Упражнения по развитию навыка чтения
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Подборка упражнений для формирования сознательного правильного чтения, для развития беглости и выразительности чтения. Задания к произведениям, виды работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_razvitiyu_navyka_chteniya.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ.
1. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.
Первая группа – логические упражнения.
- что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель мал – мял мыл – мил…
- назови одним словом
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж
Ножницы, грабли, клещи, молоток, пила
Шарф, варежки, пальто, кофта
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник
Картофель, свёкла, лук, капуста
Лошадь, корова, свинья, овца
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки
Липа, берёза, ель, сосна
Курица, гусь, утка, индейка
Зелёный, синий, красный, жёлтый
- какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, жёлтый
Минута, время, час, секунда
Дорога, шоссе, тропинка, путь
Молоко, сметана, кефир, мясо
Василий, Фёдор, Иванов, Семён, Пётр
Ель, сосна, кедр, осина
Лук, огурец, морковь, яблоко
Гриб, ландыш, ромашка, василёк
- чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан
а) все одного рода б) у всех одинаковое количество букв в) по два слога
- переставь буквы и составь слово
Уклбо сноас упкс…
-составь новое слово, взяв у данных слов только первый слог
Колос рота ваза
Кора лото боксёр
Молоко нерест тарелка
- составь новое слово, взяв у данных слов второй слог
Змея рама
Пуговица молоток лава
Укор бузина тина
Поворот пороша канава
- составь новое слово, взяв у данных слов последний слог
Мебель ружьё
Соломка пора мель
Лиса бельмо полёт
Смола слеза берет
- определи связь в первой паре слов и подбери слово во второй паре
Песня – композитор, самолёт - …
Школа – обучение, больница - …
Нож – сталь, стул - …
Лес – деревья, библиотека - …
Утро – ночь, зима - …
- раздели слова на группы
Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол
Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша
Мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб
- какие слова подходят к выделенному слову?
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта
Вторая группа – игры по составлению слов.
- найди слово в слове
Гроза шутка часовщик газета поднос кустарник шоколадка ярмарка
- закончи предложение
По утрам у Айболита лечат зубы:
Збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.
- найди животное в строке
Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
- шарады
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда. ( картина )
С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу. ( кабан – чабан )
-составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М
ма ти м си ра му ло ка до
Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
- в тексте восстановить порядок предложений.
- составить текст ( 3 – 4 предложения ) по теме.
В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
На реке.
Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.
- закончи рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Дежурные.
Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…
Четвёртая группа – работа с текстом.
1. прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
2. расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на 2 вопрос.
3. задай вопросы по тексту или по части текста.
4. определи, сколько частей в тексте. Есть ль в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
Если нет заголовка, выбрать заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию соответствующую часть.
Озаглавь части.
6. выборочное чтение по вопросам.
7. пересказ по вопросам и без вопросов.
8. составление плана текста.
2. Упражнения для формирования правильности чтения.
Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. назови картинки – 5 предметов ( далее с каждым разом увеличивать на 1 предмет). Картинки открывать на 5 секунд.
2. 5 секунд показать предмет, а далее попросить его подробно описать.
3. предмет взять в руку, поднять и опустить его. После этого попросить описать этот предмет.
4. повторить созвучные пары слов.
Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
5. выбери слова на данный звук. На слух из услышанного четверостишия назвать все слова с заданным звуком.
6. встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть этот звук.
7. назови слова в классе, у которых один слог, два, три…
8. назови слова с ударным первым слогом, вторым, третьим..
9. повтори слова: кит, танк, корова, апрель…
10. перескажи прочитанный ранее текст.
11. повторить предложение, скороговорку, текст.
12. заучить четверостишие.
Вторая группа – упражнения со словами.
1. чтение слов отличающихся одной буквой.
Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял – мышка – мошка – мишка – миска.
2. чтение слов, в написании которых одинаковые буквы.
Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.
3. чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка;
3. Упражнения для развития беглости чтения.
Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.
1. работа по созерцанию зелёной точки. ( На карточке или картинке ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время, не отрывая взгляда называем предметы справа, слева, вверху внизу)
2. работа по таблицам Шульте.
Развиваем поля зрения по горизонтали.
8 4 7 22 9 14 18 7
2 1 5 3 12 6 23 20
6 3 9 21 4 1 25 15
13 5 24 11 17
10 8 19 2 16
Развитие поля зрения по вертикали.
Комплект №1. Комплект №2.
13 33 9 4 26 26 31 23 5 21
3 22 19 2 30 17 3 35 11 29
28 31 12 24 6 14 22 8 24 6
7 10 21 27 14 20 33 27 16 13
35 18 1 16 8 12 30 18 2 34
23 5 29 32 11 1 7 25 28 9
15 34 17 25 20 32 10 15 4 9
3. работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
. . .
Сок Света ива
Носки место кресло
Сам каток клетка
Кукла кукла
Магазин рак
( дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка)
4. определи разницу.
Беседа собеседник, беседовать, беседка, собеседование;
Беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог;
5. назови по прядку.
Беда, несчастье, горе. Печаль;
Буря, вьюга, позёмка. Метель, ветер, вихрь, ураган, шторм;
Плач, рёв, слёзы, рыдания;
6. кто быстрее найдёт заданное предложение в тексте.
Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.
1. артикуляционная гимнастика.
- гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
- слова, трудные для произношения;
2. скороговорки
3. бегущая лента
( через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова и надо успеть их прочитать)
4. чистоговорки
5. различные виды чтения
- шёпотом, затем громко, затем про себя;
- хоровое чтение;
- чтение в парах;
- буксир;
- чтение с убыстрением;
- чтение с переходом на незнакомый текст;
- чтение в темпе скороговорки;
- чтение – «спринт»;
- жужжащее чтение;
- скачкообразное чтение;
4. Упражнения для развития выразительности чтения.
