Тексты для проверки чтения в 4 классе ФГОС
материал по чтению (4 класс) на тему

Кольмай Надежда Ивановна

Мать-и-мачеха.     Н. Нуждина (214 слов)   Работа с текстом. Вопросы и задания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverka_tekhniki_chteniya_4_klass_1_chetvert.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

4-й класс

Мать-и-мачеха

      Ты, наверное, видел рано весной на оттаявших пригорках маленькие золотисто-жёлтые цветы. Они похожи на одуванчики. Такие же ярко - жёлтые, только мелкие. Это цветы мать-и-мачехи.

    Они появляются на голой бурой земле, когда кругом нет ни одного зелёного росточка. Ещё вчера здесь лежали остатки грязного снега. Когда же успели вырасти и расцвести эти храбрые цветы на коротких чешуйчатых стебельках?

     Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Пригрело весеннее солнце и освободило золотоголовых пленников.

      Мать-и-мачеха раскрывает свой цветок только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни он спит, сложив лепестки в бутон и опустив   головку.

     Посмотри внимательно на стебелёк. Он покрыт пушком, как шубкой.  Пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью.

     Мать-и-мачеха – необычное растение. Сначала она цветёт, а потом  отращивает  листья.  И  листья  у  неё  необычные.  Верхняя  сторона гладкая,  блестящая  и прохладная.  Нижняя сторона  покрыта белыми волосками, тёплая и мягкая. Тёплая сторона – мать, а холодная – мачеха.

     Среди  летней  зелени  мало  кто  обращает  внимание  на  широкие листья  мать-и-мачехи.  А  между  тем  это  лекарственное  растение. Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

    Такой  вот  замечательный  цветок  мать-и-мачеха.  Ранней  весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Н. Нуждина

(214 слов)

Фамилия, имя______________________________________________________

Прочитай текст «Мать-и-мачеха» Н. Нуждиной. Отметь утверждения,

соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какой из месяцев появляются первые цветы мать-и-мачехи?

а) В марте;

б) в апреле;

в) в мае;

г) в июне.

2. Подтверди свой выбор месяца, опираясь на информацию текста.

Ответ запиши 2–3 предложениями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему первые цветы появляются на пригорках?

а) Цветы лучше увидят бабочки;

б) на них не наступят люди и животные;

в) на пригорках снег тает быстрее;

г) на пригорках больше влаги.

4. В чем секрет быстрого появления цветов мать-и-мачехи?

а) Мать-и-мачеха расцветает под снегом;

б) мать-и-мачеха цветёт круглый год;

в) цветы мать-и-мачехи никогда не вянут;

г) растение появляется из земли с распустившимися цветами.

5. Почему автор назвал цветы мать-и-мачехи «златоглавыми пленниками»?

 Ответ выпиши из текста.

6. Вспомни, какие цветы раскрываются навстречу солнцу. При необходимости воспользуйся справочным материалом или Интернетом.

а) Одуванчика;

б) василька;

в) мать-и-мачехи;

г) ромашки.

7. Какие приспособления защищают стебелёк цветка от солнца и холода?

а) Кора;

б) чешуйки;

в) пушок;

г) скорлупки.

8. Какое определение даёт автор цветкам за раннее появление?

9. Почему ранней весной не видно листьев растений? Ответ оформи в виде предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Почему это растение называют «мать-и-мачеха»? Ответ выпиши из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. За какие заслуги мать-и-мачеху называют лекарственным растением? Ответ оформи в виде предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Восстанови с помощью цифр деформированный план текста.

а) Какие приспособления защищают стебель от солнечных ожогов и холода?

б) В чём необычность этого растения?

в) Появление первых цветов на оттаявших пригорках.

г) Почему мать-и-мачеху называют лекарственным

растением?

д) В чём секрет быстрого появления цветов мать-и-мачехи?

е) Почему цветы мать-и-мачехи нельзя увидеть в пасмурный день?

13. Придумай два вопроса, ответы на которые есть в тексте. Начни вопросы со слова почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Определи, в какой из сборников ты можешь поместить этот текст.

а) Рассказы о природе;

б) сказочные истории;

в) энциклопедия;

г) толковый словарь.

Мать-и-мачеха

   На пригорках давно уже появились кучки стебельков мать-и-мачехи.

Каждая кучка –  семейка.  Стебельки  постарше  – стройные, держат головку  высоко,  а  к  ним  прижимаются  маленькие,  толстенькие, неуклюжие.

    Есть совсем смешные, стоят, сгорбившись, опустив головку, – точно стесняются, оробев ли, выглянув на белый свет. Каждая семейка выросла из подземного корневища. В нём был с осени отложен запас пищи.

   Теперь он постепенно тратится, но его должно хватить на всё время цветения. Скоро каждая головка превратится в жёлтый лучистый цветок, точнее, не в цветок, а соцветие – целое собрание маленьких, тесно прижатых друг к другу цветочков.

   А  когда  они  начнут  отцветать,  из  корневища  вырастут  листья  и примут на себя заботу – наполнить корневища новым запасом пищи.

Н.М. Павлова

(108 слов)

 Фамилия,имя______________________________________________________

Прочитай текст «Мать-и-мачеха» Н.М.Павловой. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. Если в данном тексте не найдёшь ответы на поставленные вопросы, воспользуйся текстом «Мать-и-мачеха» Н.Нуждиной.

 1. В какое время года появились на пригорках кучки стебельков мать-и-мачехи?

а) Зимой;

б) весной;

в) летом;

г) осенью.

2. Как ты думаешь, почему закрыты и опущены головки цветов на пригорке? Ответ оформи в виде предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Откуда берёт пищу каждая семейка цветов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какой похожий на мать-и-мачеху цветок также накапливает запас питательных веществ? При необходимости воспользуйся справочной литературой или Интернетом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Как учёные называют цветки мать-и-мачехи?

а) Корзинка;

б) метёлка;

в) кисть;

г) соцветие.

6. Какая часть растения принимает на себя заботу наполнять корневища новым запасом пищи?

а) Цветок;

б) стебель;

в) листья;

г) корни.

7. Какие образные выражения используют авторы-рассказчики, описывая эти замечательные цветы? Приведи 2–3 примера.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Определи, в какой из сборников ты можешь поместить этот текст.

а) Рассказы о природе;

б) сказочные истории;

в) энциклопедия;

г) толковый словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки выразительности. 4 класс

Данный текст рекомендован для поверки выразительности чтения у учащихся 4 класса....

Тексты для проверки чтения в 4 классе ФГОС

Тексты для проверки техники чтения в 4 классе. Работа с текстом....

Тексты для самозамера чтения 1 класс.

Чтение – это одно из важных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальной школы. Вопрос: как сде...

тексты для техники чтения 1 класс

Большое количество текстов для проверки техники чтения в 1 классе...

Тексты для проверки в 1 классе

Тексты для проверки в 1 классе...

Работа с текстом по литературному чтению. 2 класс. Программа "Школа России".

Предлагаю несколько вариантов работы с текстом по литературному чтению. Их можно использовать во втором полугодии первого класса или в начале второго класса для того, чтобы учить детей осмысленному чт...

Тексты для проверки чтения во 2 классе

Материал содержит тексты для проверки чтения в первом и во втором полугодии 2 класса...