Кладовая мудрости
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Рубан Елена Александровна

Урок литературного чтения, 2 класс, раздел "Устное народное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kladovaya_mudrosti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Устный журнал «Кладовая мудрости». (устное народное творчество)

Цели: - познакомить учащихся с жанрами устного                              народного творчества;

- расширить кругозор учащихся;

  • привить интерес и любовь к творчеству русского             народа, уважение к традициям русского народа.

Оборудование: - иллюстрации к сказкам;

  • кроссворд;
  • макет журнала;
  • макет аквариума;
  • пословицы;
  • маски и костюмы;
  • орден «Знаток»;
  • наградки и грамоты.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Познакомить детей с гостями.

Обратить внимание на внешний вид учащихся, на готовность детей.

  1. Основная часть.

  1. Вступительное слово учителя.

У. – Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об устном народном творчестве.

- А кто мне скажет, что такое устное народное творчество?

- Устное народное творчество – это всё то, что придумывали, сочиняли, пере-давая из уст в уста, т.е. рассказывали на протяжении веков.

- Ребята, подскажите мне, а что могли люди сочинять и передавать своим потомкам?

- Это, ребята, пословицы, поговорки, байки, былины, сказки, загадки, напевки и многое другое. И всё это относится к устному народному творчеству и называется – жанрами устного народного творчества.

   - Сегодня я предлагаю совершить познавательную экскурсию по страницам журнала, который называется «Кладовая мудрости».

- Самые активные дети за правильный ответ будут награждаться орденом - «Знаток».

  1. Путешествие по страницам журнала.

Пословицы.

У. – Итак, первая страница нашего журнала – пословицы.

(открываю журнал на первой странице)

Дети читают стихи:

Пословицы  недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей.

Давайте вспомним их, друзья.

У. – Ребята, на доске вы видите макет аквариума, в котором «плавают» рыбки. Эти рыбки не простые:

Эта рыба не простая,

Постепенно возникая,

Говорит она с тобой.

Труд для разума и взгляда:

Слова все поставить надо

Друг за другом в чёткий строй.

Строчки ждут! Вникай в детали!

Слово то поставь в начале,

Где всего одна черта.

После то, где две скрестились.

Что же дальше получилось?

Строго выбери места,

Вмиг прочтётся всё тогда!

У. – Каждая рыбка с номером, под таким же номером карточка со словом. Если мы правильно, по порядку, поставим слова, то сможем прочитать зашифрованную пословицу.

(Тот, кто хочет много знать, тот не может долго спать.)

У. – Прочитайте. Как вы понимаете эти слова?

- Какие ещё пословицы вы знаете?

Поговорки.

(открываю журнал на второй странице)

У. – Следующая страница нашего журнала – поговорки.

Поговорки – это маленькие меткие выражения, которые мы часто употребляем в своей речи. Вы часто их слышите, но не всегда понимаете их значение. Я расскажу вам о некоторых из них.

«Бить баклуши»

Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «перестань бить баклуши». Эта поговорка существует со времён, когда делали деревянные ложки, чашки и другую посуду. Для этого надо было отколоть, отбить от дерева кусочек – «баклушу». Эту работу поручали помощникам, т.к. она была несложная, не требующая особого умения. Отсюда и выражение – «бить баклуши», т.е. заниматься лёгким, пустячным делом.

«Заруби себе на носу»

Эта поговорка означает, что надо запомнить что-то крепко-накрепко, навсегда. Но слово «нос» не означает наш обычный нос, орган дыхания. Как это ни странно, оно значит – памятная дощечка для записей. В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и на них делали все возможные заметки, зарубки на память.

III.ФИЗМИНУТКА.

    (дети декламируют стихотворение, повторяя за аистом движения)

  • Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

(аист отвечает)

  •   Топай правою ногой,

                Топай левою ногой.

                Снова – правою ногой,

                Снова – левою ногой,

                После – правою ногой,

                После – левою ногой,

                Вот тогда придёшь домой.

Загадки.

(открываю журнал на странице «Загадки»)

У. – Следующая страничка нашего журнала – загадки.

Загадка – это такое изображение предмета, которое нуждается в разгадке, в истолковании.

- Сейчас мы проверим, как вы умеете разгадывать загадки:

Чёрные птички

На каждой страничке.

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.

                                    (буквы)

        

Белая чайка

По чёрному полю скакала,

След за собой оставляла.

                                           (мел)

Есть, друзья,

Такая птица,

Если сядет на странице,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья.

                                         (оценка)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.

                                           (дневник)

Проживают в умной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их,

Но братья эти

Сосчитают всё на свете.

                                              (цифры)

Чёрный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт.

                                               (карандаш)

Стоит дом.

