Урок-путешествие по русским былинам
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения, предполагающий обобщениеучебного материала по разделу "Былины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Урок-путешествие по русским былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками»
Цель. Обобщить знания детей о былинах и славнорусских богатырях; заинтересовывать детей героическим прошлым нашей страны; обратить внимание на ценности, которыми дорожат русские люди.
Пополнить новыми знаниями по теме «Устное народное творчество. Былины»; развивать познавательную активность.
Прививать любовь к своей земле, гордость за русского человека, защищающего свою землю от врага.
Оборудование: гусли (детские), книжная выставка «Там русский дух, там Русью пахнет», стенд под заголовком «Дива былинные». В центре картина Б. Васнецова «Три богатыря», рисунки детей с изображением подвигов богатырей. Заголовки выставки и стенда выполнены в народном стиле - по типу старославянских шрифтов. Запись отрывков из былины-оперы Н. Римского-Корсакова «Садко», ода М.И.Глинки «Славься, славься…».
Мультимедийное оборудование для демонстрации слайдов с репродукциями картин В.Васнецова «Гусляры», Ивана Билибина «Илья Муромец и Святогор», картин В.Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и С.Москвитина «Добрыня Никитич», И.Билибина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», И. Билибина «Святогор и переметная сума», И. Репина «Садко».
Звучит запись мелодии спокойной народной песни.
1.Вступление
Игровой метод
По классу проходит ученик в народном костюме, с гуслями. Он перебирает гусли и ведет неспешную речь.
-Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась беседа наша речью плавною. А еще хочу пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Все, что услышите, может вам пригодиться. А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народом нашим из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам да селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
Учитель:- Как же называли людей, которые в старину рассказывали былины, как они это делали?
Демонстрация слайда № 1 - картина В.Васнецоа «Гусляры»
II. Основная часть.
Исследовательский метод – на выбор учащимся были даны для чтения и анализа былины «Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Три поездочки Ильи Муромца», «Василий Буслаев» и другие.
Учитель: -Вы, готовясь к этому путешествию, прочитали немало былин, узнали из них очень много об обычаях и быте русских людей, о подвигах богатырей.
-Так ком была самая старая былина?(Ответы детей)
1-й сказитель. Самой старой-то былина считается о Святогоре-богатыре, или Колыване, как еще прозывают его. И был тот Святогор-богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по коле но провалился, земля под ним прогибалася.
Учитель: А теперь кто скажет, почто Святогора Святогором про зывали? (Ответы детей.)
1-й сказитель. Да потому, что держать Святогора-богатыря могли только горы, вот там-то он и проживал, Свято-гор. Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он земли русской от захватчиков-степняков, только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, я без правды силен, я могуч, я велик, и богат, и счастлив!»
А народ-то стал забывать его, нужен ему был такой богатырь, чтоб землю русскую защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой-то чуть больше человеческой обладал.
Учитель: Как вы думаете, кто на смену Святогору-богатырю в былины пришел? Кому десятая часть всех былин посвящена?
(Ответы детей.)
1-й сказитель. (Метод творческого пересказа)Хлеба ест по три калачика, пьет на три медных пятачка. Но побеждает всегда, во всех боях да схватках. Ему в бою смерть не писана. Там, где можно, Илья старается избежать кровопролития, не бьет врагов, а на их глазах разбивает в щепки дуб многоохватный палицей своей богатырской, и враги, устрашенные его силой, разбегаются.Или просто подкидывает соперника высоко в воздух, и тот отказывается от своих намерений. (Оборачивается к книжной выставке: «Там русский дух, там Русью пахнет».)Сказитель берет красочно оформленные книжки и показывает всему классу соответствующие иллюстрации из книжных изданий.
2-й сказитель. Вот такой богатырь пришел на смену Святогору-богатырю, или Колывану, как называли его еще.
