Сказка научит буквы писать
учебно-методическое пособие по чтению (1 класс) на тему
Предлагаемое пособие поможет познакомить пяти-семилетних детей с начертаниями русских письменных букв и показывает, как можно это делать занимательно, в игровой, сказочной форме, при активном участии самих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_nauchit_bukvy_pisat.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижегородский институт развития образования
С.К.Тивикова
СКАЗКА НАУЧИТ БУКВЫ ПИСАТЬ
Нижний Новгород
Нижегородский гуманитарный центр
2009
Рекомендовано к изданию научно-методическим экспертным советом НИРО.
Рецензент: Чиркова Т.И., доктор психол.наук
Тивикова С.К. Сказка научит буквы писать. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. - с.
Предлагаемое пособие поможет познакомить пяти-семилетних детей с начертаниями русских письменных букв и показывает, как можно это делать занимательно, в игровой, сказочной фоме, при активном участии самих детей. Пособие может быть использовано учителями начальных классов, практическими работниками детских дошкольных учреждений, родителями.
С Тивикова С.К., 1999
Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей "ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями", "дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" /В.А.Сухомлинский/.
То, что ребенку дается с трудом в ситуации обучения, в игре оказывается для него не только доступным, но и желанным.
Одним из самых сложных уроков в первом классе является урок обучения письму. Поэтому на этих уроках необходимо стремиться к соединению в обучении двух ведущих деятельностей ребенка - учебной и игровой. Решению этой задачи способствует использование на данных уроках линвистических сказок, сущность которых заключается в том, что их сюжет дает возможность детям более быстро и точно усвоить форму изучаемой буквы и правильно воспроизводить ее на письме. Лингвистические сказки о буквах помогают организовать объяснение нового материала и повторение усвоеного ранее, способствуют развитию речи, памяти, творческого воображения детей. Лингвистическая сказка может быть как прозаической, так и стихотворной, использоваться или отдельно, только при объяснении написания новой буквы, или включаться в урок, построенный по единому сюжету.
С помощью таких сказок идет формирование зрительно-двигательных образов каждой письменной буквы, дети усваивают ее форму и направление движения руки, тренируются в написании отдельных элементов и в соединении этой буквы с другими, успешно проводят звуко-буквенный анализ слов и анализ предложений.
Если лингвистическая сказка включается в односюжетный урок, то все учебные задания связываются с дальнейшим развитием сказочного сюжета, и, таким образом, учебная задача включается в более понятную детям, особенно шестилетним, игровую задачу. Учащиеся охотно выполняют различные упражнения, если это является необходимым условием продолжения сказочной истории.
По мере овладения детьми приемами письма лингвистическая сказка используется только при изучении самых трудных по форме букв, сопровождается анализом их состава, разделением букв на отдельные элементы.
Учащиеся с большим желанием сами сочиняют подобные сказки, что позволяет им более прочно усвоить форму буквы, направление движения при ее написании. В нашем пособии приведено несколько таких сказок, являющихся результатом самостоятельного или совместного с взрослыми творчества детей ( сказки про буквы Д д, П заглавную, Ц ц, Ш ш, Я заглавную).
Предлагаемые в пособии сказки можно разделить на три группы в зависимости от того, что лежит в основе их сюжета. Первая группа - это сказки, в котрых написание буквы представляет собой путь какого-либо героя, например, сказки о заглавной букве А, Щ щ и др. Вторая группа - сказки. в которых буква является как бы схематическим, упрощенным и обобщенным рисунком, образом какого-то предмета или животного, название которого начинается с той же буквы, например, сказка о буквах Б, З з, Р и др. Третья группа - сказки, в которых в роли сказочных героев выступают сами буквы или их элементы, например, сказки о буквах Т, ь, Э э и другие.
Лингвистические сказки о буквах могут быть использованы не только учителем начальных классов на уроках в первом классе, но и практическими работниками детских дошкольных учреждений, при этом методика использования этого дидактического материала может быть несколько иной. Букву в этом случае не обязательно писать в разлинованной тетради, можно это сделать на нелинованной бумаге и писать ее большего размера; дети могут и просто обводить букву пальчиком по готовому трафарету. Примерно так же могут использовать это пособие и родители.
Пусть для Ваших детей процесс овладения первоначальным навыком письма будет интересным, увлекательным, пусть развивает их мышление и воображение, побуждает к собственному творчеству.
Буква А а
Жил на свете бесстрашный альпинист по имени Антон. Однажды в альпинистском лагере получили известие о том, что в горах заблудились туристы. Антон сразу поспешил им на выручку. Сначала он спустился из лагеря к подножию высокой горы . Затем поднялся на ее вершину и увидел крутой обрыв . Что делать? Подумал Антон и спустился вниз по отвесной скале на веревке . Очутился он в ущелье, из которого вокруг горы вела узенькая тропинка . По ней Антон осторожно обошел гору и нашел туристов. Молодец, Антон!
Повторим еще раз путь альпиниста Антона: спускаемся из лагеря к подножию горы, поднимаемся на ее вершину, спускаемся вниз по веревке, по тропинке обходим вокруг горы. Нашли туристов!
А теперь придумаем предложения об альпинисте Антоне, например: Альпинист Антон спас туристов. Как напишем первое слово в предложении? А еще какое слово в предложении пишется с заглавной буквы? Почему? Напишите это слово - Антон - в тетради.
