Борис Заходер «Мохнатая Азбука» Конспект урока литературного чтения 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ястребова Светлана Николаевна

В этом конспекте представлен подробный план урока по литературному чтению 1 класса по теме :  Борис Заходер " Мохнатая азбука",   программа  2100. На уроке ребята используют макбуки и составляют свою азбуку " Азбука Москвы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 22. (2 урок по теме)

Раздел: « Ребятам о зверятах»

Тема:  Борис Заходер «Мохнатая Азбука»

Цель урока: учить выразительному чтению и умению анализировать произведение Бориса Заходера         « Мохнатая Азбука»

Задачи:

Образовательные:

1.Создавать условия для формирования правильного чтения, умения ориентироваться в тексте.

2.Способствовать расширению кругозора обучающихся о мире животных.

Развивающие:

1. Создавать условия для развития познавательной активности обучающихся умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

2.Способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся.  

Воспитательные:

1.Способствовать формированию желания читать, стремлению к познанию через организацию работы в сотрудничестве.

2.Воспитывать  бережное отношение к окружающей среде.  

3.Воспитывать уважение к своей   стране, городу, достопримечательностям Москвы.

Оборудование: компьютер, проектор, МАКБУКИ

Для учителя:                                                                                      Для обучающихся:

                                                                                                          - учебник  для 1 класса Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунееева «Капельки солнца»;

 - алфавит;

 - презентация ;                                                                               - буквы;

- разрезная азбука (магнитная);                                                     - круги для оценивания (жёлтый, зелёный, красный)

- выставка книг Б. В. Заходера.                                                    - карточки с названиями достопримечательностей Москвы

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ                 (технология оценивания учебных предметов)

  1. Актуализация знаний.

  1. Организационный момент.

А) дыхательная гимнастика

  1. Проверка  домашнего  задания.

Произведение  какого  писателя мы с вами начали читать на прошлом уроке? ( Борис Заходер  –  запись на доске)

Какую интересную азбуку составил Б.Заходер? ( Мохнатую азбуку - запись на доске)

Как вы думаете, почему Заходер назвал свою азбуку « Мохнатой»? ( она о животных)

- Давайте вспомним алфавит!( чтение хором)

Б) речевая гимнастика

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.

Ру-ру –ру – продолжаем мы игру.

Познавательные:

Формировать умения ориентироваться в учебнике на страницах 121-124, делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками и учителем.

Коммуникативные:

Учиться работать в паре, выполнять различные роли (лидера и исполнителя); формировать умение строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других;  выразительно читать текст.

Регулятивные:

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные:

Формировать умения озвучивать  свое отношение к героям произведения, выражать свои эмоции.

  1. Продолжение работы над произведением Б. Заходера  « Мохнатая азбука»

Физкультминутка

  1.   Итог урока.

   

  1. Работа на Макбуках.

  1. Рефлексия

На какой букве мы остановились ? (Л)

Какая  следующая  буква? ( М)

Откройте учебник на стр.120

Выбор стихотворений  для работы в паре.  ( на партах карточки – буквы)

Чтение стихов про себя. Подготовка к выразительному чтению стихотворений.

М

А следующее животное - морское, клыкастое и усатое. Тело у него блестящее. Питается рыбой. Кто это? Узнали? (морж)

Давайте прочитаем, что же написал Борис Заходер о морже.

Упражнение в выразительном чтении (пара)

Где могут встретиться морж и кенгуру?

Почему кенгуру дрожит в жару от холода?

А почему от этого холода моржу жарко?

Н(слайд)

Прочитайте название животного на букву Н.(носорог)

А почему его так назвали?

Упражнение в выразительном чтении ( 1 чел. )

Что значит «поступить разумно»?

Неужели носорог любит толкаться?

Почему автор называет его толстокожим?

О (слайд)

Кто же герой стихотворения на букву о?

Самостоятельно прочитайте название.

Кто произносит эти слова? (обезьянки)

К кому они обращаются? ( к детям)

Каким тоном произносят эти слова обезьянки?   (обиженным) А почему?

Упражнение в выразительном чтении ( 1 чел.)

П

Дальше по алфавиту идёт буква …(п)

Прочитайте название животного на букву п              ( павлин)

Чтение детей про себя.

Каков павлин? (красивый)

Что является главным украшением этой птицы? (хвост)

Что такое порок?

С каким чувством нужно прочитать это стихотворение? (восхищением)

Упражнение в выразительном чтении (пара)

В) двигательная гимнастика « Попрыгать, поиграть»

Р

Какая следующая буква? (р)

Прочитайте название следующего маленького стихотворения. Вы знаете, о ком пойдёт речь?( о зайце) Прочитаем это стихотворение.

Упражнение в выразительном чтении(1 чел.)

Почему поэтом назвал русачка нашим земляком?

С

За следующим маленьким словом – названием прячется огромное животное.

Прочитаем название.(слон)

Упражнение в выразительном чтении (пара)

Передайте при чтении отношение автора к слону.

Каким Б. Заходер называет слона?( очень-очень добрый слон)

Т

Какое животное продолжает «Мохнатую азбуку»? (тапир)

Чтение про себя .

