Михаил Зощенко "Золотые слова"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспкет урока по литературному чтнению в 4 классе (программа "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki.docx | 13.81 КБ |
literaturnoe_chtenie.docx | 29.18 КБ |
test.odt | 6.8 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Кто начал рассказывать историю о спасении пожарного? _____________________________________________________________. 2. Как дети отреагировали на рассказ? _____________________________________________________________. 3. Почему Лёля сидела как на иголках? _____________________________________________________________. 4. Как папин начальник рассказывал свою историю? _____________________________________________________________. 5. Как пап отреагировал на то, что Лёля перебила его начальника? _____________________________________________________________. 6. Как на это отреагировал сам начальник? _____________________________________________________________. |
1. Кто начал рассказывать историю о спасении пожарного? _____________________________________________________________. 2. Как дети отреагировали на рассказ? _____________________________________________________________. 3. Почему Лёля сидела как на иголках? _____________________________________________________________. 4. Как папин начальник рассказывал свою историю? _____________________________________________________________. 5. Как пап отреагировал на то, что Лёля перебила его начальника? _____________________________________________________________. 6. Как на это отреагировал сам начальник? _____________________________________________________________. |
1. Кто начал рассказывать историю о спасении пожарного? _____________________________________________________________. 2. Как дети отреагировали на рассказ? _____________________________________________________________. 3. Почему Лёля сидела как на иголках? _____________________________________________________________. 4. Как папин начальник рассказывал свою историю? _____________________________________________________________. 5. Как пап отреагировал на то, что Лёля перебила его начальника? _____________________________________________________________. 6. Как на это отреагировал сам начальник? _____________________________________________________________. |
Предварительный просмотр:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | |
I.Орг. этап. | Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Александровна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Я очень рада всех вас видеть на нашем уроке. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. | Приветствие учителя. | ||
II.Определение темы урока. | Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? Кто-нибудь из вас знает, что это за человек? Что вы можете о нём рассказать? (рассказывает учитель или дети) | Ответы детей. Ответы детей. | Наглядность. | |
III.Знакомство с автором. Проверка первичного восприятия. | Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника, в его семье было восемь детей. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. Зощенко-участник двух войн. Кем только не работал Михаил Михайлович: и сапожником, и телефонистом, и агентом, и актером. Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко. Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью. Какие произведения Михаила Зощенко вы читали? Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». М. Зощенко высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. | Ответы детей. | Слайд № 1. Слайд № 2. Выставка книг (наглядность+ слайд № 3). | |
IV.Открытие нового знания. | Сегодня мы с вами поближе познакомимся с одним из юмористических рассказов Михаила Зощенко. Рассказ этот называется «Золотые слова». Как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? Какие слова могут считаться «золотыми»? | В переносном. Слово «золотые» употреблено в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота. Слово «золотые» в переносном смысле может обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные. | Слайд № 4. | |
V.Речевая разминка. | Ло, ло, ло, на улице тепло; Ли, ли, ли, в школу мы пришли; Ок, ок, ок, начался урок; Ать, ать, ать, будем ты читать; Ко, ко, ко, Михаила Зощенко. | Дети хором читают речевую разминку со слайда. | Слайд № 5. | |
VI.Работа с учебником. (Комбинир. чтение). | Итак, мы отлично подготовились для того, что бы прочитать наше юмористическое произведение! Откройте свои учебники на странице 144. Ребята, хочу вам напомнить, о том, что когда вы читаете, вы должны рисовать у себя в голове картину, представив, этих героев, представив, ситуации, в которых оказались эти герои, почувствовать их мысли и переживания. Постарайтесь, и вы увидите, как это интересно. Конечно же, не забываем про знаки препинания, про восклиц. знаки, вопрос. знаки, голосом выделяйте речь собеседников в диалоге. -Начинаем. | |||
VII.Словарная работа. | Прельщала – стала заманчивой, приятной. Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Сардинка - небольшая морская рыбка | |||
VIII.Анализ художественного произведения. (Проверка восприятия). | 1 часть: 1)Что любил главный герой, когда был маленьким? 2) Как звали девочку? 3)Почему главный герой и Лёля любили такие ужины? 4)Что ещё служило причиной для этого? 5)Как дети вели себя за столом в первый раз? 6) Что случилось потом? 7)Найдите в тексте:
2 часть:
Найдите в тексте:
3 часть:
Найдите в тексте:
4 часть:
Найдите в тексте:
5 часть:
Найдите в тексте:
6 часть:
7 часть:
| Свои ответы дети подтверждают словами из текста. | ||
IX.Лексическая работа. | Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания. Тараторила без конца – Сидела как на иголках – Желала загладить происшествие - | говорила очень быстро без остановки. сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. исправить положение. | Работа в группах. Дети советуются и дают объяснение (Словосоч. на доске) | |
X. Индивидуальная работа с карточками. Проверка. | Ребята, я раздала вам карточки с заданиями. Вопросы читайте очень внимательно и выберите только один правильный ответ. А сейчас я хочу проверить, насколько правильно вы ответили на вопросы. У того, кто ответил на все вопросы правильно из букв должно получиться слово «молодец». | Обучающиеся отвечают на вопросы. | Раздаточный материал. | |
XI.Нравственно-этическая беседа | У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и ими нужно пользоваться. Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает золотых «волшебных слов»? (Обучающиеся работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами.) Беседа о «волшебных словах». Послушайте, что я узнала, когда готовилась к уроку. -Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасательным может стать слово милосердия и любви и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное плохое, оскорбительное слово. Исследователи выяснили, что люди, которые постоянно ругаются, обзываются, говорят плохие слова, подвержены болезням. Оскорбительное (плохое) слово не только обижает того человека, в адрес которого сказано, но причиняет вред тому, кто его произнес. -Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы говорили плохие слова? -Люди всегда обращали внимание на значение слова в жизни человека, его влияние на судьбу. Об этом писали поэты. Послушайте стихотворение Солоухина Владимира Алексеевича: Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай - не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить, И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздробить. Оно одарит иль ограбит. Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Помните, что, доброе, милосердное слово улучшает настроение, продлевает жизнь. | Ответы детей. | На карточках: Спасибо, извините, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, благодарю, прощу прощения, будьте добры. Слайд № 7 | |
XII.Подведение итогов. | Итак, с каким же произведением мы сегодня познакомились? Ребята, а мы выяснили, почему же это произведение получило такое название? Как вы думаете, почему? Вы абсолютно правы. Вашим домашним заданием будет дочитать это произведение до конца. А кто же написал этот юмористический рассказ? Для чего он писал свои юмористические рассказы? Какую «волшебную» силу имеет слово? | «Золотые слова» Нет. Потому что мы не дочитали его до конца. Михаил Зощенко. хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Ответы детей. | ||
XIII.Рефлексия. | Посмотрите, пожалуйста, на экран и продолжите любое высказывание. Ребята, спасибо вам за активное участие на нашем уроке, я очень надеюсь, что мне удастся провести ещё не один урок в вашем классе. Спасибо за внимание. | Слайд № 8 |
Предварительный просмотр:
1. Что любили дети, когда были маленькими?
У) Играть со взрослыми,
В) разговаривать со взрослыми,
М) ужинать со взрослыми
- Как вели себя дети по началу?
О) Тихо,
К) развязно,
Ю) были неаккуратны,
А) были аккуратны
- Почему гостям сначала нравилось поведение детей?
Л) Замечания детей смешили гостей,
Х) было интересно слушать детей,
И) гости сами не знали о чём говорить
- Какую историю рассказывал папин начальник?
Ы) Как спас моряка,
Р) как спас полицейского,
О) как спас пожарного,
Т) как спас офицера
- Почему Лёля сидела как на иголках?
Д) Хотела рассказать свою историю,
Б) хотела вставить своё замечание,
С) хотела выйти из-за стола,
Э) хотела поговорить с мамой
- Как на поведение детей отреагировал папин начальник?
Ч) Затрясся от гнева,
Й) выскочил из-за стола,
Е) покраснел и обратился к родителям,
Г) рассмеялся и попросил не ругать детей
- Как на всё отреагировал папа?
Ц) Запретил детям ужинать со взрослыми,
Я) поставил детей в угол,
Ж) лишил их на неделю сладкого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса
Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.
Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....
презентация "Архангел Михаил"
История Архангельска, об Архангеле Михаиле....
Презентация к уроку "Первый русский ученый Михаил Ломоносов"
Презентация к уроку "Первый русский ученый М.Ломоносов"Видеофильм о жизненном пути великого русского ученого....
Кроссворд к произведению Михаила Зощенко «Золотые слова»
Кроссворд (+ ответы).УМК "Школа России"...
Методическая разработка урока по теме «Михаил Зощенко "Золотые слова"»
Михаил Зощенко «Золотые слова»Класс – 3 УМК «Школа России»Тема – Михаил Зощенко «Золотые слова»Цель - познакомить детей с биографией и творче...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...