Антон нашел туристов около абрикосовых деревьев. Съел и Антон свои любимые абрикосы: ровненькие, овальные, к загибающейся веточке прикрепленные: .
Нарисуем путь Антона, а затем - абрикос.
Скоро вечер. Антон по очереди дает свою руку туристам, помогает им идти по горной тропинке. Напишите соединения буквы А а с другими буквами.
Получилось? Если буквы написаны не совсем точно, обведите их сначала пальчиком в воздухе, а уже потом - в тетради. Теперь справились? Молодцы!
Послушайте и определите, в каких словах (в начале, в середине, в конце) встречается звук [a].
Буква Б б
У мальчика Бори жил барашек по имени Бяша. Один рог у Бяши был острый, вверх торчал , а другой, как у всех баранов, загнутый . Из-за этого острого рога барашек был очень бодливым. Боря долго думал, как бы отучить Бяшу безобразничать. Однажды бабушка подарила Боре большой белый берет. Боря взял и надел его барашку на острый рог. От радости закричал Бяша: "Бе-е!" и перестал бодаться .
Однажды Боря пас барашка на поляне в лесу. Увидел Бяшу бельчонок, испугался: такой большой зверь, да еще в берете! От страха бельчонок в клубок свернулся, вот так: , только хвостик вверх торчит, да еще и вправо загибается: .
Заблеял барашек: "Бельчонок, не бойся!" Но бельчонок сидел как клубочек с хвостиком до тех пор, пока не прискакала мама-белка и не объяснила, что барашков бояться не надо.
Нарисуйте Бяшу и рядом бельчонка: . А теперь вспомните, какие слова в этом рассказе начинаются со звуков [б] и [б']. Определите, в каких случаях пишется строчная, а в каких - залавная буква Б б.
Буква В в
Валюшка и Валерик решили стать поварами и варить обед. Валерик стряпал вареники с вишней, а Валюшка - ватрушки с творогом. Вкусные получились у Валерика вареники, но, когда варились, соединились по две штуки вместе и стали похожи на строчную букву в: . А на что стали похожи затейливые Валюшкины ватрушки? На заглавную букву В .
Кто сумеет прочитать скороговорку, напечатанную на доске?
Съел Валерик вареник,
А Валюшка - ватрушку.
В каких словах в этой скороговорке встречаются звуки [в] и [в' ]? В каких случаях пишется строчная в, а в каких - заглавная буква В?
Произнесем хором эту скороговорку так, словно мы просто сообщаем о том, кто и что съел. А теперь - как будто мы спрашиваем об этом. А сейчас - мы радуемся, какой замечательный аппетит у Валюшки и Валерика или восхищаемся тем, какие вкусные были вареник и ватрушка. Что надо поставить в конце предложения в первом случае? (Точку). А во втором? (Вопросительный знак). А в третьем? (Восклицательный знак).
А теперь напишем букву В , так похожую на ватрушку, и букву в , напоминающую два лежащих рядом вареника.
Буква Гг
Ползет голодная гусеница по тропинке, изгибается, вот так: закругление вверху , закругление внизу . Вползла на горку и видит:
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Нарисуем тонкую ножку с закруглением влево . Нарисуем шляпку . Сравним эти два элемента. Похожи они? Молодцы, если увидели, что они похожи (прямая линия с закруглением в одну сторону), только на строчке расположены по-разному. А в целом из этих двух элементов получится вот такой гриб: .
Только задумала гусеница обглодать этот гриб, как пришли в лес с корзинами Галя и Гена, сорвали гриб и унесли с собой. Еле гусеница - вот такая - успела спрятаться. Погоревала, да решила: "Главное - у самой голова цела. А гриб я и другой найду. Груздь называется: ".
Нарисуйте гриб и рядом с ним гусеницу . Определите, в каких словах встречаются звуки [г] и [г'], где пишется строчная, а где заглавная буква Г г?
Буква Дд
Дятел Данила был известным лесным строителем. Однажды он решил построить себе новый дом. А где живут дятлы? Правильно, в дупле. Прежде чем долбить себе дупло, Данила сделал его чертеж: ствол дерева , сучок
, само дупло .
Вскоре к дятлу прилетел дрозд Денис с просьбой построить дом и ему. Данила вновь нарисовал чертеж: - само гнездо, - ствол дерева и отходящую от него веточку .
Медвежонок Дима увидел эти чертежи и сказал: "Данила, твои чертежи похожи на заглавную и строчную букву Д д. Эта буква поможет написать наши имена и многие другие слова".
Какие слова в нашем рассказе начинаются со звуков [д] или [д']? А есть ли в слове медвежонок эти звуки и где? В каких словах напишем строчную, а в каких - заглавную букву Д д? Почему?
Придумаем предложение о наших героях. Например: "Дятел Данила, дрозд Денис и медвежонок Дима - добрые друзья". Сколько заглавных и строчных букв Д д мы напишем в этом предложении, в каких словах?
Буква Ее
Помните сказку про Емелю "По щучьему веленью"?
Ходил ежедневно Емеля за водой. Однажды на улице был сильный мороз. Емеля подпоясался потуже, голову так в воротник спрятал, что и не видно ее, вот так - . Идет Емеля, тулупом длинным землю подметает.
Зачерпнул он воды из реки - еле-еле ведро вытащил: ерши из ведра выпрыгнули, а щука не успела. Смотрит Емеля на щуку , а а она едва дышит, хвост загнула, вот так - , тесно ей в ведре.
