Урок "Знакомство с буквой "Ц,ц"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Уразова Татьяна Адольфовна

Урок "Знакомство с буквой "Ц,ц" по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения по теме «Знакомство с буквой Ц,ц»

Цель: организовать работу по ознакомлению с буквой Ц,ц, выяснению особенностей звука [ц], использованию схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений; развитию речи, фонематического слуха.

Ход урока.

  1. Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Ребята, давайте составим план нашего урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке чтения? (составление «Солнышка» из лучиков)

- Давайте начнем с чистоговорки.

« ЦЕ- ЦЕ –ЦЕ – скучно принцу во …(дворце)      И вдруг…. К нам явился в жёлтой шубке

ЦА – ЦА – ЦА  - нет у бублика … (конца)           И сказал: «Прощайте, две скорлупки!»

ЦО – ЦО – ЦО – снесла курица… (яйцо)

-Догадались, кто? (Цыплёнок)

- Именно он главный герой нашего урока                (слайд 2)

- Послушайте стихотворение и определите, какой звук чаще других встречается в нём.

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыплёнок , то умница!

Молодец, удалец,

Очень ценный птенец!   (звук  [ц])

- Сегодня нам предстоит познакомить с этим звуком и узнать, какой буквой он обозначается. Научиться читать слова и предложения с новой буквой.

2. Открытие нового знания.

а) Фонетическая разминка.

- Ребята, а как зовут цыплят? (цып-цып-цып)  - Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику. Докажите. (согласный, твердый, глухой)

- Давайте понаблюдаем за этим звуком в других словах.

б) Звукобуквенный анализ слов «синица» и «цапля».

- Отгадайте загадки:

«На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат». (цапля)

- Что помогло вам разгадать загадку? ( показ картинки)

« На кормушку возле нашей форточки села удивительная птица:

В черной шапочке и желтой кофточке. Птица называется … ( синица)»

- Какие слова помогли разгадать? Помним, сто синички никуда не улетают зимой, их надо подкармливать.

- Выполните звуковой анализ этих слов самостоятельно по вариантам. Букварь с. 138 ( Кто первый, выходит к доске, остальные проверяют)

- Сколько слогов в слове «цапля»? Докажите. Поставьте ударение.

- Сколько слогов в слове «синица»? Докажите. Поставьте ударение.

в) игра «Живые звуки» (детям дают роль звуков)

Слово «цапля»  

- Звук [п] замени себя буквой, звук [л,] замени себя буквой, звук [а] замени себя буквой. Сколько раз ты встречаешься в слове? Какими буквами будешь обозначен? Звук [ц] замени себя буквой.

Вывод: звук [ц] обозначается буквой «цэ»

Аналогично со словом «синица».

- Давайте понаблюдаем за новым звуком. Прочитаем слоги (по строчкам)       (слайд 3)

- Какой звук в слогах на верхней строке?  (твердый – гласные подтверждают)

- Какой звук в слогах на нижней строке?  ( твердый)  - А на что нам указывают гласные?

 - А что ещё заметили?  ( С буквами я, ё, ю слогов в русском языке нет)

Вывод: звук  [ц] всегда твердый. Он займёт своё место в «домике».

г) знакомство с буквой   (слайд 4)

- На что похожа буква «цэ»?  ( слайд 5) На какую букву?

- Давайте напечатаем её в тетради для печатания.   ( показ, печатание)

                                                        Физминутка

Очень трудно так стоять,                                И не падать, не качаться,

 ножку на пол не спускать.                             За соседа не держаться.

( Повторить 2 раза для каждой ноги).

  1. Включение в систему знаний.

а) чтение слов парами (хором)

- По какому принципу объединены слова в пары?  (один-много)

- А все ли слова понятны?

Цукаты – сваренные, подсушенные, засахаренные фрукты. Используют для украшения кулинарных изделий.

б) дифференцированная работа

1 группа (слабо читающие) – Образуйте и прочитайте слова со слогом ЦЫ

2 группа ( хорошо читающие) – Прочитайте загадки на с.139

Проверка для 1 группы

- Прочитайте слова 1 столбика. Сколько слогов в каждом слове?

