Упражнения для развития навыка чтения
методическая разработка
Выступление на конференции по теме "Упражнения для развития навыка чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_navyka_chteniya.docx | 259.46 КБ |
uprazhneniya_dlya_razvitiya_navyka_chteniya.pptx | 236.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Ташкирменская основная общеобразовательная школа
Лаишевского муниципального района РТ
Выступление на августовской конференции на тему:
«Внеурочная деятельность.
Упражнения для развития навыка чтения»
Подготовила учитель начальных классов
Воронова Ирина Петровна
26.08.2015
«Сделать серьёзные занятия
для ребёнка занимательными –
вот задача первоначального обучения»
(К.Д.Ушинский)
Навык чтения – это то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик учится сам. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности.
В настоящее время увеличилось количество учеников, которые испытывают те или иные трудности в обучении. Эти трудности способствуют появлению боязни и отвращения к учебе, снижению социальной активности и, как результат, снижение успеваемости. Учащиеся испытывают разнообразные трудности в обучении, в частности при изучении русского языка и чтения как одной из его составляющей. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, постоянно ищем пути повышения качества обучения на уроках.
Научить читать – просто или трудно? Легко или сложно? XXI век – век информационных технологий. Поток информации так огромен, что превосходит ограниченные возможности человека. Не секрет, что в наше время на чтение книг уделяется слишком мало времени, кем бы ни был – ребенком, подростком, взрослым. Читать был бы рад каждый, умей он это делать в совершенстве. Как научиться читать быстро? Скорочтение – это не только процесс, понимаемый буквально, это, прежде всего, умение сосредотачиваться, приводить в порядок свои мысли, думать оперативно. Обучение скорочтению помогает человеку не только быстро читать и воспринимать, понимать написанное, но и быть предельно внимательным, последовательным в действиях и рассуждениях.
Когда ребенок учится читать, то для него незнакомы начертания букв. Он с трудом распознает каждую букву. Вместо чтения слова "кот", малыш читает к--о--т. Почему? Потому, что у него ограничен угол зрения. Узкий угол зрения - основная причина низкой скорости чтения. Узкий угол зрения - это взгляд через окно паранджи. Чем шире поле нашего зрения, тем больше информации "за одну фиксацию взглядом" мы можем выхватить из текста. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения.
Упражнение: «Пирамида» поможет определить поле зрения и расширить его тренировкой.
3-------4--------7
10--------5---------41
24------------6-------------55
45---------------8----------------94
36-------------------9-------------------14
87---------------------------19---------------------------79
Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения. Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.
Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.
Ребенок читает по слогам не только из-за того, что его так научили. Одна из причин как раз в узком поле зрения - ребенку трудно увидеть слово целиком. Для того чтобы натренировать качество читать словосочетаниями и фразами, используют таблицы Шульте. Главное – не отыскать цифры, главное – при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую цифры. Для тренировки периферийного зрения нужны таблицы различного уровня сложности.
Первый уровень содержит таблицы для детей и начинающих заниматься скорочтением. Эти таблицы имеют размерность 3на 3 и 5на 3. Если эти таблицы даются просто – пора переходить на второй уровень.
Второй уровень таблиц содержит традиционные таблицы с двадцатью пятью ячейками 5x5. Кроме того, можно воспользоваться онлайн программой для упражнений со стандартными таблицами Шульте.
Третий уровень содержит специальные таблицы для тех, кому легко дались предыдущие уровни. В них есть разноцветные матрицы, в том числе и красно-черные таблицы (Методика Горбова).
При регулярном использовании данный тренинг расширяет периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения.
Методика выполнения упражнения
Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать числа нужно беззвучным счетом, то есть про себя, в возрастающем порядке. Найденные числа фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все числа, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.
Наилучшая тренировка зрительных навыков скорочтения при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров.
5 навыков, полезных для быстрого чтения.