Решил как-то раз Илья Муромец помериться силой со Святогором-богатырем. Догнал его на дороге и окликнул. Да тот даже не оглянулся. Ударил Илья Святогора палицей по голове, а он дремлет иногда, правда, бор мочет: «Как русские мухи-то кусаются». Только после третьего удара проснулся Святогор. Проснулся, посмотрел, кто-то там его беспокоит, протянул руку и... сунул Илью Муромца к себе в карман. Вот и все сражение. Но тут конь Святогора начал спотыкаться, и на вопрос хозяина, что с ним случилось, ответил человеческим голосом:
(Метод творческого чтения)
3-й сказитель читает отрывок из былины «Святогор»
«Как прости-ко ты меня, хозяинушко,
А позволь-ко мне слово вымолвить, -
Третьи суточки да ног не складучи -
Я вожу двух русских могучих богатырей,
Да и в третьих с конеым богатырскиим».
Тут Святогор-богатырь да опомнился,
Что у него в кармане тяжелешенько;
Он берет Илью за желты кудри,
Он кладет Илью да на сыру землю
Как с конем его да богатырскиим.
Начал спрашивать да он выведывать:
«Ты скажи, удалый добрый молодец,
Ты коей земли да ты какой орды?
Если ты - богатырь святорусский,
Да поедем мы да во чисто поле,
Попробуем мы силу богатырскую».
Говорит Илья да таковы слова:
«Ай же ты, удалый добрый молодец,
Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобою сражатися,
Я желаю с тобой побрататися».
Святогор-богатырь соглашается...
Учитель: А вы знаете, как на Древней Руси происходило братание?
(ответы детей)
4-й сказитель (читает отрывок из былины)
И раскинули они тут бел шатер,
А коней спустили во луга зеленые,
Во зеленые луга они стреножили.
Сошли они оба во белой шатер,
Они друг другу порассказалися .
Золотыми крестами поменялися,
Они друг с другом побраталися,
Обнялись да поцеловалися,-
Святогор-богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
5-й сказитель (метод творческого пересказа)
-Вот побратались Святогор с Ильей Муромцем и поехали дальше. Встретился им по дороге каменный гроб. Решили примерить, для кого приготовлен этот гроб. Лег Илья - велик, не по нему. Улегся Святогор - в самый раз. И крышка подошла. Хотел Илья крышку поднять, а она приросла, никак ее с места не сдвинуть. «Руби», -просит Святогор. Стал Илья бить своей саблей. Где ударит - там обруч железный появится. Чем больше бьет, тем крепче схватывают гроб обручи.
Понял тут Святогор, что смерть ему пришла. И говорит он Илье таковы слова: (чтение отрывка из былины «Святогор», демонстрация слайда № 2 – картина Ивана Билибина «Илья Муромец и Святогор».
«Наклонись-ко ты ко гробу ко дубовому,
Я дохну тебе да в личико белое,
У тя силушки да прибавится».
Говорит Илья да таковы слова:
«У меня головушка есть с проседью,
Мне твоей-то силушки не надобно,
А мне своей-то силушки достаточно;
Если силушки у меня да прибавится,
Меня не будет носить да мать-сыра земля,
И не надобно мне твоего коня да богатырского,
А мне-ка служит верой-правдою
Мой старый Бурушка косматенький».
Тута братьица да распростилися,
Святогор остался лежать да во сырой земле,
А Илья Муромец поехал по Святой Руси
Ко тому ко городу ко Киеву,
А ко ласковому князю ко Владимиру.
6-й сказитель. Но не один Илья Муромец был богатырем на русской земле. Их было много, из них трое были самые главные. Назовите их.
(Учитель обращается к картине «Три богатыря», показывает богатырей и называет их имена).
Алеша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену его Анастасью, а заодно и народ русский от тягот-податей неимоверных.
А Добрыня Никитич в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из полона много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
(Демонстрация слайдов № 3 – картины Виктора Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и № 4 Станислава Москвитина «Добрыня Никитич»).
Метод словесного рисования
-Внимательно рассмотрите картины и по ним попробуйте описать характер Добрыни.
