Е.И. Чарушин "Кабан"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
План-конспект урока по литературному чтению 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.i.charushin_kaban.docx | 31.64 КБ |
lit.chtenie_kaban.ppt | 447.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
Студентка: Денисова Елена 42 гр.
Учитель: ____________
Дата: 06.03.2015
Тема: Е.И. Чарушин. "Кабан".
Цель урока : познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина; вызвать интерес к его книгам;развивать навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, умение работать с иллюстрацией
- Личностные: воспитывать любовь к предмету;развивать память,внимание ;воспитывать любовь к животным;бережное отношение к природе.
- Предметные: познакомятся с творчеством Чарушина
Тип урока: изучение нового
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, презентация.
№ | Этап Методы и приемы | время | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1 | Огр. Момент. Метод – словесный Прием – эмоциональный настрой | 0,5 мин | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Эмоциональный настрой: Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. |
Настраиваются на урок. | |
2 | Актуализация знаний Метод – словесный Прием – подводящий диалог | 1,5 мин | – На прошлом уроке мы закончили знакомство с произведением М. М. Пришвина “Выскочка”. Какую домашнюю работу вы выполняли? .(слайд 1) | Уметь правильно выражать свои мысли. Пересказывать близко к тексту. | |
3 | Постановка учебной задачи Метод – эвристический Прием – исследование материала | 14 мин. | Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о животных. Зеленую страну (Слайд 2). населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу! У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять. Спросите, где же эта страна? Она не за морями, не за горами, а рядом перед вами. Откройте “Родную речь” на с. 96. Нам предстоит встретиться с Евгением Ивановичем Чарушиным. (Слайд 3). | Уметь слушать учителя Отвечать на поставленные учителем вопросы. | Коммуникативные: выражение мыслей с достаточной точностью и полнотой Познавательные: извлечение из текста необходимой информации. |
4 | Решение частных задач | 1 мин. | …Вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам”, – писал Е. И. Чарушин. Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. (Слайд 4, 5). Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушиных в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. (Слайд 6). Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей. Отец, художник и архитектор, брал маленького сына в поездки. И мальчик ранним утром наблюдал, как солнечные лучи пробиваются сквозь трепещущую листву и переливается всеми цветами радуги роса, как оживает природа, запевают птицы и какие голоса издают животные. Он изучил эти голоса и легко их распознавал. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук р он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нем начал проявляться заложенный этой самой природой дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски. (Слайд 7). И, оказалось, природа наградила его и даром художника. Чарушин сам писал для детей и сам иллюстрировал свои книги. Первые рассказы Чарушина: “Щур”, “Птенцы”, “Волчишко” – не столько написаны, сколько “нарисованы”. Их текст слит с иллюстрациями, он только дополняет рисунки. Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. На страницах его рассказов мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового “котенка” рыси и других малышей. (Слайд 8). И в каждом уже “угадывается взрослый зверь”. Трусливым и несчастным выглядел Волчишко, но при первом удобном случае он сбежал из тягостного плена, оправдав старинную пословицу: “Как волка не корми, а он все в лес смотрит”. (Слайд 9). Как линия в рисунках, так и слова в рассказах Чарушина точно изображают малыша в движении, действии: “Играет себе котеночек. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку кверху подпинывает…Надоела котенку соломинка. За мухой погнался, попом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает, – горький, видно, цветок попал…(“Лесной котенок”). (Слайд 10). Рассказы Чарушина – веселые рассказы, юмор вносит в них особую теплоту. Писатель показывает редкие явления, с которыми читатель встречается далеко не каждый день. Становится весело, когда узнаешь, что медведь – лесовик ловит рыбу не хуже заправского рыбака (“Медведь – рыбак”), и нельзя без улыбки читать о том, как домашний петух расправляется с маленьким медвежонком (“Медвежата”). (Слайд 11). Впечатления детства легли и в основу цикла рассказов “Никитка и его друзья”. Читая эти истории, мы замечаем, что мир Никитки – его друзья и природа: кошки, собаки, зайчата, воробьи, корова, рябчонок, сорока – поразительно схож с миром самого автора. И как когда – то в детстве сам Чарушин, Никитка познает этот удивительный мир, полный новизны и светлых, радостных ощущений. (Слайд 12). Детские впечатления помогли Е. Чарушину в его творчестве. Посмотрите на его книги (указывает на выставку), многие из них о животных уже знакомы вам. И сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Е. Чарушина “Кабан”. (Слайд 13). – Что вы знаете об этих животных? (Кабаны живут в лесу, питаются желудями. Кабанов иначе можно назвать дикими свиньями. Это дикое, хищное животное леса.) Давайте прочитаем рассказ. | Отвечать на вопросы учителя,приводить доказательства и доводы. | Коммуникативные: выражение мыслей с достаточной точностью и полнотой Познавательные: извлечение из текста необходимой информации. |
