Урок литературного чтения для 1 класса по теме "Гласные звуки. Деление слова на слоги"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Галанова Наталья Евгеньевна

                        В данном материале представлен конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе (обучение грамоте).

Урок разработан по УМК «Школа 2100».

Тема урока: Гласные звуки. Деление слова на слоги.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели урока:

•           познакомить обучающихся с гласными звуками и их слогообразующей ролью;

•           развивать фонематический слух;

•           учить делить слова на слоги;

•           развивать мелкую моторику;

•           развивать артистичность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

(обучение грамоте)

УМК «Школа 2100»

Автор: Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

Тема  урока: Гласные звуки. Деление слова на слоги.

Тип  урока: урок объяснения нового материала

Цели  урока:

  • познакомить учащихся с гласными звуками и их слогообразующей ролью;
  • развивать фонематический слух;
  • учить делить слова на слоги;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать артистичность.

Ход  урока:

I. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Вперёд, за новыми знаниями!

II. Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам сегодня на урок? (Учитель показывает мягкую игрушку - льва)

– Какие звуки издает лев? (Рычит.)

– Произнесите, как рычит лев. (Р-р-р.)

– Назовите одним словом звуки, которые издаёт это животное. (Неречевые.)

–Чем отличаются речевые звуки от неречевых? (из речевых звуков можно составить слова)

- С какими звуками мы познакомились на прошлом уроке? (с гласными)

- Гласные звуки – это речевые или неречевые звуки? Докажите.

- Почему гласные звуки имеют такое название? (потому что состоят из голоса, их легко произнести - воздух при произнесении не встречает преграды).

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается…. (гласный)

- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.

- Вот они и снова у нас в гостях. А давайте с ними поиграем, «прокатимся» с ними по нашей «звуковой» горке. Игра «Горка»

III. Сообщение темы урока.

- Ребята, мы сегодня продолжаем знакомство с гласными звуками.

И узнаем один секрет! Хотите? 

-Секрет сможет раскрыть только тот, кто внимательно будет слушать учителя и своих одноклассников. Готовы? Тогда вперёд, за новыми открытиями?

- Ребята, а кто поможет нам сегодня узнать что-то новое? (наш герой- львёнок)

- Ребята, а где живут львы? (В Африке) Каких ещё животных можно встретить в Африке? (слонов, жирафов, бегемотов, обезьян, тигров…)

- Давайте «отправимся» в Африку, а заодно и отдохнём.

IV. Физминутка «Африка» (на 10 минуте)

 V. Изучение нового материала.

1. Знакомство с понятием «слог». Обучение делению слова на слоги.

- Представьте, что наш лев выступает в цирке. Он соревнуется с тиграми.

- Какое слово кричат зрители, когда хотят, чтобы спортсмен победил? (Имя спортсмена.)

- Давайте представим, что мы болельщики, и крикнем, как они:

 «Лё - ва! Лё - ва!»

- Как мы кричали это слово: целиком или по частям?

- Эти части называются слогами. Повторим хором.

- Слоги - это такие сочетания звуков, из которых состоит слово.

- Давайте ещё раз скажем слово Лёва по слогам.

- Какой первый слог? А второй слог?

- А что кричат болельщики, если их команда выигрывает?                              («Молодцы!» [ ма-ла-цы ]!)

- На схеме слоги обозначаются вертикальной чертой.

- У меня есть две схемы.

- Как вы думаете, какая относится к слову Лёва, а какая к слову молодцы? Докажите.

- Теперь, если нужно будет разделить слово на слоги, представьте себя на стадионе и кричите это слово игрокам.

- Что на схеме вам кажется незаконченным? Заменим белые кружки красными кружками, они обозначают гласные звуки.

- Сколько частей в слове Лёва? Как называются эти части? Сколько гласных?

- Сколько частей в слове молодцы? Как называются эти части? Сколько гласных?

2. Работа в Букваре  (с. 26–27)

2.1.  Деление слова на слоги.

- Откройте Букварь на с. 26. Представьте себе, что вы попали в магазин игрушек. Какие игрушки продаются в магазине?

- Давайте произнесём название игрушек и выясним, сколько слогов в каждом слове.

2.2. Физминутка  (на 20 минуте)

2.3. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков.

- Рассмотрим 1-ю пару картинок. Кто изображён слева? (Кот.)

- Сколько гласных звуков? (Один.) Какой? ([о].)

- Правильно ли художник отметил гласный звук?  (Нет, надо красной точкой)

- Кто изображён справа? (Кит.)

- Сколько гласных звуков? (Один.) Какой? ([и].)

- Почему две картинки, два разных слова, а схема одна? Что общего? (Один гласный звук.)

(Следующая пара «домик - труба» разбирается аналогично)

- А что показывает эта вертикальная маленькая чёрточка? (2 слога.)

- Давайте проверим.

(Дети скандируют слова и убеждаются, что в них 2 слога.)

- А почему в 1-й схеме чёрточки нет? (Потому что в этих словах один слог.)

(Аналогично разбираем 3-ю пару слов.)

- А теперь давайте ещё раз внимательно посмотрим на все три схемы:

Сколько гласных в слове? Сколько слогов? Совпадает ли количество гласных и слогов в слове?

- Сколько гласных в одном слоге?

- Что замечаете?

- Давайте сделаем вывод. (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

- Как же мы можем проверить, правильно мы разделили слово на слоги или нет? (Посчитать количество гласных.)

- А может быть слог без гласного? (нет)

3. Работа в прописи.

Повторяются правила посадки при письме, проверяется положение тетради и ручки. Обращается внимание на плакат «Правильно сиди при письме».

- Из каких элементов состоит грива льва? (из петель, пружинки)

- Из какой точки начинаем обводить?

- Обведите по контуру жёлтым цветом.

VI. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какую роль играют гласные звуки в нашей речи? (образуют слоги - слогообразующую роль)

- Сколько гласных может быть в одном слоге?

- Как слово разделить на слоги?

Чтобы слоги подсчитать,

Надо гласные узнать.

С каждой гласной с вязан слог

Вот и весь о них урок.

- Понравился ли вам наш урок?

- Что именно понравилось?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения (1 класс) Галанова Наталья Евгеньевна учитель начальных классов

Слайд 2

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Слайд 10

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс В.А. Осеева " Волшебное слово"

Цели:1) познакомить детей с рассказом В.А Осеева "Волшебное слово".2) развивать  внимание  и навыки чтения, учить  делить текст на части.3) воспитывать вежливое  поведение, доброже...

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

презентация к уроку литературное чтение 2 класс . Тема "В. Осеева .Волшебное слово" УМК Школа России

Презентация к уроку литературное чтение 2 класс . Тема "В. Осеева .Волшебное слово" УМК Школа России...

Конспект урока Литературное чтение 3 класс "М. М. Зощенко «Золотые слова»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и культуры речи...

Технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс (УМК Школа России) "Волшебное слово"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Валентины Осеевой «Волшебное слово» Задачи урока:Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми свед...