Н.Носов "Затейники"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ясницкая Анжелика Андреевна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Рассказ Николая Носова "Затейники"" УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zateyniki_tseli_i_zadachi.docx12.55 КБ
Файл zateyniki_tekst.docx14.13 КБ
Файл zateyniki_nosov.pptx2.91 МБ
Файл zateyniki.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: рассказ  Н.Н. Носова  «Затейники».

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цель урока: познакомить с произведением Н.Носова «Затейники» и анализ произведения.

Задачи урока через планируемые результаты:

Предметные:

-дать новые знания учащимся о творчестве Н.Н. Носова, учить понимать замысел произведения;

-развивать умение рассуждать, выразительно читать.

Личностные:

-формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-формировать умение адекватно оценивать свою работу;

-формировать умения положительного отношения к учебному труду.

Метапредметные:

  1. Регулятивные: создать условия для формирования умения формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, решать проблемные вопросы.
  2. Коммуникативные: создать условия для развития  умения связно излагать свои мысли, продолжить  учить грамотно отвечать на уроке, слушать и слышать.
  3. Познавательные: добывать новые знания, развивать умение работать с информацией на уроке, сравнивать, наблюдать, делать выводы, развивать речевые умения и творческие способности детей.

Оборудование урока:  презентация, аудиозапись произведения, листы с текстом , доска, светофоры для самооценки, карточки с заданиями в группе, реквизит для сценки.



Предварительный просмотр:

Затейники

ы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.М

Один раз мы читали сказку "Три поросёнка". А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

— Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

— Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

— Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

Я говорю:

— Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

— Ничего, — говорит Валя. — У поросят ведь домики бывают без окон.

Я спрашиваю:

— А ты меня видишь?

— Нет, а ты меня?

— И я, — говорю, — нет. Я даже себя не вижу.

Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

— Что ты? — спрашивает.

— Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

— Давай, — говорю, — дверь держать, чтобы он не открыл. Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:

— Может быть, там никого нет?

Я говорю:

— А кто же тогда меня за ногу трогал?

— Это я, — говорит Валя, — я хотела узнать, где ты.

— Чего же ты раньше не сказала?

— Я, — говорит, — испугалась. Ты меня испугал.

Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!

Я говорю:

— Пойди сними одеяло. А Валя говорит:

— Нет, ты пойди! Я говорю:

— Там же никого нет.

— А может быть, есть! Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:

— Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!

Так и не стали больше в „три поросёнка" играть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать .

Слайд 6

А Т З Е Н Й И И

Слайд 7

ЗАТЕЙНИКИ Затейник – веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям.

Слайд 8

Работа в группах 1 группа «Понимания прочитанного» 2 группа «Выборочного чтения» 3 группа «Инсценирования рассказа»

Слайд 9

Задачи для каждой группы: 1 группа Готовит ответы на вопросы по тексту. 2 группа Выявляет характер героев и действия героев через нахождение и зачитывание в тексте отрывков по заданию. 3 группа Показывает свое «актерское мастерство».

Слайд 10

Рассказ Из раздела «Писатели – детям». О детях Любит детей, веселый.

Слайд 11

Николай Николаевич Носов 23.11.1908 – 26.06.1976 «

Слайд 12

Биография 23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Отец был актером кинематографа и эстрады, мать - натура тонкая, чуткая, рукодельница и певунья - воспитывала четырех детей.

Слайд 13

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, наряду с фотографией, электротехникой, радиолюбительством, шахматами, был газетным торговцем, землекопом, косарем. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Одновременно учась он работал чернорабочим в цементной артели в поселке Ирпень, потом на кирпичном заводе в поселке Буча.

Слайд 14

В 1927 году Николай Носов поступил в Киевский художественный институт, но через 2 года перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Окончив институт, с 1932 года по 1952 год Николай Носов работает режиссером – постановщиком на киностудии «Мосфильм». За изготовление нескольких учебных фильмов для Красной Армии в 1943 году был награжден орденом Красной Звезды.

Слайд 15

Николай Носов ввел в литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

Слайд 16

Николай Носов создал сказочный мир на берегах Огурцовой реки и улицах Солнечного города – мир со множеством разнохарактерных жителей.

