Алгоритмы работы по литературному чтению в 3 классе
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Орлова Марина Витальевна

Алгоритмы предназначены для формирования УУД обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_po_lit._cht._3_klass_perspektiva.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы с пословицей

Для того чтобы понять смысл пословицы, надо:

• Внимательно прочитать пословицу.

• Выделить в ней слова (словосочетания), которые помогают понять

смысл.

• Подчеркнуть слова (словосочетания), употреблённые в переносном

значении, подобрать к ним синонимы.

• Сделать вывод: объяснить, как вы поняли смысл этой пословицы

(записать своё толкование пословицы).

Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом

• Прочитайте текст.

• Определите тему текста.

• Назовите главную мысль**.

• Определите жанр текста.

• Назовите героя текста.

• Опишите его образ.

• Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.

• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации.

Алгоритм презентации прочитанного произведения (книги)

Для того чтобы представить прочитанное произведение (книгу), надо:

• Назвать фамилию, имя автора и название произведения (книги).

• Сказать, о чём произведение.  

• Назвать главного героя (героев) и кратко рассказать о нём.

• Перечислить других персонажей.

• Назвать, кто из героев понравился, и раскрыть свои симпатии.

• Рассказать, что нового, полезного, интересного узнал(а) благодаря  этому произведению (книге).  

• Дать совет прочитать это произведение (книгу).

Алгоритм составления рассказа о герое картины

• Прочитайте название  картины (иллюстрации, репродукции),  фамилию художника.

• Рассмотрите иллюстрацию (репродукцию).

• Назовите главный предмет изображения и опишите его.

• Перечислите предметы, которые не являются главными, но важны в этой картине. Опишите их.

• Предположите, почему автор дал это название картине.  

• Можно ли считать, что автор уважает своего героя?  Обоснуйте собственное мнение.

Алгоритм оценки рассказывания народной сказки

Для того чтобы интересно и выразительно рассказать сказку, надо:

• Рассказывать свободно, не допуская долгих пауз, передавать все события и поступки героев, опираясь на содержание иллюстраций.

• Использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя.

• Обязательно использовать сказочные слова и выражения, характерные для данной сказки.

• Не использовать в речи слова сорняки: «ну», «вот», «потом», «ещё» и др.

Алгоритм работы с содержанием текста народной сказки

Для того чтобы понять и сформулировать главную мысль сказки, надо:

• Прочитать текст и выделить незнакомые  слова для уточнения их значения.

• Определить значение этих слов, используя толковый словарь.

• Определить тему сказки (о чём говорится в тексте).

• Определить главного героя (героев).  

• Определить вид сказки  (о животных, бытовая или волшебная).

• Описать характер героя по его поступкам, по речи, по отношению к другим персонажам.

• Определить главную мысль сказки (чему она учит).

• Описать занятия героя, его окружение или жилище и соотнести это описание с особенностями народного быта.

Это задание актуально в работе над бытовой сказкой.

Алгоритм составления плана текста

 (для пересказа)

Для того чтобы составить и записать план произведения, надо:

• Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему.

• Разделить текст на части по смыслу, используя  три подсказки:

— появление новой темы;

— появление нового героя;

— появление нового места действия.

• Записать название каждой части текста.

• Пересказать текст, используя составленный план:

а) если пересказ подробный, то нужно рассказать все события в определённой последовательности;

б) если пересказ краткий, то нужно использовать алгоритм краткого пересказа.

Алгоритм краткого пересказа текста

Для того чтобы подготовить краткий пересказ, надо:

• Рассказывать содержание своими словами, только самое главное:

кто, что делает, почему.

• К каждой части плана нужно сказать два - три предложения, связывая их между собой.

• Нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.

Алгоритм формулирования вопросов

 по содержанию текста

Для того чтобы составить (сформулировать) вопрос по содержанию текста, надо:

• Определить в тексте предложение, к которому будет задаваться вопрос.

• Определить ключевое слово или словосочетание, к которому будет формулироваться вопрос (это слово является частью ответа).

• Сформулировать вопрос (вопросительное предложение) к ключевому слову, используя слова  «кто», «что», «когда», «где», «сколько», «какой», «куда», «что делает».

Алгоритм работы с текстом рассказа

Для того чтобы определить главную мысль произведения, надо:

• Прочитать внимательно текст.

• Выделить неизвестные слова или выражения и определить их значение.

• Определить тему текста и выразить её ключевым словом.

• Уточнить, как раскрывается тема текста (о чём рассказывается в тексте).

• Уточнить жанр текста.

• Определить главного героя(ев) рассказа.

• Описать характер героя, используя его поступки, речь, отношение к другим героям.

• Назвать слова и словосочетания, раскрывающие отношение автора к герою.

• Определить своё отношение к герою(ям).

• Определить главную мысль произведения.

• Продумать интонацию для выразительного чтения произведения.

• Прочитать выразительно произведение, используя соответствующие интонации*.

* Эти  шаги  алгоритма  являются  дополнительными  и  используются

в соответствии с замыслом учителя.

Алгоритм работы с содержанием басни

Чтобы понять и сформулировать мораль басни, надо:

• Прочитать внимательно текст басни.

• Определить тему произведения.

• Определить главного героя басни и описать его характер, используя его поступки, речь, отношение к другим персонажам басни.

• Определить недостаток характера героя, назвать человеческий недостаток, который высмеивается в тексте басни.

• Определить выражение в тексте басни, которое раскрывает смысл  поучения, и сформулировать мораль, которая является главной мыслью произведения,  своими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа по литературному чтению. 3 класс.

Тестовая работа по литератерному чтению . "Аладдин и волшебная лампа"...

Контрольная работа по литературному чтению 3 класс

Работа разделена на две части: в первой - ученикам необходимо соединить имя, отчество и фамилию известного писателя с его датами жизни и смерти, а затем с произведениями, которые они написал...

Проверочная работа по литературному чтению 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа". Проверка навыков чтения....

Проверочные работы по литературному чтению 2 класс. "Родная речь" Л.Ф.Климанова и др. УМК "Школа России"

Материал предназначен для контроля знаний учащихся после прохождения тематических разделов учебника "Родная речь" 2 класс.  Л.Ф.Климанова и др....

Контрольная работа по литературному чтению 3 класс по разделу "Литературная сказка".

Контрольная работа по разделу "Литературная сказка" 3 класс....

Проверочная работа по литературному чтению 2 класс 3 четверть Работа с текстом.

Проверочная работа по литературному чтению 2 класс 3 четверть...

Проверочные работы по литературному чтению 1 класс Проверочная работа по разделу «Учимся уму - разуму»

Проверочные работы по литературному чтению 1 класс Проверочная работа по разделу «Учимся уму -  разуму»...