- Прочитайте слова 2 столбика. Сколько слогов?

- А почему в слове «огурцы» букв меньше, чем в слове «скворцы», а слогов больше?

- Образуйте от данных слов пары, чтобы слова обозначали один предмет. Что заметили? ( слово ножницы не имеет пары)

Проверка 2 группы

- Прочитайте загадки. Что помогло их разгадать? ( цвет)

в) работа в парах, составление пар

- Прочитайте слова первого столбика.

- Прочитайте слова 2 столбика.

- Прочитайте по строкам.

- Почему получилась чепуха?

- Цапля дает нашему цыпленку задание. (слайд 6).

- Подберите к каждому слову левого столбика подходящее слово из правого столбика.

 ( 2 человека работают у доски, остальные на листочках) Проверка по доске.

- Нашему цыпленку мы помогли справиться с заданием.

г) – Послушайте рассказ «Цыпленок Цып» ( учитель и хорошо читающие дети) с. 140-141

- Какова главная мысль рассказа?

4. Итог урока. Рефлексия.

- А как вы думаете, наш цыпленок чему-нибудь научился на нашем уроке? Давайте подарим ему от имени цапли цветок, где каждый лепесток будет обозначать то, чему он и мы научились на уроке.

Дети перечисляют.

- А теперь каждый из вас оцените свою работу на уроке. Выберите одно из предложений. ( поднять руки)

  • Я доволен собой, я всё запомнил…
  • Я работал хорошо, но надо ещё…
  • Не всё получилось, как хотелось бы…
  • Получилась только часть задания, не всё понял…

Открытый урок русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Ц, ц»

Цель урока: научить писать заглавную и строчную букву Ц, ц; сравнить с буквами И, и, Щ, щ; формировать умение соотносить слово со звуковой схемой; навык комментированного письма.

Ход урока.

1.Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.

«Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь»

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать заглавную и строчную букву Ц,ц.

2. Открытие нового знания.

а) - Рассмотрите букву Ц на слайде. Из каких элементов состоит? Есть ли среди них знакомые элементы? В каких буквах встречались?

Показ и письмо элементов на с. 46

Показ буквы на доске с подробным комментированием.

Показ на слайде. Письмо «в воздухе».

Письмо на строке.

- Выберите и подчеркните три самых красивых буквы.

- Для чего учимся писать заглавные буквы?

- Прочитайте слово на следующей строке. Почему написано с большой буквы? (Фамилия русской поэтессы Марины Цветаевой)

- Разделите слово на слоги. Напишем с комментированием.

б) – Рассмотрите букву ц на слайде. Из каких элементов состоит? Есть ли среди них знакомые элементы? В каких буквах встречались?

Показ и письмо элементов на с. 47

Показ буквы на доске с подробным комментированием.

Показ на слайде. Письмо «в воздухе».

Письмо на строке.

- Выберите и подчеркните три самых красивых буквы.

в) – Прочитайте первое слово на следующей строке. Сколько слогов? Докажите. Запишем с комментированием.

- Прочитайте следующее слово на этой строке. (Цирк) Сколько слогов? Какая гласная? А какой слышим звук? Почему? С этим правилом познакомимся в 3 классе.

-Аналогично следующие два слова.

Физминутка

3.Включение в систему знаний.

а) игра «Измени букву – получи новое слово» с.48

капля -  цапля             гонец – конец

песец – перец              свет - цвет

Вывод: одна буква имеет значение!

б) соотнесение схемы и слов

- Сколько звуков? Сколько букв  в словах? (месяц)

в) сравнение букв ч, щ, ц (с. 49)

- Давайте произнесем эти звуки. Чем похожи? Звуки [ч] и [щ] так и называют ШИПЯЩИМИ.

- Прочитайте слова, назовите слова с буквой ч. Запишем с комментированием ( по 1 человеку у доски)

Аналогично с другими буквами.

4.Итог урока. Рефлексия.

- Рассмотрите шарики внизу страницы. Какое задание нам предлагают? Найдите лишнюю букву, докажите.

- Какие буквы учились писать на уроке?