"Эге! - говорит Емеля. - Вместе с водой и еда ко мне приплыла!"
А щука шепчет: "Не губи меня, Емелюшка, отпусти! Я единственная щука в реке осталась. Если меня не будет, то плохо станет и ершам, и ельцам, и подлещикам. Еще обленятся! И твои желания исполню".
Пожалел Емеля щуку, отпустил, для начала умным быть пожелал. И научился сразу Емеля грамоте, а первая буква, которую он написал, была, естественно, буква Е заглавная, похожая на него самого, укутанного с головой в тулуп и подпоясанного - , и строчная е, похожая на щуку с загнутым хвостом.
Попробуем и мы написать эти две буквы. Вспомним , в начале каких слов они нам встретились.
Буква Ёё
По вечерам ляушонок и ёжик ходили к бобрёнку в гости. А на улице туман - ничего не видно. Идут лягушонок и ёжик между ёлками. Лягушонок закалённый, никакой сырости не боится. А ёжик замёрз, съёжился, совсем маленьким кажется. А чтобы согреться, шарф вокруг шеи обмотал. А бобренок ждет - не дождется, зовёт: "Ляушонок! Ёжик!" Смотрит - приближаются в тумане к нему две странные фиуры: та, что повыше, похожа на два больших полукруга (это у лягушонка голова и туловище так видны) - , а вверху глаза светятся: . А у фигуры, что поменьше, вокруг полукруга шарф обмотан , а вверху два круглых предмета виднеются: "Да это лягушонок и ёжик с яблоками!" - обрадовался бобрёнок. Пригласил их в дом пить чай с вишнёвым вареньем, а сам нарисовал своим друзьям, как они выглядели в тумане: ляушонка как два больших полуовала с глазами-точками наверху , а ёжика - как наклонную петельку с яблочками-точками наверху . И сами гости так себя нарисовали и сказали, что теперь будут подписываться этими буквами: Ё и ё.
Попробуй и ты нарисовать лягушонка и ёжика в тумане. Какие слова с этой буквой встречаются в рассказе?
Буква Жж
Где жила прекрасная Жар-птица, не знал никто. Но каждое утро она поднималась над зелеными лесами, желтеющими полями, синими реками, гордо выпрямляла свою спинку и расправляла большие, полукруглые, жаром горящие крылья, сначала одно: , потом второе: .
Маленький неприметный жавоворонок с нетерпением ждал этой минуты. Он так желал стать похожим на сказочную золотую Жар-птицу! Он также гордо выпрямлял свою спинку и распрямлял маленькие крылышки ,
поднимался высоко-высоко в небо. И его желание сбылось: Жар-птица пожалела маленькую птичку, и хотя она не смогла сделать его таким же ярким, как сама, но она одарила его чудесным звонким голосом. И каждую весну мы можем услышать голосистую песню и увидеть высоко в лазури неба сверкающую на солнышке точку: это маленький жаворонок, хоть немножко, но все же стал похож на прекрасную Жар-птицу.
Наипишем залавную букву Ж , а теперь строчную ж . Составим предложения про Жар-птицу и жаворонка.
Буква Зз
У заклинателя змей жили большая зеленая змея и маленькая золотистая змейка. Когда заклинатель начинал играть на дудочке, из кувшина, где затаились змеи, сначала показывалась голова большой змеи, раздувавшей капюшон , а затем все ее тело, изогнутое полукругом . Заклинатель играл дальше, звучала загадочная музыка. Из кувшина выскальзывала тоненькая золотистая змейка. Она тоже раздувала свой капюшончик и затейливо изгибала тело так, что хвостик оказывался за головой .
Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
Нарисуем большую змею - заглавную букву З и маленькую змейку - строчную букву з . Какие слова в этом рассказе начинаются со звуков [з] и [з']? А в каких словах мы слышим эти звуки в середине слова?
Буква Ии
Жил на птичьем дворе важный индюк по имени Игнатий. У него была маленькая голова с длинным наростом над носом - "висюлькой" , изогнутая грудка и большой пышный хвост . Его маленький сынок Илюшка был очень похож на отца: та же изогнутая грудка и пышный хвост , только индюшонок был меньше размером и нароста над носом у него еще не было .
Однажды индюк отправился в город. Там он купил сыну новую игрушку.
Индюк из города идет,
Игрушку новую несет.
Игрушка не простая -
Индюшка расписная.
У игрушечной индюшки был такой же нарост над носом , грудка и хвост, как у всех индюков: .
Илюшка придумал интересную игру. Он ставил индюшку перед малышами птичьего двора, рисовал ее портрет и говорил: "Индюшка похожа букву И . Кто больше придумает слов на эту букву?" Цыпленок пищал: "Ива!" Утенок крякал: "Ил!" А ученый гусенок важно говорил: "Институт!" И каждый клювиком писал на земле букву И и - заглавную и строчную . Давайте и мы поиграем в эту игру.
Буква Йй
В английском городе Йорк был цирк, где выступал индийский йог. Йог умел стоять на голове, часами сидеть под водой и даже заставлял летать в воздухе небольшие предметы. Раны он не смазывал йодом - они у него заживали сами. У йога был ученик - мальчик Йен.