1 - Концентрация внимания. Внимание - основа психики человека. Внимание принимает активное участие во всей нашей жизни, и во многом успех или неудача в делах зависят именно от него.Поэтому, приступая к делу, мы концентрируем внимание.Управление своим внимание - обычный навык, и его нужно тренировать.
Упражнение «Муха». Для этого упражнения требуются доска с игровым полем 3 на 3 и цветной магнит. Магнит выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально. Перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд «Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!" Исходное положение "мухи" — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны следить за перемещениями "мухи", не допуская ее выхода за пределы игрового поля. Если "муха" покинула поле, звучит команда: "Стоп!" и, вернув "муху" на центральную клетку, начинаем игру сначала.
Упражнение «Дальтоник» При внешней простоте это довольно сложное упражнение. Называть вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.
Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.
Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.
Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.
2 навык - Подавление артикуляции (проговаривания текста). У большинства людей есть привычка читать текст, проговаривая его про себя. Если нужно прочитать текст быстро, это нужно делать «молча», то есть, избавив себя от артикуляции.
3 навык - Совершенствование зрительных навыков. Умение видеть весь текст, понимать его структуру, читать не слева направо, а сверху вниз (или, как говорят, « по диагонали») – это важный навык при быстром чтении. Поэтому зрительные навыки тоже нужно тренировать.
Упражнение «Тренировка фотографической памяти» (метод Айвазовского). Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Гайвазовского). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся ее на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.
Подобным способом тренировки зрительной памяти пользуемся мы. На протяжении 5-и минут внимательно нужно смотреть на предмет. Закрыть глаза и мысленно восстановить цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки.
Упражнение: «Игра в спички». Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд постарайтесь запомнить их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.Как только почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок.
Упражнения:«Римская комната». Так при запоминании информации методом римской комнаты, нудно стараться не только запоминать последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. В результате, можно запомнить больше информации, а заодно и натренировать зрительную память.
Упражнение: «Зрительные диктанты». Тексты разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. Методика профессора И.П. Федоренко гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов. В каждом диктанте имеются 5 предложений. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по 1 - 2 буквы.Как проводить зрительные диктанты? Диктант накрывается листом. Лист подвигают вниз, ребенок в течение определенного времени (4 - 8 секунд) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени взрослый накрывает это предложение вторым листом картона и предлагает ученику записать его в тетради.Затем следует чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно закрыто, снова следует записать его в ученических тетрадях.Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четвертый. Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.
4 навык - Быстрое чтение и управление информацией. Большинство текстов имеют лишь небольшую часть полезной информации, которую должны научиться быстро находить. Этот навык приходит чаще всего с опытом чтения, однако можно ускорить этот процесс с помощью специальных упражнений.
Чтение в темпе скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться" ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Школьник читает отрывок текста, затем говорим: "Теперь снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ученик прочитает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработав повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
Упражнение "Бросок – засечка". Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем: Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде "Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев, 1994 г.)
Предложите ребенку прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можно взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы переместились и где их место. Нужно обратить внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Можно читать поочереди, одно слово ребенок, следующее учитель. Когда прочитана половина первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который только что читали и предложить ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка.
5 навык - Скорочтение и развитие памяти. Когда научишься читать быстро, можно осваивать достаточно большой объем информации. Но навык быстрого чтения может оказаться бесполезным, если прочитанное будет забыто, что в принципе не странно при таком объеме информации. Эту информацию нужно уметь запоминать.
Упражнение: «Парные слова»
Эта игра развивает как память, так и ассоциативное мышление. Учитель 3 раза называет ребенку 20 слов, каждая пара из которых связана между собой по смыслу. К примеру: лето – отдых, море – корабль, еда – тарелка, животное – кошка. Цель упражнения – чтобы при назывании первых слов ребенок вспоминал вторые. Для развития памяти эффективнее спрашивать об этом не сразу, а спустя 20–30 минут.
