Презентация "Зощенко. Не надо врать"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Урясьева Александра Сергеевна
Я учился очень давно. Тогда ещё были  гимназии. И учителя тогда 
ставили в дневники отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили 
какой-нибудь балл – от пятёрки до единицы включительно. А я был очень 
маленький, когда поступил в гимназию, в приготовительный класс. Мне 
было всего семь лет. И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И 
первые три месяца ходил буквально как в тумане.
И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение:
Весело сияет месяц над селом,
Белый снег сверкает синим огоньком…
А я этого стихотворения не выучил. Я не слышал, что сказал 
учитель. Я не слышал потому, что мальчики, которые сидели позади, то 
шлёпали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то 
дёргали меня за волосы и, когда я от неожиданности вскакивал, 
подкладывали под меня карандаш или вставочку. И по этой причине я 
сидел в классе перепуганный и даже обалдевший и все время 
прислушивался, что ещё замыслили против меня сидевшие позади 
мальчики.
А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать 
наизусть заданное стихотворение.
А я не только не знал его, но даже и не подозревал, что на свете есть 
такие стихотворения. Но от робости я не посмел сказать учителю, что не 
знаю стихов. И совершенно ошеломленный стоял за своей партой, не 
произнося ни слова.
Но тут мальчишки стали подсказывать мне эти стихи. И благодаря 
этому я стал лепетать то, что они мне шептали. А в это у меня был 
хронический насморк, и я плохо слышал одним ухом и поэтому с трудом 
разбирал то, что они мне подсказывали. Ещё первые строчки я кое-как 
произнес. Но когда дело дошло до фразы: «Крест над облаками как свеча 
горит», я сказал «Треск под сапогами как свеча болит».
Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он 
сказал:
- А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я тебе туда единицу поставлю.
И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не 
знал, что за это бывает. После уроков моя сестрёнка Лёля зашла за мной, 
чтобы вместе идти домой. По дороге я достал из ранца дневник, развернул 
его на той странице, где была поставлена единица, и сказал Лёле:
- Лёля, погляди, что это такое? Это мне учитель поставил за 
стихотворение «Весело сияет месяц над селом».
Лёля поглядела и засмеялась. Она сказала:
- Минька, это плохо! Это тебе учитель влепил единицу по русскому 
языку. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит 
фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две 
недели.
Я сказал:
- А что же делать?
Лёля сказала:
- Одна наша ученица взяла и заклеила две страницы в своём 
дневнике, там, где у неё была единица. Её папа послюнил пальцы, но 
отклеить не мог и так и не увидел, что там было.
Я сказал:
- Лёля, это нехорошо – обманывать родителей!
Лёля засмеялась и пошла домой. А я в грустном настроении зашёл в 
городской сад, сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел 
на единицу.
Я долго сидел в саду. Потом пошёл домой. Но, когда подходил к 
дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. Я 
побежал назад. Но в саду на скамейке уже не было моего дневника. Я 
сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с 
этой ужасной единицей.
Я пришёл домой и сказал отцу, что потерял свой дневник. И Лёля 
засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова.
На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне 
новый. Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там 
ничего плохого нету, но там против русского языка снова стояла единица, 
еще более жирная чем раньше.
И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил 
этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.
Через два дня учитель, узнав, что у меня нету и этого дневника, 
заполнил новый. И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне 
двойку по поведению. И сказал, чтоб мой отец непременно посмотрел мой 
дневник.
Когда я встретился с Лёлей после урока, она мне сказала:
- Это не будет враньё, если мы временно заклеим страницу. И через 
неделю после твоих именин, когда ты получишь фотоаппаратик, мы 
отклеим её и покажем папе, что там было.
Мне очень хотелось получить фотографический аппарат, и я с Лёлей 
заклеил уголки злополучной страницы дневника. Вечером папа сказал:
- Ну-ка, покажи свой дневник! Интересно знать, не нахватал ли ты 
единиц?
Папа стал смотреть дневник, но ничего плохого там не увидел, 
потому что страница была заклеена. И когда папа рассматривал мой 
дневник, на лестнице вдруг кто-то позвонил. Пришла какая-то женщина и 
сказала:
- На днях я гуляла в городском саду и там на скамейке нашла 
дневник. По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам, чтобы вы 
сказали, не потерял ли этот дневник ваш сын.
Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял.
Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:
- Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому 
что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. И на свете не было 
случая, чтобы что-нибудь из вранья осталось неизвестным.
Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его 
тихих слов. Я сказал:
- Вот что: ещё один мой, третий, дневник с единицей я бросил в 
школе за книжный шкаф.
Вместо того чтобы на меня рассердится ещё больше, папа улыбнулся 
и просиял. Он схватил меня на руки и стал меня целовать.
Он сказал:
- То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты 
сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это даёт 
мне надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю 
фотоаппаратик.
Когда Лёля услышала эти слова, она подумала, что папа свихнулся в 
своём уме и теперь всем дарит подарки не за пятёрки, а за единицы.
И тогда Лёля подошла к папе и сказала:
- Папочка, я тоже сегодня получила двойку по физике, потому что не 
выучила урока.
Но ожидания Лёли не оправдались. Папа рассердился на неё, выгнал 
её из своей комнаты и велел ей немедленно сесть за книги.
И вот вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался 
звонок. Это к папе пришёл мой учитель. И сказал ему:
- Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы 
нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и 
обманщик, бросивший свой дневник, с тем чтобы вы его не увидели?
Папа сказал:
- Об этом дневнике я уже лично слышал от моего сына. Он сам 
признался мне в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын 
неисправимый врун и обманщик.
Учитель сказал папе:
- Ах, вот как. Вы уже знаете об этом. В таком случае – это 
недоразумение. Извините. Покойной ночи.
И я, лёжа в своей постели, услышав эти слова, горько заплакал. И дал 
себе слово говорить всегда правду.
И я действительно так всегда и теперь поступаю.
Ах, это действительно бывает очень трудно, но зато у меня на сердце 
весело и спокойно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zoshchenko_ne_nado_vrat.ppt509 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М. Зощенко «Не надо врать» Подготовила : Урясьева Александра Сергеевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 Г.Моршанска