- Дополните предложения

  • Я доволен собой, я всё запомнил…
  • Я работал хорошо, но надо ещё…
  • Не всё получилось, как хотелось бы…


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения по теме «Знакомство с буквой Ц,ц»

Цель: организовать работу по ознакомлению с буквой Ц,ц, выяснению особенностей звука [ц], использованию схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений; развитию речи, фонематического слуха.

Ход урока.

  1. Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Ребята, давайте составим план нашего урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке чтения? (составление «Солнышка» из лучиков)

- Давайте начнем с чистоговорки.

« ЦЕ- ЦЕ –ЦЕ – скучно принцу во …(дворце)      И вдруг…. К нам явился в жёлтой шубке

ЦА – ЦА – ЦА  - нет у бублика … (конца)           И сказал: «Прощайте, две скорлупки!»

ЦО – ЦО – ЦО – снесла курица… (яйцо)

-Догадались, кто? (Цыплёнок)

- Именно он главный герой нашего урока                (слайд 2)

- Послушайте стихотворение и определите, какой звук чаще других встречается в нём.

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыплёнок , то умница!

Молодец, удалец,

Очень ценный птенец!   (звук  [ц])

- Сегодня нам предстоит познакомить с этим звуком и узнать, какой буквой он обозначается. Научиться читать слова и предложения с новой буквой.

2. Открытие нового знания.

а) Фонетическая разминка.

- Ребята, а как зовут цыплят? (цып-цып-цып)  - Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику. Докажите. (согласный, твердый, глухой)

- Давайте понаблюдаем за этим звуком в других словах.

б) Звукобуквенный анализ слов «синица» и «цапля».

- Отгадайте загадки:

«На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат». (цапля)

- Что помогло вам разгадать загадку? ( показ картинки)

« На кормушку возле нашей форточки села удивительная птица:

В черной шапочке и желтой кофточке. Птица называется … ( синица)»

- Какие слова помогли разгадать? Помним, сто синички никуда не улетают зимой, их надо подкармливать.

- Выполните звуковой анализ этих слов самостоятельно по вариантам. Букварь с. 138 ( Кто первый, выходит к доске, остальные проверяют)

- Сколько слогов в слове «цапля»? Докажите. Поставьте ударение.

- Сколько слогов в слове «синица»? Докажите. Поставьте ударение.

в) игра «Живые звуки» (детям дают роль звуков)

Слово «цапля»  

- Звук [п] замени себя буквой, звук [л,] замени себя буквой, звук [а] замени себя буквой. Сколько раз ты встречаешься в слове? Какими буквами будешь обозначен? Звук [ц] замени себя буквой.

Вывод: звук [ц] обозначается буквой «цэ»

Аналогично со словом «синица».

- Давайте понаблюдаем за новым звуком. Прочитаем слоги (по строчкам)       (слайд 3)

- Какой звук в слогах на верхней строке?  (твердый – гласные подтверждают)

- Какой звук в слогах на нижней строке?  ( твердый)  - А на что нам указывают гласные?

 - А что ещё заметили?  ( С буквами я, ё, ю слогов в русском языке нет)

Вывод: звук  [ц] всегда твердый. Он займёт своё место в «домике».

г) знакомство с буквой   (слайд 4)

- На что похожа буква «цэ»?  ( слайд 5) На какую букву?

- Давайте напечатаем её в тетради для печатания.   ( показ, печатание)

                                                        Физминутка

Очень трудно так стоять,                                И не падать, не качаться,

 ножку на пол не спускать.                             За соседа не держаться.

( Повторить 2 раза для каждой ноги).

  1. Включение в систему знаний.

а) чтение слов парами (хором)

- По какому принципу объединены слова в пары?  (один-много)

- А все ли слова понятны?

Цукаты – сваренные, подсушенные, засахаренные фрукты. Используют для украшения кулинарных изделий.

б) дифференцированная работа

1 группа (слабо читающие) – Образуйте и прочитайте слова со слогом ЦЫ

2 группа ( хорошо читающие) – Прочитайте загадки на с.139

Проверка для 1 группы

- Прочитайте слова 1 столбика. Сколько слогов в каждом слове?

- Прочитайте слова 2 столбика. Сколько слогов?