1. чтение слова с разными оттенками интонации
2. чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации, с разными интонациями
3. упражнения для дыхания
4. упражнения для развития голоса
5. упражнения для дикции
6. чтение небольших стихов
7. чтение по ролям, в лицах
Виды работы с текстом на уроках чтения.
1. Чтение всего текста.
2. Чтение, деление на части. Составление плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Пересказ по плану.
5. Чтение нового текста, заранее подготовленного дома.
6. Чтение с сокращением текста. (Ученики убирают предложения, слова которые можно опустить, не утеряв сути произведения)
7. Чтение цепочкой по предложению, по абзацу.
8. Чтение парами.
9. Чтение «буксир».
10. Жужжащее чтение.
11. Чтение отрывка к рисунку.
12. Чтение самого красивого места.
13. Чтение отрывка к пословице.
14. Чтение отрывка выражающего главную мысль.
15. Чтение по ролям.
16. Интонационное чтение. Прочитать отрывок, который выражает грусть, радость, досаду, строгость…
17. Зачитать образные слова и описания.
18. Чтение и ответы на вопросы по прочитанному.
19. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
20. Нахождение предложения в тексте по началу или концу.
21. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказок).
22. Чтение и составление диафильма.
23. Чтение и высказывание своих непосредственных суждений о тексте.
24. Придумать другое название.
25. Чтение и пересказ при помощи жестов и мимики.
Задания к произведениям на уроках чтения.
1. Разбей рассказ на части. Мысленно нарисуй картинку к каждой части.
2. Озаглавьте каждую часть. Запишите заголовок.
3. Приготовьтесь по плану связно пересказать прочитанное, используя яркие выражения из текста.
4. Кратко перескажи прочитанное.
1. Внимательно прочитай рассказ. Выбери яркие слова и образные выражения. Приготовьтесь объяснить их.
2. Приготовьтесь ответить на вопросы в конце рассказа.
3. Определите главную мысль прочитанного.
1. Прочитайте внимательно текст. Определите главную мысль.
2. Попытайтесь представить прочитанное.
3. Дайте свою оценку героям и событиям.
4. Приготовьтесь выразительно безошибочно читать, соблюдая паузы и ударения.
1. Прочитайте внимательно. Выберите из текста сравнения, образные выражения, употреблённые в переносном смысле.
2. Подумайте, почему автор использовал их?
3. Подберите к данным совам синонимы.
4. Какие кадры можно изобразить к сценарию этой басни?
1. Прочитайте стихотворение.
2. Подумайте, какие чувства автора в нём выражены? Чем можно объяснить эти чувства?
3. Какими образными словами автору удалось выразить чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
4. Подумайте, какие картины можно нарисовать к этому стихотворению.
5. Приготовьте выразительное чтение стихотворения.
Вопросы, активизирующие аналитическую и эмоциональную реакцию ученика.
1. Хотелось бы тебе дружить с героем?
2. Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте?
3. Как ты думаешь, правильно ли вёл себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе?
4. Что способствовало или вынудило героя прийти именно к такому решению?
5. Что тебе нравится или не нравится, отталкивает в герое, в особенностях его поведения?
6. Тебе нравится его отношение к людям?
7. А ты мог бы мне помочь понять, чем именно вызвано такое отношение к герою?
8. Что бы ты мог посоветовать герою?
9. Хотел бы ты включиться в события, происходящие в произведении?
10. Что бы ты предпринял, если бы оказался в такой же ситуации?
11. Как бы ты вмешался в происходящие события?
Вопросы к поэтическому произведению.
1. Что возникает перед твоими глазами, когда ты читаешь эти строки?
2. Слышишь ли ты музыку, когда читаешь эти строки?
3. Какая музыка: грустная или весёлая, танец или марш?
4. Какие словосочетания тебе больше всего нравятся?
5. Какое состояние природы нарисовано поэтом? Как он относится к изображаемому?
6. Какие строки стихотворения говорят о том, что это стихотворение передаёт, например: нарастающее напряжение, волнение в природе, состояние покоя, безмятежности, дремоты или же какое другое состояние?
7. Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы?
8. Каким человеческим чувствам оно соответствует? Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал? О чём он думал или мечтал в тот момент?
9. Когда бы ты захотел вновь перечитать эти строки? В каком случае? В какой обстановке?
Вопросы, нацеленные на понимание роли автора в произведении.
1. В чём убеждает тебя это произведение?
2. Какие эпизоды в рассказе тебе понравились больше всего?
3. Как автор произведения относится к герою? Как он оценивает его поведение, его отношение к окружающим людям? Что в произведении доказывает именно такую оценку автора?
4. Какие конкретные факты, высказывания действующих лиц, события свидетельствуют именно о таком отношении автора, о такой его оценке событий и героев книги (рассказа).
5. Как ты думаешь, зачем автор написал это произведение?
6. Что хотел сказать писатель свом произведением другим людям? Какие мысли, чувства, убеждения он хотел передать своим читателям?
7. Как ты считаешь, удалось ли автору добиться своей цели?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.
В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках для формирования навыка чтения целыми словами....
Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
Необходимость овладения детьми навыком чтения как залогом успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Система тренировочных упражнений решает эту задачу. Только не ...
Сборник упражнений по развитию полноценного навыка чтения
Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников....
Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников
В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...
Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"
Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....
Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении
В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...
Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.
Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...