Преступление и наказание
классный час по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Библиотечный урок «Преступление и наказание в жизни и в литературе»
(Нравственно-правовой тренинг для учащихся 7-9 классов)
Цель: Через тренинг влиять на становление коммуникативных навыков растущей личности, формирование уровня её общей культуры.
Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поразмышлять о понятии «Ответственность».
Сначала я вам расскажу два случая из реальной жизни. Ваша задача - выслушав рассказ, постараться понять, каким может быть наказание в первом случае и во втором.
- Первый случай произошёл в школе. Ученики одного класса долго готовили спектакль, чтобы выступить перед всей школой. Наконец он был готов. И вдруг, в день спектакля, Костя, который играл одну из главных ролей, не явился в школу. Спектакль сыграли, но некоторые сцены пришлось выкинуть. Ребята чувствовали, что все могло бы пройти намного лучше. Костя же объяснил, что в день спектакля его маме стало плохо, пришлось вызывать «скорую», и он не мог её оставить. Одноклассники Косте поверили, посочувствовали, но через 2 дня в школу пришла мама, и обнаружилось, что он солгал…
- Второй случай произошёл с двумя 16-летними ребятами (назовём их Сергей и Дима). Выпив, они решили прогуляться. У них кончились сигареты, и они попросили прохожего прикурить. Тот ответил очень грубо, Сергею с Дмитрием это не понравилось. Прохожий был жестоко ими избит и две недели пролежал в больнице. О произошедшем сообщили в милицию…
Итак, в чем может заключаться наказание для Кости, а в чем для Сергея с Дмитрием?
(Рассуждение ребят.)
В обоих случаях были совершены поступки, недостойные гражданина. Оба поступка будут обсуждаться окружающими. И Косте, и Сергею с Дмитрием пришлось нести наказание, но с точки зрения закона есть существенное различие. Косте пришлось отвечать перед одноклассниками, мамой и своей совестью, это ответственность моральная.
Сергей с Дмитрием нарушили одну из статей УК. Суд дал им по 1,5 года лишения свободы. Наступила ответственность юридическая.
В жизни вы сталкиваетесь с ответственностью моральной, верно? Почему же не за все проступки, осуждаемые людьми, установлена юридическая ответственность?
(обсуждение.)
Вывод: закон наказывает за проступки, наносящие значительный ущерб обществу или отдельным людям.
Насколько вы хорошо ориентируетесь в степени серьёзности проступка, мы попробуем выяснить в ходе блицопроса. Я буду называть проступок, ваша задача- определить уровень ответственности, моральный (М) или юридический (Ю).
Блицопрос:
- Антон пожадничал (М).
- Коля разорил муравейник (М).
- Террорист пытался угнать самолёт (Ю).
- Девятиклассник ударил ученика 5 класса (М, если нет тяжелых увечий).
- Тонул человек, а прохожий не принял мер к его спасению (М).
- Иван Иванович развёл в лесу костёр (М, в некоторых случаях- Ю).
- Школьники бросали камни в проходящий мимо поезд (Ю).
- Восьмиклассник позвонил в школу и сообщил, что там, якобы, заложена мина (Ю).
- Ученик выставил в дневник оценки, не соответствующие настоящим (М).
- Гражданин, спешащий к автобусу, перебежал дорогу на красный цвет (Ю).
- Продавец предлагал покупателям некачественный товар (Ю)
Итак, какие же меры ответственности предусмотрены законом? Это:
1. Гражданско-правовая ответственность.
2. Административная.
3. Дисциплинарная.
4. Уголовная.
Давайте подробнее остановимся на уголовной ответственности.
Ответственность за уголовные преступления наступает с 16 лет. За особо тяжкие – с 14 лет. Вот перечень этих преступлений: убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, кража, разбой, грабеж, вымогательство, угон транспорта, умышленное уничтожение имущества, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, захват заложников, хищения оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, приведение в негодность транспорта , действия, которые могут привести к нарушению поездов.
Ребёнок, которому не исполнилось 14 лет, в случае нарушения закона тоже не остаётся безнаказанным. Его могут поставит на учет в детскую комнату милиции, а это – постоянный надзор и контроль. При троекратном нарушении закона ребёнка направляют в спецшколу.
Кроме того, за правонарушения детей родители несут материальную ответственность.
Почему некоторые люди совершают преступления? ( Обсуждение.)
Многое зависит от характера, от отношения к происходящим событиям. Со стороны легче оценивать ситуацию, а вот разобраться в своих собственных чувствах и переживаниях намного сложнее. Есть такая пословица: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Как вы её понимаете? (Обсуждение.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по теме "Как не стать жертвой преступления"
Подборка материала для классного часа или беседы с родителями по теме "Как не стать жертвой преступления" , клубный час в группе продленного дня....
Классный час. Проступок. Правонарушение. Преступление.
Классный час по теме " Проступок. Правонарушение. Преступление" предназначен для учащихся 3 - 4 классов ,по профилактике правонарушений среди детей и подростков....
Преступление и наказание. Советы психолога
Дитя грубит. Знает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. Вариантов действий два. Порем наглое дитя и тем прекращаем недопустимое поведение. Такую препону дурному поведению, которая связа...
"Преступление" и наказание.
Рекомендации школьного психолога....
Классный час "Нет преступления без наказания"
Классный час предпологает формирование у учащихся представления о нравственных законах в жизни человека: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних....
Презентация "Преступление и наказание"
Презентация "Преступление и наказание"...
Конспект урока по музыке Рок-опера "Преступление и наказание"
Конспект урока по музыке Рок-опера "Преступление и наказание"...