Тема урока: Николай Заболоцкий. Сентябрь.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_po_zabolotskomu.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
Тема урока: Николай Заболоцкий. Сентябрь.
Материал для чтения: Николай Заболоцкий. «Сентябрь».
Цели урока:
- Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Сентябрь».
- Развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать своё собственное мнение.
- В сферу учения вовлечь не только интеллект школьника, но и эмоции, духовные потребности.
- Воспитывать положительную мотивацию в обучении.
- На изучаемом материале развивать и конкретизировать понятие темы: Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».
- Вести подготовительную работу по формированию навыков художественного описания картин природы в написании детских сочинений.
.
Оборудование урока:
- Репродукции картин Левитана с осенним пейзажем
- Рисунки детей об осени.
- Магнитофон.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Работа над новым материалом
- Творческая работа.
- Домашнее задание.
- Ребята, несмотря на то, что сегодня на улице сыро (мрачно) и холодно, моросит дождь… в нашем классе тепло и уютно. И мне очень хочется, чтобы погода за окном не испортила вашего настроения. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
- На предыдущем уроке мы с вами побывали в «Музейном Доме» и познакомились с репродукциями картин Левитана. Давайте посмотрим на них ещё раз. Дома я просила вас составить небольшие рассказы-описания этих картин от своего имени, представив себя на месте художника. Кто хочет поделиться тем, что у него получилось со своими товарищами?
Дети описывают сначала картину «Тихая обитель», затем «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники».
- Спасибо. Вам понравились рассказы? По-моему получилось хорошо (замечательно). (Следуют ответы детей). А чей рассказ вам понравился больше и почему?
Кирилл: « Я не могу сказать чей рассказ получился лучше, потому что, как мне кажется, и Наташа и Дима смогли очень хорошо описать словами то, что Левитан нарисовал красками.
Я тоже написала рассказ по картине Левитана « Тихая обитель».Прочитайте его.
- В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна.
Эти строчки принадлежат замечательному русскому поэту Николаю Алексеевичу Заболоцкому, о котором нам подготовила небольшой доклад Репишкова Анна.
Родился он в 1903 году под Казанью. Сын агронома и сельской учительницы. Детство своё провёл в селе Сершул Вятской губернии, непосредственно в прямой связи с природой, которую впоследствии великолепно описывал в своих произведениях…..
- Сегодня мы с вами познакомимся с его стихотворением «Сентябрь».
Чтение стихотворения. Ребята слушают.
А теперь внимательно и неторопливо прочитайте это стихотворение сами. Все ли значения слов вам понятны? Далее следует уточнение слов «морок» (устаревшее)- то же, что мрак , «орешина» - то же, что орешник, «зыбкий»- здесь: имеющий неясные очертания. «На полотне» посмотреть в толковом словаре. - А теперь, когда вам понятно каждое слово в стихотворении, найдите и прочитайте строфу, посвящённую описанию непогоды.
Ребята зачитывают. После чего Коля (Миша) говорит: « Хоть и непогода, а описано не скучно! Всё можно представить!»
- А вы, ребята. Разделяете Мишино мнение?
Дети : «Большие горошины дождя», «тополь взъерошенный, закрывается изнанкой листа».
- Что делает картину такой выразительной? С помощью какого приёма поэт добивается этой выразительности?
Дети: Поэт пользуется приёмом олицетворения: тополь под проливным дождём напоминает взъерошенного человека, а «серебристой изнанкой листа» дерево пытается укрыться от ливня, как человек попавший под дождь без зонта, старается прикрыть голову сумкой, пакетом, газетой.
А давайте попробуем представить себя на месте этого тополя. Физкультурная минутка.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Листья дождиком облились И на землю опустились.
- Ребята, а кто из вас прочитает слова, которые служат границей между картиной непогоды и картиной золотой осени? - Какое чудо преображает картину осеннего дня? - С чем поэт сравнивает слой облаков? Как подчёркивает, что они плотные?
Дети отвечают, зачитывая строки стихотворения.