Исследовательский метод
Учитель:-Вначале урока мы говорили о том, что об Илье Муромце больше всего былин написано. Вспомните, а какой первый подвиг Ильи Муромца описывают былины?(Ответы детей)
Демонстрация слайда № 5 - картина Ивана Билибина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».
Ну, а у Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-разбойника, что сидел-сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало.
(Демонстрация слайда № 6 – картина Николая Каразина «Пир князя Владимира»).
Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванью Владимир Красно Солнышко, что сидел-правил в стольном Киеве-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому.
Демонстрация слайда № 7– картина Юрия Арсенюка «Богатырская застава».
Ученик с гуслями:-А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю русскую, Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь - не шатается! И века простоит - не шелохнется!
Физкультминутка
Встаньте, други мои, потянитеся,
Во все четыре стороны поклонитеся.
Киньте палицу да за облачко.
На коне лихом прокатитеся.
7-й сказитель. Три богатыря были воины. И в былинах в основном об их подвигах ратных говорится.
А есть былины о Микуле Селяниновиче - пахаре, крестьянине. Что пахал, оратая землю-матушку, растил хлеб и кормил весь народ русский.
Вопрос учителя. - А теперь скажите, как вы понимаете слова ратай, оратал? (Ответы детей.)
Исследовательский метод
7-й сказитель. В Древней Руси пахарей, обрабатывающих землю-матушку, прозывали «ратаями», а про обработку земли вместо «пашет» говорили «оратает». Приспособление для пахоты называли сохой, сошкой.
А орет-то в поле ратай, понукивает,
А у ратая сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешком прочерчивает.
Демонстрация слайда № 8 – картина Евгения Кибрика «Микула Селянинович»
Учитель: - Ребята, как вы думаете, кто сильнее был в былинах русских: Микула или богатыри-воины? (Ответы детей.)
7-й сказитель. В былинах-старинах Микулу Селяниновича и труд его народ русский настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним ни по силе, ни по мужеству: Микула носит с собой «тягу земную» в сумочке, как знак тяжелого хлебопашеского труда и как знак земледельческого могущества. Микула Селянинович был крестным отцом Ильи Муромца.
Метод творческого пересказа.
8-й сказитель. Раз оставил Микула свою сумочку с «тягой земной» на дороге. А на нее наехал богатырище-великан Святогор-Колыван. Перед этим Колыван-Святогор бахвалился, что если бы ему в руки «тягу земную», то он повернул бы весь мир, всю землю на крутой поворот. Увидел богатырище Микулину сумку и от нечего делать попытался ее поднять, да надорвался.
Демонстрация слайда № 9– картина Ивана Билибина «Святогор и переметная сума».
Спрашивает он Микулу Селяниновича: «Как ты, Микула Селянинович, носишь тягу земную, не надсадишься?» А Микула ему в ответ:
«Я знаю свою правду-истину -
В том сила моя непобедимая!
Не в забаву-игру трачу силу свою:
Я хлеб ращу, я народ кормлю!»
9-й сказитель. А раз как-то проезжал княжой дружинник Вольга Святославович со дружинниками и видит: орет-пашет в июле пахарь-оратай. Могуч пахарь и силен. И решил Вольга его с собой взять:
«Ай же ты, оратай-оратаюшка,
Ты поедем-ко со мной во товарищах».
Согласился Микула, (а это был он), поехал с Вольгой, со дружинниками. Да только попросил он их:
«Как бы сошку из земельки повыдернути,
Из омешиков бы земельки повытряхнути
Да бросить сошку за ракитов куст».
Посылает тут Вольга Святославович дружинушку свою храбрую. Пять молодцев не могут выдернуть, десять - тоже, вся дружина не может сошки из земельки повыдернуть.
Метод творческого чтения
Тут оратаюшка
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдсрнул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
Вот ведь силища какая Микуле Селяниновичу дадена была!
