Формирование читательской компетентности младшего школьника .
учебно-методический материал по чтению на тему
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_soznatelnogo_chteniya.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование читательской компетентности младшего школьника .
К.Д.Ушинский утверждал, что основой в чтении выступает понимание – «понимать чтение … составляет главную задачу при обучении грамоте». «Читать - это еще ничего не значит; что читать и понимать прочитанное – вот в чем главное дело ». Развивая эти установки великого педагога, его последователь, выдающийся русский методист Д.И. Тихомиров писал: «Можно и на первых шагах обучения приучить ученика читать и мыслить, а через это прививать интерес к чтению».
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Но сегодня не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых. Учителю необходимо владеть разными приёмами работы над содержанием текста, чтобы не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя - создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться подчинить уроки литературного чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Из своей практики хочу поделиться тем, какие виды работы над текстом я использую на уроках литературного чтения.
1. Чтение произведения и определение его жанра.
2. Чтение и пометка непонятных слов.
3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
5. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
6. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
7. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
10. Чтение, деление текста на части.
11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
13. Чтение текста и сбор пословицы из слов.
14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
16. Чтение по ролям.
17. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
18. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.
19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.
20. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
21. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.
22. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
23. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
24. Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.
25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».
26. Чтение текста голосом героя.
27. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
28. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
29. Чтение и подбор из текста слов – признаков.
30. Чтение и объяснение одним предложением значение слова.
31. Чтение и дописывание предложений словами из текста.
32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.
33. Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
34. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.
35. Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.
36. Чтение и заполнение таблицы словами из текста.
37. Чтение и выполнение тестовой работы.
38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.
39. Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
40. Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.
41. Чтение и пересказ от лица героя произведения.
42. Чтение, представление и описание героя произведения.
43. Чтение сказки и изменение хода событий.
44. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
45. Чтение, придумывание продолжения рассказа.
46. Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
47. Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».
48. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
49. Чтение, расшифровка обряда.
50. Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
51. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
52. Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. это вид деятельности имеет важное коррекционное значение.
Паскаль сказал: «Мы ничего не поймём, если будем читать слишком быстро или слишком медленно».
Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:
- подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
- установка на целенаправленное восприятие текста;
- первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
- беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);
- словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);
- работа над планом (словесное рисование — иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем — деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
- пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
- разбор жизненных ситуаций;
- заключительная, обобщающая беседа.
Упражнения для развития навыка осознанного чтения
1 группа: логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2. Назови одним словом.
Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый.
3. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
4. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза.
Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
5. Какая буква, слог, слово лишние?
а у р о ы
ма ра ла ны та
ку на ды ти ло
2 группа: игры со словами.
1. Игра «Найди слово в слове».
Например, смородинка (родина, сок, доска и т.д.).
2. Игра «Кто как кричит».
Гусь – пищит
Утка – кудахчет
Курица – гогочет
Петух – крякает
Цыпленок – кукарекает
3. Игра «Назовите родителей»
У цыпленка – утка У утенка – гусыня, гусак У гусенка – курица, петух
4. Составь слова из данных букв.
у, х, л, к, п, е, с, о
5.Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.
И РА
Г РЯ
М ША
6.Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.
З_М_К
М Р З
7. Разбор значений слов-синонимов:
ключ – родник,
воин – солдат- боец,
зябнуть – стынуть- мерзнуть,
забор – изгородь- плетень,
стеречь – охранять-караулить- сторожить,
храбрый – смелый- отважный- мужественный
8. Измени слова по образцу:
кленовые листья – листья клёна
городские улицы - …
сосновый запах - …
сделан из камня – каменный
сделан из бумаги - …
сделан из соломы - …
3 группа: работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений), тексты подбираются к теме урока.
2. Составь предложения к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3. Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу …
4 группа: работа с текстом (учебник).
- Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
- Расположи вопросы по порядку содержания текста.
- Зачитай ответ на 2-ой вопрос.
- Задай вопросы по тексту или по части текста.
- Определи сколько частей в тексте.
- Работа над заголовком.
- Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
- Составление кроссвордов по тексту.
- Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
- Пересказ по вопросам и без них.
- Составление плана текста.
- Подбор иллюстрации к тексту.
- По иллюстрации определить содержание текста.
- «Разрушенные тексты».
- Наведи порядок.
- Определение главной мысли текста по заголовку
- По иллюстрациям к тексту определить его содержание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...
Формирование читательской компетентности младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников. Работа по ФГОС в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...
Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Презентация "Формирование читательской компетентности младших школьников"
Данная презентация познакомит опытом работы по формированию читательской компетентности младшего школьника....
«Формирование читательской компетентности младших школьников»
Выступление на педагогическом совете. 2014 год. Ноябрь....
Формирование читательской компетентности младших школьников
презентация из опыта работы...
Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....