Слайд 17

За повесть «Витя Малеев в школе и дома» Николай Николаевич Носов был награжден Государственной Сталинской премией в 1952 году. А в 1955 году на экраны Советского союза вышел фильм «Два друга» снятый по повести «Витя Малеев в школе и дома». Еще несколько фильмов было снято по рассказам и повестям детского писателя Николая Носова.

Слайд 18

17.06.2015 18

Слайд 19

Оцени себя дружок! У меня все получилось! Мне было очень трудно! У меня остались вопросы!

Слайд 20

МОЛОДЦЫ!!!



Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

1.Этап мотивации(самоопределения к учебной деятельности). Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»),  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

Здравствуйте, ребята.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

- Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должен лежать пенал, светофоры.

Дети проверяют готовность к уроку.

 

1 мин.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней

потребности к построению нового способа действий.

Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с новым произведением.

- Скажите, а какое у нас сейчас время года.

- Вот и к нам на урок залетели снежинки…

В стране Литературии сегодня снегопад

И наши снежинки в воздухе летят.

Они помогут нам узнать,

Что будем с вами мы читать.

- Посмотрите на снежинки, что вы заметили?

- Ребята, подскажите, а чем похожи эти картинки?

- А что на всех картинках делают дети?

- Как вы думаете, о ком будет наше новое произведение?

- А чтобы узнать, как называется это произведение, я вам предлагаю поиграть.

У меня тут буквы потеряли свои места. Помогите им встать на место, составьте слово из букв. (АТЗЕНЙКИИ)

- Кто же знает, что означает слово «затейники»?

- Давайте, определим точнее значение слова и обратимся к толковому словарю Ожегова.

Прошу одного ученика найти значение слова.

Итак, мы с вами определили, что тема нашего сегодняшнего урока знакомство с произведением «Затейники». Давайте начнем наше знакомство.

- Я считаю, что сейчас зима, потому что, это можно определить по календарю.

- Я тоже думаю, что зима, потому что на улице стало морозно и кругом бело от снега.

     

Дети отвечают: на всех снежинках картинки.

- На всех картинках изображены дети.

- Они играют.

- Мы думаем ,что мы будем читать о детях.

У нас получилось слово затейники.

- Дети; выдумщики; шутники.

Затейник – веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям.

Создать условия для формирования умения формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, решать проблемные вопросы.

7 мин.

3. Этап реализации построения проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять .

Мы с вами будем сегодня работать в группах. Для того чтобы каждая группа успешно справилась со своим заданием, все вы должны внимательно слушать рассказ, прислушаться, как я голосом, эмоционально передаю события и разговор детей. Это и работа двух первых групп поможет нашим артистам создать наиболее интересную постановку, чётко и эмоционально передавая действия и характеры ребят.

Включаю аудиозапись произведения. Слушаем не до конца. Останавливаю на … давай построим себе домики, как у трех поросят….

- Ребята, как вы думаете, что же произойдет дальше?

Выписываю гипотезы на доску.

- Давайте продолжим знакомство и определим, удалось ли нам угадать.

Возьмите листы с текстом, приготовьтесь следить, найдите 4 строчку.

Читаю продолжение сама, и хорошо читающие дети.

- Удалось ли нам предугадать исход детской затеи?

Находим на доске самую подходящую версию, обвожу ее.

- Понравилось ли вам произведение?

- Какое впечатление на вас произвело данное произведение?

- А кто сможет мне определить и доказать к какому литературному жанру относиться произведение?

Дети выдвигают свои предположения. (В процессе игры дети поссорятся, придет котенок и их испугает, у них получится веселая интересная игра).

Да, подходит вариант: у них получилась веселая игра.

Дети делятся впечатлениями об услышанном произведении.

Дети определяют  жанр произведения, доказывая свою точку зрения. (Это рассказ, т.к. это повествование,  в котором есть герои и есть сюжет, оно небольшое по размеру).

Создать условия для формирования умения прогнозировать содержание произведения.

7 мин

4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель:  усвоение учащимися нового способа действия.

