Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс)

Новикова Елена Александровна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4_kl.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

Рассмотрено:

Заседание МО учителей начальных классов

Протокол №1 от

«27»августа   2014 г.

Руководитель МО учителей начальных классов

_________ / Астайкина Т.А.

Согласовано:

Заседание МС

Протокол №  1  от

« 28»августа 2014 г.

Зам.директора по УВР

_______/ С.В.Воеводина

Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ № 40 »

Приказ № 76  от

«29 » августа 2014 г.

________/ С.В.Баранов

Рабочая программа

учебного курса «Литературного чтения» в 4Д классе
(наименование предмета)


  ___102__часа в год (3 ч. в неделю)

Составитель: учитель начальных классов

Новикова Е. А.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от « 29» августа 2014 г.

2014 - 2015  учебный год

   

Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для четвёртого класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

     

     Цели рабочей программы:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

     Задачи реализации программы:

- формировать первоначальные представления  о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

 - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

-   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-   работать с различными типами текстов;

-   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Общая характеристика учебного предмета

      Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

      Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

     Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

     Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта.

     Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

   Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

  Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

   Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

   Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

   Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения.  Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

    При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

   Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

   Основными формами организации образовательного процесса по литературному являются:

- традиционный урок;

- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок-театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.);

- защита проектов

    Виды и формы контроля

- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, проект, сочинение);

- промежуточная аттестация (интегрированный зачёт)

Описание места учебного предмета в учебном плане

      Рабочая программа составлена на 102 учебных часа (из расчёта 3 часа в неделю).

Планируемые результаты изучения курса

    Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

    У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на ми единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • Восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

    У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов с чтения:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действу соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задача осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации составления текстов в устной и письменной формах;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, строения рассуждений;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

     У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения;

  • Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлен понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;                                                                                                                                
  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
  • Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
  • Умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

     Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.

Содержание учебного предмета

В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной

 деятельности учащихся

1

Летописи, былины, жития

8

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

2

Чудесный мир классики

18

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

3

Поэтическая тетрадь

10

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

4

Литературные сказки

12

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

5

Делу время – потехе час

7

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

6

Страна детства

6

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

7

Поэтическая тетрадь

4

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

8

Природа и мы

11

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

9

Поэтическая тетрадь

5

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

10

Родина

4

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

11

Страна Фантазия

5

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста.

12

Зарубежная литература

12

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

ИТОГО

102 часов

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

     Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

Учебники

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014.

Технические средства обучения

- интерактивная доска;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике;

- аудиоприложение приложение к учебнику «Литературное чтение»,  4 класс, автор Л.Ф. Климанова.

   

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 4 класса

К концу IV класса учащиеся должны:

  • владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного выборочного, творческого ( с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей0 пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение  и завершение;
  • составлять план к прочитанному ( полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
  • знать наизусть не менее 15 стихотворных классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • знать более 10 пословиц и, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности

План.  Факт.

Былины. Летописи. Жития (8 ч)

1

Ознакомление с учебником. Летописи.

Знать жанр «летопись»,  жанр устного народного творчества «былина», произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения.

2

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

3

«И вспомнил Олег коня своего»

4

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

5

Былина «Ильины три поездочки»

6

«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской  литературы

7

«Житие Сергия Радонежского»

8

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

Тестовые задания

Чудесный мир классики (18 ч)

9

Чудесный мир классики. П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок).

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Знать творчество П. Ершова, М. Ю. Лермонтова.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Иметь представление о классической литературе

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

10

Характеры главных героев в сказке               П. Ершова «Конёк-Горбунок».

11

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-

Горбунок».

12

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

13

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

14

Волшебные  сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

15

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.

16

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека».

17

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

18

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб».

19

Закрепление изученного. Тестовые задания

20-

21

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

22

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой.

23

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики».

24

А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана.

25

Тестовые задания.

26

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Поэтическая тетрадь (10ч)

27

Лирика Ф. И. Тютчева

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины.

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета,

Е. Баратынского, Н. Некрасова,  И. Никитина, И. Бунина.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста

Знать лирические произведения о весне.

Уметь выделять образные языковые средства

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

28

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Весенний дождь», «Бабочка»

29

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

30

Картина сельского быта.
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»

31

Тема любви к Родине в стихотворении         И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

32

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник»

33

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…»

34

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

35

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тесты.

Литературные сказки (12 ч)

36

Научно-познавательная сказка.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

Знать творчество В. М. Гаршина, П. П. Бажова.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

37

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

38

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

39-40

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

41

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

42-43

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

44

Особенности речи героев сказа
П. П. Бажова «Серебряное копытце»

45

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков.  «Аленький цветочек»

46

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

47

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

48

Обобщение по разделу: «Литературные сказки». Тесты.

Делу время – потехе час (7 ч)

49

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

50-51

Поучительный смысл «Сказки о потерянном
времени» Е. Л. Шварца

52

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта

53

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

54

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

55

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Тестовые задания

Страна детства (6 ч)

56

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков».

Плохое и хорошее в поступках людей

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

57

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых

58

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев

59

Средства художественной выразительности, используемые
в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

60

М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

61

Обобщение по разделу «Страна детства». Тесты

Поэтическая тетрадь (4 ч)

62

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон»

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

Уметь различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений .

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

63

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

64

Тема природы и Родины в стихах                   М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

65

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тесты.

Природа и мы (11 ч)

66

Отношения человека и птицы в  рассказе       Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Знать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений, работать с иллюстрациями

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе

67

Роль рассуждений и диалогов в  рассказе
Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

68

Характеристики и портреты животных в рассказе А. И. Куприна. «Барбос и Жулька».

69

Тема самопожертвования в рассказе               А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

70-71

Писательская наблюдательность                     М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

72-73

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

74

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

75

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

76

Тестовые задания. Обобщение по разделу «Природа и мы»

Поэтическая тетрадь (5 ч)

77

Настроение, выраженное в стихах                     Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, работать с иллюстрациями , анализировать образные языковые средства

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы,

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

78

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу»

79

Тема природы и Родины в стихах                      Д. Б. Кедрина «Бабье лето» и  Н. М. Рубцова «Сентябрь»

80

Иносказательный смысл произведения
С. А. Есенина «Лебедушка»

81

Тестовые задания . Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Родина (4 ч)

82

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать.

83

Патриотическое звучание стихотворений С. Д. Дрожжина «Родине» и А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»

84

Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

85

Обобщение по разделу «Родина». Тесты.

Страна Фантазия (5 ч)

8687

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

88

89

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

90

Тестовые задания. Обобщение по разделу «Страна фантазия»

Зарубежная литература (12 ч)

91-92

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Знать творчество Г.-Х. Андерсена, М. Твена

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

93

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

94

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

95

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

96

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

97

Тестовые задания.

98

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

99

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

100

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь»

101

Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете»

102

Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...