Каждый день йог давал представление. Он наклонял голову , изгибался, как змея , понимал руки вверх за спину, а земли касался грудной клеткой и коленями, вот так: . Над собой он заставлял летать небольшую тарелку . Его ученик Йен полностью повторял движения учителя, только голову не опускал, и тарелочка, летающая над его головой, была совсем маленькой: .
Нарисуем йога и его ученика. Не забудем тарелочки над их головами. В каких словах встречается буква Й й? Составим предложение о йоге и его ученике. В каком случае мы напишем заглавную, а в каком - строчную букву?
Буква К к
Помните сказку про Малыша и Карлсона, который живёт на крыше?
Однажды Малыш был в гостях у своего друга и захотел полетать вместе с ним. На улице как раз никого не было. С края крыши Карлсон полетел вниз, вот так: , потом вновь плавно поднялся вверх , опустился до этажа, где жил Малыш , опять полетел к тротуару, а от него плавно поднялся к окну и осторожно посадил Малыша на подоконник в его квартире .
Малышу очень понравилось это приключение. Он вспоминал полёт и кропотливо выводил свой путь с Карлсоном. Получалась строчная буква к: .
Вниз палочку, а вверх крючок,
Из серединки хвостик.
Вы посмотрите, буква "ка"
Пришла к нам нынче в гости.
Но еще интересней был полет Карлсона, кода он прикинулся привидением, чтобы напугать воров. Увидев, что они снимают в веревки на чердаке чужое белье, он нарядился в простыню, страшно загудел, поднялся над крышей , опустился до самого тротуара и, сделав петлю, вновь жутко закричал и повис над грабителями . После этого он прыгнул к краю крыши, плавно спустился вниз и лишь после этого подлетел к окошку Малыша .
- Ну что, здорово я их напугал?- спросил Карлсон.
- Конечно, здорово!- ответил мальчик.
А Карлсон нарисовал на листке бумаи свой полет: .
- Как здорово! - воскликнул Малыш. - Твой путь похож на залавную букву К, ту, с которой начинается твое имя.
- Ты уверен? - недоверчиво спросил Карлсон.
- Конечно!
И малыш стал учить своего друга писать заглавную и строчную букву К к.
Попробуем и мы написать эти буквы.
Олянитесь вокруг. В названиях каких предметов встречаются звуки [к] и [к']? Сколько таких звуков в заголовке книги шведской писательницы Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"? Составьте предложения , в которых были бы заглавная и строчная буква К к.
Буква Л л
Лёня и Лара пошли кататься на лыжах в лес. Забрался Леня на большую горку и вниз . А Лара рядом с маленькой горки каталась:
. Давайте нарисуем горки Лёни и Лары: .
Какие слова мы напишем с заглавной буквы Л? Почему? А со строчной л? В каких словах слышится мягкий звук [л'] в начале и в середине слова? А в каких словах есть твердый звук [л]?
Буква М м
(по мультипликационному фильму "Мама для мамонтенка")
На берегу холодного моря жил маленький мамонтенок. У него впереди был хобот и хвостик позади , так же, как у буквы "эм":
Малыш очень хотел найти свою маму. Старый мудрый морж сказал ему: "Я слышал, что где-то за морями живут звери, очень похожие на тебя". Долго плыл мамонтенок на льдине по морю. Наконец, он подплыл к незнакомому берегу и увидел мартышку. Он спросил у нее: "Может быть, ты знаешь, где моя мама?" Мартышка внимательно посмотрела на малыша: хобот впереди , хвост позади и закричала: "Знаю! Знаю!" Вскоре она вернулась вместе с большой добродушной слонихой, которая была очень похожа на мамонтенка, только гораздо больше, чем он: такой же хобот впереди и хвост позади . "Мама, моя милая мама!"- громко закричал мамонтенок. "Ну что ж, сынок, пойдем со мной",- ответила ему мама. Мамонтенок очень боялся потеряться и поэтому схватил маму за хвост своим хоботом и послушно пошел за ней, вот так: .
В каких словах мы слышим звуки [м ] и [м']? Составим предложение о мамонтенке и его маме.
Буква Н н
На далеком Ниле жил носорог по имени Никифор. Однажды он был в необычайно нежном настроении, но вдру наткнулся на птичку, у которой был очень несчастный вид.
- Кто ты такая и чем тебе помочь? - спросил Никифор.
- Я птичка-носорог, зовут меня Нонна, я не могу научиться летать. Научи меня!
- Как бы ей намекнуть, что я и сам не умею? - нахмурился носорог. - Но раз она тоже носорог, то надо помочь!
Он опустил вниз свой рог, вот так: , подкинул им птичку. Но она скользнула вниз . Никифор опять ее подхватил и, описав петлю, Нонна полетела вверх . Там она опять сделала петлю , направилась вниз , около земли повернула и приземлилась на низеньком пеньке . Так они тренировались долго, и путь птички напонимал заглавную букву Н.
Потом они устали, и носорог сделал для птички-носорога качели, натянув между двумя деревьями лиану. Один ствол был прямой, вот такой:
, потом висела не очень туго натянутая лиана, привязанная к другому дереву, от которого прямо от земли вверх шла тонкая веточка: . Эти качели очень напоминали строчную букву н .Так большой носорог помог птичке-носорогу научиться летать.
Найдите слова со звуками [н] и [н'] , составьте с ними предложения. Определите, где надо писать заглавную, а где строчную букву Н н.
