Урок "Знакомство с буквой "Ц,ц"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок "Знакомство с буквой "Ц,ц" по УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_po_teme.docx | 21.98 КБ |
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_po_teme.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения по теме «Знакомство с буквой Ц,ц»
Цель: организовать работу по ознакомлению с буквой Ц,ц, выяснению особенностей звука [ц], использованию схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений; развитию речи, фонематического слуха.
Ход урока.
- Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Ребята, давайте составим план нашего урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке чтения? (составление «Солнышка» из лучиков)
- Давайте начнем с чистоговорки.
« ЦЕ- ЦЕ –ЦЕ – скучно принцу во …(дворце) И вдруг…. К нам явился в жёлтой шубке
ЦА – ЦА – ЦА - нет у бублика … (конца) И сказал: «Прощайте, две скорлупки!»
ЦО – ЦО – ЦО – снесла курица… (яйцо)
-Догадались, кто? (Цыплёнок)
- Именно он главный герой нашего урока (слайд 2)
- Послушайте стихотворение и определите, какой звук чаще других встречается в нём.
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыплёнок , то умница!
Молодец, удалец,
Очень ценный птенец! (звук [ц])
- Сегодня нам предстоит познакомить с этим звуком и узнать, какой буквой он обозначается. Научиться читать слова и предложения с новой буквой.
2. Открытие нового знания.
а) Фонетическая разминка.
- Ребята, а как зовут цыплят? (цып-цып-цып) - Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику. Докажите. (согласный, твердый, глухой)
- Давайте понаблюдаем за этим звуком в других словах.
б) Звукобуквенный анализ слов «синица» и «цапля».
- Отгадайте загадки:
«На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат». (цапля)
- Что помогло вам разгадать загадку? ( показ картинки)
« На кормушку возле нашей форточки села удивительная птица:
В черной шапочке и желтой кофточке. Птица называется … ( синица)»
- Какие слова помогли разгадать? Помним, сто синички никуда не улетают зимой, их надо подкармливать.
- Выполните звуковой анализ этих слов самостоятельно по вариантам. Букварь с. 138 ( Кто первый, выходит к доске, остальные проверяют)
- Сколько слогов в слове «цапля»? Докажите. Поставьте ударение.
- Сколько слогов в слове «синица»? Докажите. Поставьте ударение.
в) игра «Живые звуки» (детям дают роль звуков)
Слово «цапля»
- Звук [п] замени себя буквой, звук [л,] замени себя буквой, звук [а] замени себя буквой. Сколько раз ты встречаешься в слове? Какими буквами будешь обозначен? Звук [ц] замени себя буквой.
Вывод: звук [ц] обозначается буквой «цэ»
Аналогично со словом «синица».
- Давайте понаблюдаем за новым звуком. Прочитаем слоги (по строчкам) (слайд 3)
- Какой звук в слогах на верхней строке? (твердый – гласные подтверждают)
- Какой звук в слогах на нижней строке? ( твердый) - А на что нам указывают гласные?
- А что ещё заметили? ( С буквами я, ё, ю слогов в русском языке нет)
Вывод: звук [ц] всегда твердый. Он займёт своё место в «домике».
г) знакомство с буквой (слайд 4)
- На что похожа буква «цэ»? ( слайд 5) На какую букву?
- Давайте напечатаем её в тетради для печатания. ( показ, печатание)
Физминутка
Очень трудно так стоять, И не падать, не качаться,
ножку на пол не спускать. За соседа не держаться.
( Повторить 2 раза для каждой ноги).
- Включение в систему знаний.
а) чтение слов парами (хором)
- По какому принципу объединены слова в пары? (один-много)
- А все ли слова понятны?
Цукаты – сваренные, подсушенные, засахаренные фрукты. Используют для украшения кулинарных изделий.
б) дифференцированная работа
1 группа (слабо читающие) – Образуйте и прочитайте слова со слогом ЦЫ
2 группа ( хорошо читающие) – Прочитайте загадки на с.139
Проверка для 1 группы
- Прочитайте слова 1 столбика. Сколько слогов в каждом слове?
