя;
– делать выводы;
– работать в группах;
– анализировать поступки героев, давать им характеристику, называть нравственные качества;
– отгадывать название рассказа по подбору слов, опираясь на рисунок.
5. «Золотая колесница». Мифы Древней Греции.
Краткое описание содержания раздела
Раскрыть понятие термина «миф» с помощью мифов «Персей», «Орфей и Эвридика», «Дедал и Икар». Расширять кругозор детей.
Ученик научится:
знать
– понятие «миф»;
– содержание мифа.
Ученик получит возможность научиться:
– осмысливать доступную литературу;
– работать с текстом;
– делить текст на части и составлять план;
– пересказывать миф.
6. «Вначале было слово, и слово было Бог».
Краткое описание содержания раздела
Знакомство с термином «библия». Раскрыть это понятие в «Библейских сказаниях». Развивать память, внимание, речь учащихся, умение работать с текстом.
Знакомство с библейским сказанием о Святой ночи в рассказе С.Лагерлефа «Святая ночь» и «В Назарете».
Расширение кругозора учащихся при работе над библейским сказанием А.Меня « Милосердие Иисуса».
Ученик научится:
знать
-историю происхождения Библии.
Ученик получит возможность научиться:
– выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;
– пересказывать наиболее понравившиеся отрывки;
– отвечать на вопросы;
- выделять главную мысль автора.
7. « Самого главного глазами не увидишь…»
Краткое описание содержания раздела
Повторить известные детям литературные жанры. Раскрыть понятие жанра «повесть». Знакомство с содержанием сказки- повести А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Совершенствовать навык чтения, способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Проведение игры «Слабое звено». Развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся, умение работать в группах. Обобщение знаний за весь учебный год.
Ученик научится:
знать
- литературные жанры и содержание произведений.
Ученик получит возможность научиться:
– работать с текстом;
– выделять событие, составляющее основу художественного произведения;
– выявлять авторский замысел посредством анализа с
8. «Мир – театр, люди – актёры…».Пьесы.
Краткое описание содержания раздела
Знакомство с понятием термина «пьеса». Провести инсценировку.
Воспитание нравственных качеств при чтении пьесы Н.Носова
« Витя Малеев в школе и дома».
Провести инсценировку пьесы Н.Носова « Два друга», приобщать учащихся к искусству.
Развитие воображения, речи учащихся, умение полно отвечать на поставленные вопросы.
Ученик научится:
знать
– понятия «пьеса», «инсценировка», «действующие лица», «персонаж»;
– содержание пьесы.
Ученик получит возможность научиться:
– рисовать словами каждого героя;
– читать по ролям;
- определять отличительные черты пьесы;
– делить текст на части;
- передавать различные интонации при чтении.
9. « Мир волшебных звуков». Поэзия.
Краткое описание содержания раздела
Раскрыть смысл понятия «стихотворение». Знакомство с поэзией
В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Сурикова, К. Бальмонта,
А. Блока, М. Волошина, В. Маяковского, С. Чёрного, Д. Хармса, О. Высотской,
Ю. Мориц, В. Высоцкого. Развитие умения работать с поэтическим текстом, воспитание любви к русской литературе, работать над выразительностью при чтении стихотворений, учить находить красочные средства изображения, прививать любовь к природе родного края.
Ученик научится:
знать
- поэзию русских поэтов.
Ученик получит возможность научиться:
- работать с поэтическим текстом;
- заучивать стихи с помощью иллюстраций или опорных слов;
–читать выразительно перед аудиторией;
–развивать речь, дикцию, работать над правильным, выразительным чтением.
10. «Когда, зачем и почему?». Познавательная литература.
Краткое описание содержания раздела
Повторение мифов Древней Греции. Знакомство с творчеством Н.Куна «Олимп» и «Царство мрачного Аида». Провести работу над содержанием этих статей. Воспитание любви к Родине с помощью рассказов Ю.Яковлева «О нашей Родине» и М. Пришвина «Моя Родина». Работать над вдумчивым правильным чтением.
Прививать любовь к природе, бережное отношение познакомившись с рассказами И.Соколова-Микитова «Русский лес» и Ю.Дмитриева «Зелёное и жёлтое».
Расширять знания учащихся о прошлом нашей Родине с помощью произведений Ю.Дмитриева «Крещение Руси» и Н.Соловьёва «Сергий Радонежский».