Буква О о
Жило-было на свете большое облако, вот такое: . Оно очень любило летать по небу и играть с другими облаками. Но однажды подул ветер и разогнал все облака. А облако спряталось от ветра среди камышей у реки. Скучно ему стало без друзей и подружек. Вдруг оно увидело точно такое облако, как оно, только поменьше, вот такое: . Облако очень обрадовалось, но оказалось, что это было всего лишь его отражение в реке. Но вскоре прилетели его друзья и подружки, и они снова стали играть вместе. Они выстраивались в ряд и летели над рекой: , а внизу в реке летели их маленькие отражения, вот такие: .
Буква П п
Паренек Павлушка хотел стать столяром. Как интересно, когда такие сложные инструменты, как рубанок, пила, молоток, слушаются тебя и помогают делать разные интересные и полезные вещи!
Павлушка решил начать с табурета. Но так как он только учился, то первая ножка у него получилась такая: . Она показалась ему не совсем правильной, и вторую он сделал так: . Потом он кое-как смастерил еще две ножки. Сиденье вышло под стать ножкам, вот такое: . И оказалось, что если на табурет смотреть сбоку, то табурет выглядит так: . На что похож Павлушкин табурет? Правильно, на букву . А почему? Потому что его сделал паренек Павлушка. А с какой буквы надо писать имя Павлушка? С заглавной буквы П. Когда еще пишется буква П? Значит, предложение "Паренек Павлушка смастерил табурет" мы напишем с заглавной буквы.
А потом Павлушка попытался сделать маленький пуфик - мягкий стул без стенки. Одна ножка получилась прямой , затем мягкая подушечка и внизу подставочка для ног, чтоб удобнее сидеть было . Пуфик получился гораздо правильнее, чем табуретка. Вот так паренёк Павлушка! А на что пуфик похож сбоку? На любимую букву Павлушки, только не заглавную, а строчную п.
Составь предложение со словами, где есть звуки [п] и [п'], буквы П и п.
Буква Р р
Жила-была в реке маленькая рыбка - резвая, расторопная, радостная. На день рождения рыбка получила много подарков: ракушки, разноцветные камешки, даже рубль, который какой-то рыбак-разиня уронил в реку. Пескарь преподнёс ей роскошный букет из водорослей, вот таких: прямой стебелек , а от него - извилистая веточка-росток, очень похожая на второй элемент строчной буквы р: .
А рак подарил ей розовый зонтик с выгнутой ручкой , с круглой шляпкой , очень красивый, вот такой: . Обрадовалась рыбка, схватила зонтик в рот и поплыла по реке, чтобы похвастаться перед другими рыбками. Но только рот раскрыла - зонтик уплыл, её розовый зонтик с выгнутой ручкой и круглой шляпкой . Загрустила рыбка, а потом подумала: "Зачем рыбе зонтик? Без него плавать удобнее". Зато букет водорослей не принёс ей разочарования: он оказался очень вкусным .
А зонт нашла на берегу девочка Рита. Она закричала от радости: "Мама, мне рыбка зонтик подарила! Вот он какой: с выгнутой ручкой , с круглой шляпкой ".
В каких словах мы слышим звуки [р] и [р' ]? В каких случаях пишется строчная и заглавная буква Р р? Составим предложения про рыбку и девочку Риту.
Буква С с
Суслик сидел у окна на скамеечке и чувствовал себя очень сиротливо. Наступила осень, за окошком свирепствовал северный ветер, было сумрачно и скучно. "Съесть, что ли, сушку?" - подумал, сомневаясь, суслик. Но одному даже сладкая сушка каззалась несладкой.
Но вдруг послышался стук в дверь. Это был сосед сурок, спокойный и серьезный. И сразу стало светлее и веселее. "Как славно, что ты пришел! - сказал суслик.- Садись за стол, будем есть сушки со сливовым соком". Он разломил сушку на две половинки, одну, побольше, вот такую отдал сурку, а себе взял ту, что поменьше: . Сурок сказал: "Спасибо!" и с удовольствием сгрыз свою часть сушки. А потом они посмотрели в окно и увидели, что посыпал первый снег. "Пора спать! - сообщил сурок. -Спокойной тебе зимы!" Сурок ушел, а суслик смотрел вслед, и видел за окном месяц, похожий на букву С, стёжку со следами сурка и заснеженную степь. А потом он лег и заснул сладким сном.
В каких словах встречаются звуки [c] и [c']? Напишите заглавную и строчную буквы С с, похожие на большую и маленькую части сушки.
Буква Т т
Жили-были в тереме три сестрички: первая - с кудряшкой налево , вторая самая прямая и стройная , а третья - с кудряшкой направо . Жили они все вместе, под одной крышей, вот так - , и было им не тесно и не тоскливо.
Но однажды сестрички поссорились, захотели отдельно друг от друга жить. ( идет отработка написания отдельных элементов буквы ). На первой строчке поселилась старшая сестричка - с кудряшкой влево , на второй - самая стройная , а на третьей - с кудряшкой вправо . Но вскоре грустно стало сестричкам жить отдельно друг от друга, увидели они, что по отдельности ничего не значат. Поняли они это и стали жить снова вместе: .
Три палочки наклонные -
Сестрички наши скромные.
Под крышею одной живут
И дружбу берегут.