Учитель. В былине славится не только сам Микула, а и весь род Микулов. Род этот сильный. Илью Муромца раз целители упреждали:
«Не бейся с родом Микулиным:
Его любит матушка сыра-земля».
- Расскажите о дочерях Микулы.
10-й сказитель.-А было у Микулы три дочери: Настасья Микулишна, Катерина Микулишна да Василиса Микулишна. Дочери Микулы дивны были силой богатырской, силой нравственной и верностью.
Настасья Микулишна стала женой Добрыни Никитича. Василиса Микулишна женой Данилы Ловчанина-охотника была, а Катерина Микулишна была замужем за Ставром Годинычем.
В былине про Ставра Годиновича рассказывается, как он на пиру у князя Владимира своей женой похвастался, что она такая затейливая да находчивая, что самого князя Владимира купит, продаст и выкупит. Рассердился князь на такое хвастовство, да и засадил Ставра в темницу.
Пришлось Катерине переодеться воином да поехать выручать мужа своего.
Обвела она ведь князя, обманула. Он чуть племянницу свою Купаву за нее замуж не выдал. Вот какие дочери были у Микулы Селяниновича!
Учитель.- Не забыть бы о былинах новогородских, что стоят-то на особицу, в стороне от других. Как вы думаете, чем правление в Новгороде отличалось от правления в Киеве, Суздале и в других городах на Руси? (Ответы детей.)
Да тем, что, в отличие от других древнерусских городов, в Новгороде-то правил сам народ, или вече. Сам делал, сам решал. А в других - Киеве, Суздале, Ростове - князья сидели, народом правили.
Новгород в то время был богатым торговым городом. Много из него великих путешественников, мореплавателей вышло. Торги его далеко славились, приезжали сюда люди торговые.
Звучит звукозапись арии варяжского и индийского гостей из оперы-былины Н. Римского-Корсакова «Садко».
Учитель. В новгородских былинах известны два героя - это Садко-гусляр и Василий Буслаев - предводитель новгородской вольницы. Как вы думаете, почему Садко звали Садко-гусляр? (Ответы детей)
-Правильно, играл он на гуслях, пел голосом дивным, таким, что однажды сам царь морской заслушался его и в гости к себе взял.
Звучит речитатив из арии Садко в исполнении В. Петрова.
Показ слайда № 10– картина Ильи Репина «Садко»
Метод творческого чтения.
12-й сказитель.
А про Василия Буслаева в былине вот что говорится:
В славном Великом Новеграде,
А и жил Буслай до девяносто лет;
С Новым-городом жил, не перечился,
Со мужиками новгородскими
Поперек словечка не говаривал.
Живучи Буслай состарился,
Состарился и переставился.
После его веку долгого
Оставалося его житье-бытье
И все имение дворянское;
Осталася матера вдова,
Матера Амелфа Тимофеевна,
И оставалося чадо милое,
Молодой сын Василий Буслаевич.
Будет Васенька семи годов,
Отдавала матушка родимая,
Матера вдова Амелфа Тимофеевна,
Учить его во грамоте,
А грамота ему в наук пошла;
Присадила пером его писать,
Письмо Василыо в наук пошло;
Отдавала пенью учить церковному,
Пенье Василыо в наук пошло.
А и нет у нас такого певца
Во славном Новегороде
Супротив Василия Буслаева.
Учитель. Много можно еще бы рассказать о былинах, что прославляли богатырей русских, землю-матушку, которая рождала таких воинов могучих. Сквозь все тяготы и страдания, горе великое пронес народ веру в силу свою и величие, помогала ему та вера выжить в самое трудное время. Самые талантливые композиторы, поэты за честь считали говорить о деяниях богатырей русских. Послушайте оду русскому народу композитора М. И. Глинки: «Славься, славься...» (Звучит фонограмма).
III. Викторина.
Учитель: -А славно ли мы потрудились, изучая русские былины-старины? Узнать это поможет нам викторина. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Победителем будет тот, кто наберет большее количество жетонов. За правильный и полный ответ - 1 жетон. А тем, кто правильно подскажет, тоже 1 жетон полагается. Итак, начинаем.
