Примерная программа в клубе "Учусь читать"
рабочая программа по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Примерная программа занятий в клубе
«Я учусь читать»
Пояснительная записка
“Что написано пером, не вырубишь топором» - так гласит русская пословица. Говорят, что пословица содержит народную мудрость и исторический опыт народа. Мы считаем, что эти слова в полной мере можно отнести к литературе и чтению. Нельзя воспитать полноценного, интеллигентного человека не научив его читать, не открыв ему мир литературы, не научив его грамотно и красиво выражать свои мысли. Даже в век современных технологий и инноваций во всех областях нашей жизни главную роль играет человек – грамотный, образованный, интеллигентный, глубоко нравственный, любящий свою Родину. Нельзя воспитать такого человека, не научив его читать, не открыв ему мир литературы, не дав ему литературного образования.
Термин «литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная ступень освоения предмета «Литература».
Основная цель литературного чтения в начальных классах – ввести детей в мир отечественной и зарубежной художественной литературы, обогатить читательский опыт ребенка, помочь ему стать читателем. Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как речевую и в то же время читательскую деятельность, поэтому развивается как навык чтения, так и осознанное восприятие литературного произведения, детской книги.
Связана ли читательская деятельность ребенка с его литературным образованием? Конечно. Ведь основная цель литературного чтения как предмета в начальных классах предполагает формирование деятельности, включающей умения:
1. воспринимать текст (читать вслух и молча, выразительно, выборочно, подробно)
2. понимать читаемое (не только факты, но и смысл)
3. высказывать свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному и воссоздавать в своем воображении художественные образы (представлять мысленно героев, события)
4. воспроизводить текст (подробно, выборочно, сжато)
Это четыре компонента, и именно в указанной последовательности необходимы для осуществления полноценной читательской деятельности.
Можно использовать интеграцию и межпредметные связи, можно пополнять словарный запас и развивать устную речь детей, но нельзя сформировать читательские умения и навыки без литературного чтения. Поэтому мы решили во второй половине дня два часа в неделю проводить клубные занятия для реализации задач, поставленных этим курсом (литературное чтение) по различным УМК. Без этой работы мы не представляем воспитания и развития детей младшего школьного возраста; реализацию других направлений (экологического, нравственно-патриотического и т. д.)
Ребенок должен уметь читать правильно, осознанно, выразительно, он должен уметь думать, оценивать окружающий мир, знать, «что такое хорошо, и что такое плохо». Чтение должно помочь ребенку почувствовать произведение, задуматься о нравственных категориях: добре и зле, дружбе и вражбе, любви и ненависти, а также радости, веселье, гордости, грусти, печали, нежности, раздражении и восхищении.
Если ребенок задумался о своих поступках, то, возможно, у него возникнет потребность в изменении себя, в самовоспитании.
Оказалось, привлекает детей и приоритет поисково-исследовательской деятельности в обучении. Современный ученик предпочитает быть исследователем, а не просто «получателем» знаний. Детям нравиться выбирать свой путь решения задачи, выдвигать и опровергать гипотезы, участвовать в дискуссии, дети быстро чувствуют вкус творчества, возможность проявления инициативы и воображения.
Клубные занятия, на наш взгляд, в большей мере способствуют проявлению этих видов деятельности, т.к. это не урок, нет строгой дисциплины, нет отметок (что часто пугает детей или мешает раскрыться в полной мере).
Очень важно формировать грамотную устную речь детей. И, конечно же, с учетом возрастных особенностей, обязательно включать в занятия клуба литературное слушание. Дети должны слышать образец правильного чтения, уметь воспринимать на слух содержание, события, описанные в произведении, должны слышать эмоциональную окраску выразительных средств языка.
Содержание курса занятий во 2 классе.
В связи с расширением учебных задач во 2 классе курс занятий носит название «Учусь читать и рассказывать».
Работа в кружке во 2 классе ведется по учебной хрестоматии «Литературное чтение», которая входит в УМК «Начальная школа XXI век». В программу занятий вошли произведения из круга детского чтения, объединенные в разделы: «Малые фольклорные жанры», «Вижу чудное приволье», «О братьях наших меньших», «Учимся уму-разуму», «Мир сказок». Материал структурирован так, чтобы в течение года дети работали с произведениями из каждого раздела.
На занятиях продолжается работа с рубриками «Послушай», «Прочитай», «Книжная полка», «Проверь себя».
На каждом занятии большое внимание уделяется выразительности, правильности речи. Для этого в качестве разминки используются скороговорки, чистоговорки, элементы риторики. Ведется работа над образностью языка: знакомство с орфоэпическим значением слов, с фразеологизмами.
