Научная статья:"Методические аспекты обучения сочинения и изложения".
статья по чтению (3 класс) по теме

Мишина Любовь Ивановна

Сочинения и изложения в школе занимают особое место: им в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. В сочинении школьник приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, какие складываются в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические аспекты обучения изложения и сочинения

Сочинения и изложения в школе занимают особое место: им в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. В сочинении школьник приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, какие складываются в жизни.

Сочинения и изложения перерастают в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.

Они служат эффективным средством формирования личности, возбуждают эмоции, умственную самостоятельность, приучают детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивают наблюдательность, учат находить причинно следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинения и изложения – это вид упражнения, на котором как бы смыкаются два направления работы: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений.

Сочинение – это упражнение, с помощью которого учитель пытается сделать более совершенной естественную монологическую речь учащихся, стремится обогатить их опыт речевой деятельности.

В начальных классах дети постепенно учатся выражать устно и письменно в связном тексте свои мысли и знания, все усложняющиеся и по содержанию, и по форме.

 Готовясь к устному рассказу и письменному сочинению, школьники планируют свою деятельность и   учатся:

  • понимать заданную тему;
  • раскрывать тему и основную мысль;
  •  передавать в тексте рассказа или сочинения свою позицию;
  • располагать материал в определенной последовательности, выделять смысловые части в тексте;
  • озаглавливать части (составлять план) и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости поменять последовательность;
  • использовать выразительные средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;

    Сочинения как устные, так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру. По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются изложения и сочинения коллективные, проводимые на общую тему для всех и требующие общеклассной подготовки. При разных видах работ, меняется и порядок работы над изложением и сочинением. Но прежде, чем записать текст изложения или сочинения, нужно составить план работы над изложением и сочинением, затем предполагается включение целой системы речевых умений учащихся [45].

    Известно, что умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения младших школьников.

     Изложения, как и сочинения, являются составной частью уроков русского языка. Все сочинения, изложения выполняются под руководством учителя. В процессе подготовки и проведения этих работ необходимо вырабатывать:

  • умение коллективно, а в дальнейшем и самостоятельно составлять план действий при работе над изложением и сочинением;
  • умение излагать свои мысли по готовому плану сочинения и изложения;
  • умение строить предложение (правильно располагать в  нем слова, видеть границы предложения);
  • умение находить наиболее точные и выразительные слова.

    В своих работах Г.С. Щеголева отмечает, что в системе обучения связной речи предусматривается постепенное, целенаправленное ознакомление учащихся с текстом как с речевой единицей, осознание его признаков. На начальном этапе обучения объектом практических наблюдений учащихся становятся такие признаки текста, как тематическое единство предложений, основная мысль и средства ее выражения, связь заголовка с темой и основной мыслью текста, последовательность и связь предложений, наличие в тексте смысловых частей [66].

Все речевые умения тесно связаны между собой. Особенностью предлагаемой Г.С. Щеголевой системы обучения состоит в том, что она строится с учетом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими и, следовательно, овладения текстом и речью в целом.

Чтобы учащиеся овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Обучение написанию изложения и сочинения предполагает овладение учащимися целым комплексом речевых умений. Основное внимание в содержании каждого урока должно обращаться на отработку формируемых умений и раскрытие их роли при работе над изложением и сочинением. При написании изложения и сочинения нужно проводить работу по обобщению знаний о плане работы и его роли при написании текста, по формированию умения работать по готовому плану. Эта работа должна быть направлена на осознанное планирование своей деятельности, на понимание роли планирования в процессе написания изложения, на формирование умений пользоваться планированием в процессе работы над изложением и сочинением.

Выборочное изложение – такой вид изложения, при котором требуется логически последовательная, подробная передача содержания по одному из вопросов, освещённых в данном произведении [59].

При выборочном изложении происходит тематический отбор материала на основе анализа текста, вычленения из него тех частей, которые относятся к данной теме, обобщения отобранного, устная и письменная передача содержания в определённой последовательности.

При выборочном изложении проводится грамматико-стилистический анализ текста, обращается внимание  на построение предложений, установление связей между ними, происходит отбор соответствующей лексики и т.д.

При обучении выборочному изложению различаются следующие виды работы: 1) воспроизведение прочитанного по вопросам; 2) придумывание заглавий; 3) составление плана к прочитанному [68].

Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, по мнению Т.Б.Кармановой, «связующее звено между изложением и сочинением» [47].

В процесс се работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредотачивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других.  

Изложение (устное и письменное) формирует умение в разных видах речевой деятельности. с одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой – умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно. Анализ исходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся умения связной речи (коммуникативные умения). Это умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику, как книга; умение планировать и создать высказывание с учётом его задачи, темы, основной мысли; умение строить монологические высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, рассуждение) и др.

При работе над выборочным изложением важно правильно отобрать материал, сохранив при этом стиль автора. Во время подготовительной работы по отбору материала важным повторить изученные средства выразительности, провести словарную работу, составить план будущего изложения. Схема подготовительного урока к изложению: постановка цели урока, вступительное слово (об авторе, о произведении, из которого взят отрывок для изложения), выразительное чтение текста, беседа по содержанию и структуре исходного текста (составление плана), языковой анализ, уточнение задачи изложения, повторное чтение текста [47]. 

Таким образом, выборочное изложение – это такой вид изложения, при котором учащиеся передают содержание по одному из освещённых в тексте вопросов. При проведении выборочного изложения сначала находят главы, в которых описываются определённые явления или события (например, из жизни какого-либо героя), затем выделяют в них части и озаглавливают каждую часть. Получается своеобразный план изложения, в соответствии с которым проводится пересказ и письменное изложение на указанную тему. При выборочном воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления.

Отсюда следует вывод, что этап планирования своих действий при работе над изложением и сочинением в структуре речевого действия незаменим и отсутствие его приводит к нарушению единой системы развития связной речи в речевой деятельности. В ходе эксперимента работа будет строиться с использованием методических рекомендаций Г.С. Щеголевой, что позволит уделить особое внимание осознанию операционной стороны своей работы путем анализа осуществляемых действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья: "Деятельностный подход при работе над изложением и сочинением"

           Одним из ведущих теоретических положений, реализуемых в системе обучения связной речи, является деятельностный подход к речи и к процессу ее формировани...

Научная статья по теме: Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...

Методические аспекты обучения изложения и сочинения

Сочинения и изложения в школе занимают особое место: им в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. В сочинении школьник приближается к естественным условиям порождения речевых высказы...

методические аспекты обучения грамматике на уроках английского языка

Прекрасная презентация с курсов повышения квалификации....

Анализ учебников русского языка в аспекте обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом

Учебно-научный текст является коммуникативно-стилевым типом научного текста и в комплексе с другими средствами обучения создаетоптимальные условия для наилучшего усвоения учащимися заложенной вт...

Статья: "МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья: "МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...