Алгоритмы работы по литературному чтению в 3 классе
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Алгоритмы предназначены для формирования УУД обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy_po_lit._cht._3_klass_perspektiva.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы с пословицей
Для того чтобы понять смысл пословицы, надо:
• Внимательно прочитать пословицу.
• Выделить в ней слова (словосочетания), которые помогают понять
смысл.
• Подчеркнуть слова (словосочетания), употреблённые в переносном
значении, подобрать к ним синонимы.
• Сделать вывод: объяснить, как вы поняли смысл этой пословицы
(записать своё толкование пословицы).
Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом
• Прочитайте текст.
• Определите тему текста.
• Назовите главную мысль**.
• Определите жанр текста.
• Назовите героя текста.
• Опишите его образ.
• Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.
• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации.
Алгоритм презентации прочитанного произведения (книги)
Для того чтобы представить прочитанное произведение (книгу), надо:
• Назвать фамилию, имя автора и название произведения (книги).
• Сказать, о чём произведение.
• Назвать главного героя (героев) и кратко рассказать о нём.
• Перечислить других персонажей.
• Назвать, кто из героев понравился, и раскрыть свои симпатии.
• Рассказать, что нового, полезного, интересного узнал(а) благодаря этому произведению (книге).
• Дать совет прочитать это произведение (книгу).
Алгоритм составления рассказа о герое картины
• Прочитайте название картины (иллюстрации, репродукции), фамилию художника.
• Рассмотрите иллюстрацию (репродукцию).
• Назовите главный предмет изображения и опишите его.
• Перечислите предметы, которые не являются главными, но важны в этой картине. Опишите их.
• Предположите, почему автор дал это название картине.
• Можно ли считать, что автор уважает своего героя? Обоснуйте собственное мнение.
Алгоритм оценки рассказывания народной сказки
Для того чтобы интересно и выразительно рассказать сказку, надо:
• Рассказывать свободно, не допуская долгих пауз, передавать все события и поступки героев, опираясь на содержание иллюстраций.
• Использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя.
• Обязательно использовать сказочные слова и выражения, характерные для данной сказки.
• Не использовать в речи слова сорняки: «ну», «вот», «потом», «ещё» и др.
Алгоритм работы с содержанием текста народной сказки
Для того чтобы понять и сформулировать главную мысль сказки, надо:
• Прочитать текст и выделить незнакомые слова для уточнения их значения.
• Определить значение этих слов, используя толковый словарь.
• Определить тему сказки (о чём говорится в тексте).
• Определить главного героя (героев).
• Определить вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).
• Описать характер героя по его поступкам, по речи, по отношению к другим персонажам.
• Определить главную мысль сказки (чему она учит).
• Описать занятия героя, его окружение или жилище и соотнести это описание с особенностями народного быта.
Это задание актуально в работе над бытовой сказкой.
Алгоритм составления плана текста
(для пересказа)
Для того чтобы составить и записать план произведения, надо:
• Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему.
• Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
— появление новой темы;
— появление нового героя;
— появление нового места действия.
• Записать название каждой части текста.
• Пересказать текст, используя составленный план:
а) если пересказ подробный, то нужно рассказать все события в определённой последовательности;
б) если пересказ краткий, то нужно использовать алгоритм краткого пересказа.
Алгоритм краткого пересказа текста
Для того чтобы подготовить краткий пересказ, надо:
• Рассказывать содержание своими словами, только самое главное:
кто, что делает, почему.
• К каждой части плана нужно сказать два - три предложения, связывая их между собой.
• Нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
Алгоритм формулирования вопросов
по содержанию текста
Для того чтобы составить (сформулировать) вопрос по содержанию текста, надо:
• Определить в тексте предложение, к которому будет задаваться вопрос.
• Определить ключевое слово или словосочетание, к которому будет формулироваться вопрос (это слово является частью ответа).
• Сформулировать вопрос (вопросительное предложение) к ключевому слову, используя слова «кто», «что», «когда», «где», «сколько», «какой», «куда», «что делает».
Алгоритм работы с текстом рассказа
Для того чтобы определить главную мысль произведения, надо:
• Прочитать внимательно текст.
• Выделить неизвестные слова или выражения и определить их значение.
• Определить тему текста и выразить её ключевым словом.
• Уточнить, как раскрывается тема текста (о чём рассказывается в тексте).
• Уточнить жанр текста.
• Определить главного героя(ев) рассказа.
• Описать характер героя, используя его поступки, речь, отношение к другим героям.
• Назвать слова и словосочетания, раскрывающие отношение автора к герою.
• Определить своё отношение к герою(ям).
• Определить главную мысль произведения.
• Продумать интонацию для выразительного чтения произведения.
• Прочитать выразительно произведение, используя соответствующие интонации*.
* Эти шаги алгоритма являются дополнительными и используются
в соответствии с замыслом учителя.
Алгоритм работы с содержанием басни
Чтобы понять и сформулировать мораль басни, надо:
• Прочитать внимательно текст басни.
• Определить тему произведения.
• Определить главного героя басни и описать его характер, используя его поступки, речь, отношение к другим персонажам басни.
• Определить недостаток характера героя, назвать человеческий недостаток, который высмеивается в тексте басни.
• Определить выражение в тексте басни, которое раскрывает смысл поучения, и сформулировать мораль, которая является главной мыслью произведения, своими словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая работа по литературному чтению. 3 класс.
Тестовая работа по литератерному чтению . "Аладдин и волшебная лампа"...
Контрольная работа по литературному чтению 3 класс
Работа разделена на две части: в первой - ученикам необходимо соединить имя, отчество и фамилию известного писателя с его датами жизни и смерти, а затем с произведениями, которые они написал...
Проверочная работа по литературному чтению 1 класс
УМК "Перспективная начальная школа". Проверка навыков чтения....
Проверочные работы по литературному чтению 2 класс. "Родная речь" Л.Ф.Климанова и др. УМК "Школа России"
Материал предназначен для контроля знаний учащихся после прохождения тематических разделов учебника "Родная речь" 2 класс. Л.Ф.Климанова и др....
Контрольная работа по литературному чтению 3 класс по разделу "Литературная сказка".
Контрольная работа по разделу "Литературная сказка" 3 класс....
Проверочная работа по литературному чтению 2 класс 3 четверть Работа с текстом.
Проверочная работа по литературному чтению 2 класс 3 четверть...
Проверочные работы по литературному чтению 1 класс Проверочная работа по разделу «Учимся уму - разуму»
Проверочные работы по литературному чтению 1 класс Проверочная работа по разделу «Учимся уму - разуму»...