Учить подробному пересказу текста, изучив рассказы Л.Яхнина «Метро» и В.Губарева «В открытом космосе». Совершенствовать технику чтения и навык чтения учащихся.
Развитие умения работать с познавательным текстом М.Сегала и М.Ильина «Что из чего», «Сто тысяч почему».
Расширение кругозора детей при работе над произведениями Н.Надеждиной «Лук – от семи недуг», М.Константиновского «Что такое электрический ток?». Развивать мышление детей.
Развитие интереса к познавательной литературе с помощью творчества писателей А.Дитриха, Г. Юрмина «Какая книжка самая интересная».
Развитие памяти, творческих способностей детей при чтении рассказа К.Паустовского «Великий сказочник».
Обобщить знания учащихся о правильности чтения стихов и творчестве К.Чуковского «Признания старого сказочника».
Ученик научится:
знать
- содержание произведений.
Ученик получит возможность научиться:
– рассуждать о своих чувствах и отношении к Родине;
– объяснять переносное значение слов;
– делить текст на части;
– высказывать свое отношение к природе, произведению;
– отвечать на вопросы;
– составлять план;
– пересказывать статью по плану, сказки Пушкина;
– участвовать в викторине.
Календарно-тематическое планирование
Литературное чтение
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1 четверть | 36 часов |
| ||||
1. | С. Михалков «Гимн Российской Федерации»; тема «Что мы читали летом» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
1. | «Что за прелесть эти сказки» | 19 |
| |||
1.1 | И. Токмакова «В чудной стране». Русская народная сказка « Пётр 1 и мужик» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
1.2 | Русская народная сказка « Марья и ведьмы» | Развитие речи | 1 | Составление иллюстраций | ||
1.3 | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
1.4 | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
1.5 | Обобщающий урок по теме «Русские народные сказки» | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
1.6 | Тема «Книги со сказками разных народов». Бразильская сказка « Жизнь человека» | Урок-игра | 1 | Тестирование | ||
1.7 | Х. К. Андерсен «Русалочка» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
1.8 | Х. К. Андерсен «Русалочка» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
1.9 | Х. К. Андерсен «Русалочка» | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
1.10 | Х. К. Андерсен «Русалочка» | Урок-игра | 1 | Работа в группах | ||
1.11 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
1.12 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Урок-игра | 1 | Тестирование | ||
1.13 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
1.14 | Д.Джекобс « Рыба и кольцо»
| Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
1.15 | А.Линдгрен « Крошка Нильс Карлсон» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
1.16 | А.Линдгрен « Крошка Нильс Карлсон» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
1.17 | Дж.Родари «Эти бедные привидения» | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
1.18 | К.Драгунская «Лекарство от послушности» | Изучение новой темы | 1 | Составление иллюстраций | ||
1.19 | Тема «Книги со сказками современных отечественных писателей» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
2. | « О доблестях, о подвигах, о славе…» Былины | 4 |
| |||
2.1 | «Добрыня и Змей»(пересказ А.Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю.Круглова) | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
2.2 | « Болезнь и исцеление Ильи Муромца» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.3 | «Алёша Попович и Тугарин» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
2.4 | Тема «Книги с былинами»; обобщение | 1 | Работа с текстом | |||
3. | « Уж сколько раз твердили миру…» Басни | 6 |
| |||
3.1 | Х.К.Андерсен «Эта басня сложена про тебя». | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
3.2 | Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик –вор и его мать», «Лисица и Козёл» | 1 | Работа с текстом | |||
3.3 | И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
3.4 | Л.Толстой « Лев и лисица»; С.Михалков «Просчитался» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
3.5 | С.Михалков «Услужливый» ,«Заячье горе», | Развитие речи | 1 | Составление иллюстраций | ||
3.6 | И. Демьянов «Валерик и тетрадь»; тема «Книги с баснями»; обобщение | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
4. | « Оглянись вокруг.» Рассказы | 28 ч | ||||
4.1 | М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»
| Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.2 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.3 | Тема «Книги с рассказами о животных» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.4 | Р.Фраерман « Девочка с камнем» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.5 | Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
4.6 | Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
2 четверть | 28 часов | |||||
4.7 | Ю. Яковлев «Полосатая палка» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.8 | Ю. Яковлев «Полосатая палка» | Изучение новой темы | 1 | Работа в группах | ||
4.9 | К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Развитие речи | 1 | Составление иллюстраций | ||
4.10 | К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.11 | К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
4.12 | Н.Носов «Огородники» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.13 | Н.Носов «Огородники» | Развитие речи | 1 | Тестирование | ||
4.14 | О.Григорьев «Две трубы» | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
