Н.Носов "Затейники"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Рассказ Николая Носова "Затейники"" УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zateyniki_tseli_i_zadachi.docx | 12.55 КБ |
zateyniki_tekst.docx | 14.13 КБ |
zateyniki_nosov.pptx | 2.91 МБ |
zateyniki.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: рассказ Н.Н. Носова «Затейники».
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Цель урока: познакомить с произведением Н.Носова «Затейники» и анализ произведения.
Задачи урока через планируемые результаты:
Предметные:
-дать новые знания учащимся о творчестве Н.Н. Носова, учить понимать замысел произведения;
-развивать умение рассуждать, выразительно читать.
Личностные:
-формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-формировать умение адекватно оценивать свою работу;
-формировать умения положительного отношения к учебному труду.
Метапредметные:
- Регулятивные: создать условия для формирования умения формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, решать проблемные вопросы.
- Коммуникативные: создать условия для развития умения связно излагать свои мысли, продолжить учить грамотно отвечать на уроке, слушать и слышать.
- Познавательные: добывать новые знания, развивать умение работать с информацией на уроке, сравнивать, наблюдать, делать выводы, развивать речевые умения и творческие способности детей.
Оборудование урока: презентация, аудиозапись произведения, листы с текстом , доска, светофоры для самооценки, карточки с заданиями в группе, реквизит для сценки.
Предварительный просмотр:
Затейники
ы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.
Один раз мы читали сказку "Три поросёнка". А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:
— Нам не страшен серый волк!
Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:
— Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!
Валя говорит:
— Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.
Я говорю:
— Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!
— Ничего, — говорит Валя. — У поросят ведь домики бывают без окон.
Я спрашиваю:
— А ты меня видишь?
— Нет, а ты меня?
— И я, — говорю, — нет. Я даже себя не вижу.
Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!
— Что ты? — спрашивает.
— Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?
Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.
— Давай, — говорю, — дверь держать, чтобы он не открыл. Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:
— Может быть, там никого нет?
Я говорю:
— А кто же тогда меня за ногу трогал?
— Это я, — говорит Валя, — я хотела узнать, где ты.
— Чего же ты раньше не сказала?
— Я, — говорит, — испугалась. Ты меня испугал.
Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!
Я говорю:
— Пойди сними одеяло. А Валя говорит:
— Нет, ты пойди! Я говорю:
— Там же никого нет.
— А может быть, есть! Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:
— Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!
Так и не стали больше в „три поросёнка" играть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А Т З Е Н Й И И
ЗАТЕЙНИКИ Затейник – веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям.
Работа в группах 1 группа «Понимания прочитанного» 2 группа «Выборочного чтения» 3 группа «Инсценирования рассказа»
Задачи для каждой группы: 1 группа Готовит ответы на вопросы по тексту. 2 группа Выявляет характер героев и действия героев через нахождение и зачитывание в тексте отрывков по заданию. 3 группа Показывает свое «актерское мастерство».
Рассказ Из раздела «Писатели – детям». О детях Любит детей, веселый.
Николай Николаевич Носов 23.11.1908 – 26.06.1976 «
Биография 23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Отец был актером кинематографа и эстрады, мать - натура тонкая, чуткая, рукодельница и певунья - воспитывала четырех детей.
Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, наряду с фотографией, электротехникой, радиолюбительством, шахматами, был газетным торговцем, землекопом, косарем. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Одновременно учась он работал чернорабочим в цементной артели в поселке Ирпень, потом на кирпичном заводе в поселке Буча.
В 1927 году Николай Носов поступил в Киевский художественный институт, но через 2 года перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Окончив институт, с 1932 года по 1952 год Николай Носов работает режиссером – постановщиком на киностудии «Мосфильм». За изготовление нескольких учебных фильмов для Красной Армии в 1943 году был награжден орденом Красной Звезды.
Николай Носов ввел в литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.
Николай Носов создал сказочный мир на берегах Огурцовой реки и улицах Солнечного города – мир со множеством разнохарактерных жителей.
За повесть «Витя Малеев в школе и дома» Николай Николаевич Носов был награжден Государственной Сталинской премией в 1952 году. А в 1955 году на экраны Советского союза вышел фильм «Два друга» снятый по повести «Витя Малеев в школе и дома». Еще несколько фильмов было снято по рассказам и повестям детского писателя Николая Носова.
17.06.2015 18
Оцени себя дружок! У меня все получилось! Мне было очень трудно! У меня остались вопросы!
МОЛОДЦЫ!!!
