Рабочая программа по литературному чтению на 2015-2016 учебный год 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса Берендеевской средней общеобразовательной школы составлена на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ Берендеевсой СОШ и на основе авторской программы «Литературное чтение. 1-4 классы» авт. Э.Э.Кац. (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4. УМК «Планета знаний» - М.: «Астрель», 2015). Программа соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Директор школы _________В.Ю. Магрычев Приказ № ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Г.Г. Хренкова «____»____________20__г. | «Рассмотрено» на ШМО учителей Руководитель МО __________Е.В. Макарова Протокол № ___ от «____»________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Берендеевской средней школы
наименование ОУ
Карякина Вера Анатольевна, первая
Ф. И. О. педагога, категория
по литературному чтению 4 класс
предмет, класс
2015-2016
учебный год
Пояснительная записка
. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса Берендеевской средней общеобразовательной школы составлена на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ Берендеевсой СОШ и на основе авторской программы «Литературное чтение. 1-4 классы» авт. Э.Э.Кац. (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4. УМК «Планета знаний» - М.: «Астрель», 2015). Программа соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования второго поколения.
Структура рабочей программы:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета, курса. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
- Учебно – тематическое планирование курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Календарно – тематическое планирование.
- Планируемые результаты изучения учебного материала.
- Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
Учебно-методический комплект «Планета знаний» выбран в связи с тем, что в рамках программ этого комплекта для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной личности комплект построен с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Комплект «Планета знаний», учитывая инновационные технологии, обозначенные в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса обучающихся, их готовность к продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, способствует формированию основ нравственного поведения.
Цели и задачи изучения курса полностью соответствуют целям и задачам определённым авторской программой. Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе, порядок подачи учебного материала не изменялся.
Рабочая программа рассчитана на 136 ч в год (4 часа в неделю).
Преподавание курса ориентировано на использование УМК:
- Кац Э.Э. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 3 ч.-М.: АСТ, Астерль,2014.
- Кац Э.Э. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2,№3.-М.: АСТ, Астрель,2015.
Общая характеристика учебного предмета, курса. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)
Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливайте, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно- чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Основные задачи курса литературного чтения:
- формирование потребности чтения художественной литературы;
- развитие навыков чтения вслух и про себя;
• формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;
- развитие устной и письменной речи;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;
- развитие воображения, творческих способностей ребенка;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- обогащение, представлений ребенка об окружающем мире.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся[1]:
• личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Учебно-тематический план (136 ч)
№ | Содержание программного материала | Количество часов | |
1 | Мифы | 8 | 8 |
2 | Народные сказки | 15 | 15 |
3 | Былины | 12 | 12 |
4 | Авторские сказки | 19 | 19 |
5 | Басни | 9 | 9 |
6 | Слово о родной земле | 11 | 12 |
7 | О прошлом Родины | 9 | 9 |
8 | Прошла по земле война | 9 | 9 |
9 | О добре и красоте | 17 | 17 |
10 | Мир детства | 18 | 18 |
11 | Удивительные приключения | 9 | 8 |
Итого: | 136 | 136 |
Содержание программы (136 часов)
Мифы (8ч)
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки (15 ч)
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины (12 ч)
«Как Илья из Мурома богатырем стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение Н.Асеев «Илья»; Былина: «На заставе богатырской»,
Авторские сказки (19 ч)
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»; Н. Гумилев «Маркиз де Карабас».
Басни (9 ч)
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А.Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский
«Дуб и деревца».
Слово о родной земле (12 ч)
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И.Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины (9 ч)
«повесть временных лет»; А.Пушкин «Повесть о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война (9ч)
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»;
А.Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте (17 ч)
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»; Н.Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».
Мир детства (18 ч)
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л.Толстой «Детство»(главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А.Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения (8 ч)
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
Навыки и культура чтения.
Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.
Скорость чтения вслух- примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя- примерно 120 слов.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.
Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.
Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.
Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.
Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.
Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.
Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.
Формированию умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.
Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.
Литературоведческая пропедевтика
Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.
Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
к концу 4 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке;
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
- познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Предметные
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
- составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
- высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- создавать текст на основе плана;
- придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
- писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
- участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
- создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
- создавать иллюстрации к произведениям;
- создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
- определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
- выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
- определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
- различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
- находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
- делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
- планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
- строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
- работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Литературное чтение»
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Э.Э. Кац «Литературное чтение», учебник для 4 класса в трёх частях Москва, «Астрель», 2014г.