4.15 | С.П.Алексеев «Капитан бомбардирской роты» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.16 | С.П.Алексеев «Радуйся малому, тогда и большое придёт» | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
4.17 | А.П.Чехов «Ванька» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.18 | А.П.Чехов «Ванька» | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
4.19 | Д.Мамин-Сибиряк «Вертел» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.20 | Д.Мамин-Сибиряк «Вертел» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
4.21 | Д.Мамин-Сибиряк «Вертел» | Развитие речи | 1 | Составление иллюстраций | ||
4.22 | Д.Мамин-Сибиряк «Вертел» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.23 | Л.Кассиль «У классной доски» | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
4.24 | Л.Кассиль «У классной доски» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
4.25 | Тема «Книги о Великой Отечественной войне» | Урок памяти | 1 | Работа с текстом | ||
4.26 | В.Лидин «Завет» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.27 | Р.Брэдбери «Всё лето в один день» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.28 | Обобщающий урок по разделу | Урок-игра | 1 | Работа в группах | ||
5. | « Золотая колесница» Мифы Древней Греции» | 6ч |
| |||
5.1 | «Персей»; Н. Кун «Олимп» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
5.2 | «Персей»; Н. Кун «Олимп» | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
5.3 | «Персей»; Н. Кун «Олимп» | Развитие речи | 1 | Составление иллюстраций | ||
5.4 | « Орфей и Эвридика» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
5.5 | Тема «Книги с мифами Древней Греции»; « Дедал и Икар» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
5.6 | Обобщение по разделу | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
3 четверть | 40ч | |||||
6. | « Вначале было слово, и слово было Бог» | 11 |
| |||
6.1 | Библейские сказания: «Семь дней творения». «Бог сотворил первого человека». « Жизнь первых людей в раю». | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
6.2 | Библейские сказания: «Первый грех». « Обещание спасителя». « Изгнание из рая». | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
6.3 | « Всемирный потоп». | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
6.4 | «Моисей» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
6.5 | «Моисей» | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
6.6 | «Моисей» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
6.7 | «Моисей» | Урок -обобщение | 1 | Тестирование | ||
6.8 | С.Лагерлеф «Святая ночь» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
6.9 | С.Лагерлеф «Святая ночь» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
6.10 | А.Мень « Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
6.11 | Тема «Книги с библейскими сказа- ниями»; обобщение | Урок -обобщение | 1 | Работа в группах | ||
7. | « Самого главного глазами не увидишь…» | 12 |
| |||
7.1 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть-сказка | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
7.2 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть-сказка | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
7.3 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть-сказка | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
7.4 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть-сказка | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
7.5 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть-сказка | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
7.6 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть-сказка | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
7.7 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть-сказка | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом и тетрадью | ||
7.8 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть-сказка | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом и тетрадью | ||
7.9 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть-сказка | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом и тетрадью | ||
7.10 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть-сказка | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом и тетрадью | ||
7.11 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть-сказка | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом и тетрадью | ||
7.12 | Обобщающий урок | Урок -обобщение | 1 | Работа в группах | ||
8. | « Мир- театр, люди в нём - актёры…» Пьесы | 7ч. | ||||
8.1 | А.Барто, Р.Зелёная «Ах, руки, руки!..» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
8.2 | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.3 | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
8.4 | Н.Носов «Два друга» | Изучение новой темы | 1 | Работа в группах | ||
8.5 | Н.Носов «Два друга» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
8.6 | Н.Носов «Два друга» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.7 | Тема «Книги и журналы с пьесами».Обобщение | Развитие речи | 1 | Составление иллюстраций | ||
9. | Мир волшебных звуков». Поэзия | 17 |
| |||
9.1 | В.Жуковский «Песня» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
9.2 | А.Пушкин « Птичка» А.Пушкин «Няне» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
9.3 | А.Пушкин «Зимняя дорога»; М.Лермонтов «Горные вершины» | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
9.4 | М.Лермонтов « Утёс»; «Молитва» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
9.5 | И.Суриков «Весна» | Развитие речи | 1 | Составление иллюстраций | ||
9.6 | К.Бальмонт «Золотая рыбка» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
9.7 | А.Блок « На лугу», « Гроза прошла…», | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