Для отработки навыка чтения вводятся занятия, длительностью 15 минут четыре раза в неделю. На этих занятиях дети самостоятельно работают с произведениями, подготавливая тем самым базу для дальнейшей работы в кружке. Таким образом, занятия в кружке являются итоговыми и проводятся
1 раз в конце рабочей недели.
Тематическое планирование занятий во 2 классе.
№ занятия | Тема | Учебные действия | Формы деятельности |
1 | Малые жанры русского фольклора. Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки, загадки. | Различать жанры фольклора и выделять их особенности. Читать вслух и про себя тексты; ставить вопросы к тексту и отвечать на вопросы; выражать свое отношение к прочитанному произведению; работать в малых группах; владеть разными видами речевой деятельности. | Самостоятельное восприятие текста. Дискуссия. |
2 | К. Ушинский «Проказы старухи зимы» | Сравнивать и различать народную и авторскую сказки, объяснять поступки героев и свое отношение к ним, определять авторскую позицию, сочинять сказки или рассказы о героях произведений. | Дискуссия, иллюстрирование, мини-сочинение, самостоятельное чтение молча. |
3 | В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | Сравнивать и различать народную и авторскую сказки, объяснять поступки героев и свое отношение к ним, определять авторскую позицию, сочинять сказки или рассказы о героях произведений. | Иллюстрирование, мини-сочинение, самостоятельное чтение молча, самопроверка. |
4 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | Сравнивать и различать народную и авторскую сказки, объяснять поступки героев и свое отношение к ним, определять авторскую позицию, обогащать словарный запас, владеть выразительными средствами языка. | Беседа, инсценировка отдельных эпизодов, , составление коллективной работы-аппликации. |
5 | Е. Чарушин «Перепелка» | Отбирать в библиотеке книги о животных, выполнять задания по теме чтения, составлять книжки-самоделки о животных. | Самостоятельное чтение, самопроверка, оформление выставки |
6 | Н. Сладков «Проталина» | Находить описание явлений природы, подмечать приметы и краски весны, сочинять стихи и сказки о весне, читать выразительно вслух. | Оформление выставки «Весна идет» |
7 | «О том как лиса обманула гиену» Африканская народная сказка. | Выделять национальные особенности сказок и их героев, выделять признаки сказки, составлять план пересказ, обыгрывать ситуации. | Беседа, иллюстрирование. |
8 | «Как кролик взял койота на испуг» Народная сказка американских индейцев. | Выделять национальные особенности сказок и их героев, сравнивать героев, высказывать свое отношение к прочитанному. | Ролевое чтение, дискуссия, иллюстрирование. |
9 | К. Паустовский «Барсучий нос» | Самостоятельно читать рассказ, высказывать отношение к событиям, владеть выразительными средствами языка, выполнять задания по теме чтения. | Дискуссия, моделирование предложенной ситуации |
10 | В. Бианки «Хвосты» | Отбирать в библиотеке книги о животных, выполнять задания по теме чтения, составлять книжки-самоделки о животных. | Дискуссия, иллюстрирование, |
11 | М. Горький «Воробьишко» | Определять авторскую сказку, делить текст на части, составлять план. | Моделирование сказки, инсценировка |
12 | Б. Заходер «Перемена», Я. Аким «Жадина» | Формировать нравственные понятия, различать разножанровые произведения, выделять главную мысль произведения, рассказывать стихотворения наизусть. | Конкурс на лучшего чтеца, выставка рисунков. |
13 | «Айога» Нанайская народная сказка. | Выделять национальные особенности сказок и их героев, различать реальное и вымышленное в сказках, находить в тексте пословицы и объяснять их. | Ролевое чтение, инсценировка, дискуссия. |
14 | В. Осеева «Волшебная иголочка» | Формировать нравственные понятия, различать разножанровые произведения, выделять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять схематический план, определять авторскую позицию. | Беседа, иллюстрирование |
15 | Н. Носов «На горке» | Формировать нравственные понятия, различать разножанровые произведения, выделять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять схематический план, определять авторскую позицию. | Беседа, иллюстрирование |
16 | С. Михалков «А что у вас?» | Формировать нравственные понятия, различать разножанровые произведения, выделять главную мысль произведения, определять авторскую позицию. | Инсценировка |
17 | В. Катаев «Цветик -семицветик» | Формировать нравственные понятия, различать разно-жанровые произведения, выделять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять схема-тический план, определять авторскую позицию. | Беседа, иллюстрирование |
18 | К. Курашкевич «Бессмертие» | Определять тему и жанр произведения, определять главную мысль произведения, составлять рассказы о семье. | Конкурс мини-сочинений |
19-20 | «Царевна-лягушка». Русская народная сказка. | Выделять национальные особенности сказок и их героев, различать реальное и вымышленное в сказках, определять волшебные сказки, определять главную мысль. | Иллюстрирование |
21 | «Бабушка Метелица». Немецкая народная сказка. | Выделять национальные особенности сказок и их героев, различать реальное и вымышленное в сказках, находить поучение, определять главную мысль. | Иллюстрирование |