Около дома сестрички посадили деревья и цветы: тополя, тюльпаны, астры, ноготки, то есть те растения, в которых была их буква. Можем, и мы поможем сестричкам что-то посадить в их саду? Вокруг сада был плетень из тоненьких веточек различной формы, вот таких: первая веточка - прямая , вторая - с закруглением вверху влево , третья - с закруглением вверху и внизу . И плетень был похож на буквы т, стоящие рядом: . Так и жили дружные сестрички: топили печь, ткали, читали толстые тома и пили чай с тортом и рулетом.
В каких словах встречаются звуки [т] и [т`]? Составьте предложения с этими словами.
Буквы Т, П, Г
Жили под одной крышей три сестрички . Но однажды средняя сестричка отправилась в гости. Посмотрите, что получилось из-за этого , появилась буква П . В следующий раз средняя сестричка взяла с собой и младшую. Посмотрите, что получилось: Г . Только старшая сестричка с кудряшкой влево никогда не покидала свой домик. Она знала, что без нее у младших сестричек ничего не получится, крыша - и та может обрушиться. Раз старшая - значит надо отвечать за все. Давайте нарисуем эту сестричку с кудряшкой влево: . А теперь вновь напишем букву Т, всех трех сестричек под одной крышей: .
Буква У у
Маленькая уточка не смогла улететь в теплые края вместе с другими утками. Какая это была ужасная утрата! Уточка плавала по уже начинающей замерзать реке и смотрела на свое отражение в воде, похожее на заглавную букву У: головку , спинку , узенький хвостик и крылышко . Чтобы запутать лису, которая мечтала поужинать бедняжкой, умная уточка плавала так: проплавет немного вниз по реке и повернет вверх: , потом еще дальше вниз проплывет, петлю сделает и по укромной тропиночке украдкой на берег выйдет, за утесом спрячется.
А лютый мороз сковывал землю и реки. Утомительно было уточке целый день работать усталыми лапками. Совсем узенькой стала протока. Уже совсем близко видны уши лисы, которая прячется за суробами.
Но тут - какая удача! - уточка услышала скрип снега. Это был дед с усами и бородой, в унтах, тулупе и шапке-ушанке. "Ух, ты бедненькая!"- удивился дед. Он взял уточку и отнес ее домой. Там ее стали звать Устенькой. А уточка росла, училась летать и ждала возвращения других уток.
Нарисуем головку уточки и ее хвостик , покажем, как она плавала по замерзающей реке .
Буква Ф ф
Мальчик Федя гулял со своей няней Фросей по улице Фонтанке. Няня учила Федю узнавать буквы: "Вот это колесо совсем как буква О. Полбаранки кто-то съел, она теперь как буква С". Но свою любимую букву - букву Ф ф - Федя узнать и запомнить никак не мог. Тогда старый фонтан решил помочь мальчику. Федя посмотрел на фонтан и увидел высокий водяной столб, вот такой: , который справа и слева закручивался водяными струями, вот так: . Получилось очень похоже на строчную букву ф: . А соседний фонарь повернулся к Феде так, что стал похож на заглавную букву Ф . Внизу фонарный столб изогнулся полукругом, вот так: . А вверху , с обеих сторон, горели два круглых фонаря, вот таких . Нарисуем фонарный столб с закруглением внизу , нарисуем фонарь слева , нарисуем фонарь справа . Рядом изобразим фонтан с прямым водяным столбом и двумя закругляющимися струями: . Теперь и Федя обязательно запомнит, как пишется заглавная и строчная буква Ф ф. Составим предложения со словами, в которых есть эта буква.
Буква Х х
Буква Х х похожа на бабочку:
Я расскажу вам, откуда берутся бабочки. Дело это очень хлопотливое. Сначала появляются на свет мохнатенькие гусенички, потом они обматываются тонкими ниточками и становятся куколками. Засыпают куколки надолго, а когда придем время - просыпаются и превращаются в хорошеньких бабочек. Сначала они расправляют одно крылышко , потом другое . И вот уже бабочки могут порхать с цветка на цветок: , среди зеленой, как малахит, травы . Маленькие бабочки за лето вырастают и становятся взрослыми: .
Так и живут заглавная и строчная буква Х х, которая так похожа на бабочку.
Буква Ц ц
Жил-был цыпленок по имени Цып. Он был очень любознательный. Однажды он взобрался на горку , но вдруг подскользнулся и кувырком скатился вниз: . Цыпленку это понравилось, он взобрался на следущую горку и весело скатился: . Но в конце катания он зацепился за кустик и прокружился вокруг него: . Цыпу было совсем не больно, и он засмеялся. С тех пор цыпленок любит кататься с горки, а буква Ц стала первой буквой его имени - Цып: . И младших своих братишек он тоже научил кататься с горки, но только поменьше, вот так:
Буква Ч ч
На чудесном острове жил чёрный, оч-чень страшный дракон Чунга: сам чугунный чешуей покрытый, голова маленькая , шея выгнутая , а чересчур длинный хвост вверх загибается: . И жила на острове маленькая черепашка Чанга с таким же длинным хвостом, как и у всех других черепашек. Вот маленькая Чанга , вот её длинный хвост . Но чёрный дракон Чунга так чванился, так чрезвычайно гордился своим хвостом, что никому на острове длинных хвостов иметь не разрешал. И скоро у всех черепашек на острове остались маленькие, чуть заметные хвостики. Только черепашка Чанга сумела избежать этого запрета. И знаешь, почему? Просто она чувствовала, когда чудище сердится, и тут же незаметно цеплялась за его хвост, вот так: . Чунга ее не замечал, и Чанга - единственная на острове - сохранила свой длинный хвост.