- А почему в слове «огурцы» букв меньше, чем в слове «скворцы», а слогов больше?

- Образуйте от данных слов пары, чтобы слова обозначали один предмет. Что заметили? ( слово ножницы не имеет пары)

Проверка 2 группы

- Прочитайте загадки. Что помогло их разгадать? ( цвет)

в) работа в парах, составление пар

- Прочитайте слова первого столбика.

- Прочитайте слова 2 столбика.

- Прочитайте по строкам.

- Почему получилась чепуха?

- Цапля дает нашему цыпленку задание. (слайд 6).

- Подберите к каждому слову левого столбика подходящее слово из правого столбика.

 ( 2 человека работают у доски, остальные на листочках) Проверка по доске.

- Нашему цыпленку мы помогли справиться с заданием.

г) – Послушайте рассказ «Цыпленок Цып» ( учитель и хорошо читающие дети) с. 140-141

- Какова главная мысль рассказа?

4. Итог урока. Рефлексия.

- А как вы думаете, наш цыпленок чему-нибудь научился на нашем уроке? Давайте подарим ему от имени цапли цветок, где каждый лепесток будет обозначать то, чему он и мы научились на уроке.

Дети перечисляют.

- А теперь каждый из вас оцените свою работу на уроке. Выберите одно из предложений. ( поднять руки)

  • Я доволен собой, я всё запомнил…
  • Я работал хорошо, но надо ещё…
  • Не всё получилось, как хотелось бы…
  • Получилась только часть задания, не всё понял…

Открытый урок русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Ц, ц»

Цель урока: научить писать заглавную и строчную букву Ц, ц; сравнить с буквами И, и, Щ, щ; формировать умение соотносить слово со звуковой схемой; навык комментированного письма.

Ход урока.

1.Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.

«Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь»

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать заглавную и строчную букву Ц,ц.

2. Открытие нового знания.

а) - Рассмотрите букву Ц на слайде. Из каких элементов состоит? Есть ли среди них знакомые элементы? В каких буквах встречались?

Показ и письмо элементов на с. 46

Показ буквы на доске с подробным комментированием.

Показ на слайде. Письмо «в воздухе».

Письмо на строке.

- Выберите и подчеркните три самых красивых буквы.

- Для чего учимся писать заглавные буквы?

- Прочитайте слово на следующей строке. Почему написано с большой буквы? (Фамилия русской поэтессы Марины Цветаевой)

- Разделите слово на слоги. Напишем с комментированием.

б) – Рассмотрите букву ц на слайде. Из каких элементов состоит? Есть ли среди них знакомые элементы? В каких буквах встречались?

Показ и письмо элементов на с. 47

Показ буквы на доске с подробным комментированием.

Показ на слайде. Письмо «в воздухе».

Письмо на строке.

- Выберите и подчеркните три самых красивых буквы.

в) – Прочитайте первое слово на следующей строке. Сколько слогов? Докажите. Запишем с комментированием.

- Прочитайте следующее слово на этой строке. (Цирк) Сколько слогов? Какая гласная? А какой слышим звук? Почему? С этим правилом познакомимся в 3 классе.

-Аналогично следующие два слова.

Физминутка

3.Включение в систему знаний.

а) игра «Измени букву – получи новое слово» с.48

капля -  цапля             гонец – конец

песец – перец              свет - цвет

Вывод: одна буква имеет значение!

б) соотнесение схемы и слов

- Сколько звуков? Сколько букв  в словах? (месяц)

в) сравнение букв ч, щ, ц (с. 49)

- Давайте произнесем эти звуки. Чем похожи? Звуки [ч] и [щ] так и называют ШИПЯЩИМИ.

- Прочитайте слова, назовите слова с буквой ч. Запишем с комментированием ( по 1 человеку у доски)

Аналогично с другими буквами.

4.Итог урока. Рефлексия.

- Рассмотрите шарики внизу страницы. Какое задание нам предлагают? Найдите лишнюю букву, докажите.

- Какие буквы учились писать на уроке?

- Дополните предложения

  • Я доволен собой, я всё запомнил…
  • Я работал хорошо, но надо ещё…
  • Не всё получилось, как хотелось бы…