22 | «Журавлиные перья». Японская народная сказка. | Выделять национальные особенности сказок и их героев, различать реальное и вымышленное в сказках, находить поучение, определять главную мысль, сочинять сказки о волшебных предметах. | Конкурс на лучшую сказку |
23 | «Золотая рыба». Японская народная сказка. | Выделять национальные особенности сказок и их героев, разгадывать кроссворд «Герои сказок», различать реальное и вымышленное в сказках, находить поучение, определять главную мысль, определять волшебные сказки, | Моделирование сюжета, иллюстрирование. |
24 | А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | Анализировать части сказки, работать с образами героев, сравнивать народные и авторские волшебные сказки, выполнять задания к тексту. | Инсценировка |
25 | Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине» | Рассматривание книг Андерсена, сравнение оформления, объяснять поступки героев и свое отношение к ним, определять авторскую позицию. | Дискуссия, иллюстрирование, самопроверка. |
26 | Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» | Самостоятельно находить интересные факты из жизни автора, воспринимать сказку на слух, объяснять поступки героев и свое отношение к ним, определять авторскую позицию. | «Круглый стол» (выступления с сообщениями), слушание, беседа. |
27 | Х.-К. Андерсен «Ель» | Самостоятельно читать сказку, составлять рассказ о герое, выражать свое отношение к героям, обогащать словарный запас, разгадывать кроссворд «Сказки Андерсена». | Работа со словарем, мини-сочинение. |
28 | Б. Заходер «Серая Звездочка» | Формировать нравственные понятия, различать разножанровые произведения, выделять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять схематический план, определять авторскую позицию. | Дискуссия, иллюстрирование, самопроверка. |
29 | Братья Гримм «Три брата», Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха» | Делить текст на части, выделять главную мысль, определять позицию автора, выделять национальные особенности сказок и их героев, пересказывать сжато. | Дискуссия, иллюстрирование. |
30-32 | Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес» | Определять тему и жанр произведения, слушать отдельные главы, различать реальное и вымышленное в сказках, находить поучение, определять главную мысль. | Иллюстрирование, беседа. |
Итоговое занятие | Применять на практике полученные знания. | Урок-КВН |
Планируемые результаты:
Ученик научится:
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о
произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и
книги, используя условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения
героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и
овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности;
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
- различать пословицы и загадки по темам;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения);
- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений;
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственные ценности и этику отношений в
произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и
книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
- постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам;
- осознавать нравственные и этические ценности произведения;
- выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг
по теме, жанру или авторской принадлежности;
- делать иллюстрации к изученным произведениям;
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Литература:
- Примерные программы внеурочной деятельности. Методический конструктор.-М.: Просвещение, 2010 год.
- Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. Букварь. Часть вторая.- М.: «Вентана-Граф», 2009 год.
- Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия: в 2 ч. - М.: Вентана -Граф, 2011.
Предварительный просмотр:
Открытое занятие клуба «Учусь читать»
Цель занятия: упражнять в чтении, развивать мышление, внимание, речь, её выразительность, формирование и развитие у школьников интереса к народному творчеству, чтению сказок, воспитывать любовь к книге, русскому языку.
Универсальные учебные действия:
1. Личностные универсальные учебные действия:
*внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
*широкая мотивационная основа учебной деятельности
2. Регулятивные универсальные учебные действия:
*принимать и сохранять учебную задачу
*осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
*адекватно воспринимать оценку учителя
*вносить необходимые коррективы в действия, с учётом сделанных ошибок
3. Познавательные универсальные учебные действия:
*осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы
*строить речевое высказывание в устной форме
*основам смыслового чтения художественных текстов, выделять информацию из текста, проводить сравнение, строить рассуждения, обобщать
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
*формулировать собственное мнение и позицию
*учитывать разные мнения
*договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
*задавать вопросы
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультпрезентация, музыкальное сопровождение.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Цель: создать условия для возникновения у ученика потребности к учебной деятельности.
