Качественное чтение – залог успешного обучения
занимательные факты по чтению на тему

 Хасянова Зифа Арслановна

Я считаю «Уголок чтения» удачной находкой. Думаю, что он помог бы всем учителям начальных классов, особенно начинающим, развить у детей интерес к чтению книг, приобщить их к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kachestvennoe_chtenie_-_zalog_uspeshnogo_obucheniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Качественное чтение – залог успешного обучения

 

        Наши дети не хотят читать. Эта проблема волнует сегодня не только социологов, педагогов и психологов, но и родителей. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и недостаточное внимание государства к культуре в целом и книжной в частности, и нехватка времени у работающих родителей, и конкуренция компьютерных игр, теснящих, «добрую, старую книгу»…

Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашнего задания. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не станет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

        Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Быстро обычно читают ученики, которые много читают.  В процессе чтения совершенствуются память и устойчивость внимания.

         18 лет я работаю учителем в начальной школе. Последние годы мучаюсь тем, что дети с трудом приобщаются к книге. Навыки чтения приобретают, а вот желание читать как можно больше, регулярно брать книгу в руки, испытывать радость от  прочитанного у них как-то не появляется. Родителям порой не хватает времени следить за подготовкой уроков детьми, систематически интересоваться их чтением. Не во всех семьях так, но во многих.Вот и приходится думать, как же зажечь у детей искорку интереса к чтению, чтобы они читали не по принуждению, а по желанию. И чем раньше появится эта искорка, чем раньше появится у детей желание читать, тем будет лучше.
               За годы работы я перечитала большое количество рекомендаций о воспитании в детях любви к книге. Много полезного извлекла из них, много сделала и сама.
 Так в последние годы у меня в классе существует «Уголок чтения».  Я пришла к выводу, что организация такого «Уголка» очень хорошее и нужное дело
             «Уголок чтения» расположен так: в  классе стоит  шкаф  слева от него висит табличка - «Уголок чтения» и полка для книг, прямо – стенд. На стенде написаны рекомендации для чтения  , так же там  лежат детские журналы («Мурзилка», «Тошка», «Непоседа», «Солнечный зайчик» и др.). Где взять столько журналов? В последние годы родители выписывают и покупают для своих детей детские журналы. В первый же день получения журнала, мы рассматриваем его коллективно, прочитываем отдельные рассказы, затем дети берут журналы домой. Читают его дома, и в классе после уроков. После того как журнал прочитан, рассмотрен, дети дарят его для классной библиотечки. На переменках, после уроков, во второй половине дня ученики берут любой журнал и рассматривают его. С каким удовольствием учащиеся рассматривают картинки, читают подписи, делятся впечатлениями, радуются  тому, что уже читают журнал! Читать пытаются все, так как рисунки возбуждают любознательность, желание поскорее узнать, что же там написано.  Я только слежу, вовремя на что-то обращу внимание детей, натолкну их на мысль и т. д. Через определённое время вижу, что эти журналы просмотрены, наскучили, тогда я их убираю, а на стол кладу новую партию. Новый интерес, новая радость!
           На книжных полках в нашем уголке лежат и альбомы, сделанные детьми, посвященные различным детским писателям.
           Я считаю «Уголок чтения» удачной находкой. Думаю, что он помог бы всем учителям начальных классов, особенно начинающим, развить у детей интерес к чтению книг, приобщить их к чтению.
         Сейчас мои дети с удовольствием читают, берут книги в библиотеках и вообще увлечены чтением. Бывают, конечно,  некоторые исключения, но они единичны.

Создание классной библиотечки.
           Это была моя инициатива. Родители одобрили наше начинание и с удовольствием помогали подбирать нужную литературу.  Претворение в жизнь этой идеи не только помогло мне обеспечить нужной книгой некоторых социально незащищённых учеников, но и явилось важным воспитательным фактором: формирование библиотечки личными книгами повышала ответственность учащихся к более бережному отношению к книгам, сплачивала детский коллектив, учила быть щедрыми, делиться  с  другими людьми.
        Так в классе  появилась собственная библиотека. В ней собрались книги, конечно же не очень много, но все таки есть. Создание классной библиотеки с помощью родителей не самоцель и не роскошь. Своим появлением она не только расширяла возможности в интересной и организованной форме проводить внеклассное чтение, но и решала проблему приобщения ребёнка к книге.

Сотрудничество с библиотекой.
         Внеклассное чтение – одно из наиболее творческих занятий в начальной школе. Это возможность использования разнообразного литературного материала, варьирования тем, форм и места проведения занятий внеклассным чтением.
        Союз педагога и библиотекаря в этом случае можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребёнка, библиотекарь особым подходом к работе с книгой. Дети в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы с книгой (выбор книг, составление рекомендательных списков, краткий рассказ о содержании книги и т.д.), учатся общаться и мыслить на литературном материале. Мои наблюдения привели меня к выводу, что именно отношение педагога к библиотеке во многом определяет место книги в жизни младшего школьника.
Впервые в  дети приходят всем классом на экскурсию. И уже при этой встрече важно, чтобы дети были настроены на восприятие библиотеки как источника знаний, место отдыха и общения. Во время экскурсии дети узнают новые слова: абонемент, книгохранилище, читательский билет. Детям показывают, какие бывают разные книги – книги-великаны и книжки-малышки, книжки-игрушки и т.п.
В последующие посещения дети подбирают книги для очередного занятия сначала с помощью библиотекаря, а затем самостоятельно.
Любое литературное мероприятие в библиотеке проходит ярче и эффективнее, чем в школе.  

Проведение уроков внеклассного чтения.