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт.     (школа)

Сказки.

У. – И наконец, последняя страничка нашего журнала. Но вот беда – охраняет её Змей Горыныч, чтобы узнать, о чём пойдёт речь, нам придётся разгадать кроссворд, который приготовил для нас Змей Горыныч.

Вопросы:

  1. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.   (лиса)

  1. У неё рога – длинней хвоста,

Есть семеро ребяток –

Маленьких козляток.      (коза)

  1. Клохчет, квохчет,

Детей созывает.

Всех под крыло собирает.  (курица)

  1. Бежит с горы,

Прижав ушки.       (заяц)

  1. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный.  (волк)

  1. Скачет зверушка,

     Не рот, а ловушка.

     Попадают в ловушку

     И комар и мушка.           (лягушка)

У. – По горизонтали, по цветному полю, мы прочитаем слово и узнаем, чему будет посвящена последняя страничка нашего журнала.

(дети читают слово «сказки», и я открываю страницу «Сказки»)

- Вы любите сказки?

 - В сказках рассказывается о добрых и злых волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных царевнах, о Бабе Яге, о Кощее Бессмерт-ном и многом другом.

У. – Ребята, посмотрите на доску. Перед вами иллюстрации к известным сказкам, рассмотрите их внимательно.

- Кто вспомнил героев и название сказок?

Дети называют следующие сказки: «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Крошечка-Хаврошечка».

   

У. – А кто написал эти сказки, кто их автор? (народ)

- Да, ребята, эти сказки сочинил народ, и поэтому они называются – русские народные сказки.

У. – Ребята, а вы хорошо помните содержания сказок? А я сейчас проверю. Я предлагаю немножко поиграть: я буду вам читать слова из сказок, а вы мне называть – из какой это сказки.

«Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах. Несу косу на плечах: хочу лису посечи! Слезай лиса с печи!»  («Лиса и заяц»)

«Кто сидел на моём стуле, …кто ел из моей миски, …кто спал на моей кроватке?»   («Три медведя»)

« Не садись на пенёк, не ешь пирожок…»     («Маша и медведь»)

«..Отведай моего пирожка, тогда я и спрячу тебя».    («Гуси-лебеди»)

У. – Молодцы, ребята, вы действительно хорошо знаете сказки.

А сейчас я предлагаю посмотреть инсценирование сказки «Лиса и журавль».

  1. Заключительная часть.

У. – Вот и перелистнули мы последнюю страничку журнала, который познакомил нас с устным народным творчеством, с его жанрами.

- Что относится к устному народному творчеству?

- Почему называется устное народное творчество?

- Ребята, как вы думаете, почему журнал называется «Кладовая мудрости»?

- Надеюсь, что вы сегодня узнали для себя много нового и интересного. И я тоже узнала о вас, что вы умеете внимательно слушать, активно и дружно отвечать на вопросы. Давайте посчитаем ваши «ордена» и узнаем, кто сегодня был самым внимательным, самым эрудированным и самым активным.

Самый, самый получит «Грамоту Знатока».(вручение наградок и грамот)

У. – Вы большие молодцы. Всем спасибо. Занятие окончено.

Литература:

  1. В. В. Волина  Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1997.- 384с.

  1. Н. В. Новоторцева. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 240с.

  1. Э. Г. Кузнецова. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. / М.: «Аквариум», 1999.- 240с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кладовая педагогического мастерства

Материал к районному конкурсу "классный самый классный". Из опыта работы....

Чудесная кладовая

Представлен конспект урока  по курсу «Кубановедение» в 3 классе. Учащимся предоставляется возможность приоткрыть дверь в огромный мир природы, почувствовать себя исследователями. В ходе урока фо...

природная кладовая алтая

"Природная кладовая Алтая" - сценарий праздника,  посвященный 75-летию Алтайского края. В разработке представлен материал для учащихся 1-2-х классов, прилагается презентация. поскольку школа - ре...

Кладовая педагогического мастерства "Партнерство классного руководителя и семьи"

Если спросят меня: " Кто я?" Ответить однозначно нельзя. Я- мама, я- женщина, я- учительница! Учитель- это не просто профессия, это образ жизни. А я не просто учитель. Я- первая учительница! Родители ...

кладовые земли

кладовые земли...

Классный час: "Лес – чудесная кладовая."

Расширить представление детей о  лекарственных растениях; познакомить с Красной книгой природы, растениями и животными, занесенными в нее; раскрыть величие и красоту природы родного края; в...

Классный час «Старость-кладовая мудрости».

Цели и задачи:воспитание чуткости, внимательного отношения к пожилым людям;воспитание уважения к пожилым людям;усвоение этических норм поведения с людьми старшего возраста...