коспект урока по литературному чтеию "Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок 37.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_lit_4kl_ur37-korr.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 37.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 2 3 Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихов А.К. Толстого (по желанию учащихся). | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | 2 4 2 3 1 2 3 4 Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. 1) Анализ подзаголовков путешествия. – Почему так точно назван год? О чём это может говорить? – Куда мы попадём во время путешествия? Знаете ли вы что-нибудь об истории Царского Села? Что можно предположить, исходя из названия? – Что такое бал? С кем мы встретимся на балу? – В чём необычность поэтического состязания? Какие ещё могут быть состязания? 2) Исследовательская работа учащихся. – На большинство вопросов мы получим ответы, прочитав рассказ о путешествии. Но, чтобы путешествие наше получилось более ярким, ознакомимся с историей Царского Села подробнее. Идёт работа учащихся с различными источниками, можно организовать её как групповую. В результате они объясняют происхождение названия, рассказывают историю возникновения, прослеживают связь с этим местом Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой и др., знакомят с сегодняшним днём Царского Села и пр. Работа должна занимать не более 5–7 мин. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение текста «Путешествия» – с. 112. – Почему Игорю и Оле потребовалось переодеться перед тем, как отправиться в путешествие? – Как они, по-вашему, оделись? – Встречи с кем мы ждём вместе с близнецами? 2) Чтение текста на с. 112–114 (заканчивая утверждением «Сказка – это для простолюдинов»). – Рассмотрите репродукцию картины П. Геллера. Узнаёте ли вы Н.В. Гоголя? В.А. Жуковского? А.С. Пушкина? – Что вы знаете о каждом из них? – Согласны ли вы с утверждением, что «сказка – это для простолюдинов» (черни)? 3) Самостоятельное чтение текста на с. 114–115 (разговор писателей). – Что нового вы узнали? – Каким представляете вы В.А. Жуковского? Почему он начал писать сказки? Для кого? – О каком состязании идёт речь? – Почему сочинение сказок на народные сюжеты В.А. Жуковский называет поэтическим состязанием? – Отличается ли от позиции В.А. Жуковского позиция А.С. Пушкина? Для кого писал он? – Кого советует почитать А.С. Пушкин? Знакомы ли вам эти писатели? – Сравните оценку Н.В. Гоголем сказок Жуковского и Пушкина. Чьи сказки, по мнению Гоголя, труднее понять читателю? – Объясните его мысль: «Александр Сергеевич никогда не подставляет лестницы ни для кого из тех, которые глухи к поэзии». – Что для вас осталось непонятным? Какие вопросы возникли? 4) Самостоятельное чтение текста на с. 116–117. Работа с текстом после чтения. – Итак, похож ли бал 1831 года на современный бал? – Кого из гостей бала вы запомнили? – Какие сказки написали А.С. Пушкин и В.А. Жуковский в ходе поэтического состязания? – Читали ли вы эти сказки? Если читали, то подумайте, легко ли было судить это состязание? Почему вы так думаете? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | |
IV. Домашнее задание. | Вспомнить прочитанные ранее сказки А.С. Пушкина, найти красочное издание «Сказки о царе Салтане...», рассмотреть иллюстрации к сказке, запомнить имя художника. |
Историческая справка для учителя.
Первоначально село называлось Сарским. Название пришло от наименования деревни, из которой позднее и образовалось Царское Село. По-фински деревня именовалась Саари Мойс – Верхняя мыза. С середины XVIII в. село было загородной резиденцией русских царей и превратилось в Царское. Находится оно в 26 км от Петербурга. Расцвет села начался при Елизавете, дочери Петра I, она превратила его в прекрасный архитектурный ансамбль из дворцов, парков, украшенных фонтанами и скульптурами, место отдыха членов царской семьи, их гостей. С тех пор пошла традиция устраивать балы в Царском Селе.
В 1811 г. именно здесь был открыт первый в России лицей для дворянских детей. Одним из первых поступивших в него учеников стал А.С. Пушкин. За 6 лет лицейской жизни в гостях у будущего поэта не раз бывал В.А. Жуковский. Сам Пушкин в свою очередь навещал жившего подолгу в Царском Селе историка и писателя Н.М. Карамзина. После революции село было переименовано в Детское. В 1937 г., в годовщину смерти великого поэта, Детскому Селу было присвоено имя Пушкино. Сейчас это известный на весь мир город Пушкин.
С Царским Селом связана жизнь многих выдающихся представителей русской культуры: поэтессы А. Ахматовой, художника Петрова-Водкина и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку чтения в 4 классе "Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?"
Поэтическое состязание А.С. Пушкина и В.А. Жуковского....
Урок по литературному чтению в 4 классе. Путешествие 5. Лето 1831 года.
Данный материал содержит презентацию к уроку, тест по содержанию путешествия и справочный материал для учителя....
Коспект урока по литературному чтению 1 класс
Коспект урока по литературному чтению...
Коспект урока по литературному чтению 2 класс
Коспект урока по литературному чтению...
Коспект урока по литературному чтению
Тема: С.Козлов "Когда ты прячешь солнце, мне грустно"...
Коспект урока по литературному чтению
Тема:М.Пришвин "Золотой луг"...
Технологическая карта урока окружающего мира: "Когда наступит лето" (времена года) УМК "Школа России"
Тема урока: «Когда наступит лето»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: Формирование представления о годовом цикле – временах года и причинах смены времен года; формирование пр...