Урок литературного чтения для 1 класса по теме "Гласные звуки. Деление слова на слоги"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
В данном материале представлен конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе (обучение грамоте).
Урок разработан по УМК «Школа 2100».
Тема урока: Гласные звуки. Деление слова на слоги.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели урока:
• познакомить обучающихся с гласными звуками и их слогообразующей ролью;
• развивать фонематический слух;
• учить делить слова на слоги;
• развивать мелкую моторику;
• развивать артистичность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_1_klass.docx | 25.93 КБ |
prezentatsiya_uroka_literaturnogo_chteniya_1_klass.pptx | 742.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе
(обучение грамоте)
УМК «Школа 2100»
Автор: Галанова Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов
Тема урока: Гласные звуки. Деление слова на слоги.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели урока:
- познакомить учащихся с гласными звуками и их слогообразующей ролью;
- развивать фонематический слух;
- учить делить слова на слоги;
- развивать мелкую моторику;
- развивать артистичность.
Ход урока:
I. Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Вперёд, за новыми знаниями!
II. Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам сегодня на урок? (Учитель показывает мягкую игрушку - льва)
– Какие звуки издает лев? (Рычит.)
– Произнесите, как рычит лев. (Р-р-р.)
– Назовите одним словом звуки, которые издаёт это животное. (Неречевые.)
–Чем отличаются речевые звуки от неречевых? (из речевых звуков можно составить слова)
- С какими звуками мы познакомились на прошлом уроке? (с гласными)
- Гласные звуки – это речевые или неречевые звуки? Докажите.
- Почему гласные звуки имеют такое название? (потому что состоят из голоса, их легко произнести - воздух при произнесении не встречает преграды).
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается…. (гласный)
- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.
- Вот они и снова у нас в гостях. А давайте с ними поиграем, «прокатимся» с ними по нашей «звуковой» горке. Игра «Горка»
III. Сообщение темы урока.
- Ребята, мы сегодня продолжаем знакомство с гласными звуками.
И узнаем один секрет! Хотите?
-Секрет сможет раскрыть только тот, кто внимательно будет слушать учителя и своих одноклассников. Готовы? Тогда вперёд, за новыми открытиями?
- Ребята, а кто поможет нам сегодня узнать что-то новое? (наш герой- львёнок)
- Ребята, а где живут львы? (В Африке) Каких ещё животных можно встретить в Африке? (слонов, жирафов, бегемотов, обезьян, тигров…)
- Давайте «отправимся» в Африку, а заодно и отдохнём.
IV. Физминутка «Африка» (на 10 минуте)
V. Изучение нового материала.
1. Знакомство с понятием «слог». Обучение делению слова на слоги.
- Представьте, что наш лев выступает в цирке. Он соревнуется с тиграми.
- Какое слово кричат зрители, когда хотят, чтобы спортсмен победил? (Имя спортсмена.)
- Давайте представим, что мы болельщики, и крикнем, как они:
«Лё - ва! Лё - ва!»
- Как мы кричали это слово: целиком или по частям?
- Эти части называются слогами. Повторим хором.
- Слоги - это такие сочетания звуков, из которых состоит слово.
- Давайте ещё раз скажем слово Лёва по слогам.
- Какой первый слог? А второй слог?
- А что кричат болельщики, если их команда выигрывает? («Молодцы!» [ ма-ла-цы ]!)
- На схеме слоги обозначаются вертикальной чертой.
- У меня есть две схемы.
- Как вы думаете, какая относится к слову Лёва, а какая к слову молодцы? Докажите.
- Теперь, если нужно будет разделить слово на слоги, представьте себя на стадионе и кричите это слово игрокам.
- Что на схеме вам кажется незаконченным? Заменим белые кружки красными кружками, они обозначают гласные звуки.
- Сколько частей в слове Лёва? Как называются эти части? Сколько гласных?
- Сколько частей в слове молодцы? Как называются эти части? Сколько гласных?
2. Работа в Букваре (с. 26–27)
2.1. Деление слова на слоги.
- Откройте Букварь на с. 26. Представьте себе, что вы попали в магазин игрушек. Какие игрушки продаются в магазине?
- Давайте произнесём название игрушек и выясним, сколько слогов в каждом слове.
2.2. Физминутка (на 20 минуте)
2.3. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков.
- Рассмотрим 1-ю пару картинок. Кто изображён слева? (Кот.)
- Сколько гласных звуков? (Один.) Какой? ([о].)
- Правильно ли художник отметил гласный звук? (Нет, надо красной точкой)
- Кто изображён справа? (Кит.)
- Сколько гласных звуков? (Один.) Какой? ([и].)
- Почему две картинки, два разных слова, а схема одна? Что общего? (Один гласный звук.)
(Следующая пара «домик - труба» разбирается аналогично)
- А что показывает эта вертикальная маленькая чёрточка? (2 слога.)
- Давайте проверим.
(Дети скандируют слова и убеждаются, что в них 2 слога.)
- А почему в 1-й схеме чёрточки нет? (Потому что в этих словах один слог.)
(Аналогично разбираем 3-ю пару слов.)
- А теперь давайте ещё раз внимательно посмотрим на все три схемы:
Сколько гласных в слове? Сколько слогов? Совпадает ли количество гласных и слогов в слове?
- Сколько гласных в одном слоге?
- Что замечаете?
- Давайте сделаем вывод. (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
- Как же мы можем проверить, правильно мы разделили слово на слоги или нет? (Посчитать количество гласных.)
- А может быть слог без гласного? (нет)
3. Работа в прописи.
Повторяются правила посадки при письме, проверяется положение тетради и ручки. Обращается внимание на плакат «Правильно сиди при письме».
- Из каких элементов состоит грива льва? (из петель, пружинки)
- Из какой точки начинаем обводить?
- Обведите по контуру жёлтым цветом.
VI. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какую роль играют гласные звуки в нашей речи? (образуют слоги - слогообразующую роль)
- Сколько гласных может быть в одном слоге?
- Как слово разделить на слоги?
Чтобы слоги подсчитать,
Надо гласные узнать.
С каждой гласной с вязан слог
Вот и весь о них урок.
- Понравился ли вам наш урок?
- Что именно понравилось?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 2 класс В.А. Осеева " Волшебное слово"
Цели:1) познакомить детей с рассказом В.А Осеева "Волшебное слово".2) развивать внимание и навыки чтения, учить делить текст на части.3) воспитывать вежливое поведение, доброже...
план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]
Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....
план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]
Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Тема:«В. Осеева «Волшебное слово»
Технологическая карта урока «В. Осеева «Волшебное слово»...
презентация к уроку литературное чтение 2 класс . Тема "В. Осеева .Волшебное слово" УМК Школа России
Презентация к уроку литературное чтение 2 класс . Тема "В. Осеева .Волшебное слово" УМК Школа России...
Конспект урока Литературное чтение 3 класс "М. М. Зощенко «Золотые слова»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и культуры речи...
Технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс (УМК Школа России) "Волшебное слово"
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Валентины Осеевой «Волшебное слово» Задачи урока:Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми свед...