- Э.Э. Кац Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» для 4 класса в трёх частях, Москва, «Астрель», 2015г.
- Э.Э. Кац Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение» Э.Э. Кац, Москва, «Астрель», 2011г.
- Э.Э Кац, Н.А.Миронова- Москва: АСТ, Астрель,2013. Литературное чтение: 4класс.Проверочные и диагностические работы
Печатные пособия
- Словари по русскому языку.
- Репродукции картин и художественные фотографии:
- Васнецов «Три Богатыря». «Александр Невский»
- Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей
Технические средства обучения:
компьютер с учебным программным обеспечением;
№ п/п | Название разделов и тем занятий | Кол-во часов | Дата | Факт | ||
Мифы (8 часов) | ||||||
1 | Мифы. Уч.Ч1. с. 4-5 | 1 | 2.09 | |||
2 | Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты». Уч.Ч1. с. 5-7 РТ №1. с. 3-4. | 1 | 3.09 | |||
3 | Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо». Уч.Ч1. с. 8-11 РТ №1. с. 5-6 | 1 | 5.09 | |||
4 | Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. Уч.Ч1. с.11 РТ №1. с.6 | 1 | 7.09 | |||
5 | Славянские мифы. Уч.Ч1. с.12-15 РТ №1. с.7-8 | 1 | 9.09 | |||
6 | Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай». Уч.Ч1. с.16-17 РТ №1. с.7-8 | 1 | 10.09 | |||
7 | Научно-популярная литература Статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев. Уч.Ч1. с.117-118 РТ №1. с.8-9 | 1 | 11.09 | |||
8 | Читальный зал. Древнегреческий миф «Царь Мидас». Уч.Ч1. с.18-20.Проверочная работа по теме: «Мифы» | 1 | 14.09 | |||
Народные сказки (15 часов) | ||||||
9 | Народные сказки. Уч.Ч1. с.21-22 РТ №1. с.9 | 1 | 16.09 | |||
10 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Знакомство со сказкой. Уч.Ч1. с. 23-34 РТ №1. с.10-11 | 1 | 17.09 | |||
11 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Анализ текста сказки. Уч.Ч1. с.23-34 РТ №1. с.10-11 | 1 | 18.09 | |||
12 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Обобщение. | 1 | 21.09 | |||
13 | «Находчивый солдат» (русская народная сказка). Уч.Ч1. с.35-37 Уч.Ч1. с.35-37 РТ №1. с.12 | 1 | 23.09 | |||
14 | «Мужик и царь» (русская народная сказка). Уч.Ч1. с.38-41 РТ №1. с.13 | 1 | 24.09 | |||
15 | «Портной и царь» (армянская народная сказка). Уч.Ч1. с. 42-46 РТ №1. с.14-15 | 1 | 25.09 | |||
16 | Сравнение сюжетных линий и героев сказок «Мужик и царь» и «Находчивый солдат». Уч.Ч1. с.35-41 РТ №1. с.- | 1 | 28.09 | |||
17 | «Кола-Рыба» (итальянская народная сказка). Уч.Ч1. с.47-53 РТ №1. с.16-17 | 1 | 30.09 | |||
18 | Составление словесных портретов героев сказки «Кола-Рыба». Уч.Ч1. с.47-53 РТ №1. с.16-17 | 1 | 1.10 | |||
19 | Научно-популярная статья «Землетрясение» Уч.Ч1. с.118-120 РТ №1. с.18 | 1 | 2.10 | |||
20 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. Уч.Ч1. с.-53 РТ №1. с.-18 | 1 | 5 10 | |||
21 | Читальный зал «По колено ноги в золоте» (русская народная сказка). Уч.Ч1. с.54-60 | 1 | 7.10 | |||
22 | Читальный зал «Искусный ковровщик» (индийская народная сказка). Уч.Ч1. с.61-64 | 1 | 8.10 | |||
23 | Викторина «Сказки народов мира».Проверочная работа по теме: «Народные сказки» | 1 | 9.10 | |||
Былины (12 часов) | ||||||
24 | Былины. Уч.Ч1. с.65-66 РТ №1. с.20-21 | 1 | ||||
25 | «Как Илья из Мурома богатырём стал». Уч.Ч1. с.66-71 РТ №1. с.19 | 1 | ||||
26 | Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Уч.Ч1. с.72-81 РТ №1. с.20-23 | 1 | ||||
27 | Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Уч.Ч1. с.72-81 РТ №1. с.20-21 | 1 | ||||