Предварительный просмотр:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время |
1.Этап мотивации(самоопределения к учебной деятельности). Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). | Здравствуйте, ребята. С добрым утром. Начат день, - Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должен лежать пенал, светофоры. | Дети проверяют готовность к уроку. |
| 1 мин. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с новым произведением. - Скажите, а какое у нас сейчас время года. - Вот и к нам на урок залетели снежинки… В стране Литературии сегодня снегопад И наши снежинки в воздухе летят. Они помогут нам узнать, Что будем с вами мы читать. - Посмотрите на снежинки, что вы заметили? - Ребята, подскажите, а чем похожи эти картинки? - А что на всех картинках делают дети? - Как вы думаете, о ком будет наше новое произведение? - А чтобы узнать, как называется это произведение, я вам предлагаю поиграть. У меня тут буквы потеряли свои места. Помогите им встать на место, составьте слово из букв. (АТЗЕНЙКИИ) - Кто же знает, что означает слово «затейники»? - Давайте, определим точнее значение слова и обратимся к толковому словарю Ожегова. Прошу одного ученика найти значение слова. Итак, мы с вами определили, что тема нашего сегодняшнего урока знакомство с произведением «Затейники». Давайте начнем наше знакомство. | - Я считаю, что сейчас зима, потому что, это можно определить по календарю. - Я тоже думаю, что зима, потому что на улице стало морозно и кругом бело от снега.
Дети отвечают: на всех снежинках картинки. - На всех картинках изображены дети. - Они играют. - Мы думаем ,что мы будем читать о детях. У нас получилось слово затейники. - Дети; выдумщики; шутники. Затейник – веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям. | Создать условия для формирования умения формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, решать проблемные вопросы. | 7 мин. |
3. Этап реализации построения проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять . | Мы с вами будем сегодня работать в группах. Для того чтобы каждая группа успешно справилась со своим заданием, все вы должны внимательно слушать рассказ, прислушаться, как я голосом, эмоционально передаю события и разговор детей. Это и работа двух первых групп поможет нашим артистам создать наиболее интересную постановку, чётко и эмоционально передавая действия и характеры ребят. Включаю аудиозапись произведения. Слушаем не до конца. Останавливаю на … давай построим себе домики, как у трех поросят…. - Ребята, как вы думаете, что же произойдет дальше? Выписываю гипотезы на доску. - Давайте продолжим знакомство и определим, удалось ли нам угадать. Возьмите листы с текстом, приготовьтесь следить, найдите 4 строчку. Читаю продолжение сама, и хорошо читающие дети. - Удалось ли нам предугадать исход детской затеи? Находим на доске самую подходящую версию, обвожу ее. - Понравилось ли вам произведение? - Какое впечатление на вас произвело данное произведение? - А кто сможет мне определить и доказать к какому литературному жанру относиться произведение? | Дети выдвигают свои предположения. (В процессе игры дети поссорятся, придет котенок и их испугает, у них получится веселая интересная игра). Да, подходит вариант: у них получилась веселая игра. Дети делятся впечатлениями об услышанном произведении. Дети определяют жанр произведения, доказывая свою точку зрения. (Это рассказ, т.к. это повествование, в котором есть герои и есть сюжет, оно небольшое по размеру). | Создать условия для формирования умения прогнозировать содержание произведения. | 7 мин |
4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия. | - Ребята встретили ли вы незнакомые слова? Записываю слова на доске. Далее работаем с каждым словом отдельно.
- Можем ли мы предположить, что оно обозначает? 2. Давайте посмотрим значение слова в словаре. | Дети называют слова по очереди. (на цыпочках, подкрался)
Дети читают слова в контексте, предполагают значение слов. Ищут неизвестные слова в словаре, зачитывают значение. | Создать условия формировать умение объяснять лексическое значение некоторых слов на основе собственного опыта и толкового словаря. | 5 мин |
Предлагаю вам перечитать текст еще раз самостоятельно, использую технику жужжащего чтения. (прохожу по классу прислушиваясь к чтению). | Дети перечитывают текст в технике жужжащего чтения. | |||
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Буги-вуги» Руку правую вперед, а потом ее назад, А потом опять вперед и немножко потрясем. Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге И в ладоши хлопаем вот так. (Затем все повторяется для левой руки). | ||||
5. Этап самостоятельной работы Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия. | Группа «Понимания прочитанного» готовит ответы на вопросы по тексту. Группа «Выборочного чтения» выявляет характер и действия героев через нахождение и зачитывание в тексте отрывков по заданию. Группа «Инсценирования рассказа» показывает своё «актёрское мастерство». - Рассаживание детей по группам, разъяснение заданий группам, выбор руководителя. Руководитель организовывает дискуссию, распределяет поручения по заданию, оставляет итоговое слово за собой, т. е. договаривает и доделывает всё сам, что не досказали. Учитель ненавязчиво помогает группам справиться с заданиями. Задаю вопросы, над которыми работали в группах. Каждая группа отчитывается о проделанной работе. Ребята, а третья группа приглашает нас с вами в театр. Третья группа показывает мини-спектакль. | Читают задачи каждой группы со слайда. Получают карточки с вопросами. Задание для I группы. Подготовьте ответы на вопросы: Как зовут героев рассказа? (Валя, Петя) Что главное в этом рассказе? (Дети сами могут организовать свой досуг). Как автор относится к детям? (Они ему нравятся как книголюбы, как затейники, как фантазёры. Он не осуждает их за мимолётную трусость, надеясь, что они в другой игре покажут себя отважными). Какими ты представляешь героев рассказа? (Весёлыми, осторожными, книголюбами, немного опасливыми, с хорошо развитой фантазией). Задание для II группы. Найдите в тексте и прочитайте: Почему Валю с Петей можно назвать затейниками? (абзац 1, предл. 