Прощание с Азбукой
проект по чтению (1 класс) на тему
Презентация проекта "Живая Азбука". Здесь представлены стихи о буквах, инсценировка по стихотворению Б. Заходера "Буква Я", занимательный экзамен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_azbuk_urok-prezenttsiya_proekta.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Верякушская основная общеобразовательная школа
Урок обучения грамоте «Прощание с Азбукой»
1 класс
Учитель начальных классов:
Фадина Лидия Анатольевна
Урок «Прощание с азбукой».
Цель: презентация проекта «Живая Азбука».
Задачи: закрепить у учащихся знания алфавита , последовательность букв, знания о произнесении букв;
поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку.
Обучение УУД: умение выступать перед другими, участвовать в коллективной деятельности.
Оборудование: - Азбука разрезная;
- карточки с буквами на магнитном креплении;
- мультимедийная презентация;
- медали «За успешное освоение Азбуки».
Звучит песня «Чему учат в школе» (В. Шаинский – М. Пляцковский).
Учитель:
- Мы приглашаем вас, дорогие гости, на презентацию нашего проекта «Живая Азбука».
Все дети научились читать, прочли свою первую школьную книгу – Азбука. Сегодня мы прощаемся с любимой книгой.
- Я поздравляю вас, дети, с этой первой победой.
Выступление детей.
Сюда пришли мы лет шести
В штанишках до колен,
А выйдем взрослыми людьми
Из этих славных стен.
***
Мне учиться очень нравится, отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
***
Надо девять лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
***
Кто-то, где-то сделал парту. Для кого?
- Для нас.
Книги новые прислали. Для кого?
- Для нас.
Ручка, карандаш в пенале. Для кого?
- Для нас.
И пришёл я на рассвете в первый раз
В первый класс.
Как и все другие дети
В первый класс
Первый раз.
Дан звонок на перемену. Для кого?
- Для нас.
Вот компьютер установлен. Для кого?
- Для нас.
Значит нужно так учиться,
Значит нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться.
За кого?
- За нас.
Учитель:
- Ребята, сегодня мы представляем наших добрых, верных друзей. Давайте назовём их ещё раз по именам.
(Дети хором называют буквы алфавита. В это время выходят обучающиеся с карточками букв в руках, читают стихи о буквах и встают в алфавитном порядке. Буква «Я» не может найти своё место).
Слайд 3
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
(А. Шибаев)
Слайд 4
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
(А. Шибаев)
Слайд 5
Вот буква В видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
(С. Маршак)
Слайд 6
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
(С. Маршак)
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
(А. Шибаев)
Слайд 7
Вот стоит дымок пуская,
Букв Д – труба печная.
(В. Степнов)
Слайд 8
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
(Е. Тарлапан)
Слайд 9
Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
(В. Степанов)
Слайд 10
Стала снежинка буквою Ж,
Солнце её не растопит уже!
(Е. Тарлапан)
Слайд 11
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
(В. Степанов)
Слайд 12
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
(В Степнов)
Слайд 13
Букву й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
(В. Степанов)
Слайд 14
Ай да клоун! Знаешь, кто он?
Этот клоун – буква К!
(Е.Тарлапан)
Слайд 15
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
(В. Степанов)
Слайд 16
Взявшись за руки
Мы встали
И на М похожи стали.
( В. Степанов)
Слайд 17
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
(Е. Трлапан)
Слайд 18
Посмотри на колесо –
А увидишь букву О.
(А.Шибаев)
Слайд 19
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
(В. Степанов)
Слайд 20
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
(В. Степанов)
Слайд 21
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
(В. Степанов)
Слайд 22
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
(А.Шибаев)
Слайд 23
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
(В. Степанов)
Слайд 24
Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
(В.Степанов)
Слайд 25
Не рогаты мы, не злы.
Ко'злы мы, а не козлы'.
Держим мы в руках бревно,
Чтоб не выпало оно.
(Е. Тарлапан)
Слайд 26
Буква Ц –
Внизу крючок, точно с краником бачок.
(Е. Тарлапан)
Слайд 28
Первой букве в слове чтение –
Букве Ч моё почтение!
(Е. Тарлапан)
Слайд 29
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
(А. Шибаев)
Слайд 30
На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
(Е. Тарлапан)
Слайд 31
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твёрдый знак,
Чтобы не облиться.
(В. Степанов)
Слайд 32
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны.
(В. Степанов)
Слайд 33
Мягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
(А. Шибаев)
Слайд 34
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
(В.Степанов)
Слайд 35
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.
(А. Шибаев)
(Буква «Я» периодически пытается сказать о себе, но ей не позволяют. Буквы её выталкивают в конец алфавита).
Инсценировка по стихотворению Б. Заходера «Буква Я».
Учитель:
- Что-то с буквами сегодня творится неладное. Они шумят.
По-моему, они спорят между собой. В чём же дело?
Мальвина: Всем известно, буква «Я»
В азбуке последняя.
А известна ли кому,
Отчего и почему?
- Неизвестно?
Все: - Неизвестно.
Мальвина: - Интересно?
Все: - Интересно.
