литературоведение
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Осипова Людмила Валентиновна

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturovedenie_kruzhok_3_klass.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

        

Пояснительная записка.

     Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по    школьной программе;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

     Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

    Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

    Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

    Для  решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка  для учащихся 2 классов «Учимся любить книгу»  в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.      

Программа нацелена на решение следующих задач:

     развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

   формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

   обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

   формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

   обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

   расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

   обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

   работать с различными типами текстов;

   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

                                 Цель данной программы:

  Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

    Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой  отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

      На занятиях дети так же знакомятся с  литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

    Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 8-9 летнего возраста.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

    Дополнительная образовательная программа «Литературоведение» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Формы и режим занятий

   Занятия учебных групп проводятся 1 раз  в неделю . Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации  занятий:

  • занятие-диспут;
  • занятие-спектакль;
  • занятие-праздник;
  • занятие-интервью;
  •  интегрированное занятие;
  • конференция;
  • устный журнал;
  • конкурсы;
  •  литературные встречи;
  • литературная гостиная;
  •  литературный ринг и т. д.

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

    Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

      Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

       Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

       При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными

понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

    Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

                         Ведущие принципы программы литературного кружка

 Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

   Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное

установление связей между всеми другими видами искусства.

      Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

     В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

    Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

       Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Ожидаемые результаты (личностные и общепредметные компетенции).

 Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

  • психолого-диагностические методики.

          Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: (метапредметные УУД):

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в литературных олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Тематическое планирование занятий

№ п/п

    дата      

 

Наименование тем курса

Всего часов

Виды деятельности

по    плану

Факт.

1-2

01-5.0908-12.09

. Введение.  Стихи о школе и детях

«Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»

2

По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть. Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения.

3

15-19.09

Путешествие в страну Литературию.

1

Принести любимую книгу, рассказать о содержании и об авторе (если есть).

4

22-26.09

 Истории рождения сказок.

Виды сказок.

1

Организовать выставку книг. Определение особенностей жанра сказок

5-6

29-03.10

06-10.10

 Русские народные сказки. Сказки народов мира. Мои любимые сказки (инсценировка).

2

Пересказ по иллюстрациям. Разыгрывание сказки по ролям.

7-8

13-17.10

20-24.10

  Подготовка к празднику «День матери»

2

Разучивание стихотворений наизусть, отработка инсценировок.

9-10

27-31.10

10-14.11

.  «Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце».

2

Сочинение сказки о неживом предмете (портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)

11-12

17-21.11

24-28.11

Творческие поиски. «Меняем сказку».

2

Изменение  начала,

концовки,

сюжета сказки. Создаём свои сказки.

13-14

01-05.12

08-12.12

Подготовка к конкурсу чтецов «Белый снег кружиться над землей».

2

Поиск стихотворения о зиме. Разучивание стихотворений,  оформление. Конкурс на лучшего чтеца в классе.

15-16

15-19.12

22-26.12

 «На ярмарке»

2

Выделение отличительных особенностей русского фольклора.  Выучить потешку, небылицу, чистоговорку. Конкурс на лучшего чтеца.

17-18

12-16.01

19-23.01

Подготовка к Новогоднему представлению.

2

Подбор произведений, новогоднего материала для проведения   театрализованные представления с приглашением родителей.

19

26-30.01

Литературное лото «Герои книг — мои герои».

1

Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию.

20-21

02-06.02

09-13.02

. Откуда пришла книга.

2

Сбор информации, учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.

22-23

16-20.02

23-27.02

Правила поведения в библиотеке

2

Составить свои правила поведения в библиотеке, посещение библиотеки.

24-25

02-06.03

09-13.03

Подготовка к празднику  «Самая прекрасная на свете». (Посвященный  мамам.)

2

Разучивание стихотворений наизусть, отработка инсценировок.

26-27

16-20.03

30.03-03.04

 Мы идем в театр.

2

Изготовить программу по произведению «Помогла» Г. Ладонщикова.

28-29

06-10.04

13-17.04

Книжкина неделя: «Книга –твой друг, береги ее».

2

Подбор репертуара и репетиция к празднику книжкина неделя

30-31

20-24.04

24.04-01.05

 «Никто не забыт, ничто не забыто».

2

Совместное чтение книг о ВОВ. Подобрать пословицы и поговорки  о Родине.

Выделение для себя нравственных качеств.

32-33

04-08.05

11-15.05

Обобщающее занятия

2

Подготовка к КВН, КВН «В стране Читалии».

34

18-22.05

Итоговое диагностирование

1

Тестирование по выявлению читательского кругозора.  Оформление уголка летнего чтения.

Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

   Оборудование: столы; стулья;компьютер, проектор, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

Используемая  литература:

1.  Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2.  Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005.

3.  Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4.  Что такое? Кто такой?  М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

5.  Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.:      Флинта - наука, 2001.

6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

8.  Светловская Н.Н.,  Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.

    М. Просвещение, 1985.

9.  Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

11. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературоведение

внеурочная деятельность...