Сын артиллериста
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения по теме "Сын артиллериста " Констатина Симонова.
Учебные задачи:
учить работать с произведениями о детях и для детей;
познакомить с литературным терминами баллада,поэма ;
учить представлять и интерпертировать образы героев, опираясь на текст;
учить определять главную мысль произведения;
отрабатывать навык чтения;
познакомить с творчеством и биографией Симонова;
воспитывать толерантность , нравственность, патриотизм, любовь к Родине;
Оборудование:
интерактивная доска;
слайды;
музыкальный центр;
диск с песнями военных лет;
стенд ветеранов Великой Отечественной войны Осетии ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syn_artillerista.doc | 99.21 КБ |
Предварительный просмотр:
PAGE 8
Урок литературного чтения по теме "Сын артиллериста " Констатина Симонова.
Учебные задачи:
учить работать с произведениями о детях и для детей;
познакомить с литературным терминами баллада,поэма ;
учить представлять и интерпертировать образы героев, опираясь на текст;
учить определять главную мысль произведения;
отрабатывать навык чтения;
познакомить с творчеством и биографией Симонова;
воспитывать толерантность , нравственность, патриотизм, любовь к Родине;
Оборудование:
интерактивная доска;
слайды;
музыкальный центр;
диск с песнями военных лет;
стенд ветеранов Великой Отечественной войны Осетии ;
Ход урока.
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Сегодня наш урок пройдет под девизом "С малой удачи начинается большой успех".
II. Актуализация знаний.
-Расскажите о Ване Солнцеве. Охарактеризуйте его.
-Как мальчик попал к разведчикам ?
-Расскажите о побеге Вани.
-Почему мальчик недоверчиво относился к людям до встречи с разведчиками ?
-Что такое тыл ? Чем он отличается от фронта ?
-Чем привлекает читателей Ваня ?
-Почему писатель дал своему герою такие имя и фамилию ?
В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство- это начало жизни , радость , а война -это страх , насилие , ежеминутная , смертельная опасность . Взрослые бойцы , солдаты это понимают , поэтому и отправляют Ваню в тыл.
III. Постановка учебной задачи .
1. Прослушивание песни "Священная война".
2. Эпиграф.
Война ! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след-
И в книгах , и что на полках.
Н.Старшинов
3. Презентация стенда о ветеранах Великой Отечественной войны РСО-Алании.
-Ребята! Какой праздник мы будем отмечать 9 мая? (70-летие Победы.)
Он был бы невозможен без героизма наших людей на фронте и в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины и проявил чудеса героизма. На классных часах и уроках мы с вами много говорили о вкладе жителей нашей многонациональной республики в победу над фашизмом . На этом стенде вы видите героев- земляков, удостоенных высших военных наград. Думаю, что их жизненный путь и подвиги вызовут ваш интерес, который может быть удовлетворён посредством материалов представленного стенда.
Мы с вами ездили на экскурсию по местам боевой славы,в том числе к мемориалу павшим воинам в с. Майрамадаг, с захороненными в нём недавно обнаруженными поисковиками останками трёх солдат. Наш класс принимает участие в акциях георгиевская ленточка, бессмертный полк, письмо ветерану.Кроме того мы ежегодно поздравляли нашего ветерана Джаваева Георгия, который три месяца назад ушёл из жизни. Светлая ему память.
IV.Открытие нового знания.
1.Сообщение ученика о Симонове.
Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника генерального штаба Михаила Афангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской.Отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим - командир Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богатой, поэтому мальчику пришлось по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через 2 года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 году. Его произведения были опубликованны в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь". В 1939 году он был направлен в качестве военного кореспондента на фронт. Талант Симонова многогранен. Он является автором стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков.
2.Знакомство с литературными терминами.
Баллада - стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.
Поэма - стихотворное сюжетное повествование, стихотворная повесть или рассказ в стихах.
2. Характеристика жанра произведения.
По размеру это произведение стоит ближе к поэме, по исключительности ситуации - к балладе.
3. Прототипы персонажей произведения.
Прототип ( греч. prototypon - прообраз) - реальная личность. послужившая автору прообразом при создании художественного образа.
В стихотворении отражено событие из истории сражавшегося в Заполярье 104-го пушечного артиллеристского полка. Прототипы имеют Лёнька (Иван Лоскутов - командир топографической разведки), друзья майоры Деев (Ефим Рыклис) и Петров (Алексей Лоскутов).