Мальвина: - Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы. Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится, там и дело спорится.
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала.
Взбунтовалась буква «Я».
Я: - Я, главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду!
Быть желаю на виду!
Мальвина: Говорят ей:
Б: - Встань на место!
Мальвина: Отвечает:
Я: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква:
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мной – недоразумение!
Мальвина: Тут вся азбука пришла
В огромное волнение.
Ф: - Фу – фу – фу.
Мальвина: Вздохнуло «Ф».
От обиды покраснев.
С: - Срам!
Мальвина: Сердито «С» сказала.
«В» кричит:
В: - Воображала!
Это каждый так бы мог!
Может я сама предлог.
Мальвина: Проворчала «П».
П: - Попробуй, потолкуй с такой особой.
Ь: - Нужен к ней подход особый.
Мальвина: Вдруг промямлил мягкий знак.
А сердитый твёрдый знак
Молча показал кулак.
Гласные: - Тише буквы! Стыдно знаки!
Мальвина: Закричали гласные.
Гласные: - Не хватало только драки.
А ещё согласные!
Р: - Надо раньше разобраться
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ, буква «Я» сама поймёт.
Н: - Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперёд?
Б: - Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе, ни ме!
Мальвина: «Я» затопала ногами.
Я: - Не хочу водиться с вами.
Буду делать всё сама.
Хватит у меня ума!
Мальвина: Буквы тут переглянулись.
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы: - Хорошо! Идём на спор!
А: - Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку!
Правда, стало быть, твоя!
Я: - Чтобы я, да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а «Я»!
Мальвина: И взялась она за дело.
Целый час она пыхтела, и кряхтела
И потела – написать она сумела
Только яяя…
Как зальётся буква «Х».
Х: - Ха –ха –ха.
Мальвина: «О» от смеха покатилась.
«А» за голову схватилась,
«Б» схватилась за живот…
Буква «Я» сперва крепилась.
А потом как заревёт.
Я: - Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину.
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю».
Буквы: - Что ж.
Мальвина: Решил весь алфавит.
Буквы: - Если хочет, пусть стоит.
Ю: - Дело ведь совсем не вместе,
Дело в том, что все мы вместе!
З: - В том, что все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.
Мальвина: Буква «Я» всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы «Я».
Экзамен.
Учитель:
- Мы изучили Азбуку и сегодня сдаём первый экзамен.
Билет № 1. «Как мы знаем алфавит».
- Ребята, посмотрите на нашу волшебную доску, которая держит все изученные нами буквы. Буква я здесь стоит на своём месте?
Дети:
Нет.
Учитель:
В каком порядке здесь расположены буквы?.
Дети:
Они стоят в такой последовательности, как мы их изучали.
Учитель:
Можно такую последовательность букв назвать алфавитом?
Дети:
Нет.
Учитель:
Соберите алфавит. Это первое испытание в нашем экзамене.
(Дети собирают алфавит на магнитной доске)
-Молодцы! С первым испытанием справились успешно!
Вы изучили весь алфавит и можете прочитать любой рассказ, любую сказку.
Сейчас мы прочитаем рассказ, который называется «………….».
Читать будем по цепочке. Внимательно следите.
Билет № 2. «Как мы читаем и отвечаем на вопросы».
1. Чтение рассказа.
(Дети читают)
2. Беседа по прочитанному.
- О ком говорится в рассказе?
- Из чего видно, что собаке было совсем плохо?
- Что помогло Ладе?
- Какая главная мысль рассказа?
- Как называется этот рассказ?
Билет № 3. «Что мы запомнили, изучая Азбуку».
Викторина.
-Из какого произведения этот отрывок ?
Кто автор произведения?
1.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане …» А.С.Пушкин)
2.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя….»
( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин.)
3.
Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.
( Л.Н.Толстой)
4.
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол».
( «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Д.Ушинский).
5.
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
(«Путаница» К.И.Чуковский).
6.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам, а нечистым трубочистам
Стыд и срам!
(«Мойдодыр» К.И.Чуковский).
7.
Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватил за хвост.
(«Первая охота» В.В.Бианки).
8.
Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс
И бушует целый час.
(«Угомон» С.Я.Маршак).
9.
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел –
Утром брату помогала,
Он с утра конфету ел.
(«Помощница» А.Л.Барто).
10.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
(«Котята» С.В.Михалков).
Учитель:
- Викторина закончилась. Вот сколько разных произведений вы запомнили, читая Азбуку.
- Экзамен по первой школьной книге сдан успешно.
( Вручение медалей «За успешное освоение Азбуки»).
- Пришла пора поблагодарить Азбуку и прописи за помощь.
Чтение стихотворения В.Берестова «Читалочка».
( Хором).
- Теперь нашими помощниками в обучении станут «Русский язык» и «Литературное чтение».
(Учитель демонстрирует новые учебники и раздаёт их детям).
- Урок окончен. Всем большое спасибо! До свидания!
(Выход из класса под фонограмму песни «Чему учат в школе»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:· развитие познавательной активности и творчес...
Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....
Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»
Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....
Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой
Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!
Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...
Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»
Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....
Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"
Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...