- Ребята встретили ли вы незнакомые слова?

Записываю слова на доске.

Далее работаем с каждым словом отдельно.

  1. Прочитайте предложение,  в котором встретилось данное слово.

- Можем ли мы предположить, что оно обозначает?

2. Давайте посмотрим значение слова в словаре.

Дети называют слова по очереди. (на цыпочках,  подкрался)

 

Дети читают слова в контексте, предполагают значение слов.

Ищут неизвестные слова в словаре, зачитывают значение.

Создать условия формировать умение объяснять лексическое значение некоторых слов на основе собственного опыта и толкового словаря.

5 мин

Предлагаю вам перечитать текст еще раз самостоятельно, использую технику жужжащего чтения. (прохожу по классу прислушиваясь к чтению).

Дети перечитывают текст в технике жужжащего чтения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Буги-вуги»

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед и немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге

И в ладоши хлопаем вот так.

(Затем все повторяется для левой руки).

5. Этап самостоятельной работы

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

Группа «Понимания прочитанного» готовит ответы на вопросы по тексту.

Группа «Выборочного чтения» выявляет характер и действия героев через нахождение и зачитывание в тексте отрывков по заданию.

Группа «Инсценирования рассказа» показывает своё «актёрское мастерство».

- Рассаживание детей по группам, разъяснение заданий группам, выбор руководителя.

Руководитель организовывает дискуссию, распределяет поручения по заданию, оставляет итоговое слово за собой, т. е. договаривает и доделывает всё сам, что не досказали.

Учитель ненавязчиво помогает группам справиться с заданиями.

Задаю вопросы, над которыми работали в группах. Каждая группа отчитывается о проделанной работе. Ребята, а третья группа приглашает нас с вами в театр. Третья группа показывает мини-спектакль.

Читают задачи каждой группы со слайда. Получают карточки с вопросами.

Задание для I группы.

Подготовьте ответы на вопросы:

  Как зовут героев рассказа? (Валя, Петя)

  Что главное в этом рассказе? (Дети сами могут организовать свой досуг).

  Как автор относится к детям? (Они ему нравятся как книголюбы, как затейники, как фантазёры. Он не осуждает их за мимолётную трусость, надеясь, что они в другой игре покажут себя отважными).

  Какими ты представляешь героев рассказа? (Весёлыми, осторожными, книголюбами, немного опасливыми, с хорошо развитой фантазией).

 Задание для II группы.

Найдите в тексте и прочитайте:

 Почему Валю с Петей можно назвать затейниками? (абзац 1, предл. 1, 2)

Мы с Валей – затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

 Как вели себя дети, вспомнив сказку «Три поросёнка»? ( абзац 1, предл.5)

Сначала мы бегали, по комнате, прыгали и кричали: «Нам не страшен серый волк!»

 Какой домик сделали себе ребята? (абзац 3)

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом.

В каких словах детей слышится отвага?( абзац 6)

Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

 Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темноте? (абзац 3 снизу)

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

- Давай, - говорю, - дверь держать, чтобы он не открыл.

 Кто и как определил, что под столом никого нет? (абзац 4)

Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет.

Задание для III группы.

Используя бутафорию, покажите нам почти экспромт – спектакль по данному рассказу.

Бутафория – предметы, составляющие обстановку пьесы на сцене.

(С. И. Ожегов)

Для сценки:

§  Стол.

§  Большое и маленькое одеяла.

§  Дверь.

§  Книга «Три поросёнка».

§  Сумка, кошелёк, зонтик (для мамы).

Группа выбирает героев сценки, готовит площадку для выступления,

подбирают нужный реквизит, разбирают действия героев, их мимику в разные моменты игры, немного репетируют.

Создать условия для развития умения работать с информацией на уроке, делать выводы, высказывать свое мнение, рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним, умение работать сообща, прислушиваться к мнению товарищей.

Создать условия для развития речевых умений и творческих способностей детей.

12 мин

6. Этап постановки  проблемы и ее решения.

Цель:  постановка целей учебной деятельности и на этой основе- выбор способа и средств их реализации.