5 | 6.Физ.минутка Решение частных задач Метод-словесный, Знакомство с рассказом Прием – беседа | 3 мин. | (Чтение вслух.) – Где происходят события, описанные Е. И. Чарушиным? – Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Марал – крупный сибирский олень с большими рогами. – Что такое зоосад? (Это научно – просветительское учреждение, в котором содержат в неволе, т. е. в клетках, вольерах или полувольно, на огороженных площадях диких животных; от зоопарка отличается меньшей территорией и менее обширной и разнообразной коллекцией животных). (Слайд 14). | Уметь выделять важную информацию из текста Уметь раскрывать лексическое значение слова |
Коммуникативные: выражение мыслей с достаточной точностью и полнотой Познавательные: извлечение из текста необходимой информации. |
7 | Закрепление изученного Метод – словесный, Прием – обобщающий диалог | 3 мин. | 1. Анализ содержания прочитанного рассказа. (Слайд 15). – Где и когда происходят события, описанные в рассказе? 2. Выборочное чтение. Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Рассмотрим репродукции его рисунков. Послушайте музыкальные и литературные загадки и скажите, какого именно животного из перечисленных вы себе представили. – Крупное животное с ветвистыми рогами, обитает в лесной зоне, травоядное. Кто это (вывешивает картинку с изображением оленя)? (Олень.) – Послушаем вторую литературную загадку. Крупная дикая кошка, на шерсти которой темные кольцеобразные пятна – на боках и на спине, помогающие ей смешиваться с окружающей природой и близко подкрадываться к добыче. Кто это (вывешивает картинку с изображением ягуара)? (Ягуар.) – Какие особенности ягуара вы еще знаете? (Осторожен, быстро бегает.) Ягуар – это хищное животное, длина его тела до 2м, хвоста – до75см, масса более 100кг. Ягуары ведет бродячий образ жизни, хорошо лазают и плавают. Ягуар находится под угрозой исчезновения. – Что делает ягуар в зоосаду? – Послушаем музыкальную загадку. Голос, какого животного вы услышали? (Хищное животное с темно – коричневой шерстью.)(Вывешивает изображение медведя). Кто это? (Медведь.) (Звучит музыкальный фрагмент и вывешивается картинка со слоном.) – Опишите, как вы представляете себе слона. (Масса слона до 7,5т, высота 4 – 4,5м, длина тела до 7,5м.) – А что рассказал Е. Чарушин о слоне? Прочитайте. (Звучит мелодия.) Кого вы представили, слушая музыку? Это волк – санитар леса. Найдите и прочитайте о волке в рассказе. (Читают соответствующий абзац.) – О ком из животных, описанных Е. И. Чарушиным, мы еще не говорили? (О журавлях.) (Вывешивается картинка с изображением журавлей.) Сейчас количество журавлей с каждым годом сокращается. Эти птицы занесены в Международную Красную книгу, а для их защиты создан Международный фонд охраны журавлей. Прочитайте описание журавлей. (Читают соответствующий абзац.) – Да, прекрасны все животные зоосада. Но что вдруг отвлекло внимание мальчика? (Появление кабанов.) 3. Работа над иллюстрацией. – Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изобразил художник? (Когда главный герой сидел на заборе, а маленький парнишка загонял кабанов в клетку.) Осуждать Женю мы не будем, так как в незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринимать все меры безопасности. – Чего устыдился Чарушин? 4. Работа с пословицами. – Ребята, вот такой случай из своей жизни рассказал вам Е. И. Чарушин. У каждого на столе лежат листочки с пословицами, выберите из них ту или те, которая, на ваш взгляд, подходит к рассказу “Кабан” и прочитайте ее. У страха глаза велики. (Учащиеся объясняют свой выбор.) | Отвечать на вопросы учителя. Уметь искать ответы на поставленные учителем вопросы в учебнике Уметь находить в тексе описание животного. Уметь находить сравнение. Обладать дополнительной информацией о животных. |
|
8 | Рефлексия Метод – словесный, Прием – обобщающий диалог | 3 мин. | – С рассказом какого писателя мы познакомились на уроке? (Е. Чарушина) | Отвечать на вопросы учителя. Подводить итог урока. |
Обобщение. |
9 | Домашнее задние словесный, Прием – обобщающий диалог | 3 мин. | Прочитать рассказ Е. Чарушина, подобрать загадки про животных. | . |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело нужное всем ребятам» Е. И Чарушин
Е. И. Чарушин родился в городе Вятке (сейчас это город Киров)
Дом детства Е. И. Чарушина
Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным
Изучая природу, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски.
На страницах рассказов Е. И. Чарушина мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового «котенка» рыси и других малышей.
Трусливым и несчастным выглядел Волчишко, но при первом удобном случае он сбежал из тягостного плена, оправдав старинную пословицу: «Как волка не корми, а он все в лес смотрит».
Как линия в рисунках, так и слова в рассказах Чарушина точно изображают малыша в движении, действии.
Писатель показывает редкие явления, с которыми читатель встречается далеко не каждый день. Становится весело, когда узнаешь, что медведь – лесовик ловит рыбу не хуже заправского рыбака.
Читая истории про Никитку, мы замечаем, что мир Никитки поразительно схож с миром самого автора. И как когда-то в детстве сам Чарушин, Никитка познает этот удивительный мир, полный новизны и светлых, радостных ощущений.
Евгений Иванович Чарушин «Кабан»
Зоосад - музей живой природы. В нем диких животных содержат в клетках, вольерах или на огороженных площадях и изучают их образ жизни, поведение.
Евгений Иванович Чарушин «Кабан»