9.8 | С.Есенин «С добрым утром!»; М.Волошин «Сквозь сеть алмазную…» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
9.9 | В.Маяковский «Тучкины штучки»; тема «Книги и журналы со стихами русских поэтов» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
9.10 | Обобщающий урок | Урок -обобщение | 1 | Работа в группах | ||
4 четверть | 32ч. | |||||
9.11 | С.Маршак «Пожелания друзьям» С.Чёрный « Зелёные стихи» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
9.12 | Ю. Владимиров «Чудаки»; Д.Хармс «Очень страшная история» | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
9.13 | В.Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы» | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
9.14 | О.Высотская «Весенние рубашки» Э.Мошковская «Песня» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
9.15 | Ю.Мориц «Чтоб летали мы все и росли» | Изучение новой темы | 1 | Тестирование | ||
9.16 | В.Высоцкий «Песня Кэрролла»; обобщение | Урок-обобщение | 1 | Работа в тетрадях | ||
9.17 | Тема «Книги и журналы со стихами современных детских поэтов» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
10. | « Когда, зачем и почему?». Познавательная литература | 25ч. |
| |||
10.1 | Н.А. Кун «Олимп» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
10.2 | Ю.Яковлев « О нашей Родине». | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
10.3 | И.Соколов-Микитов « Русский лес» | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
10.4 | Ю.Дмитриев «Зелёное и жёлтое» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
10.5 | Ю.Дмитриев «Крещение Руси» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
10.6 | Н.Соловьёв «Сергий Радонежский» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
10.7 | Н.Соловьёв «Сергий Радонежский» | Изучение новой темы | 1 | Составление иллюстраций | ||
10.8 | Н.Соловьёв «Сергий Радонежский» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
10.9 | Н.Соловьёв «Сергий Радонежский» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
10.10 | В.Губарев «В открытом космосе» | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
10.11 | В.Губарев «В открытом космосе» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
10.12 | Л.Яхнин «Метро» | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
10.13 | М.Ильин, Е.Сегал « Что из чего», М.Ильин «Сто тысяч почему» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
10.14 | Тема «Книги и журналы, отвечающие на познавательные вопросы» | Развитие речи | 1 | Работа в группах | ||
10.15 | Н.Надеждина «Лук-от семи недуг» | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
10.16 | М.Константиновский «Что такое электрический ток?», | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
10.17 | В.Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
10.18 | В.Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог» | Урок-игра | 1 | Работа в тетрадях | ||
10.19 | А.Дитрих, Г.Юрмин «Какая книжка самая интересная?» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
10.20 | К.Паустовский «Великий сказочник» | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
10.21 | Я.Смоленский «Как научиться читать стихи». | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
10.22 | К.Паустовский «Сказки Пушкина» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
10.23 | К.Чуковский «Признания старого сказочника» | Изучение новой темы | 1 | Работа с текстом | ||
10.24 | К.Чуковский «Признания старого сказочника» | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
10.25 | Обобщение по разделу. Контрольный урок. Техника чтения | Урок-обобщение | 1 | Тестирование | ||
|
| |||||
Всего за год: | 136 часов |
|
Материально – техническое обеспечение
учебного предмета «Литературное чтение»
4 класс
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:
Печатные пособия: Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению . Словари. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. Технические средства обучения: Магнитофон, компьютер, проектор, экспозиционный экран. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
Экранно-звуковые пособия: Презентации уроков. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений .
Оборудование класса:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Учебно – методическое обеспечение по литературному чтению
4 класс
Основная учебно-методическая литература:
Учебник по литературному чтению для 4 класса общеобразовательных учреждений в 4-х частях, 2014г.в.
Рабочая тетрадь в 2-х частях – 4 класс, 2015г.в.
Автор: О.В.Кубасова
Смоленск: Ассоциация XXI век
Методическое пособие в двух частях: Литературное чтение – 4 класс,
Поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой , автор – составитель: Н.Н.Дорогинина
Волгоград: издательство «Учитель», 2006г.
Методические рекомендации к учебнику по литературному чтению для 4 класса общеобразовательных учреждений, автор О.В. Кубасова, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014г.
Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, автор О.В.Кубасова; Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009г.
Электронное сопровождение к учебникам и тетрадям: в свободном доступе на сайте «Образовательная система Гармония»
Дополнительная методическая литература:
Журнал «Начальная школа»
Обучение в 4 классе: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы / Под редакцией Б.И. Фоминых. – М.: Просвещение, 1988.
Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов. – М.: Баллас, 2001.
Что такое? Кто такой? Том 1, 2, 3. – М.: Педагогика, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...