Вопросы и. задания для викторины.
1. Почему Алешу назвали Поповичем? (Поповский сын.)
2. Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича вы знаете? (Волъга, Микула Селянинович, Святогор-Колыван.)
3. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-разбойником.)
4. Посмотрите на картину «Три богатыря». Как вы определите характер каждого из них? (Здесь надо обратить внимание на разные характеры богатырей.)
Илья - надежен, силен, могуч и мудр. Он крестьянский сын.
Добрыня - из среднего сословия. Нет вернее и преданнее Добрыни. На любое дело пошли его - не подведет. Он вежливый, образованный, хорошо воспитан.
Алеша - поповский сын. Самый шустрый, юркий из богатырей. Глаза у него хитрые, так какую-нибудь шутку и сотворил бы.
5. Назовите героев былин, богатырей-новгородцев. (Садко, Василий Буслаев.)
6. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он из города Мурома.)
7. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» - стена каменная, плита, оплот.)
8. Что означает имя «Илья»? (Сила, мощь, крепость, камень.)
9. Во времена былинные каждый город - столица княжества - имел своих правителей. Чем отличалось правление в Новгороде от правления в других городах: Владимире, Ростове? (В Новгороде правил народ, вече; в Киеве и других городах - правили князья единолично.)
10. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец)
11. Назовите князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы. (Владимир Красно Солнышко, что правил в Киеве - стольном граде.)
32. Назовите отрицательных персонажей из былин. (Соловей-разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич.)
13. В былинах, помимо богатырей мужчин, есть жешцины-богатырши. Назовите их. (Три дочери Микулы Селяниновича: Катерина, Настасья, Василиса.)
14. Назовите имя богатыря, который си ою-то своей хвастался, а вот сумки пахаря поднять не мог. (Святогор-Колыван.)
15. Кого из женщин освободил из полона Змея Огненного Добрыня Никитич? (Забаву Путятичну.)
16. Назовите самого сильного богатыря, который не воевал, а силой обладал огромной. (Пахарь - Микула Селянинович.)
17. На Руси былинной было множество странствующих людей. Как их называли? (Калики-перехожие: а) паломник, странник; б) нищий, большей частью слепой, собирающий милостыню пением стихов, былин.)
18. Существует много опер на сказочные сюжеты. Есть ли опера, в основу которой легла былина? (Опера Н.Римского-Корсакова «Садко».)
IV.Подведение итогов.
Выходит на середину класса ученик с гуслями. Наигрывает на гуслях
--Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а провели беседу добрую и славную. И велась беседа наша речью плавною. И есть.у нас мир да лад и согласие. Помните богатырей славнорусских да их подвиги. Гордитесь героями, любите землю, которую они защищали.
Учитель:
-Понравился ли вам урок?
-Что нового вы узнали?
-Чему можно поучиться у богатырей?
- Подведем итоги, посчитаем жетоны. (Проходит награждение победителей грамотами). Рассматривание выставки книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"
В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....
Внеклассное мероприятие по русским былинам "БОГАТЫРСКАЯ НАША СИЛА"
Учащиеся знакомятся с народными сказаниями о русских богатырях, рассматривают картины на «богатырскую» тему. Для проведения мероприятия готовятся репродукции или слайды картин В.М. Васнецова «Богаты...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...
Русские былины
Русские былины...
Статья "В стране русских былин"
В данном разделе опубликована статья "В стране русских былин"...
Урок - путешествие в страну Русского языка
Открытый урок по русскому языку во 2 классе...
Маршрутный лист урока. Путешествие в мир театра. Н.А. Римским – Корсаков. Опера – былина «Садко».
Маршрутный лист урока может помочь учителю и ученику в условиях дистанционного обучения. Маршрутный лист помогает организовать самостоятельную работу и активизировать учебный процесс, а также индивиду...