Вторая строфа- смена между осенней непогодой и золотой осенью («сквозь отверстие облака …// Первый луч пробиваясь летит»
- Слой облаков в этом стихотворении «каменные плиты» с арками отверстиями, их плотность создаёт «царство тумана и морока», а чудо вмиг преобразившее картину этого осеннего дня – первый луч солнца, пробившийся сквозь череду облаков.
- Какого цвета листики на орешине? - - Почему поэт не употребляет слова «желтый», «красный», а использует слова «золотой», «гранатовый»? - ---
- Какие из этих слов передают не только цвет, но и свет? - С чем, или с кем поэт сравнивает орешину?
- Орешник («орешина») засиял золотым и гранатовым (т.е. жёлтым и тёмно-красным). Обратите внимание, что слова «золотой, как огонь и гранатовый» передают не только цвет, но и свет. Видимо, поэтому обычный человек отметит, что в конце сентября орешник стал жёлто-красным; тогда, как поэт увидит, что «орешник вспыхнул», словно девушка, «засияла золотым, как огонь, и «гранатовым»
- А если бы не было дождя, смогли бы деревья столь ярко засиять в лучах солнца?
Перечитайте последние две строфы. – Что же должен нарисовать живописец : деревце (орешину),похожее на девушку, или девушку, похожую на деревце? Как вы ответите на этот вопрос?
Дети высказывают своё мнение.
- Казалось бы поэт просит нарисовать девушку, которая должна быть стройной, как деревце (орешина), и зыбкой- то ли царевна в венце, то ли орешина с гранатово-золотой кроной; лицо девушки заплакано, потому что совсем недавно прошёл дождь, и деревья в лесу осыпались большими горошинами.
Дети (Миша) : Художник должен нарисовать такую…девушку- деревце..
- А вы согласны с Колей? - - Тогда давайте попробуем создать такой образ сейчас на уроке. Для этого я предлагаю вам использовать такой художественный приём, как монотипия. Для этого возьмём настоящий листик, нанесём на него цвета осени и сделаем отпечаток на заготовленной бумажной форме. Дети выполняют они работу под музыку П.И.Чайковского из его «Детского Альбома», «Осенняя песня», «Октябрь».
- Давайте украсим ими образ грустной девушки.
Дети выходят к доске и составляют такой образ из листиков орешины и портрета девушки. - А теперь, посмотрите, какая получилась красота!
- В заключение нашего урока, кто из вас хочет прочитать для нас стихотворение Заболоцкого «Сентябрь» полностью?
- Дома я попрошу вас вспомнить всё, о чём мы с вами говорили на уроке. И, читая стихотворение, постарайтесь представить себя художниками, рисуя в своём воображении то, о чём пишет поэт. А может быть и не в воображении, а на листе бумаги. Запишите в дневники домашнее задание. Стр.103. Выразительное чтение. Желающие могут выучить это стихотворение наизусть.
Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
Учитель: Карабедова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Николай Заболоцкий
Презентация к уроку литературы в 11 классе...
Презентация к уроку литературное чтение по теме Н. А. Заболоцкий "Весна в лесу"
презентация для детей к уроку чтения....
Николай Заболоцкий
Некрасивая девочка. Среди других играющих детейОна напоминает лягушонка.Заправлена в трусы худая рубашонка,Колечки рыжеватые кудрейРассыпаны, рот длинен, зубки кривы,Черты лица остры и некрасивы....
Урок литературного чтения. Тема: Н.А.Заболоцкий «Детство» Класс: 4 «А»
Конспект урока по литературному чтению по ФГОС ( Учебник Л.А.Ефросина, М.И.Оморжова 4 класс )....
План урока по литературному чтению на якутском языке. Тема урока: Николай Якутскай «Дьукаахтыылар».
План урока по литературному чтению на якутском языке. Н.Г. Золотарев-Якутский "Дьукаахтыылар"...
Урок литературного чтения 4 класс на тему Н.А. Заболоцкий "Сентябрь"
Открытый урок, проведенный в 4 классе на тему Н.А. Заболоцкий " Сентябрь", изучаемый по прог7рамме перспективной начальной школы....
Н. Заболоцкий «Сентябрь», М. Врубель «Жемчужина»
Урок по теме "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека" с использованием ТРКМ...