 

Как же приобщить сегодняшних школьников к чтению? Как сделать так, чтобы, задавая себе вопрос: чем заняться в свободное время? – ребята делали выбор в пользу книг?

Одним из способов решения этой проблемы является проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют цель – укрепление любви к художественной литературе, формирование потребности в постоянном пополнении знаний с помощью чтения и умения эту потребность удовлетворять. Умение учиться самостоятельно – это прежде всего умение читать и делать из этого чтения правильные выводы. Овладение мастерством самостоятельного чтения возможно лишь в том случае, когда знания, умения и навыки, усвоенные в учебной работе, переносятся во внеклассную деятельность.


         В настоящее время нет официального урока внеклассного чтения. Работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. Повести речь не о чтении вообще, а о чтении внеклассном, которое проводится во время свободное от школьных занятий, о том, как сделать так, чтобы такое чтение было для детей интересным, доставляло им радость, я постараюсь рассказать, опираясь на свой личный опыт.
        Проведение внеклассного чтения в начальных классах во внеурочное время   требует от учителя большой ответственности и серьёзной подготовки, чтобы это было направлено на  развитие лучших моральных  и эстетических качеств ребёнка. Достичь этого можно было только лишь при условии творческого участия каждого из них в процессе подготовки и проведения урока внеклассного чтения.  В этом подходе я руководствуюсь словами Н.К. Крупской: «Литература больше, чем какой-либо другой предмет, должна покоиться на самодеятельности ребят. Необходимо развить в них интерес к литературе … научить на коллективной работе в данной области, организовать их самодеятельность, прийти им на помощь».
Только участие и заинтересованность каждого ребёнка в процессе подготовки внеклассного чтения могли обеспечить успех проводимого уроков – праздников,  которые готовились и проводились под девизом: «На празднике книги мы не гости, а хозяева».
В своей работе я использую большое разнообразие видов и форм подготовки и проведения уроков внеклассного чтения. Это

  • беседы о прочитанном;
  • коллективное решение вопросов, поставленных в произведении;
  • составление альбомов с иллюстрациями к произведениям;
  • составление альбомов о биографии детских писателей;
  • организация книжных выставок;
  •  проведение литературных экскурсий, викторин;
  •  инсценировки произведений и многое другое.
    Когда это уместно, рассказываю детям о писателях и художниках, которые работают над книгами, о том, что из книг люди узнают о прошлом нашей Родины, о героях войны и труда.
    При подготовке к урокам особое внимание уделяю выразительному чтению. Почти все сказки ученики рассказывают в лицах. Всегда группа детей готовит чтение или пересказ по ролям любого стихотворения или рассказа по теме.
    Большую помощь при подготовке к  интересным урокам оказывают мне родители. Я объясняю им, как должен читать ребёнок дома, даю рекомендации.

 Вот к примеру в прошлом году во время обучения  грамоте вместе с родителями делали «Занимательная Азбука для детей».  По –моему мнению это замечательный способ  для запоминания изученных букв . Для этого Вам понадобится обычная файловая папка. В неё вы можете вставлять листы с рисунками, с надписями, цифры, буквы. Я даже видела на одном сайте, одна молодая мама рассказала о своем способе делать подобные книжки. Она вставляла в файловую папку фотографии с изображением родственников (желательно по отдельности каждого), и писала крупными красными буквами : это бабушка, это папа, это мама и так далее. В общем я подкинула вам идею, ну а фантазия поможет Вам придумать новые различные способы использовать файловые папки для обучения и развития. Хочу продемонстрировать вам мой способ, мы это делали и на уроках русского и татарского языка.

 Чтобы дети приучились использовать умение читать, предлагаю им темы для самостоятельной подготовки к утренникам. Например, вначале года даю для работы «Правила для учащихся». Каждая группа ребят выбирает один пункт правила и готовят всё по этому пункту. Дети отыскивают стихи и считалки, пословицы, басни, песни.
Провожу «минутки», которые дети называют «Новости», читательские конференции, конкурсы на лучшее сочинение по теме. В 4 классе уже  дети читают бегло и выразительно, хорошо работают с книгой, умеют пользоваться справочниками и словарями. Беглое выразительное чтение помогает учащимся успешно изучать другие предметы, хорошо учиться в среднем и старшем звене.
Для подготовки к урокам вместе с ребятами составили правила, способствующие целенаправленному чтению.

Эти правила были следующие:

  • Старайся читать вслух.
  • Не торопись при чтении, глубоко вникай в смысл написанного.
  • Посмотри, как ведут себя герои книги, подумай, почему они себя так ведут.
  • Учись у них хорошему, не подражай плохим поступкам героев.
  • Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила, что ты приобрёл, от чего отказался в своём поведении.
  • Книги пишутся для тебя, умей извлечь из них пользу.
  • Люби и береги книгу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Овладение навыками оптимального чтения-залог успешного обучения"

В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения....

Продуктивное чтение - залог успешного обучения

Данная презентация поможет разобраться в технологии продуктивного чтения...

Родительское собрание "Любовь к чтению - залог успешного обучения. Книга в семье"

Материал собрания поможет рассказать родителям насколько важно чтение в жизни ребенка, особенно в 1 классе....

Оптимальная техника чтения - залог успешного обучения в школе

Статья для родителей  учащихся начальной школы...

Сценарий родительского собрания "Любовь к чтению - залог успешного обучения"

Сценарий родительского собрания "Любовь к чтению - залог успешного обучения"...

Семейное чтение - залог успешного обучения.

Семейное чтение - залог успешного обучения.Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Но, очевидно, что ...