28 | Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого». Уч.Ч1. с.120-122 РТ №1. с.22 | 1 | ||||
29 | Особенности былинной речи. Контрольное чтение. | 1 | ||||
30 | А.К.Толстой «Илья Муромец». Уч.Ч1. с.84-85 РТ №1. с.- | 1 | ||||
31 | Читальный зал. Н.Н.Асеев «Илья». Уч.Ч1. с.88-89 | 1 | ||||
32 | Былина «На заставе богатырской. Уч.Ч1. с.89-93 | 1 | ||||
33 | Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях. Уч.Ч1. с.82 | 1 | ||||
34 | Картинная галерея. В.М.Васнецов «Богатыри». Уч.Ч1. с.86-87 | 1 | ||||
35 | Творческая работа по картине «Богатыри» В.М. Васнецова | 1 | ||||
Авторские сказки (19 часов) | ||||||
36 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Уч.Ч1. с.94-105 РТ №1. с.23-25 | 1 | ||||
37 | Составление характеристик главных героев «Сказки о царе Салтане…». Уч.Ч1. с.94-105 РТ №1. с.23-25 | 1 | ||||
38 | Деление на части «Сказки о царе Салтане…». Уч.Ч1. с.94-105 РТ №1. с.23-25 | 1 | ||||
39 | Пересказ фрагментов «Сказки о царе Салтане…». Обобщение. Уч.Ч1. с.94-105 РТ №1. с.23-25 | 1 | ||||
40 | Внеклассное чтение. Сказки Вильгельма Гауфа. Уч.Ч1. с.105 РТ №1. с.25-26 | 1 | ||||
41 | Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас». Уч.Ч1. с.106-109 РТ №1. с.26-27 | 1 | ||||
42 | Биография и творчество К. Чапека. Уч.Ч1. с.110 РТ №1. с.28-29 | 1 | ||||
43 | К.Чапек «Случай с русалками». Уч.Ч1. с111-116 РТ №1. с.28-30 | 1 | ||||
44 | Внеклассное чтение. К.Чапек «Сказки». Уч.Ч1. с.116 РТ №1. с.30 | 1 | ||||
45 | Статья о Р.Киплинге. Уч.Ч2. с.3 | 1 | ||||
46 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». Уч.Ч2. с. 3-29 РТ №2. с.3-4 | 1 | ||||
47 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». Уч.Ч2. с. 3-29 | 1 | ||||
48 | Работа с текстом Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Уч.Ч2. с. 3-29 | 1 | ||||
49 | Работа с текстом Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Уч.Ч2. с. 3-29 | 1 | ||||
50 | Картинная галерея.М.А.Врубель «Царевна-лебедь». Уч.Ч2. с.30-31.РТ№2 с- | 1 | ||||
51 | Творческая работа по репродукции М.Врубеля «Царевна-лебедь». | 1 | ||||
52 | Анализ творческих работ. Инструктаж по проектной деятельности. | 1 | ||||
53 | Читальный зал. О.Кургузов «Телевизионные макароны», С. Седов «Король женится». Уч.Ч2. с.32-35 | 1 | ||||
54 | Внеклассное чтение. Авторские сказки | 1 | ||||
Басни (9 часов) | ||||||
55 | Басни. И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь». Уч.Ч2. с.38-40 Уч.Ч2. с.38-40 | 1 | ||||
56 | И.А. Крылов «Любопытный». Уч.Ч2. с. 40-42 РТ №2. с.9-10 | 1 | ||||
57 | Эзоп «Ворон и лисица». Уч.Ч2. с. 42-43 РТ №2. с.6-8 | 1 | ||||
58 | И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Уч.Ч2. с.44-46 РТ №2. с.6-8 | 1 | ||||
59 | Научно-популярная статья «Кумушка лиса» Уч.Ч2. с.116-117 РТ №2. с.8-9 | 1 | ||||
60 | Читальный зал И.И. Дмитриев «Рысь и кот». И.А. Крылов «Лисица и виноград». Уч.Ч2. с.47-49 | 1 | ||||
61 | Читальный зал. А.Е. Измайлов «Филин и чиж». Томас де Ириатре «Утка и змея». Уч.Ч2. с.50-52 | 1 | ||||
62 | Внеклассное чтение «Басни». Контрольное чтение | 1 | ||||
63 | Наш конкурс (викторина). Уч.ч.2.с.53-55 | 1 | ||||
Слово о родной земле (12 часов) | ||||||
64 | Ю. Яковлев «Мама». Уч.Ч2. с.56-58 РТ №2. с.11-12 | 1 | ||||
65 | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Уч.Ч2. с.58-60 РТ №2. с.12-13 | 1 | ||||
66 | Научно-популярная статья «Ландыш» Уч.Ч2. с.117-118 РТ №2. с.14 | 1 | ||||
