Е.Чарушин "Томкины сны".
план-конспект урока по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Е.И. Чарушин «Томкины сны»
Цели урока: 1. Создать условия для раскрытия смысла художественного
произведения;
2. Развивать и корригировать наглядно-образного мышления;
3. Воспитать бережное отношение к животным.
Ход урока.
I Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок!
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
- За окном весна. Светит солнышко, поют птицы, природа проснулась после зимы. У вас на партах есть изображения солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению.
- Пропедевтика
1). Упр. на дыхание.
«Пузырики» Сделать глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза
«Трубач» Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф.
2). Артикуляционная гимнастика.
- Упр. для языка.
«Часики» Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
- Упр. Для губ.
«Дудочка» На дудочку губы положим, и даже сыграть на ней сможем. Ду-Ду-Ду.
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
II Актуализация знаний.
- Эмоциональная мотивация.
Чтобы настроение на уроке сохранилось или улучшилось, улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека.
- Целеполагание.
/ На доске запись: «Я и мои друзья» и выставка рисунков/
- Прочитайте предложение. Кто хочет поделиться мыслями, в чём его смысл?
- А какие ещё бывают друзья? Кто наши маленькие друзья?
_ Вы нарисовали дома своего домашнего питомца, скажите, кто он и как его
зовут?
- Чтобы ваш друг был с вами как можно дольше, что для этого нужно делать?
- А каким должен быть человек, чтобы рассказать много интересного о своём питомце?
- Да, если человек очень внимательно наблюдает за своим маленьким другом, он может рассказать много интересного.
- О таком наблюдении мы на прошлом уроке и прочитали.
- Обращение к автору.
- Вспомните имя автора нашего рассказа. Посмотрите на его портрет.
- Каким он вам кажется человеком.
-Помните ли вы что-то о Евгении Ивановиче Чарушине?
- В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – его движения, мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые вовсе не понимают животного».
Вот таким человеком был Евгений Иванович Чарушин. И, конечно, все его рассказы связаны с жизнью природы и её обитателями.
- Прогнозирование содержания.
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу.
- Кто изображён на ней?
- Почему этот рисунок кажется необычным?
- О чём этот рассказ?
- Как называется рассказ с которым мы познакомились?
- Прочитайте заглавие рассказа?
3) Словарная работа.
- В этом рассказе есть трудночитаемые слова. Прочитайте их про себя.
- А теперь читаем хором.
Спра-ши-ва-ет – спрашивает – спрашивает у меня
По-ви-зги-ва-ет – повизгивает – повизгивает во сне
Бо-да-ет-ся – бодается – коза бодается
По-драть-ся – подраться – подраться с тигром
Спра-вить-ся – справиться – справиться с ним
Физ. Минутка. Попрыгать – поиграть.
4)Чтение рассказа.
- Прочитайте про себя и найдите слова, которые подтверждают, Томка – щенок, а не взрослая собака.
(Повизгивает, лапки)
Чтение буксиром.
Чтение «догоняшки»
- А почему человек не может видеть такие сны, какие видит щенок?
1) Беседа о характерах героев.
- Действительно ли Никита может читать Томкины сны?
- Можно ли что-то рассказать о характере Томки?
Открыть доску с заданием
ВЕСЁЛЫй
ЛЮБЯТ ЖИВОТНЫХ
НИКИТА СЕРЬЁЗНЫй
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫй
ФАНТАЗЁР
А кто же такой фантазёр? вспомнить
ДП.З.- Вы хотите узнать, что было дальше?
- А продолжение попробуйте придумать сами.
V Подведение итога урока.
- Чем понравился вам этот рассказ?
- Что показалось вам необычным в нём?
- Что можете сказать об авторе этого рассказа? А о героях?
VI Рефлексия.
- В начале урока вы поделились со мной, какое у вас было настроение.
- Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок?
- Спасибо за активную работу на уроке. Оценки.
Д.З.