1, 2) Мы с Валей – затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Как вели себя дети, вспомнив сказку «Три поросёнка»? ( абзац 1, предл.5) Сначала мы бегали, по комнате, прыгали и кричали: «Нам не страшен серый волк!» Какой домик сделали себе ребята? (абзац 3) Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. В каких словах детей слышится отвага?( абзац 6) Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним. Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темноте? (абзац 3 снизу) Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули. - Давай, - говорю, - дверь держать, чтобы он не открыл. Кто и как определил, что под столом никого нет? (абзац 4) Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Задание для III группы. Используя бутафорию, покажите нам почти экспромт – спектакль по данному рассказу. Бутафория – предметы, составляющие обстановку пьесы на сцене. (С. И. Ожегов) Для сценки: § Стол. § Большое и маленькое одеяла. § Дверь. § Книга «Три поросёнка». § Сумка, кошелёк, зонтик (для мамы). Группа выбирает героев сценки, готовит площадку для выступления, подбирают нужный реквизит, разбирают действия героев, их мимику в разные моменты игры, немного репетируют. | Создать условия для развития умения работать с информацией на уроке, делать выводы, высказывать свое мнение, рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним, умение работать сообща, прислушиваться к мнению товарищей. Создать условия для развития речевых умений и творческих способностей детей. | 12 мин |
6. Этап постановки проблемы и ее решения. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе- выбор способа и средств их реализации. | Мы с вами сегодня познакомились с вами с новым произведением, напомните мне к какому жанру относиться это произведение? Ребята а кто вспомнит, как называется раздел, который мы сейчас изучаем? Произведения какого жанра мы изучали ранее в этом разделе? А сегодня? О ком еще раз этот рассказ? - Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, написавший этот рассказ? Показываю портрет Н. Носова (неподписанный). Ребята, вот автор этого произведения, а может кто-то из вас догадался кто это? Да, это Николай Николаевич Носов. Ребята из нашего класса подготовили вам рассказ о Н. Носове, давайте их послушаем. Во время прослушивания прошу вас обратить внимание на: * я это уже знал * это я узнал сегодня * об этом я хочу узнать подробнее. (рубрики записаны на доске). Во время рассказа показываю слайды. Мне очень интересно, что же вы себе наметили из рубрики «об этом я хочу узнать подробнее»? Скажите а какие произведения Н.Носова вам уже знакомы? Слайд – выставка книг писателя. | Это произведение рассказ т.к. здесь описан сюжет, есть герои. Раздел называется «Писатели – детям». В нем произведения о детях и для детей. Стихотворения. Рассказ. О детях. Рассказ этот написал человек, который любит детей, жизнерадостный, веселый, он пишет рассказы. Дети высказывают свое мнение. Дети выступают с рассказом о писателе. (рассказ сопровождается презентацией). Ответы детей. («Приключения Незнайки», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».) | Создать условия для формирования умения решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы на основе полученной информации, наблюдения и сравнения. | 6 мин |
7. Этап рефлексии, домашнее задание. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | С каким писателем мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали? Чем произведение Н. Носова отличается от других произведений из этого раздела? Какое произведение мы с вами сегодня читали? Кто мне скажет, кого называют затейником? Скажите, а можно ли сказать, что Валя и Петя трусливы? Я хочу предложить вам следующее домашнее задание. Принесите книги Н.Н. Носова для выставки книг в классе, книги которые вы прочитали и хотели бы с товарищами поделиться эмоциями. И плюс задание на выбор:
Оцените свою работу на уроке, покажите свои светофоры (у кого все получилось и он доволен собой – зеленый цвет, кто недоволен работой – красный цвет, у кого осталось очень много вопросов и многое не понятно – желтый сигнал). Спрашиваю, несколько учеников с красным и желтым сигналом, почему он так оценил себя. Спасибо, урок окончен! | Мы сегодня познакомились с Николаем Носовым. Н.Н. Носов писал рассказы, а предыдущие стихи. Н.Н. Носов писал веселые истории о детях. Мы сегодня познакомились с рассказом «Затейники». Затейник - веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям. Да, они испугались волка, которого не существовало, и даже, когда они разобрались в этом, все равно боялись подойти к домику. | Создать условия для формирования умения оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми; умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. | 7 мин. |
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Подготовьте ответы на вопросы:
| Найдите в тексте и прочитайте: 1.Почему Валю с Петей можно назвать затейниками? 2.Как вели себя дети, вспомнив сказку «Три поросёнка»? 3.Какой домик сделали себе ребята? 4.В каких словах детей слышится отвага? 5. Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темноте? 6.Кто и как определил, что под столом никого нет? | Используя предложенные предметы , покажите нам почти экспромт – спектакль по данному рассказу. Для сценки: § Стол. § Большое и маленькое одеяла. § Дверь. § Книга «Три поросёнка». § Сумка, кошелёк, зонтик. Группа выбирает героев сценки, готовит площадку для выступления, подбирают нужный реквизит, разбирают действия героев, их мимику в разные моменты игры, немного репетируют. |