Готовность ребёнка к обучению чтению и письму.
статья по чтению на тему

Татьяна Николаевна Распопова

В работе говорится:

  • о показателях готовности ребёнка к чтению и письму;
  • из чего складывается умение читать и писать 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebyonka_k_obucheniyu_chteniyu_i_pismu.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к обучению чтению и письму.

Умение читать и писать складывается из:

  • умения слушать,
  • умения вести беседу,
  • умения общаться друг с другом,
  • устанавливать контакты со взрослыми,
  • владеть языком,
  • покой в семье,
  • достаточное питание

Показатели готовности к чтению и письму.

  1. Развитие познания

Владеет ли понятиями «вправо», «влево», «вверх», «больше», в…, из… и др.

  1. Понимает ли простейшие случаи классификации,
  2. Может ли угадать  концовку незамысловатой истории,
  3. Может ли удержать в памяти и выполнить min 3 указаний взрослого,
  4. Может ли назвать большинство заглавных и прописных букв.
  1. Базовый опыт
  1. Представление о почте, магазине, аптеке…
  2. Регулярное слушание чтения и рассказывания взрослых,
  3. Повышенный интерес к чему-либо должен быть (к определённой деятельности),
  1. Языковое развитие
  1. Может ли назвать словами основные окружающие предметы,
  2. Легко ли отвечает на вопросы взрослых,
  3. Может ли объяснить назначение различных вещей (холодильник , пылесос),
  4. Может ли объяснить расположение предметов (на стуле, под столом),
  5. В состоянии ли рассказать маленькую историю, случай, (структура построения текста),
  6. Чётко ли выговаривает слова,
  7. Правильная ли речь с точки зрения грамматики,
  8. Способен ли  участвовать в общем разговоре.
  1. Эмоциональное развитие
  1. Сформирован ли образ человека, который многое может,
  2. Внешний вид (весёлый, угнетённый)
  3. Легко ли переходит к решению новой задачи
  4. Способен ли работать самостоятельно,
  5. Общение (включается ли в игру других, соблюдает ли очерёдность в ситуации, слушает ли других)
  1. Физическое развитие
  1. Хорошо ли слышит, видит, способен ли посидеть спокойно некоторое время,
  2. Координация моторных навыков (игра в мяч, умение прыгать, спускаться по лестнице),
  3. Внешний вид (выглядит бодрым, здоровым),
  1. Зрительные способности
  1. Может ли отличить схожие и несхожие предметы,
  2. Различает ли букву и короткое слово,
  3. Развитие зрительной памяти (замечает отсутствие картинки 1 из 3),
  4. Своё имя, фамилия и родителей,
  5. Назвать 6-8 предметов из повседневной жизни.
  1. Зрительное восприятие
  1. Раскладывает ли по порядку серию картинок (3-5)
  2. Понимает ли, что читать и писать надо слева направо,
  3. Складывает ли головоломку (не более 15 частей),
  4. Рассматривает ли картинку, рассказывает, что видит и прослеживает связи.
  1. Слуховые способности
  1. Рифмует ли слова,
  2. В состоянии ли различить слова, начинающиеся на разные звуки,
  3. Повторяет ли несколько слов или цифр за взрослым,(4-5)
  4. Способен ли пересказать историю, сохранив последовательность действий,
  5. Сформировано ли особое отношение к книге (возникает ли желание самостоятельно посмотреть книгу, внимательно ли слушает чтение, с удовольствием; задаёт ли вопросы о словах и других печатных знаках).

На первом родительском собрании говорю родителям о необходимости читать детям вслух; объясняю правильный способ чтения; необходимость задавать вопросы после чтения, чтобы убедиться, что ребёнок понял содержание.

Программа по чтению  в УМК «Школа-2100» авторов Бунеевых  предпола-

гает следующие этапы работы с текстом:

  • Работа с заглавием и иллюстрацией (до чтения)
  • Словарная работа по ходу текста; если чтение про себя –отметить непонятные слова…)
  • Вопросы на понимание содержания
  • После чтения – главной целью является достижение понимания на уровне смысла.
  • Творческие задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей  будущих первоклассников....

" Критерии готовности ребёнка к обучению в школе."

Кажется ещё вчера малыш изъяснялся знаками в песочнице, а сегодня уже самостоятельно читает, бегло считает до ста и обратно и бодро декламирует английское ст...

Готовность ребёнка к обучению ребёнка в школе.

Интеллектуальная, социальная готовность к обучению ребенка в школе....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....