- Прочитайте слова 2 столбика. Сколько слогов?
- А почему в слове «огурцы» букв меньше, чем в слове «скворцы», а слогов больше?
- Образуйте от данных слов пары, чтобы слова обозначали один предмет. Что заметили? ( слово ножницы не имеет пары)
Проверка 2 группы
- Прочитайте загадки. Что помогло их разгадать? ( цвет)
в) работа в парах, составление пар
- Прочитайте слова первого столбика.
- Прочитайте слова 2 столбика.
- Прочитайте по строкам.
- Почему получилась чепуха?
- Цапля дает нашему цыпленку задание. (слайд 6).
- Подберите к каждому слову левого столбика подходящее слово из правого столбика.
( 2 человека работают у доски, остальные на листочках) Проверка по доске.
- Нашему цыпленку мы помогли справиться с заданием.
г) – Послушайте рассказ «Цыпленок Цып» ( учитель и хорошо читающие дети) с. 140-141
- Какова главная мысль рассказа?
4. Итог урока. Рефлексия.
- А как вы думаете, наш цыпленок чему-нибудь научился на нашем уроке? Давайте подарим ему от имени цапли цветок, где каждый лепесток будет обозначать то, чему он и мы научились на уроке.
Дети перечисляют.
- А теперь каждый из вас оцените свою работу на уроке. Выберите одно из предложений. ( поднять руки)
- Я доволен собой, я всё запомнил…
- Я работал хорошо, но надо ещё…
- Не всё получилось, как хотелось бы…
- Получилась только часть задания, не всё понял…
Открытый урок русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Ц, ц»
Цель урока: научить писать заглавную и строчную букву Ц, ц; сравнить с буквами И, и, Щ, щ; формировать умение соотносить слово со звуковой схемой; навык комментированного письма.
Ход урока.
1.Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.
«Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь»
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать заглавную и строчную букву Ц,ц.
2. Открытие нового знания.
а) - Рассмотрите букву Ц на слайде. Из каких элементов состоит? Есть ли среди них знакомые элементы? В каких буквах встречались?
Показ и письмо элементов на с. 46
Показ буквы на доске с подробным комментированием.
Показ на слайде. Письмо «в воздухе».
Письмо на строке.
- Выберите и подчеркните три самых красивых буквы.
- Для чего учимся писать заглавные буквы?
- Прочитайте слово на следующей строке. Почему написано с большой буквы? (Фамилия русской поэтессы Марины Цветаевой)
- Разделите слово на слоги. Напишем с комментированием.
б) – Рассмотрите букву ц на слайде. Из каких элементов состоит? Есть ли среди них знакомые элементы? В каких буквах встречались?
Показ и письмо элементов на с. 47
Показ буквы на доске с подробным комментированием.
Показ на слайде. Письмо «в воздухе».
Письмо на строке.
- Выберите и подчеркните три самых красивых буквы.
в) – Прочитайте первое слово на следующей строке. Сколько слогов? Докажите. Запишем с комментированием.
- Прочитайте следующее слово на этой строке. (Цирк) Сколько слогов? Какая гласная? А какой слышим звук? Почему? С этим правилом познакомимся в 3 классе.
-Аналогично следующие два слова.
Физминутка
3.Включение в систему знаний.
а) игра «Измени букву – получи новое слово» с.48
капля - цапля гонец – конец
песец – перец свет - цвет
Вывод: одна буква имеет значение!
б) соотнесение схемы и слов
- Сколько звуков? Сколько букв в словах? (месяц)
в) сравнение букв ч, щ, ц (с. 49)
- Давайте произнесем эти звуки. Чем похожи? Звуки [ч] и [щ] так и называют ШИПЯЩИМИ.
- Прочитайте слова, назовите слова с буквой ч. Запишем с комментированием ( по 1 человеку у доски)
Аналогично с другими буквами.
4.Итог урока. Рефлексия.
- Рассмотрите шарики внизу страницы. Какое задание нам предлагают? Найдите лишнюю букву, докажите.
- Какие буквы учились писать на уроке?