67 | С.А. Есенин «С добрым утром!» Уч.Ч2. с.60-62 РТ №2. с.14-15 | 1 | ||||
68 | Внеклассное чтение. Стихотворения С.А. Есенина. Уч.Ч2. с.62 РТ №2. с.- | 1 | ||||
69 | М.М. Пришвин «Моя родина». Уч.Ч2. с.62-65 РТ №2. с.15-16 | 1 | ||||
70 | Научно-популярная статья «Валдайский национальный парк» Уч.Ч2. с.119-120 РТ №2. с.17 | 1 | ||||
71 | И. Северянин «Запевка». Уч.Ч2. с.66-67 РТ №2. с.18 | 1 | ||||
72 | И.С. Никитин «Русь». Уч.Ч2. с.67-70 РТ №2. с.19 | 1 | ||||
73 | Читальный зал. Лирическое произведение (статья). А. Плещеев «Летние песни» (отрывок). Уч.Ч2. с.71-72 | 1 | ||||
74 | Читальный зал. Н. Рубцов «Тихая моя родина». Уч.Ч2. с.73-74 | 1 | ||||
75 | Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине. | 1 | ||||
О прошлом Родины (9 часов) | ||||||
76 | «Повесть временных лет». Уч.Ч2. с.75-76 РТ №2. с.- | 1 | ||||
77 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Уч.Ч2. с.76-82 РТ №2. с.20 | 1 | ||||
78 | Чтение по ролям «Песнь о вещем Олеге». Уч.Ч2. с.76-82 РТ №2. с.20 | 1 | ||||
79 | Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь». Уч.Ч2. с.83-84 | 1 | ||||
80 | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Уч.Ч2. с.84-89 РТ №2. с.21-22 | 1 | ||||
81 | Составление словесного портрета главного героя Ивана Сусанина. Уч.Ч2. с.84-89 РТ №2. с.21-22 | 1 | ||||
82 | Читальный зал. Ф.Н. Глинка «Москва». Уч.Ч2. с.92-93 | 1 | ||||
83 | Картинная галерея. В.В. Маторин «Дмитрий Донской». Уч.Ч2. с.90-91 | 1 | ||||
84 | Творческая работа по репродукции В.В. Маторина «Дмитрий Донской». | 1 | ||||
Прошла по земле война (9 часов) | ||||||
85 | А.А. Ахматова «Мужество». Уч.Ч2. с.94-96 РТ №2. с.23-24 | 1 | ||||
86 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». Уч.Ч2. с.96-105 РТ №2. с.24-25 | 1 | ||||
87 | Работа над определением главной мысли рассказа «Последний день Матвея Кузьмина». | 1 | ||||
88 | Составление плана рассказа «Последний день Матвея Кузьмина». | 1 | ||||
89 | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Уч.Ч2. с.105-107 РТ №2. с.25-26 | 1 | ||||
90 | Читальный зал.К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Уч.Ч2. с.108-109 | 1 | ||||
91 | А. Ахматова «Памяти друга». Уч.Ч2. с.109 | 1 | ||||
92 | Внеклассное чтение. Рассказы о детях-героях | 1 | ||||
93 | . Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые ВОВ | 1 | ||||
О добре и красоте (17 часов) | ||||||
94 | А.А. Фет «На рассвете». Уч.Ч2. с.110-111 РТ №2. с.27-28 | 1 | ||||
95 | И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…». Уч.Ч2. с.111-113 РТ №2. с.28-29 | 1 | ||||
96 | Н.А. Некрасов «Саша». Уч.Ч2. с.113-115 РТ №2. с.30 | 1 | ||||
97 | Жизнь и творчество КК.Г. Паустовского Уч.Ч3. с.4 | 1 | ||||
98 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Уч.Ч3. с.5-10 РТ №3. с.3-4 | 1 | ||||
99 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Уч.Ч3. с.10-15 РТ №3. с.3-4 | 1 | ||||
100 | Внеклассное чтение. Музыка и литература. Контрольное чтение | 1 | ||||
101 | А.Н.Майков «Мать». Уч.Ч3. с.15-17 РТ №3. с.4-5 | 1 | ||||
102 | Х.К.Андерсен «Соловей». Уч.Ч3. с.18-32 РТ №3. с.6-7 | 1 | ||||
103 | Работа с текстом сказки Г.-Х. Андерсена «Соловей». Уч.Ч3. с.19-32 РТ №3. с.6-7 | 1 | ||||
104 | Составление плана сказки «Соловей». Уч.Ч3. с.19-32 РТ №3. с.6-7 | 1 | ||||
105 | Научно-популярная статья «Соловьи» Уч.Ч3. с.119-120 РТ №3. с.8 | 1 | ||||
106 | Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева». Уч.Ч3. с.32 РТ №3. с.9 | 1 | ||||