Упражнение: «Мышки спрятались в норки»
Учитель предлагает внимательно посмотреть на лист с изображенными на нем квадратами - «норками» и запомнить в каких «норках» сидят мышки. На запоминание дается 20 секунд. Затем учитель убирает лист, а ученики в таблицах зарисовывают «мышек» в виде точек.
Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки. В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
- Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
- Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).
- Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).
Для опытных читателей можно использовать упражнение: «Чтение перевернутого текста». Страница обычного текста переворачивается на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Это упражнение способствует:
- Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
- Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.
Все вышеперечисленные навыки должны привести к тому, что скорость чтения 80 – 90 слов в минуту будет уже к концу 2 класса, к середине 3 класса большая часть детей выйдет на уровень 120 слов в минуту, Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому делаем замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в “Таблицу достигнутых результатов”.Ребенок должен видеть свои достижения!
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка. Результаты в чтении будут ощутимые!
Темп чтения (из методических рекомендаций учителю начальных классов)
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | |
I четверть | 5-10 слов | 25-30 слов | 50-54 слова | 70-75 слов |
II четверть | 11-15 слов | 31-40 слов | 55-60 слов | 75-80 слов |
III четверть | 16-24 слова | 41-45 слов | 61-65 слов | 81-90 слов |
IV четверть | 25-30 слов | 46-50 слов | 70-75 слов | 91-95 слов |
Список литературы
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993 -96с.
2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. с. 22-25.
4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. с. 27-31.
Учебники
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача: Сделать серьёзные занятия для ребёнка занимательными.
Навык чтения это то, чему учат и то, посредством чего ученик учится сам; относится к числу сложнейших психофизиологических образований; сплел элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности.
Научить читать просто или трудно в век информационных технологий? легко или сложно для ребенка, подростка, взрослого?
Как научиться читать быстро? научиться сосредотачиваться; приводить в порядок свои мысли; думать оперативно; воспринимать, понимать написанное; быть предельно внимательным и последовательным в действиях и рассуждениях.
Почему низкая скорость чтения? ограничен угол зрения; взгляд через окно паранджи; узкое поле зрения.
Как расширить угол зрения? упражнение: «Пирамида» таблицы Шульте: - Первый уровень - Второй уровень - Третий уровень
Полезные навыки для быстрого чтения Концентрация внимания: Упражнение «Муха» Упражнение «Дальтоник» Подавление артикуляции
Совершенствование зрительных навыков метод Айвазовского; упражнение: «Игра в спички»; упражнение: «Римская комната»; зрительные диктанты.
Быстрое чтение в темпе скороговорки; с переходом на незнакомую часть текста; с помощью упражнения "Бросок – засечка"; по методике В. Эдигей "Анаграммы";
Скорочтение и развитие памяти упражнение: "Парные слова"; упражнение: "Мышки спрятались в норки"; чтение текста с прикрытой верхней частью строчки; упражнение: " Чтение перевернутого текста".
Каков будет результат? скорость чтения 80 – 90 слов в минуту будет уже к концу 2 класса, к середине 3 класса большая часть детей выйдет на уровень 120 слов в минуту при положительных эмоциях и хорошем настроении у ребенка.
Учебники в помощь
С наступающим новым учебным годом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"
Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....
Упражнения для развития навыков чтения 1-ков
Данный материал поможет учителю и родителямоказать практическую помощь ученикам, имеющим затруднения в овладении навыками чтения....
Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы.
Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы....
Упражнения для развития навыка чтения
Материал полезен для работы во время уроков грамоты в 1 классе,а также в предшкольной подготовке....
Упражнения для развития навыка чтения
Ежедневные упражнения, применение котоорых поможет учащимся успешно овладеть навыками чтения...
Упражнения по развитию навыка чтения.
Упражнения по развитию навыка чтения у младших школьников....
Упражнения для развития навыка чтения
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, формирующие и развивающие осознанность чтения, развивающие оперативное поле чтения и память....