Мы с вами сегодня познакомились с вами с новым произведением, напомните мне к какому жанру относиться это произведение?

Ребята а кто  вспомнит, как называется раздел, который мы сейчас изучаем?

Произведения какого жанра мы изучали ранее в этом разделе?

А сегодня?

О ком еще раз этот рассказ?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, написавший этот рассказ?

Показываю портрет Н. Носова (неподписанный).

Ребята, вот автор этого произведения, а может кто-то из вас догадался кто это?

Да, это Николай Николаевич Носов.

Ребята из нашего класса подготовили вам рассказ о Н. Носове, давайте их послушаем.

Во время прослушивания прошу вас обратить внимание на:

* я это уже знал

* это я узнал сегодня

* об этом я хочу узнать подробнее. (рубрики записаны на доске).

Во время рассказа показываю слайды.

Мне очень интересно, что же вы себе наметили из рубрики «об этом я хочу узнать подробнее»?

Скажите а какие произведения Н.Носова вам уже знакомы?

Слайд – выставка книг писателя.

Это произведение рассказ т.к. здесь описан сюжет, есть герои.

Раздел называется «Писатели – детям». В нем произведения о детях и для детей.

Стихотворения.

Рассказ.

О детях.

Рассказ этот написал человек, который любит детей, жизнерадостный, веселый, он пишет рассказы.

Дети высказывают свое мнение.

Дети выступают с рассказом о писателе. (рассказ сопровождается презентацией).

Ответы детей. («Приключения Незнайки»,  «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».)

Создать условия для формирования умения решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы на основе полученной информации, наблюдения и сравнения.

6 мин

7. Этап рефлексии, домашнее задание.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

С каким писателем мы сегодня познакомились?

Что вы о нем узнали?

Чем произведение Н. Носова отличается от других произведений из этого раздела?

Какое произведение мы с вами сегодня читали?

Кто мне скажет, кого называют затейником?

Скажите, а можно ли сказать, что Валя и Петя трусливы?

Я хочу предложить вам следующее домашнее задание.

Принесите книги Н.Н. Носова для выставки книг в классе, книги которые вы прочитали и хотели бы с товарищами поделиться эмоциями.

И плюс задание на выбор:

  1. Составить диафильм к рассказу.
  2. Составить такой рассказ, который поможет ребятам стать смелыми.

Оцените свою работу на уроке, покажите свои светофоры (у кого все получилось и он доволен собой – зеленый цвет, кто недоволен работой – красный цвет, у кого осталось очень много вопросов и многое не понятно – желтый сигнал).

Спрашиваю, несколько учеников с красным и желтым сигналом, почему он так оценил себя.

Спасибо, урок окончен!

Мы сегодня познакомились с Николаем Носовым.

Н.Н. Носов писал рассказы, а предыдущие стихи.

Н.Н. Носов писал веселые истории о детях.

Мы сегодня познакомились с рассказом «Затейники».

Затейник - веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям.

Да, они испугались волка, которого не существовало, и даже, когда они разобрались в этом, все равно боялись подойти к домику.

Создать условия для формирования умения оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми; умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

7 мин.

1 группа

2 группа

3 группа

Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Как зовут героев рассказа?
  2. Что главное в этом рассказе?
  3. Как автор относится к детям?
  4. Какими ты представляешь героев рассказа?

 

 Найдите в тексте и прочитайте:

 1.Почему Валю с Петей можно назвать затейниками? 

2.Как вели себя дети, вспомнив сказку «Три поросёнка»? 

 3.Какой домик сделали себе ребята? 

4.В каких словах детей слышится отвага?

5. Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темноте? 

 6.Кто и как определил, что под столом никого нет? 

Используя предложенные предметы , покажите нам почти экспромт – спектакль по данному рассказу.

Для сценки:

§  Стол.

§  Большое и маленькое одеяла.

§  Дверь.

§  Книга «Три поросёнка».

§  Сумка, кошелёк, зонтик.

Группа выбирает героев сценки, готовит площадку для выступления,

подбирают нужный реквизит, разбирают действия героев, их мимику в разные моменты игры, немного репетируют.