4 .Совместная декламация произведения учителем и хорошо читающими учашимися. Наиболее глубокие смысловые отрывки баллады читаются педагогом.
5.Словарная работа.
Казарма - особое здание для размещения воинских частей.
Майор - офицерское звание, средний чин между капитаном и подполковником.
Лейтенант - первое офицерское звание.
Батарея - артиллерийское или миномётное подразделение из нескольких орудий, миномётов.
Топографическая разведка - разведка расположения отдельных пунктов местности.
V. Первичное закрепление.
Деление произведения на смысловые части и их озаглавливание.
I часть. (1 - 5 главы). Детство Лёньки. Дружба двух майоров. Лёнька - мальчик 8 -10 лет.
II часть. (6 - 7 главы). Встреча лейтенанта Петрова с майором Деевым. Окончилась мирная жизнь. Отец Лёньки убит. Лёнька закончил военную школу и назначен на фронт. Ему 20 лет. Он попадает в расположение друга отца - майора Деева.
III часть. (8 глава). Опасное задание.
IV часть. ( 9 глава ). Задание выполнено.
V часть ( 10 глава ). Тяжёлый бой в скалах. Слава героям.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Викторина с использованием интерактивной доски.
1. Когда написано произведение и какому событию нашей истории оно посвящено?
( В 1994 году. Великой Отечественной войне.)
2. Когда подружились майор Петров и майор Деев?
( Дружили ещё с гражданской,
Ёщё с двадцатых годов." )
3. Любимая поговорка майора Деева?
( "Держись мой мальчик : на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!")
4.Сколько раз звучит в балладе эта поговорка, кто её произносит и с какой интонацией?
( 5-ый раз её произносит Лёнька, 4 раза - майор Деев.
1) наставление
2) призыв мужаться, отомстить врагам
3) подбодрить, вселить уверенность
4) гордость за приёмного сына)
5. Какой подвиг совершил Лёнька?
( Вызвал огонь на себя.
" Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня".)
6.Какое звание было у Лёньки?
( " К Дееву в полк назначен
Был лейтенант Петров.")
7.Что значат команды Лёньки 3/10 , 4/10 , 5/10 ?
( Территория разбита на квадраты, каждый из которых имеет свой номер.)
8."Косая сажень в плечах". А сколько это?
( Русская мера длины, равная 3 аршинам - 2 м 13 см. Так говорили о широкоплечем человеке большого роста.)
9. Сколько батарей било по квадрату, где находился Лёнька?
( "По квадрату четыре,
десять
Било шесть батарей.")
10.Сколько пушек вшести батареях?
(В каждой батарее по 4 пушки, соответственно в 6 батареях -24- пушки.)
11. Кто является прототипом Лёньки и майора Деева?
( Лёнька - Иван Алексеевич Лоскутов, майор деев - Майор Рыклис Ефим Самсонович.)
7. Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством анализа пословиц.
-Какая из приведённых пословиц более полно отражает смысл произведения Симонова?
1) Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
2) Своя земля и в горести мила.
3) Родина - мать, умей за неё постоять.
4) Друзья познаются в беде.
8.Заключительнаячасть урока.
-Нужно помнить и уважать героев и участников Великой Отечественной войны, подаривших нам мирную жизнь.
Люди! Покуда сердца стучатся,
помните,
Какою ценой завоёвано счастье
Пожалуйста. помните!
Р.Рождественский
Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно , и даже маленькие войны , которые иногда называют "вооруженными конфликтами" , террористические акты , приносят людям страшное горе , разрушают семьи , делают детей сиротами , инвалидами , калечат их души.
Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя , хотя бы немного пережить его , вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, других войн , в которых участвовали граждане нашей страны.
Давайте почтим память павших воинов минутой молчания.
9. Рефлексия учебной деятельности.
-Что нового узнали на уроке? Где сможете применить полученные знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная презентация по литературному чтению "К. Симонов "Сын артиллериста".
Презентация была создана для урока литературного чтения в 4 классе....
К. Симонов «Сын артиллериста», 4 класс
Конспект и презентация урока по литературному чтению К. Симонов «Сын артиллериста», 4 класс...
Тест по литературному чтению "Сын артиллериста"
Тест по литературному чтению "Сын артиллериста"...