Напиши чётко и чисто заглавную и строчную буквы Ч ч , и тогда у черепашки Чанги останется её длинный хвост.
В каких словах встречается звук [ч]? В каких случаях пишется заглавная, а в каких - строчная буква Ч ч? Составь предложения про дракона и черепашку.
Буква Ш ш
Сегодня мы познакомимся с буквой Ш заглавной и строчной.
Есть мама Ш - заглавная,
Буква очень славная.
Есть буква ш - малышка,
Умна, но шалунишка.
Сначала нам хочет представиться мама - заглавная буква Ш:
Я с крючочка начинаюсь ,
Вниз до линии спускаюсь ,
Там я плавно закругляюсь ,
И спокойно поднимаюсь .
Снова вниз я тороплюсь ,
Закругляюсь, вверх стремлюсь ,
Вниз опять мне надо ехать .
Как на горке - вот потеха.
Вот осталось повернуть,
И окончен долгий путь !
Теперь нам навстречу вышла строчная буква ш - дочка:
Пишусь я тоже просто,
Да вот не вышла ростом.
Есть у меня одна черта:
Как мама я, но без крючка .
Буква Щ щ
Щенок Щенька гулял по роще. То он забирался в самую чащу, то выбегал на полянки. Щедрое лето дарило всем тепло и радость. Зеленели щавель и хвощ. Слышалось щебетанье малиновок, щёлканье и трели соловья. Дятел долбил лещину - только щепки летели.
- На помощь! На помощь! - послышался вдруг голос щегла.
- Что такое? - спросил Щенька.
- Злое чудище с щупальцами схватило моих щеглят!
Щенок Щенька вдруг почувствовал себя большим и храбрым. От возмущения он даже зарычал, а потом спросил:
- Куда бежать? Показывай!
И поспешил вслед за щеглом по тропинке из рощи, вот так:
Но увы! Там, где пролетит щегол, не всегда пробежит щенок. Сначала на пути Щеньки встретилось поле, заросшее щётками: зубными, платяными, сапожными. Щенька решил пробежать через поле, но все щётки стали его щекотать, приговаривая при этом:
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока!
Ощущение было не из приятных! Щита от щёток у щенка не было, пришлось обходить поле вокруг, вот так: .
По пути наш спаситель встретил ящерку.
- Куда вы? - спросила она.
Щенок так торопился, что только крикнул: "Прощай!" и побежал дальше.
Но на пути оказалось озеро, полное щук. Щуки тащили в рот всё подряд: щебень, овощи, а также плащи и другие вещи, забытые на берегу рыболовами. Щуки щёлкали острыми зубами: мы, мол, не щепетильные, и щенком пообедать можем. Пришлось обойти и щучье озеро, вот так: .
По дороге опять та же ящерка встретилась.
С высоты горки щегол показал щенку пещеру, где жило злое чудище. Спустился для этого щенок в лощину и немного на горку поднялся: .
Но тут злое чудище своими щупальцами схватило Щеньку и потащило куда-то вниз, вот так: . Но щенок не растерялся, зарычал и укусил чудище за щупальце. Увидев узкую щель, раскопал её и выбрался наружу, вот так: .
Тут и нашли щегол и щенок маленьких щеглят. А чудище навсегда уползло в самую глубь пещеры.
Давай повторим вместе путь щенка. Пробежим по тропинке из рощи
, обойдём поле щекотливых щеток и щучье озеро , спустимся по дороге, покрытой щебнем, и поднимемся к пещере: . А теперь через подземный ход и щель выйдем наружу: . Вот мы и написали заглавную букву Щ. Сколько таких букв надо написать в предложении "Щенок Щенька помог щеглу найти маленьких щеглят"?
А маленькая ящерка, которая встретилась щенку по дороге, поспешила за ним, но путь прошла не полностью: поле щёток обошла наполовину , щучье озеро - тоже: , спустилась с горки и поднялась к пещере: , проползла через подземный ход .
Так мы сумели написать строчную букву щ . Эта буква есть в словах щегол, ящерка. А ещё в каких? Составьте с ними предложения.
Буква ь
Однажды в ясный день мягкий знак увидел свою тень и удивился: "Кто я такой? Может быть, я пень, круглый и смолистый, от которого тянется вверх зеленый росток ? А может, я олень, вернее , его голова с одним рогом ?" Стоит бедный мягкий знак и не знает, зачем он на свете нужен. Но тут подошли к нему Ольга и Игорь, попытались решить его сомненья. И понял мягкий знак, что он буква, без которой перестанут существовать многие слова, например, Илья и Игорь, Наташенька и Юленька. Уголь превратится в угол, конь в кон, а мель в мел. Обрадовался мягкий знак и с тех пор старался всегда, несмотря на кругленькое брюшко, прямо держать свою спинку. Нарисуем прямую спинку мягкого знака , а теперь его кругленькое брюшко: .
Буква ы
У Ы было очень много друзей. Они очень любили его и часто приглашали в гости. И он рассказывал им чудесные сказки, которые сочинял сам. Но, несмотря на это, Ы ходил с унылым лицом.
Дело в том, что Ы очень любил сладкое: торты, конфеты, варенье из тыквы. У него был большой круглый животик, и сбоку он выглядел так: . Ы стукался им об землю или обо что-то задевал, и поэтому постоянно ныл.