- Дополните предложения
- Я доволен собой, я всё запомнил…
- Я работал хорошо, но надо ещё…
- Не всё получилось, как хотелось бы…
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения по теме «Знакомство с буквой Ц,ц»
Цель: организовать работу по ознакомлению с буквой Ц,ц, выяснению особенностей звука [ц], использованию схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений; развитию речи, фонематического слуха.
Ход урока.
- Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Ребята, давайте составим план нашего урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке чтения? (составление «Солнышка» из лучиков)
- Давайте начнем с чистоговорки.
« ЦЕ- ЦЕ –ЦЕ – скучно принцу во …(дворце) И вдруг…. К нам явился в жёлтой шубке
ЦА – ЦА – ЦА - нет у бублика … (конца) И сказал: «Прощайте, две скорлупки!»
ЦО – ЦО – ЦО – снесла курица… (яйцо)
-Догадались, кто? (Цыплёнок)
- Именно он главный герой нашего урока (слайд 2)
- Послушайте стихотворение и определите, какой звук чаще других встречается в нём.
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыплёнок , то умница!
Молодец, удалец,
Очень ценный птенец! (звук [ц])
- Сегодня нам предстоит познакомить с этим звуком и узнать, какой буквой он обозначается. Научиться читать слова и предложения с новой буквой.
2. Открытие нового знания.
а) Фонетическая разминка.
- Ребята, а как зовут цыплят? (цып-цып-цып) - Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику. Докажите. (согласный, твердый, глухой)
- Давайте понаблюдаем за этим звуком в других словах.
б) Звукобуквенный анализ слов «синица» и «цапля».
- Отгадайте загадки:
«На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат». (цапля)
- Что помогло вам разгадать загадку? ( показ картинки)
« На кормушку возле нашей форточки села удивительная птица:
В черной шапочке и желтой кофточке. Птица называется … ( синица)»
- Какие слова помогли разгадать? Помним, сто синички никуда не улетают зимой, их надо подкармливать.
- Выполните звуковой анализ этих слов самостоятельно по вариантам. Букварь с. 138 ( Кто первый, выходит к доске, остальные проверяют)
- Сколько слогов в слове «цапля»? Докажите. Поставьте ударение.
- Сколько слогов в слове «синица»? Докажите. Поставьте ударение.
в) игра «Живые звуки» (детям дают роль звуков)
Слово «цапля»
- Звук [п] замени себя буквой, звук [л,] замени себя буквой, звук [а] замени себя буквой. Сколько раз ты встречаешься в слове? Какими буквами будешь обозначен? Звук [ц] замени себя буквой.
Вывод: звук [ц] обозначается буквой «цэ»
Аналогично со словом «синица».
- Давайте понаблюдаем за новым звуком. Прочитаем слоги (по строчкам) (слайд 3)
- Какой звук в слогах на верхней строке? (твердый – гласные подтверждают)
- Какой звук в слогах на нижней строке? ( твердый) - А на что нам указывают гласные?
- А что ещё заметили? ( С буквами я, ё, ю слогов в русском языке нет)
Вывод: звук [ц] всегда твердый. Он займёт своё место в «домике».
г) знакомство с буквой (слайд 4)
- На что похожа буква «цэ»? ( слайд 5) На какую букву?
- Давайте напечатаем её в тетради для печатания. ( показ, печатание)
Физминутка
Очень трудно так стоять, И не падать, не качаться,
ножку на пол не спускать. За соседа не держаться.
( Повторить 2 раза для каждой ноги).
- Включение в систему знаний.
а) чтение слов парами (хором)
- По какому принципу объединены слова в пары? (один-много)
- А все ли слова понятны?
Цукаты – сваренные, подсушенные, засахаренные фрукты. Используют для украшения кулинарных изделий.
б) дифференцированная работа
1 группа (слабо читающие) – Образуйте и прочитайте слова со слогом ЦЫ
2 группа ( хорошо читающие) – Прочитайте загадки на с.139
Проверка для 1 группы
- Прочитайте слова 1 столбика. Сколько слогов в каждом слове?
- Прочитайте слова 2 столбика. Сколько слогов?
