К. Паустовский "Бескорыстие"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Школа 2100. Литературное чтение 3 класс. К.Паустовский "Бескорыстие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_attestatsiya_konspekt.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету « Литературное чтение » 3 класс.
Образовательная система: «Школа 2100»
Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Учитель: Зобнина Галина Геннадиевна МАОУ «СОШ № 4» г. Сыктывкара
Тема: Введение в раздел. К. Паустовский « Бескорыстие ».
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. -Проверьте готовность к уроку, вспомните правила взаимодействия и пожелайте удачи в освоении новых знаний. 2.Актуализация знаний и постановка проблемы. 1. Беседа-размышление «С чего начинается Родина». - Послушайте песню в исполнении Марка Бернеса и попробуйте определить тему урока. -Какие у вас, ребята, возникли варианты? – Почему автор не даёт одного ответа на этот вопрос? - Какие однокоренные слова услышали ?
-Какие слова еще можно добавить ? -А теперь послушайте отрывок из произведения и попытайтесь устно проиллюстрировать. «Хорошо иметь дом-дачу где-нибудь на Руси, в том краю, чьи дороги помнят вёрсты, где в полях водятся зайцы, а земля – жива и довольна простыми красками цветов… Где она, родина? Где место души? Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовётся тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой – она моя! – той земли ты урождённый. Огромна наша равнина…А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь…» – Что вы представляли, когда слушали? – Какое место вызывает у вас похожие ощущения, где вы стремитесь бывать как можно чаще? Это и есть ваша малая родина. – Бывает ли человек без Родины? 2. Знакомство с разделом. - Прочитайте название раздела. Объясните друг другу, а потом вслух, как оно связано с иллюстрацией? 3. Чтение авторского текста (с. 198). Вопросы после чтения: – О чём задумалась Настя? – Прочитайте ответ папы, попробуйте дать ответ на вопрос: что такое Родина? Работа с произведением К. Паустовского «Бескорыстие». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте на доске пару слов-антонимов: корысть – бескорыстие. – Что такое корысть? Вспомните, в какой сказке мы встречали это слово? – Попробуйте дать толкование слова бескорыстие, желающие могут уточнить в словаре. - Прочитайте *имя автора . -О чем говорит вам это имя? *ключевые слова: Мещёрский край , прелесть, родные места , не сразу открывается, любили защищать
– О чём мы узнаем, прочитав произведение? ФИЗМИНУТКА 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (вслух), диалог с автором. БЕСКОРЫСТИЕ Можно ещё много писать о Мещёрском крае. (Значит, К. Паустовский уже о нём писал? – Да, у него есть книга очерков и рассказов «Мещёрская сторона».) Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. - Почему, как вы думаете? Попробуйте сами ответить. Выслушиваем ответы детей, но не комментируем их. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния! (Это вопрос и в то же время ответ автора: конечно же, не только за это мы должны любить родную землю.) Не только за это мы любим родные места. - А за что? Как бы вы ответили на этот вопрос? Мы любим их ещё за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. (Вот ответ, который даёт текст.) Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (Интересно, как?) На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. (Почему так сильно – до боли в сердце?) И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было (вот ответ, который даёт текст: этот край научил видеть и понимать прекрасное), – этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь. 2. Беседа после чтения. – О чём хотел сказать автор читателям? В чём признаться? – Какое чувство выразил автор? (Чувство патриотизма – любовь к Отечеству.) – Почему произведение так называется? (Это чувство Паустовский считал главным в любви к Родине: бескорыстная любовь, без выгоды.) ФИЗМИНУТКА 3. Выразительное чтение. -Какие чувства постараетесь передать при чтении? (нежность, заботу, любовь,…) -Как будете читать? (душевно, значительно, горячо, степенно, гордо …) 1-2 прочтения 4. Рассказ учителя об авторе. – К.Г. Паустовский родился в Москве, много путешествовал по России, был в Сухуми, Тифлисе, Колхиде, Петрозаводске. Но вот однажды… В пыльный будничный летний московский день Паустовский купил в магазине сыр, завёрнутый в обрывок географической карты. Карта была потёртой и старой. На ней виднелись леса, деревушки, проступали синие ниточки рек. Паустовский смотрел на карту и думал, что просто обязан увидеть всё это своими глазами. В то же самое лето Константин Георгиевич уехал в Мещёру. (Этот край расположен между городами Владимиром и Рязанью.) Он бродил меж озёр, заросших кугой и водокрасом, вдыхал запах сосен, Он писал о самой обыкновенной кашке, о запахе только что испечённого хлеба, рыбной ловле. Писал и чувствовал себя совершенно счастливым…Нет, Паустовский не остался в Мещёре. Он жил в Москве и в маленькой Тарусе на берегу Оки. Но как только выпадала первая возможность, он бросал всё и возвращался в Мещёру. О ней написана замечательная книга «Мещёрская сторона». – Что мы делали на уроке? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ. Итог. – В произведении «Бескорыстие» автор прямо пишет о своей любви к Родине, а в каких произведениях это чувство спрятано между строк? (Описание картин природы, удачные сравнения, меткое слово, интересные рассказы о городах и людях можно найти во многих произведениях автора: «Прощание с летом», «Мой дом», «Жильцы старого дома»…) – Как бы вы оценили свою работу на уроке? IV. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть 3-й абзац очерка «Бескорыстие». |
Прослушивание песни «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса. возможные ответы: «откуда начинается Родина, разная Родина, моя Родина и т.д. возможные ответы: для одних Родина начинается с песни мамы; для других это родной дом; у кого-то это речка, лес и т.д. -Родина, родной -родственник, род, родня,… Слушают, словесно иллюстрируют. -дети озвучивают иллюстрирование Возможные ответы: дом, речка, деревня,… - работают в парах Читают текст стр.198 - рассматривают иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» -работа со словарем Рассматривают портрет писателя, вспоминают биографические данные, составляют кластер. Высказывают предположения. - читают текст , ведут диалог с автором Отвечают на вопросы Определяют отношение автора к окружающему и находят соответствующую интонацию для чтения Слушают , высказываются , характеризуют чтение. Слушают и просматривают слайды высказываются |