107 | Читальный зал. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». А.А. Блок «Летний вечер» Уч.Ч3. с.33,36 РТ №3. с.9-10 | 1 | ||||
108 | Читальный зал. С. Есенин «Черемуха», Б. Пастернак «Тишина». Уч.Ч3. с.37-39 РТ №3. с.10 | 1 | ||||
109 | Картинная галерея. И. Шишкин «Рожь». Уч.Ч3. с.34-35 | 1 | ||||
110 | Творческая работа по репродукции И. Шишкина «Рожь». | 1 | ||||
Мир детства (18 часов) | ||||||
111 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Уч.Ч3. с.42-47 РТ №3. с.10-12 | 1 | ||||
112 | Создание словесных иллюстраций к стихотворению «Крестьянские дети». Уч.Ч3. с.42-47 РТ №3. с.10-12 | 1 | ||||
113 | Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях. Уч.Ч3. с.87-90 | 1 | ||||
114 | Л.Н. Толстой. Глава «Маman» из повести «Детство». Уч.Ч3. с.48-49 РТ №3. с.13-14 | 1 | ||||
115 | Л.Н. Толстой «Детство». Уч.Ч3. с.50-51 РТ №3. с.13-14 | 1 | ||||
116 | И.А. Бунин «Детство». Уч.Ч3. с.52 РТ №3. с.15-16 | 1 | ||||
117 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Уч.Ч3. с.53-63 РТ №3. с.16-18 | 1 | ||||
118 | Чтение по ролям фрагментов «Приключения Тома Сойера». Уч.Ч3. с.53-63 РТ №3. с.16-18 | 1 | ||||
119 | Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | ||||
120 | Инсценировка отрывков из «Приключений Тома Сойера» | 1 | ||||
121 | В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» Уч.Ч3. с.64-71 РТ №3. с.19-20 | 1 | ||||
122 | Работа с текстом рассказа «Ножичек с костяной ручкой». Уч.Ч3. с.64-71 РТ №3. с.19-20 | 1 | ||||
123 | М.И. Цветаева «Наши царства». Уч.Ч3. с.72-73 РТ №3. с.21-22 | 1 | ||||
124 | Р.Л. Стивенсон «Страна кровати». Уч.Ч3. с.74-75 РТ №3. с.22-23 | 1 | ||||
125 | А.П.Чехов «Мальчики». Уч.Ч3. с.76-86 РТ №3. с.24-25 | 1 | ||||
126 | Работа с текстом «Мальчики». Уч.Ч3. с.76-86 РТ №3. с.24-25 | 1 | ||||
127 | Научно-популярная статья «Николай Пржевальский». Уч.Ч3. с.121-122 РТ №3. с.26 | |||||
128 | Итоговое контрольное чтение. | 1 | ||||
Удивительные приключения (8 часов) | ||||||
129 | Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена. Уч.Ч3. с.91-95 РТ №3. с.27-28 | 1 | ||||
130 | Р.Э. Распе «Верхом на ядре», «За волосы». Уч.Ч3. с.96-97 РТ №3. с.27-28 | 1 | ||||
131 | Д. Свифт «Путешествия Гулливера». Уч.Ч3. с.98-108 РТ №3. с.29-30 | 1 | ||||
132 | Озаглавливание частей истории Гулливера. Уч.Ч3. с.98-108 РТ №3. с.29-30 | 1 | ||||
133 | Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ». Уч.Ч3. с.108-118 | 1 | ||||
134 | Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ». Уч.Ч3. с.108-118 | 1 | ||||
135 | Итоговое тестирование | 1 | ||||
136 | Литературная викторина | 1 |
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уро...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-58132-1353770360.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению начальное общее образование (1-4 классы)
Программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-106787-1387465286.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-81967-1383433527.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению на 2013-2014 учебный год, программа Занкова, 3 класс.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса, к учебнику В.Свиридовой. Соответствует ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-658555-1440706867.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/21/picture-61408.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке...