С. Маршак "Декабрь".
план-конспект урока по чтению на тему
Урок литературного чтения по произведению С.Маршака "Декабрь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.marshak_dekabr.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. С. Маршак «Декабрь».
Задачи: - познакомить детей с произведением С.Маршака;
- развивать технику чтения учащихся, выразительность,
беглость, умение работать с текстом;
- прививать любовь к чтению, любовь к прекрасному.
Оборудование: учебник, компьютер, репродукции картин, рабочая тетрадь.
Ход урока.
- Организационный момент.
«Прозвенел звонок – начался урок!»
- Проверка домашнего задания.
С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (А.Гайдар «Ёлка в тайге».)
Кто автор этого произведения?
Прочитайте фразу, которую нужно было дома дописать словами из текста: «Это была настоящая таёжная красавица - …
Назовите главных героев произведения.
Мы читали отрывок, а как вы думаете, как называется весь рассказ?
А как вы готовитесь дома с семьёй встречать Новый год?
(Экологическая беседа о вырубке ёлок в лесу, об использовании искусственной ёлки.)
- Введение новых знаний.
а) Вступительная часть.
- В каком месяце мы отмечаем новогодний праздник?
- Как вы думаете, почему в декабре?
- Об этом есть пословица, вы её прочитаете, когда восстановите её из разрозненных слов.
(Декабрь год кончает, зиму начинает.)
- Какие ещё пословицы о зиме знаете?
б) Чтение нового произведения учителем.
- Я прочитаю вам произведение С. Маршака. Какое известное произведение о зиме С. Маршака вы знаете? («12 месяцев».)
- Я буду читать, а вы можете закрыть глаза и представить эту картину.
- Понравилось?
- У кого появилась потребность высказаться, рассказать о том, какое чувство вызывает у вас это произведение?
- К какому жанру относится произведение?
- Почему вы так решили?
- Раз это стихотворение, то чему мы будем учиться на уроке? (Читать выразительно, развивать речь,..)
- На доске записаны 4 слова. Январь. Мороз. Декабрь. Зимний вечер.
- Какой заголовок подходит к этому стихотворению?
- Почему Маршак так назвал стих.?
- А как ещё можно было бы назвать?
Декабрь. В народе этот месяц называют студён, студень, ветрозвон, заморозь.
Декабрь ветром гнёт, глаз снегами тешит да ухо морозом рвёт – лютует (злится), лютовей или лютень.
в) Чтение учащимися про себя. Словарная работа.
- Как вы понимаете смысл слов «Все деревья в серебре»? «Нашу речку…»
Почему ёлка «плакала сначала»?
- Какими словами можно доказать, что поэт говорит о ёлке, как о человеке? (Олицетворение.)
Физминутка.
г) – Далее мы будем работать с произведением: учиться выразительности, работе с текстом, умению передавать разные чувства.
- Прочитаем хором первые 2 строчки.
- Работа в группах: 1-я – прочитать эти строки, передавая радость. 2-я – печаль. 3-я –
удивление. 4-я – равнодушие.
- С каким чувством нужно читать эти две строчки?
- Молодцы!
(Работа с четверостишием. Чтение по частям.
д) Прочитайте следующее четверостишие. О чём говорится в нём? (О морозе.)
- Назовём слова, обозначающие действия мороза.
- О чём говорится в след. четверостишии? (О ёлке.) …плакала,… (Об огоньках.)
- Ребята, что помогает тому, чтобы стихотворение звучало красиво, легко запоминалось?
(Рифма.)
Задание группам: назвать рифмующиеся слова (каждой группе по четверост.)
Игра «Ёлка». (Дети должны помочь закончить пословицу о зиме.)
е) Чтение всего стихотворения.
- Какие строчки нужно прочитать, понижая голос? …повышая? …радуясь?
ж) «Мозаика».
- Будем упражняться в запоминании стихотворения при помощи «Мозаики».
- Вы возьмёте фишки. ( 1-я-красный цвет, 2-я зелёный, 3-я- синий, 4-я-жёлтый.) (Заучивают группы четверост., по очереди рассказывают, слушая друг друга и запоминая.)
Физминутка для глаз.
-А сейчас, ребята, задание на смекалку. Работа в «Рабочей тетради»: восстановить загадку. Назовите отгадку. (Ёлка.)
- Давайте споём песенку о ёлке.
з) Упражнение «Учимся критиковать».
- Кто прочитает выразительно стихотворение? Но, прочитав его, готовы ли вы выслушать замечания и хорошие, и не очень?
- Сейчас мы побудем в роли критиков, будем развивать критическое мышление. Постарайтесь критиковать так, чтобы это не было обидно:
1-я – «Эмоциональная»: выразить свои эмоции.
2-я – «Позитивная»: всё, что нравится, почему,…
3-я – «Негативная»: почему?
4-я – «Подводящая итоги.» Оценки.
- Развитие речи.
Знакомство с картиной В.Васнецова «Снегурочка».
- Домашнее задание. Выучить стих наизусть.
- Итог урока.
Чему учились мы с вами на уроке?
Понравился вам урок?
Спасибо. Вы очень хорошо работали на уроке. Молодцы!