Слайд 2

1894г.-1958г.

Слайд 3

М.Зощенко посвятил детям цикл комедийных рассказов «На примерах из личного опыта». Он исподволь, деликатно и весело подсказывал и советовал детям не кем быть, а какими быть. Среди них бесспорные шедевры «Елка», «Не надо врать», «Галоши и мороженое». Эти «алмазы смеха и радости» способны лучше всякого лекарства приходить на помощь в трудные минуты жизни.

Слайд 4

Какими качествами должен обладать писатель, создающий юмористические произведения?

Слайд 5

Дадим определение юмору: Юмор - п онимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

Слайд 6

Кто является главным героем рассказа «Не надо врать»? Каким вы его себе представляете?

Слайд 7

Задание для 1 группы:

Слайд 8

Нарисуйте словесный портрет Миньки. Что помогает нам представить Миньку? (Речь. Из текста найти подтверждение).

Слайд 9

Задание для 2 группы:

Слайд 10

Инсценироваие эпизода. (От слов «Леля, погляди, что это такое… до слов: « С ужасом глядел на единицу».)

Слайд 11

Задание для 3 группы:

Слайд 12

Защита обложки к рассказу

Слайд 13

Обсуждение: Как ведет себя Минька во время разговора с Лелей? Какие чувства испытывает, получив плохую отметку? А он специально оставил дневник в саду? Вы согласны с Лелей, что если временно заклеить страницу, то это не будет вранье?

Слайд 14

Как вы думаете, почему после прихода женщины, папа не стал кричать? Почему папа не ругал, а стал целовать Миньку? Тогда почему папа рассердился на Лелю?

Слайд 15

Пословицы. Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают. Ветра не удержишь, правды не скроешь. Как ни хитри, а правды не перехитришь. Правда-матушка светла живет, ложь под тыном прячется.

Слайд 16

Сделаем выводы: Какой урок вынес Минька из этой истории? Как вы думаете, говорить правду всегда трудно? Чему учит этот рассказ?

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семь советов о том, что надо и чего не надо делать в каникулы.

Скоро закончится самая длинная четверть в году. Может эти советы помогут родителям правильно планировать отдых детей....

Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"

Познакомить учащихся с понятием "летопись". Развивать навыки смыслового чтения. автор учебника Л.Ф. Климанова. УМК "Школа России". 4 класс...

"И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"

Данная презентация поможет осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений, воспитать культуру и уважение к истории России....

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Школа России"

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Шк...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "М.Зощенко. Не надо врать", УМК "Перспектива"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с произведением М.Зощенко «Не надо врать», формирование навыка работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1 Познакоми...