Друзьям было очень жалко Ы, и однажды они подарили ему желтую деревянную трость, которая красиво закруглялась на конце: .
Теперь Ы ходил, опираясь на трость и уже ни обо что не стукался животиком. Теперь он больше не ныл, а все время улыбался. И рассказывал своим друзьям еще более чудесные и волшебные сказки о рыбаках и морских рыбках, прытких мышках, рыжей рыси и храбрых рыцарях. Он был очень счастлив.
Отыщите слова, в которых есть звук [ы]. Составьте с ними предложения.
Буква ъ
Твердый знак ъ очень любил работать. Когда-то давным-давно у него было много дел, он назывался буквой "ер" и стоял в конце каждого слова, которое оканчивалось на твердый согласный звук. А теперь он был нужен только между приставкой и корнем, который начинался с букв е, ё, ю, я.
Твердый знак носил сзади, как было принято в старину, короткую прямую косичку , у него была, как и у мягкого знака, прямая спинка и кругленький животик .
Сначала твердый знак решил работать подъемным краном, ведь косичка может служить вместо крючка, но оказался слишком маленьким и упитанным. Потом задумал стать фонарем у подъезда, но и это не получилось.
Изъявил тогда желание твердый знак заняться своим старинным ремеслом и писать разные объвления и объяснения: как можно въехать на крутую горку и как съехать с нее, когда лучше съесть что-то полезное, а когда что-то вкусное.
Так и твердый знак ъ нашел свою скромную, но нужную другим работу.
Напишите эту букву, запомните слова, в которых она пишется.
Буква Э э
Увидела как-то раз буква Э себя в зеркале и испугалась. Спина сутулая, согнута полукругом. "Наверное, заболела!" - подумала Э. Пришел доктор, просит: "Покажите язык!" Высунула буква Э язык, прямо его держит, говорит: "Э-э-э!" А рядом дочка э стоит, тоже спинка полукругом: , тоже язычок показывает: , и, как эхо, повторяет: "Э-э-э!" Посмотрел доктор на них и говорит: "Не болеете вы ничем! Просто фигура у вас такая!"
Напишем большую букву Э: спинка полукругом , впереди язычок: . А теперь дочку, маленькую букву э: .
Буква Ю ю
Есть рыба-меч и рыба-пила.
Наверно, должна быть и рыба юла?
Такая действительно в море жила,
И круглой, и доброй, и юркой слыла.
Жила в южном море юная рыбка. Звали её Юла, потому что была она юркая и проворная, очень забавная и симпатичная. Ее прямой вертикальный хвостик: соединялся с кругленьким телом: . Юла ютилась под камнями, считая себя там в большей безопасности. Но она была рыбка с юмором, поэтому на камне, служившем дверью, нарисовала свой портрет, где она выглядела совсем взрослой: вверху хвостик украшен ленточкой, вот так: , внизу на хвостике виднеется прекрасное ювелирное изделие - овальная серёжка, вот такая: , и сама рыбка кажется намного больше: . Давайте и мы нарисуем настоящую рыбку Юлу и ее портрет. Составим предложение, где будут встречаться слова с буквой Ю ю.
Буква Я я
Жила-была на свете буква Я. У нее было очень много друзей и подружек, тоже буковок. Однажды все стали строиться по алфавиту, и буква Я оказалась последней. Чтобы остальные буквы ее видели, она повернулась лицом ко всем и говорила: "Вот я, я здесь".
Буква Я очень любила танцевать и надевать красивое бальное платье. Посмотрите на нее внимательно. Вот она выставила вперед ножку в туфельке и приготовилась танцевать: . Ее длинное платье красиво поднимается вверх и мы видим ее головку, склоненную к ноге: . Позади ее головки можно увидеть красивый поднятый воротник платья, которое длинным шлейфом опускается на пол .
У буквы Я была маленький шаловливый сынок я. Он очень любил яблоки. Однажды я был в гостях у тети и та подарила ему большое и яркое яблоко. Маленький я весело отправился домой. Яблоко было таким большим, что из-за него виднелись только ножки малютки, которые разъежались от тяжести сочного красного плода.
Вот как выглядела маленькая буковка я со стороны: .
Составим предложения со словами, в которых есть буква Я я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка писать без ошибок.
Ошибка на ошибке. В чём причина и что делать?...
Как научить ребенка писать без ошибок?
Почти 70% школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это -- повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать каждого писать правильно?...
Как научиться красиво писать?
Научиться писать красиво - дело нелегкое, особенно если вы уже сформировавшаяся самостоятельная личность. Но если вы решили узнать, как научиться писать красивым почерком и попробовать его измен...
Как научить ребёнка писать без ошибок?
Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?Если ребенок ошибается на письме, р...
Что делать, чтобы научить ребёнка писать красиво?
Ни для кого не секрет, что почерк может многое рассказать о человеке. Характер, жизненная позиция, текущее настроение – все это прочитают графологи в палочках, кружочках и крючочках, оставленных нашей...
Как научить ребёнка писать.
Данная статья предназначена для родителей будущих первоклассников. Известна ли Вам ситуация, когда ребёнка годами учат писать по обводке,а результата не видно, ребёнок не может научиться писать? Именн...
Памятка для родителей "Как научить детей писать грамотно"
Становление осознанного отношения к письму нужно начинать в период обучения грамоте....