*самоопределение (л)
*внутренняя позиция (л)
*учебно-познавательная мотивация (у)
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых
И серьёзных и веселых.
- Вы садитесь тихо как?
- Вот так!
- А здороваетесь как?
- Вот так!
- Настроение какое?
- Вот такое!
2. Актуализация опорных знаний
Цель: организовать актуализацию мыслительных операций.
*смыслообразование (л)
*извлечение необходимой информации (п)
*полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации (к)
а) Ребята, поиграем в «Добавлялки»
Ра-ра-ра – начинается… (игра)
Ры-ры-ры - у мальчиков… (шары)
Ре-ре-ре – стоит домик… (на горе)
Ар-ар-ар – кипит наш… (самовар)
Ор-ор-ор – созрел красный… (помидор)
Ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру)
б) Скороговорка:
Проворонила ворона вороненка
в) Игра «Что слышим?»
Отгадайте загадку. Какие звуки помогают найти отгадку? Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (жук)
Какой звук часто повторяется? (ж-ж-ж)
Как взялась кума за дело.
Завизжала и запела.
Ела-ела дуб-дуб.
Поломала зуб-зуб.
Назовите звук-помошник. (з-з-з). Это пила.
3. Формулирование учащимися темы занятий
Цель: в коммуникативной форме организовать формулирование учащимися темы занятия.
*постановка познавательной цели (п)
*познавательная инициатива (р)
*адекватное использование речи для регуляции деятельности (к)
(Песня В. Толкуновой «Сказки»)
У – О чем мы будем говорить на занятии?
Д - Это занятие о сказках.
У – Чем сказки отличаются от других произведений?
4. Постановка учителем целей и задач занятия
У – Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Проходит время, малыши идут в школу и начинают читать сами. Читая сказки, вы проникаете в чудесный и загадочный мир. И сегодня на занятии мы придумаем сказочный язык, будем сами сочинять сказки и обязательно выполним творческое задание.
Д – А чем мы занимались в начале урока?
У – Конечно, ребята, мы отрабатывали дикцию, проговаривали скороговорку и играли.
5. Применение знаний в новой ситуации
Цель: умения применять знания в сказочной викторине, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном.
*умение структурировать знания (п)
*использование знаково-символических средств (р)
*внутренняя позиция школьника (л)
*контроль результатов деятельности (п)
а) Викторина по сказкам (с использование ИКТ)
б) Творческое задание (слайд из мультфильма.)Представьте, что мы попали в волшебную страну Тилимилитрямдию, где каждый друг с другом говорит на сказочном языке, здороваются таким необычным словом «Трям». А я попрошу вас придумать свои сказочные слова. (Ответы детей)
в) Упражнение «Рассказ в картинках»
Детям предлагается рассмотреть картинки и составить по ним рассказ. Особенное важно оценить присутствие в рассказе чувство юмора. Каждый ребенок рассказывает свою историю.
г) Всю третью четверть мы занимались проектом, который назывался «Придумай сказку сам». Я предлагаю вашему вниманию сказки, которые придумали ваши одноклассники. А вы должны, внимательно прослушав сказку, перечислить главных героев и рассказать чему научила вас эта сказка.
6. Рефлексия
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроках.
*внутренняя позиция школьников (л)
*самооценка на основе критерия успешности (л)
*контроль результатов деятельности (п)
Понравилось ли вам наше занятие? Если да, то вы показываете мне это свои большим пальцем, поднятым вверх. Если нет, то ваш палец должен смотреть вниз.
Спасибо вам, ребята. Домашнее задание у вас будет такое: нарисовать волшебников. Одного доброго, а другого злого. И придумать, что совершил плохого «Злой волшебник» и как его победил «Добрый». А на следующем занятии мы организуем выставку самых лучших рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований Федерального Образовательного Стандарта, примерной программы по английскому ( составители Быкова Н.И., Поспелова М.Д.)
Рабочая программа предназначена для использования при работе с первыми классами в качестве проведения факультативных занятий. К рабочей программе прилагается КТП, составленное на основе учебника Spotl...
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований Федерального Образовательного Стандарта, примерной программы по английскому языку (составители Быкова Н.И., Поспелова М.Д.)
Рабочая программа по английскому языку для первых классов....
Планирование для 1 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...
Планирование по музыке для 4 класса на основе примерной программы по музыке в соответствии с авторской программой Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...
Планирование для 2 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...