Кого напоминает тапир?( слона)

Чем напоминает тапир слона? Найдите строчку , где об этом говорится. Прочитайте .(навек повесил нос)

Почему грустит тапир?

Что значит «повесить нос»?

Постарайтесь прочитать стихотворение передавая настроение тапира.

Упражнение в выразительном чтении(пара)

У

Во многих предыдущих стихотворениях рассказывал сам автор , передавал свои впечатления , мысли. А в следующем стихотворении? Прочитаете про себя.

Кто рассказывает о себе? (уж)

Какое по настроению это стихотворение?   ( печальное, грустное)

Почему плохо ужу?

Упражнение в выразительном чтении (пара)

Ф

Следующее стихотворение про кого? (про филина) Прочитайте самостоятельно.

Почему филин страшен ночью?

А почему при свете дня он бессилен?

Упражнение в выразительном чтении (пара)

Х

Следующая буква в « Мохнатой азбуке»? ( буква х)

Прочитайте название стихотворения.(Хорёк)

Чтение стихотворения про себя.

Как вы понимаете смысл первых двух строк? Где это можно увидеть? ( в цирке)

Почему автор пишет, что это редко случается?

Упражнение в выразительном чтении(пара)

Ц

Интересно написано следующее стихотворение: автор задаёт вопрос и сам на него отвечает.

Упражнение в выразительном чтении(пара)

Удалось ли автору объяснить название этого животного?

Ч

Читаем следующее стихотворение про себя. На сколько частей можно разделить это стихотворение? Почему?

Что же является домом для черепахи?

Упражнение в выразительном чтении (пара)

Ш(слайд)

Следующее стихотворение читает учитель.

На кого же похож шакал? ( сразу на многих животных: лису, собаку)

Щ(слайд)

А вот следующему представителю « Мохнатой азбуки» незнакома « заячья смелость». О ком я сейчас вам прочитаю стихотворение? ( о щуке)

Это  стихотворение читает учитель.

Э

Как называется следующее стихотворение? (Эму)

Самостоятельно прочитайте про себя.

Как вы думаете, много ли знает автор про страуса эму?

Почему он не стал писать про него поэму?

А понятно ли вам , что такое поэма?( Поэма – это большое стихотворное произведение)

Упражнение в выразительном чтении (пара)

 Ю (слайд) и запись

Кто же герой следующего стихотворения?  ( Южный Ктототам)

Это стихотворение вызывает особое уважение к автору. Он честно и открыто признаётся , что зверя на букву « Ю» он не знает.

Давайте послушаем это стихотворение в исполнении профессионального чтеца.

Я

Завершает « Мохнатую азбуку»  очень трудолюбивое и выносливое животное.

Самостоятельное чтение про себя.

Почему автор пишет, что як грозен?

Почему яка называют большим добряком?

Где даже дети ездят на яках? ( В Тибете)

Упражнение в выразительном чтении (пара)

Понравилась ли вам « Мохнатая азбука» Бориса Заходера?  Почему?

К нам в гости прилетел наш любимый герой, с которым мы часто встречаемся на уроках               « Окружающий мир».  Как его зовут? ( Космик) Ему очень понравился наш город.

В каком городе мы живём?            ( Москва)

В каждом городе есть красивые и интересные места, которыми гордятся их жители.

А в Москве есть такие места? Какие?

А давайте сейчас также как автор « Мохнатой азбуки» Борис Заходер  начнём составлять свою Азбуку интересных мест Москвы для космика.

Г) гимнастика для глаз

Открыли Макбуки и начали работать в программе Перволого над составлением               « Азбуки Москвы».

По цепочке проговорим алфавит.

Рисуем фон, букву и вставляем фотографию.

У вас на партах круги зелёного, жёлтого и красного цвета. Оцените свою работу на уроке.

Спасибо, за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Б. Заходер "Мохнатая азбука"

Урок проведен в технологии сотруничества. Каждая группа получает свое задание, распределяет обязанности, подготавливает устный ответ....

Конспект урока литературного чтения на тему "Борис Пастернак «Опять весна» "

Урок литературного чтения на тему "Борис Пастернак «Опять весна» "(ПНШ)...

Конспект урока литературного чтения «Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?»» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера;развитие умения работать с текстом, выразительно читать.Планируемые результатыПредметные:знать биографию Б. Заходера и ег...

Конспект урока литературного чтения Б. Заходер «Песенки Винни - Пуха» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о творчестве Б. Заходера;развитие умения работать с текстом, выразительно читать стихотворения.Планируемые результатыПредметные:знать, в каком темпе читат...

Конспект урока литературного чтения "Б. Заходер "Песенки Винни-Пуха"" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Б. Заходера «Песенки Винни-Пуха»»; формирование знаний о жанровых особеннос...

Конспект урока литературного чтения «Борис Заходер. История гусеницы (начало)» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление учащихся с содержанием произведения, формирование умения определять тему текста по заголовку. Планируемые результаты:Предметные:Уметь определять тему ...

Конспект урока литературного чтения «Борис Заходер «История гусеницы», Юнна Мориц «Жора Кошкин»» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление учащихся с содержанием произведения, формирование умения определять тему текста по заголовку. Планируемые результаты:Предметные:Уметь определять тему текста...