- А почему в слове «огурцы» букв меньше, чем в слове «скворцы», а слогов больше?
- Образуйте от данных слов пары, чтобы слова обозначали один предмет. Что заметили? ( слово ножницы не имеет пары)
Проверка 2 группы
- Прочитайте загадки. Что помогло их разгадать? ( цвет)
в) работа в парах, составление пар
- Прочитайте слова первого столбика.
- Прочитайте слова 2 столбика.
- Прочитайте по строкам.
- Почему получилась чепуха?
- Цапля дает нашему цыпленку задание. (слайд 6).
- Подберите к каждому слову левого столбика подходящее слово из правого столбика.
( 2 человека работают у доски, остальные на листочках) Проверка по доске.
- Нашему цыпленку мы помогли справиться с заданием.
г) – Послушайте рассказ «Цыпленок Цып» ( учитель и хорошо читающие дети) с. 140-141
- Какова главная мысль рассказа?
4. Итог урока. Рефлексия.
- А как вы думаете, наш цыпленок чему-нибудь научился на нашем уроке? Давайте подарим ему от имени цапли цветок, где каждый лепесток будет обозначать то, чему он и мы научились на уроке.
Дети перечисляют.
- А теперь каждый из вас оцените свою работу на уроке. Выберите одно из предложений. ( поднять руки)
- Я доволен собой, я всё запомнил…
- Я работал хорошо, но надо ещё…
- Не всё получилось, как хотелось бы…
- Получилась только часть задания, не всё понял…
Открытый урок русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Ц, ц»
Цель урока: научить писать заглавную и строчную букву Ц, ц; сравнить с буквами И, и, Щ, щ; формировать умение соотносить слово со звуковой схемой; навык комментированного письма.
Ход урока.
1.Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.
«Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь»
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать заглавную и строчную букву Ц,ц.
2. Открытие нового знания.
а) - Рассмотрите букву Ц на слайде. Из каких элементов состоит? Есть ли среди них знакомые элементы? В каких буквах встречались?
Показ и письмо элементов на с. 46
Показ буквы на доске с подробным комментированием.
Показ на слайде. Письмо «в воздухе».
Письмо на строке.
- Выберите и подчеркните три самых красивых буквы.
- Для чего учимся писать заглавные буквы?
- Прочитайте слово на следующей строке. Почему написано с большой буквы? (Фамилия русской поэтессы Марины Цветаевой)
- Разделите слово на слоги. Напишем с комментированием.
б) – Рассмотрите букву ц на слайде. Из каких элементов состоит? Есть ли среди них знакомые элементы? В каких буквах встречались?
Показ и письмо элементов на с. 47
Показ буквы на доске с подробным комментированием.
Показ на слайде. Письмо «в воздухе».
Письмо на строке.
- Выберите и подчеркните три самых красивых буквы.
в) – Прочитайте первое слово на следующей строке. Сколько слогов? Докажите. Запишем с комментированием.
- Прочитайте следующее слово на этой строке. (Цирк) Сколько слогов? Какая гласная? А какой слышим звук? Почему? С этим правилом познакомимся в 3 классе.
-Аналогично следующие два слова.
Физминутка
3.Включение в систему знаний.
а) игра «Измени букву – получи новое слово» с.48
капля - цапля гонец – конец
песец – перец свет - цвет
Вывод: одна буква имеет значение!
б) соотнесение схемы и слов
- Сколько звуков? Сколько букв в словах? (месяц)
в) сравнение букв ч, щ, ц (с. 49)
- Давайте произнесем эти звуки. Чем похожи? Звуки [ч] и [щ] так и называют ШИПЯЩИМИ.
- Прочитайте слова, назовите слова с буквой ч. Запишем с комментированием ( по 1 человеку у доски)
Аналогично с другими буквами.
4.Итог урока. Рефлексия.
- Рассмотрите шарики внизу страницы. Какое задание нам предлагают? Найдите лишнюю букву, докажите.
- Какие буквы учились писать на уроке?
- Дополните предложения
- Я доволен собой, я всё запомнил…
- Я работал хорошо, но надо ещё…
- Не всё получилось, как хотелось бы…