М.Пришвин "Гаечки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Содержанием урока является ознакомление с произведением, коррекционные упражнения, а также работа о заботливом отношении к птицам. Словарная работа сопровождается раздаточным материалом (индивидуальные карточки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gaechki_m.prishvin_4_klass.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
Конспект урока по чтению и развитию речи
Автор: Е.А. Безлепкина
Учитель СКОШ №27
VIII вида г. Братска
Тема: М. Пришвин «Гаечки»
Цели:
- Формировать навык осознанного правильного чтения, изучить содержание произведения;
- Корригировать зрительную память на основе упражнений в запоминании; связную речь на основе моделирования фразы.
- Воспитывать положительных качеств личности (чуткого и бережного отношения к природе).
Тип: урок изучения нового материала
Оборудование: предметные картинки птиц (или презентация), инд. карточки для словарной работы; рабочая тетрадь, цв. карандаши, ручка.
Ход урока
1. Орг. момент.
Посадка по заданию - Упражнение «Каких я знаю птиц».
- Называем птицу и садимся.
2. Речевая гимнастика:
- артикуляционная гимнастика;
- чтение и проговаривание скороговорки
Гусь Гога и Гага
Друг без друга ни шага.
3. Коррекционное упражнение «Запомни картинки и назови».
(Сорока, ворона, галка, воробьи, синицы, дятел.)
4. Проверка д/з.
- Чтение и пересказ по плану рассказа В. Тарасова «Четвероногий друг». (I – II гр. - ведут пересказ по подготовленным рисункам, III гр. – зачитывает только отрывок из текста, к которому подготовлен рисунок.)
5. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.
- Вводная беседа.
- Ребята, послушайте прекрасные строки, которые написал Михаил Михайлович Пришвин: « Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы. В лесах, в степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
- Рассказ об авторе.
- Пришвин М.М. – русский писатель, чьи произведения связаны с темами природы, народным бытом, фольклором. Продолжаем нашу прогулку по разделу, в который включены рассказы о природе, животных, и сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного писателя Михаила Михайловича Пришвина. Михаил Михайлович родом из Орловщины, зеленого, щедрого
края. За годы своей жизни он был агрономом (лексическое значение слова), охотником, учителем. Посмотрите, какие у него добрые глаза (портрет писателя). Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и
великодушнее. Михаил Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и о природе. И сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора, которое вошло в сборник рассказов «Кладовая солнца». Но я хотела бы, чтобы вы сами догадались, о
ком это произведение. А поможет вам загадка:
К югу в холод улетают,
А к весне к нам прилетают.
Шустро зёрнышки клюют,
Спать с утра нам не дают.
6. Изучение нового материала.
- Словарная работа.
- Верно, мы прочитаем произведение Михаила Михайловича Пришвина, в котором герои – птицы - гаечки. Но при чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.
Гаечки – маленькие синички.
Сизый – серый цвет, имеющий синеватый оттенок.
Бойко – шустро.
Убеждала – говорила.
Опилки – стружки дерева.
( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение. Дети объясняют смысловое значение слов).
- Первичное чтение.
- Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос:
- Почему рассказ называется «Гаечки»?
(После чтения дети отвечают на вопрос, высказывая свою точку зрения.)
Физминутка для глаз.
- Беседа по первичному восприятию.
- Как автор обнаружил синичек?
- Чем занимались маленькие синички?
- Аналитическое чтение по смысловым абзацам.
- Как вели себя гаечки в минуту опасности?
- Что сделала пленная синичка?
- Как ей помогала свободная синичка?
Физминутка «Птички»
- Выборочное чтение.
- Чем занимались синички? Прочитайте отрывок.
- Чтение по ролям (отрывок - «разговор» гаечек).
7. Итог урока.
- Какое произведение читали?
- Кто автор этого произведения?
- Упражнение на внимание «Найди среди других птиц – гаечек».
- Опишите внешний вид гаечек.
- Видели ли вы этих птиц?
- За какими птицами наблюдали? Что заметили?
- Давайте учиться наблюдать за животным миром, делиться впечатлениями и помогать им.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
4 класс
Тема: Гаечки. М. Пришвин
Прочитай и запомни новые слова.
Гаечки – маленькие синички.
Сизый – серый цвет, имеющий синеватый
оттенок.
Бойко – шустро.
Убеждала – говорила.
Опилки – стружки дерева.
4 класс
Тема: Гаечки. М. Пришвин
Прочитай и запомни новые слова.
Гаечки – маленькие синички.
Сизый – серый цвет, имеющий синеватый оттенок.
Бойко – шустро.
Убеждала – говорила.
Опилки – стружки дерева.
4 класс
Тема: Гаечки. М. Пришвин
Прочитай и запомни новые слова.
Гаечки – маленькие синички.
Сизый – серый цвет, имеющий синеватый оттенок.
Бойко – шустро.
Убеждала – говорила.
Опилки – стружки дерева.
__________________________________
4 класс
Тема: Гаечки. М. Пришвин
Прочитай и запомни новые слова.
Гаечки – маленькие синички.
Сизый – серый цвет, имеющий синеватый оттенок.
Бойко – шустро.
Убеждала – говорила.
Опилки – стружки дерева.