Навык чтения.
статья по чтению на тему
Предварительный просмотр:
О проверке навыка чтения.
Навык чтения это:
- Умение понимать содержание читаемого текста, его смысл.
- Правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов.
- Выразительность - умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста.
- Способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения).
- Темп - определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения.
Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой - понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её - способом, правильностью и выразительностью чтения.
Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения, принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается.
Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:
- значений большей части слов, употреблённых в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
- содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
- предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
- основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Техническая сторона чтения, техника чтения, охватывает все другие компоненты навыка чтения - способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию, служит её более полному выражению.
Темп (скорость чтения) находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1 полугодие | 30-40 слов | 50-60 слов | 70-80 слов | |
2 полугодие | 25 – 30 слов | 40-50 слов | 65-75 слов | 85-90 слов |
Если результат ниже – это сигнал недоработки.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б) пропуски; в) перестановки; г)добавления ; д) искажения ; е) повторы букв ( звуков ), слогов и слов в читаемом тексте; правильно или ошибочно делает ударения в словах .
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы ( логико – грамматические, психологические и ритмические - при чтении стихотворений ); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания ; читать достаточно громко и внятно .
При оценке работы по формированию полноценности навыка чтения у младших школьников желательно в первую очередь обратиться к тому, как отрабатывается этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой- либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно.
Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов, при соотнесении данных по смысловой и технической сторонам чтения и учёта ведущей роли первой.
Если случится, что ученик, допустим, читает со скоростью несколько меньшей, чем это предусмотрено программными требованиями, но при этом пользуется продуктивным способом чтения, не делает ошибок в отношении правильности и выразительности, читает осознанно, то, конечно же, общая оценка его чтения может быть только положительной.
При оценке результативности занятий по обучению детей чтению надо непременно учитывать, справляется ли ученик с примерным объёмом материала для самостоятельного чтения, рекомендованного на определённый отрезок времени (неделю, месяц); насколько он понимает и усваивает прочитанное; какое впечатление вынес ребёнок от чтения; что значится в ученическом формуляре школьной библиотеки; какой книгой пополнилась домашняя библиотечка ребёнка.
Таким образом, качество навыка чтения – это не только результат занятий чтением, уроков классного и внеклассного чтения, но и ученического чтения различных текстов на уроках по всем другим учебным дисциплинам: русскому языку, математике, природоведению и т. д. Следовательно, оценку результативности чтения надо производить так, чтобы охватывались все три сферы приобретения детьми умения и навыков чтения – уроки классного чтения, уроки по всем другим предметам начального цикла, внеклассное чтение.
Проверка сформированности умений и навыков чтения в целом относится к числу наиболее сложных, деликатных и крайне трудоёмких процедур. Сложных – потому что требует охвата нескольких сторон в применении навыка чтения и учёта специфики тех текстов, с которыми дети знакомились на уроках чтения, и тех, которые читали на уроках по другим учебным предметам, и, наконец, тех книг, которые должны быть прочитаны детьми самостоятельно. Деликатных – потому что сама процедура проведения проверки требует создания атмосферы доброжелательности и повышенного внимания к каждому ребёнку, исключения всякого рода резких замечаний, одёргивания, повышения голоса и т. п. Трудоёмких – потому что эта процедура сопряжена со значительными затратами сил, времени, с подготовкой места проверки, текстовых материалов разной жанровой принадлежности, измерителей времени - хронометров, секундомеров или часов с секундой стрелкой .
Организационно проверка строится в соответствии с её формой – индивидуальной или фронтальной.
Проверке подвергаются все виды чтения вслух. Проверку чтения про себя, так называемого молчаливого чтения, целесообразно практиковать лишь 2 –3 раза в учебном году.
Процедура итоговой проверки такова:
1. выбирается текст, соответствующий по сложности тем, что помещены в учебнике для данного класса, объём - 1.5 страницы;
2.ученику предлагается начать его читать про себя (чтобы вчитаться и снять возможное напряжение), а с какого-то абзаца перейти на чтение вслух. С этого момента измеряется скорость чтения. Учитель попутно отмечает в своей тетради замеченные ошибки. Если же сразу предложить чтение вслух, то измерение скорости, темпа чтения целеообразно производить в течение 2-х минут: первая минута – это своеобразный этап вхождения в процесс чтения, вторая – это контрольное время;
3. сразу же после окончания чтения задаются 2-3 таких вопроса по содержанию прочитанного, ответы на которые требуют от ученика понимания и предметного плана содержания, и смысла предметного плана, и эти показатели надо считать главными, решающими.
Особое внимание при проверке обращается на способ чтения. Общая оценка, как уже подчёркивалось ранее, должна складываться из совокупных данных по каждому из компонентов. Если, к примеру, ученик прочитал какое – то слово, а затем тут же вновь его повторил, то это едва ли можно отнести к ошибочному чтению. В данном случае подобного рода повтор надо скорее квалифицировать как стремление ученика утвердиться в точности понимания им смысла читаемого.
Отрицательные оценки по чтению не надо выражать в виде такого рода отметок, т. е. плохо, ,,1,, или ,,2,,. В последних случаях надо дать советы по устранению очевидных недостатков в чтении ученика, предложить выполнить индивидуальные задания, а главное, взять, что называется, под контроль такого ученика и разработать для него систему мер по улучшению его чтения.